Лицей - призер регионального конкурса "Лучшая инклюзивная школа" , руководитель проекта педагог - психолог Бесова И.Ю.

Бесова Инна Юрьевна

Конкурс "Лучшая инклюзивная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_uchastnika.docx31.1 КБ
PDF icon luchshaya_inklyuzivnaya_shkola.pdf786.36 КБ

Предварительный просмотр:

АНКЕТА УЧАСТНИКА

Регионального этапа VIвсероссийского конкурса

«Лучшая инклюзивная школа России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Лицей № 5»

  1. Общие сведения

Населенный пункт

Город Мценск Орловской области

Дата основания образовательной организации

1 сентября 1973 года

С какого периода реализуется модель инклюзивного образования

 С 2013 – 2014 учебного года в лицее начала реализовываться модель инклюзивного образования. Со второго класса в условиях инклюзии стали обучаться четверо детей (по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития).

В 2014 - 2015 учебном году в условиях инклюзивного образования обучалось уже 10 детей.

2015 – 2016 учебный год -  12 детей

2016 – 2017 учебный год – 13 детей  

2017 - 2018 учебный год – 15 детей  

С 2015 года реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда».

Контингент образовательной организации

По состоянию на 30.05.2019 года в лицее обучаются:

на уровне НОО-208 чел.

на уровне ООО-263 чел.

на уровне СОО-46 чел.

Всего: 517 чел.

Из них 36 обучающихся с ОВЗ, что  составляет  7 % от общего количества обучающихся.

Среди обучающихся с ОВЗ присутствуют обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи – 11 человек; задержкой психического развития - 10 человек;  умственной отсталостью – 12 чел.  (из них – 10 человек воспитанники детского дома – интерната для детей с умственно – физическими недостатками); с нарушением опорно-двигательного аппарата – 1 человек и функциональными нарушениями организма – 2 человека. 24 ребенка получают образование в условиях полной инклюзии, 12 обучаются на дому (10 из них воспитанники дома – интерната для детей с умственно – физическими недостатками; 2 ребенка   обучаются в условиях частичной инклюзии – отдельные занятия по дополнительным программам и программам внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия посещают совместно со всеми обучающимися класса.

Реализуемые образовательные программы:

  • Основная образовательная программа НОО
  • Основная образовательная программа ООО (ФГОС 5−9)
  • Основная образовательная программа среднего общего образования (по стандартам 2004 г.)
  • Программы дополнительного образования
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования   обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
  • Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования  обучающихся  с задержкой психического развития. Вариант 7.1
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.1

Наличие доступной среды

В целях реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы  в 2015 году в лицее были созданы условия для обучения и детей с особыми образовательными потребностями, а именно: универсальная безбарьерная среда для беспрепятственного доступа (ремонт входной группы, расширение дверных проёмов, выравнивание полов, обустройство подъездных путей и входа в лицей, наличие переносного и стационарных пандусов,  нанесение латеральной разметки и установка информационных табличек для детей с нарушением зрения, бегущая строка для обучающихся с нарушением слуха).

В лицее реализуется Программа психолого – педагогической и социальной адаптации обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе "Мы вместе".

Наличие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения

Педагог – психолог – 1,5 ставки (на 36 обучающихся)

Социальный педагог – 1 ставка (на 26 обучающихся)

Учитель-логопед (0,5 ставки)    (на 11 обучающихся)

За последние три  года педагоги лицея приняли участие в обучающих вебинарах по проблемам образования  детей с ОВЗ. 15 педагогов имеют соответствующие сертификаты об участии в вебинарах и видеолекциях. 8 педагогов повысили квалификацию на курсах повышения квалификации по вопросам обучения детей с интеллектуальными нарушениями. В рамках реализации программы «Доступная среда» два человека прошли обучение в МГПУ по дополнительной профессиональной программе: «Организация инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях».

