Урок-суд над Печориным

Зайцева Светлана Николаевна

Литературный суд над Печориным, главным героем романа М.Ю. Лермонтова.

 

Учитель русского языка и литературы Зайцева С.Н.

Цели:

  1. Сделать окончательный вывод о герое этого произведения, разобраться в его поступках.
  2. Использовать на уроке межпредметные связи с историей, правом, обществознанием.
  3. Повысить культуру поведения, отношений, речи. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности

Тип урока: урок обобщения знаний

Форма урока: урок – суд

Ход урока

Учитель: Сегодня мы снова говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова. Мы заканчиваем  знакомство с его романом “Герой нашего времени”. Цель сегодняшнего урока: сделать окончательный вывод  о герое этого произведения и попытаться разобраться в его поступках. Урок будет необычным. Мы построим его в виде судебного заседания .Каждый из учеников во время нашего урока побывает на месте кого-либо из героев романа или выступит в роли свидетелей  и присяжных заседателей.  Кроме того, у нас будут выступать обвинитель и защитник господина Печорина. Себе я отвожу роль судьи, оставляя за собой право задавать вопросы, делать выводы, то есть вести заседание суда. Как это у нас получится, будем судить в конце урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok-sud_nad_Pechorinsm.rar235.59 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный суд над Печориным, главным героем романа М.Ю. Лермонтова.

Учитель русского языка и литературы Зайцева С.Н.

Цели:

  1. Сделать окончательный вывод о герое этого произведения, разобраться в его поступках.
  2. Использовать на уроке межпредметные связи с историей, правом, обществознанием.
  3. Повысить культуру поведения, отношений, речи. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности

Тип урока: урок обобщения знаний

Форма урока: урок – суд

Ход урока

Учитель: Сегодня мы снова говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова. Мы заканчиваем  знакомство с его романом “Герой нашего времени”. Цель сегодняшнего урока: сделать окончательный вывод  о герое этого произведения и попытаться разобраться в его поступках. Урок будет необычным. Мы построим его в виде судебного заседания .Каждый из учеников во время нашего урока побывает на месте кого-либо из героев романа или выступит в роли свидетелей  и присяжных заседателей.  Кроме того, у нас будут выступать обвинитель и защитник господина Печорина. Себе я отвожу роль судьи, оставляя за собой право задавать вопросы, делать выводы, то есть вести заседание суда. Как это у нас получится, будем судить в конце урока.

Итак, слушается дело господина Печорина Григория Александровича.  Мы должны ответить на вопрос: «Жизнь Печорина – это его вина или его беда?» Слайд 3

Прошу обвинителя и защитника занять свои места. Господина Печорина тоже прошу сесть рядом с защитником. Рассмотрим эпизоды жизни Печорина,  представленные на суд читателю Лермонтовым. Хронологически это выглядело так. (Слайд 4) Прокомментируйте, господин Печорин,  вашу жизнь.

Выступление Печорина.

Скажите, соответствует  ли хронологический порядок  композиции романа? Восстановите строение произведения. (Слайд 4)Именно по этим эпизодам мы и будем рассматривать дело Печорина. Сейчас мы предоставим слово свидетелю,  но сначала вы должны будете его назвать. (слайд 5)

Выступление БЭЛЫ

Слово обвинителю.(по главе «Бела»).

Слово защитнику.

Слово Печорину.

Вопрос классу: Какое чувство оказалось недоступно Печорину?  Почему?

Следующий свидетель уже готов дать свои показания, но сначала назовём его. Слайд 6.

Выступление Максим Максимыча

Слово обвинителю (по главе «Максим Максимыч»).

Слово защитнику.

Слово Печорину.

Вопрос к классу:  Что мы можем сказать об отношении Печорина к дружбе?

Участники следующего эпизода из жизни Печорина  так напугались его вмешательство в их жизнь, что суду не удалось их отыскать, но у этой истории есть другой очевидец, который поведает нам об этих событиях.

Рассказ об истории в Тамани.

Слово обвинителю (по главе «Тамань»).

Слово защитнику.

Слово Печорину. (Слайд 7)

«Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии». – О ком эти слова? Что он может сказать о Печорине?

Выступление Грушницкого.

Выступление Мери.(Слайд 8)

Выступление Веры.

Назовите следующего свидетеля: Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот так мы сделались приятелями…

Выступление доктора Вернера

Слово обвинителю.

Слово защитнику. (Слайд 9 )

Слово Печорину.

Отношение к судьбе. (Слайд 10 )

И сейчас настало время нам ответить: виновен ли Печорин в том, что его жизнь оказалась причиной несчастья многих людей? Чувствовал ли он сам свою вину, страдал ли от этого? (Слайд 11)

Прения сторон обвинения и защиты.

Вопрос к классу: Виновен или нет?

ВЫВОД: Печоринское время - это 30 – 40 годы 19 века. Помните, как герой скажет: «Я имел несчастие родиться в один прегадкий вечер».

Оказывается, в России были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастие, когда, говоря словами Герцена, «кругом никто и ничто не знало живого человека». Поколение Печориных было слишком юным, чтобы 14 декабря выйти на Сенатскую площадь. Оно увидело только казни и ссылки, научилось молчать, скрывать свои мысли, заменять действия их видимостью.

Россия превратилась в огромную казарму. Преследовалось свободомыслие. Какой трагической стала судьба передовых людей!

У Печорина действительно были «необъятные» нравственные силы, породившие в нём глубокую безысходную грусть, трагедия героя – в его одарённости, незаурядном интеллекте, не нашедшем себе отзвука в эпоху реакции.

