Главные вкладки

    Быть ручному труду в школе или не быть????

    Суворова Елена Олеговна

    На основании нового федерального закона об образовании от 17 декабря 2010 г. № 1897 вся средняя школа перешла на новые стандарты ФГОС. На основании стандартов главная задача в образовании - это личностное развитие ученика. Современное образование это не результат обучения в виде знаний, умений и навыков, новый стандарт ФГОС указывает на новые виды деятельности. Задачи, которые ставит новый стандарт переход к новой системно - деятельностной работе с обучающимися. На основании этого  меняются  технологии преподавания. Учитель является сотрудником и направляющим в обучении и  получении новых знани.

    Педагогическую технологию представляют как:

    • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
    • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
    • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

    Так как все школы уже перешли на новый стандарт преподавания, и все предметы в школах преподают по новому, то и предмет Технология не отстаёт от новых стандартов. И в данный момент обсуждает новый проект «Развитие технологического образования в системе общего образования РФ». В новом проекте предлагается почти полностью заменить предметную область «Технология», на изучение информационной технологии. Преобразование технологии ручного труда в информационные технологии оправдано веком компьютеризации и информации, но только частично.

    Данная концепция в детях не может развить самое главное. Предмет Технология социализирует и воспитывает детей. Даёт возможность знакомства и получения навыков в самообслуживании самого себя. Родителям просто некогда заниматься таким обучением, как учить "варить БОРЩИ и изготавливать ТАБУРЕТЫ". Мы уже получили поколение "одной кнопки". Дети сидят только в телефонах, и другой жизни не знают. Врачи бьют тревогу: дети руками не работают и как следствие мелкая моторика не развивается, а значит, и тормозится общее развитие. Приходя на урок Технологии, учащиеся готовы работать руками два урока подряд без перерыва, только не надо теории. Наверное, стоит прислушаться к их мнению, так как они наше будущее.

    Возникает резонный вопрос: «Как же тогда здоровьесбережение? Если у нас дети из предмета в предмет будут всё выполнять при помощи ИКТ?»

    "Организующим ядром освоения технологий в образовательной организации должна стать предметная область «Технология», включающая информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)". Думаю, что в Концепции необходимо учесть и этап перехода: слишком велик разрыв между тем, что есть и тем, что надо. Ведь многие общеобразовательные школы, особенно сельские, не оснащены требуемыми материально-техническими средствами для реализации поставленных Концепцией задач, а именно конструкторами для изучения робототехники, переносными лабораториями, тренажерами для чтения чертежей, эскизов и т. д.

    Опыт последних лет, связанный с реализацией благих идей в итоге сталкивает учителя с множеством проблем, которые он практически не может решить. Возрастают требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ).  В связи с введением новых стандартов учителя многие сели за парты для переобучения. Да, учитель должен не только преподавать, но и обучаться сам. Зачастую это обучение проходит за свой счёт, так как в бюджете просто не хватает средств для оплаты всех курсов, на которых учитель хотел бы обучаться.

    Излишняя информатизация образования и чрезмерное использование ИКТ на уроках технологии лишает детей возможности научиться элементарному ручному труду, которое так необходимо в будущей жизни, особенно в сельской местности. Так же не учитывается "знаниевый" компонент, который является основой любой фундаментальной науки. Предмет "Технология" совмещает в себе фундаментальные знания всех других предметов и творчество. О методах инженерного проектирования и решения изобретательских задач не может быть и речи, пока в школах не возобновится изучение предмета «Черчение». В некоторых школах есть предмет черчение – 34 часа, а в некоторых школах 8 – 10 часов в год, в разделе технологии. Может было бы более актуально и рентабельно ввести робототехнику именно в предмете черчения и на не один учебный год.

    В целом, применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам (т.к. неустойчивая детская психика приводит к привыканию, что сказывается на их здоровье), создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

    В заключении хочется сказать, что конечно надо меняться и менять методики и подходы к преподаванию. Многие профессии скоро уйдут в прошлое, но ручной труд как был, так и останется очень важным (должен же кто-то не только знать, но и уметь изготовить деталь, например, для того же робота). Все дети не могут быть инженерами. Может быть, имеет смысл проводить опрос или тестирование уже в начальной школе для выявления способностей ребёнка. И для возрождения промышленности нет смысла быть всем инженерами. У наших детей должно быть детство. Теперь в детских садах дети могут заниматься только 15 мин. в день ручными работами – это  лепить из пластилина, рисовать карандашом и красками. Садики направлены на обучение и подготовку к школе (изучение букв и цифр). В школах загруженность колоссальная. Многое хочется рассказать и показать детям, но если наши дети будут мало работать руками, то и качественных знаний мы не получим. Очень не хочется получить поколение "Иванов, не помнящих родства".