Ведомственное и межведомственное взаимодействие

В рамках инклюзивного образования лицей организует деятельность с различными структурами:

Взаимодействие в системе образования

  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Мценска «Детско-юношеский центр»
  • Муниципальное бюджетное учреждение «Мценский городской краеведческий музей имени Г.Ф. Соловьёва»
  • Муниципальное бюджетное учреждение города Мценска для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
  •  Мценская Городская Общественная организация  «Всероссийское общество инвалидов»

Взаимодействие в системе здравоохранения:

  • БУЗ Орловской области "Мценская ЦРБ"

Управление внутренних дел

  • Отдел по делам несовершеннолетних МО МВД «Мценский»

 Управление социальной защиты

  • Органы опеки и попечительства г. Мценска

2.  Существующая инклюзивная модель образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации

Нормативно-правовые документы(федерального, регионального и муниципального уровней) и локальные акты организации, регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Федеральные :

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 №273- Ф3)

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.10.2014 № 05-359 «Лицензионные требования к образовательной организации обучающих детей с ОПЗ»;

Письмо Минобрнауки России и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от  05.03.2010 № 02- 52-3-10-ин «Методические рекомендации по организации и проведению ЕГЭ для лиц с ОВЗ»,

Приказ Минобрнауки России от 7.06.2013 ИР-535/07 «Об инклюзивном и коррекционном образовании»

Приказ Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Постановление от 17.03.11г. №175 О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы»

Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20.09.2013 года

№ 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

Письмо министерства образования РФ 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме»

Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. №593 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел

«Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189

Приказы Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта   начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», от 19.12.2014 г. №1599«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приложение к письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. №28-51-513/6 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования

Региональные:

Приказ Департамента образования  Орловской области от 19 июля 2018  года № 1125 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителе й (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей – инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»

Приказ Департамента образования и молодежной политики Орловской области  от 16 октября 2015 г. № 1096 «Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ) в образовательных организациях Орловской области, реализующих адаптированные основные образовательные программы»

Закон Орловской области "О гарантиях прав ребенка и Орловской области» от 22 августа 2005 г. № 529-03

Локальные:

Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам

Приказ «О создании рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому

Положение об обучении детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Приказ «Об утверждении Положения о специальной индивидуальной программе развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ г. Мценска «Лицей № 5»»

Положение о логопедическом пункте

Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме МБОУ г. Мценска «Лицей № 5»

Финансовые условия реализации модели

Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР ребенка - инвалида в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями реализации АООП, требованиями к наполняемости классов в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 г.

Рабочие места специалистов сопровождения оборудованы в соответствии с требованиями к организации специальных условий получения образования для детей – инвалидов и детей с ОВЗ:

- оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием (бегущая строка;  парта с регулировкой уровня высоты для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата;  стул школьный, регулируемый по высоте;  стол обеденный, светильник настольный для детей с нарушением зрения; источник бесперебойного питания; моноблок для начальной и средней школы; оборудование рабочего кабинета педагога – психолога интерактивным комплексом);

- оснащение специальным диагностическим и тренировочным комплексом «Волна», основанном на методах функционального биоуправления, диагностическим компьютерным  инструментарием для  психолога.

Цель реализации модели

Обеспечение равного доступа к образованию

для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных

потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 Федерального закона РФ

от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Задачи реализации модели

  • создание инклюзивной образовательной среды, способствующей

гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и

социального окружения;

  • создание условий для развития потенциальных возможностей детей с

ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

  • организация системы эффективного психолого-педагогического

сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико - консультативное, коррекционно-развивающее, социально - трудовое направления деятельности;

  • оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных

представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них

адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных

подходов к проблемам семейного воспитания.

Описание модели

   Образование детей с особыми образовательными потребностями в условиях лицея базируется на идее принятия индивидуальности каждого отдельного ученика.       В условиях лицея специалисты оказывают детям с особыми образовательными потребностями всестороннюю помощь. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

   Организованный учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении помогает раскрывать каждого ученика с помощью глубокого, точечного индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.

   Психолого-педагогическая служба образовательного учреждения учитывает, как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику, учителям и родителям для достижения успеха.    В процесс создания инклюзивной среды включены все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, служба сопровождения, медицинский работник и родители обучающихся.

   Модель сопровождения ребенка с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также выбора вариативных форм получения образования.