“Лучшее наказание – в нем самом. Человека, не способного любить и радоваться жизни, только пожалеть стоит”.  – эти слова мы можем с полной уверенностью отнести к Печорину, время, в которое он родился, общество, в котором он вырос, не дали возможности проявить его личности то, что было в нём заложено с рождения.

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что сегодня нам всем было трудно. Трудно порой разобраться в своей собственной жизни, а в жизни и тем более в душах других – ещё труднее. Мы сегодня убедились в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

1838

Обвинение.

1 В ходе следствия установлено, что Печорин, будучи от природы умным, наблюдательным человеком, глубоко разбирающимся в людях, приносит только несчастье им. Он бесцельно вмешался в жизнь и дела мирных контрабандистов в Тамани. Нарушил покой горцев: отнял у Казбича самое дорогое – коня, сделал бездомным абреком Азамата, стал виновником смерти Бэлы и её отца, Обидел близкого человека – Максима Максимыча.

2 Да, поступок Печорина бесцелен. Обратите внимание, к какому страшному выводу приходит сам обвиняемый: «Какое мне дело до радостей и горестей человеческих!» Не правда ли, что это жестоко?  (По главе Тамань)

3 Печорин разбил жизнь Мери, убил на дуэли Грушницкого. «Орудием казни» стал в отношениях с Верой. Мы убедились, что он никого не согрел своим сердцем, а только принёс страдания.

4. Печорин – «это Онегин своего времени». Он бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду. Печорин горько обвиняет себя в своих заблуждениях, он сам себе судья, самый беспощадный. Печорин – часть того мира, который он сам отрицает, и в этом его трагизм.

Защита.

1 Я хотел сказать, Ваша честь, что у него несчастный характер: воспитание ли его сделало таким, бог ли так его создал; не знаю; знаю только то, что если он причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. В первой его молодости, с той минуты, когда он вышел из опеки родных, он стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти ему опротивели. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала его воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…. Он стал читать, учиться, науки также надоели; он видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда ему стало скучно…. Вскоре его перевели на Кавказ: это самое счастливое время в его жизни. Он надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц он так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимания на комаров, – и ему стало скучнее прежнего. Поэтому он увлёкся Бэлой.

2 Я протестую, господин, прокурор! Печорин – романтик! Простая девушка ему представляется ундиной, сказочным существом. В своём приключении он видит что- то таинственное, неизведанное. Именно это влекло его горячую, жаждущую нового натуру. Он так молод, неопытен.

Ему всё интересно, он должен чем- то занять себя, наполнить бездонную пустоту своего духа хотя бы деятельностью без всякой цели. Он смел, отважен, ищет любви, ему понравилась таинственная девушка.

Что же тут плохого? Кстати, он сам попал в ловушку и чуть не погиб. А всё потому, что ему интересны сами люди. Он хочет узнать тайну для себя, а не для коменданта. Вдумайтесь в его признание: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошёл ко дну!» Это, бесспорно, вызывает сочувствие. (По главе Тамань)

3 Господа! Как трагически звучат эти слова. Мне понятно состояние Печорина. Вспомните людей его круга, их нравы. В их среде нет места для серьёзных раздумий, духовной жизни, нет места благородству и честности, и Печорин не ищет связи с этим обществом. Он слишком умён и выше окружающих, но он одинок. И это его трагедия. Тоска бросает его от одного пустого действия к другому. Это его беда, а не вина. (По главе «Кн. Мери»)

4. Господа! Можем ли мы после всего услышанного обвинить Печорина во всех несчастиях? Наверное, вы убедились, что перед нами незаурядный человек, обладающий таинственной силой, нравом гордым и непобедимым. Такой человек может внушить любой женщине глубокую любовь. Но он не был понят людьми. Отсюда Печорин одинок и несчастлив. Все его полступки, авантюры – стремление разуверить себя в трагизме своей судьбы.

Печорин.

1.Я был выслан из Петербурга за дуэль. По дороге к месту своей новой службы задержался в Тамани, где случайно столкнулся с контрабандистами. Будучи от природы любознательным, я решил постигнуть тайны их жизни. Но меня ждало горькое разочарование: оказывается, в этой романтической истории не было никаких тайн. Я понял, их деятельность обусловлена жизненной необходимостью. Поверьте, я никому не хотел зла. Затем я недолго служил в одной казачьей станице, где был ранен и после этого направлен для лечения в Пятигорск. После дуэли с Грушницким, я  оказался в крепости на Кавказе, там под пулями горцев я надеялся излечиться от скуки, но, увы, этого не произошло.

2 Когда я увидел Бэлу в своем доме, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления, м. б. больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало, к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство; путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь, – только не в Европу, избави боже! – поеду в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге!

 3 Если вы думаете, что я добивался любви Мери из мелких эгоистических побуждений, хотел посмеяться над её чувствами, то глубоко ошибаетесь. Я просто хотел вырваться из лицемерного светского круга, найти смысл в чём-то чистом и светлом. Но я ничего не добился. Я уже во всём разочаровался. Не верю даже в дружбу. У меня нет никаких идеалов.

4. Я долго наблюдал за Грушницким и понял, что тот надел на себя маску во всём разочарованного страдальца, и эта шутовская комедия меня начала раздражать Грушницкий оскорбил во мне человека, привыкшего строго судить самого себя и других. Я понял, что конфликт неотвратим.


 

Комментарии

Спасибо за урок. Скачала ваш материал. Я тоже люблю проводить такие уроки, когда ребятам надо войти в роль выбранного героя, понять его душу, объяснить поступки.