    Суворова Елена Олеговна учитель технологии  ГБОУ СОШ № 139 с углублённым изучением математики Калининского района г.Санкт-Петербурга

     

    Комментарии

    Елисеева Ирина Анатольевна

    Хочется вспомнить мои годы учёбы в школе (70 годы).Тогда школьная программа, по сравнению с нынешней, была проще.В начальной школе мы только начинали учиться писать элементы букв и цифр, а таблицу умножения проходили где-то к 4-му классу. но сколько помню себя, у нас был и ручной труд и домоводство.Мы, девочки, учились вышивать, шить, кроить, а мальчишки работали в столярной мастерской. в старших классах был предмет НВП - начальная военная подготовка; где нас знакомили с оружием, противогазами, как оказать первую медицинскую помощь и многому другому.Нам было интересно заниматься всем этим. Было совершенно другое отношение к учёбе.А сейчас школьники ни чего не хотят знать, делать, а аттестат получить желают без троек.Даже физкультурные занятия не считают за предмет обучения и развития.Поэтому и поколение растёт хилое и безрукое(конечно не все дети такие).согласна, что систему образования надо менять, преобразовывать, что-то дополнять , но ни в коем случае никакие предметы не убирать, а то развитие получиться однобокое.

    Всё верно. Но! Учить вещам первой необходимости должны родители. Ходить. Говорить. Читать. Шить.Ремонтировать велик. Вязать. Методом "мастер-ученик", а не в классе. Это в 10 классе девочки, наученные мамой шить куклам, освоят машинные швы на спецпредмете.
    Урок ручного труда нужен, но лишь для объяснения, совершенствования. И для "безмамных" детей занятых родителей как прививка.
    Насторожила фраза о необходимости ограничения доступа к информационным ресурсам. У меня без определенной дозы новой информации наступает ломка, информационный голод. Почитать, узнать страшно хочется. А ведь детям это нужнее. Понятно, что вы имели в виду некачественную информацию. Но и некачественная информация - повод к творчеству, анализу. При нормальных родителях.
    Выходит, все упирается в родителей. Ручной труд нужен. Уроки обучения грамоте нужны. Но не надо пытаться заменить семейное обучение: учителю стать второй мамой, а школу сделать вторым домом. Более ужасных слов нет.

    Баклыкова Наталья Дмитриевна

    Согласна с коллегами! Хочу вспомнить 80 годы. Мы изучали все предметы и основные, и домоводство ,и черчение ,и НВП, и физкультуру. Да программа была проще и легче. Мы знали и умели все.И руками мастерить и думать. Занимались общественной работой с удовольствием. Физкультуру любили. Наши дети совсем другие... Конечно 21 век. Без ИКТ не обойтись, но учиться нужно всему. К тому же ручной труд очень цениться. Школа учит всему возможному, а родители в этом должны помогать и контролировать своих чад.

    Фомина Надежда Юрьевна

    К сожалению так и есть. Вспоминая уроки труда в свои школьные годы и сравнивая их с уроками технологии (труда) своих дочерей. Огромная разница. Дети не подготовлены в нужном объеме, выходят из стен школы, я имею в виду тех теоретических и практических знаний и умений, которые нужны в бытовой жизни. Не каждая мама или папа (в силу своей занятости) могут дать и научить ребенка шить, варить, стругать, прибить гвоздь. которыми ребенок должен владеть, входя во взрослую и самостоятельную жизнь.

    Ивлиева Наталия Алексеевна

    В Общественной Палате РФ предложили привлекать пенсионеров к проведению уроков труда в школах.

    Автором инициативы по привлечению россиян пенсионного возраста для передачи подрастающим поколениям навыков и опыта ремесленных традиций выступила член ОП РФ Елена Сутормина. Она намерена направить соответствующее обращение в Минобрнауки РФ.По её словам, вместе с предстоящим возвратом в школьную программу уроков труда было бы неплохо возобновить существующую в советское время традицию приглашать на такие занятия представителей старшего поколения. Она отметила, что речь не идёт о полной занятости, а только об организации показательных уроков.

    http://fulledu.ru/news/school/news/3743_v-op-rf-predlozhili-privlekat-pensionerov-k-proved.html

    Камилавкина Ирина Викторовна

    Технология солциализирует детей.

    Ручной труд очень нужен, особенно в начальных классах. Это не только развивает мелкую моторику, а также учит быть аккуратным, исполнительным и ответственным.

    Гришкова Татьяна Павловна

    Ручной труд связан с мыслительной деятельностью, он обязательно должен быть. Только каждый урок должен быть наполнен правильным содержанием. В начальной школе 8 часов работы по компьютерным технологиям - зачем при одном компьютере в классе? На информатике у меня есть работы, когда мы моделируем одновременно и руками, и на компьютере. Интересное получается сравнение!

    Кабакова Ольга Ивановна

    В коррекционной школе, в которой я работаю, большое внимание отводится ручному труду. Мальчики к выпускному классу осваивают столярное дело, могут работать на столярном станке довольно неплохо. Мой сын в прошлом году закончил обычную среднюю школу,так они даже не подходили близко к столярным станкам, всё что то писали. Навыки по трудовому обучению не получил не какие.Девочки в школе VIII вида к выпускному шьют себе платья, могут вязать спицами и крючком, а ещё вышивают крестиком. Их работы занимают первые места на выставках.И это умственно отсталые дети.А моя дочь, получая образование в обычной школе, до 7 класса отшила только фартук, да и то с горем пополам. Мне очень интересно, чем должны заниматься учителя трудового обучения на уроках? Почему наши, интеллектуально нормальные дети не получают никаких трудовых навыков. Вы говорите, что шить, вязать и всему остальному должна научить мама.Должна, не спорю. Что должен делать учитель трудового обучения на своём уроке?

    Васильева Алевтина Александровна

    Считаю , что ручной труд для детей необходим во всех классах. Именно РУЧНОЙ...и этого не заменит ни какие современные технологии!!!