  Для каждого обучающегося составлен индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ, заключен договор с родителями (законными представителями), имеется согласие родителей на обучение ребенка по рекомендованной образовательной программе.

Результаты реализации модели:

Увеличение количества  и эффективности необходимых  мероприятий, обеспечивающих   комплексный подход к решению социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • участие в городском мероприятии «Фестиваль кукол», проводимом совместно с Мценской Городской Общественной организацией  «Всероссийское общество инвалидов», приуроченном «Году Театра»

Успешное полное инклюзивное включение  детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум:

  • В прошлом учебном году наши дети приняли участие в областном   конкурсе по «Защите прав детей», в городском конкурсе, посвященному Году экологии.  В лицейском конкурсе «Новогодняя игрушка – 2018» смогли поучаствовать все обучающиеся с ОВЗ.  

Успешная социально-психологическая адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей:

  • Участие обучающихся с ОВЗ в Неделях инклюзивного образования
  • Участие в городском конкурсе «Дети, техника, творчество, 1 место, обучающийся 6 класса»
  • Участие обучающихся с ОВЗ в предметных олимпиадах и творческих конкурсах

Совершенствование  системы  выявления, учета и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

  •  договор о сотрудничестве с МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 9»

Повышение   качества  комплексных  реабилитационных и профилактических мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • использование диагностического и тренировочного комплекса «Волна», основанном на методах функционального биоуправления;
  • работа специальной медицинской группы

Теоретическая и практическая ценность

Теоретическая ценность:

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 15% от общего состава школьников.   Успешность включения детей с особыми образовательными потребностями зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок  с ОВЗ.

Практическая ценность:

Внедрение мероприятий психолого – педагогической и социальной адаптации  детей с ограниченными возможностями здоровья, дающих оптимальный образовательный маршрут и коррекционную помощь, необходимую для максимальной реабилитации их образовательного потенциала.

Была ли модель апробирована, если да – как долго проводилась апробация

Модель апробируется с 2013 – 2014 учебного года

Возможность использования модели в условиях иной образовательной организации

Использование модели возможно в любой образовательной организации в соответствии с законодательством РФ в части получения образования детьми с особыми образовательными потребностями

Наличие изданных публикаций с описанием действующей модели

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы опубликована в методическом журнале «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», № 2, 2016, (Издательство Центр «Педагогический поиск» г. Москва)

Программа коррекционной работы опубликована в методическом журнале «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», № 6, 2015г.  (Издательство Центр «Педагогический поиск» г. Москва)

Индивидуальная коррекционно – развивающая работа с младшими школьниками размещена в научно – практическом журнале «Завуч начальной школы», № 1, 2015 г. (Издательство Центр «Педагогический поиск» г. Москва)

В 2015 году образовательная организация приняла участие во Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении», посвященному памяти В.Караковского. Опыт по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями был отмечен Дипломом  I степени (результаты конкурса - http://www.ppoisk.com/konkurs_12-itogi.htm)

В 2016 году лицей стал Дипломантом Первой Всероссийской дистанционной конференции «Управление  учебно – воспитательным процессом в школе»  http://www.ppoisk.com/seminar1-itogi.htm

3. Дополнительные материалы

Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях реализации модели

В силу своих психофизических возможностей обучающиеся с ОВЗ посещают дополнительные образовательные программы как в лицее, так и в других учреждениях дополнительного образования г. Мценска. По дополнительным образовательным программам   обучаются  22  ребенка с ОВЗ.  Из них 20 человек посещают занятия только в лицее, 1 ребенок посещает внеклассные и внеурочные занятия как в лицее, так и в ДК «Металлург» (танцевальная студия), 1 ребенок –  занятия  в ДК «Металлург» (кружок «Моделирование»).

Дополнительные сведения об образовательной организации

Основная документация, регламентирующая деятельность образовательной организации по работе с детьми с ОВЗ, представлена на официальном сайте МБОУ г. Мценска «Лицей № 5» в разделе «Инклюзивное образование».

https://лицей-5.рф/inklyuzivnoe-obrazovanie/ 

Достоверность сведений, представленных в Анкете участника регионального этапа YI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» подтверждаю:

Директор ________________О.Н. Титова


Предварительный просмотр: