Главные вкладки

    Быть ручному труду в школе или не быть????

    Суворова Елена Олеговна

    На основании нового федерального закона об образовании от 17 декабря 2010 г. № 1897 вся средняя школа перешла на новые стандарты ФГОС. На основании стандартов главная задача в образовании - это личностное развитие ученика. Современное образование это не результат обучения в виде знаний, умений и навыков, новый стандарт ФГОС указывает на новые виды деятельности. Задачи, которые ставит новый стандарт переход к новой системно - деятельностной работе с обучающимися. На основании этого  меняются  технологии преподавания. Учитель является сотрудником и направляющим в обучении и  получении новых знани.

    Педагогическую технологию представляют как:

    • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
    • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
    • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

    Так как все школы уже перешли на новый стандарт преподавания, и все предметы в школах преподают по новому, то и предмет Технология не отстаёт от новых стандартов. И в данный момент обсуждает новый проект «Развитие технологического образования в системе общего образования РФ». В новом проекте предлагается почти полностью заменить предметную область «Технология», на изучение информационной технологии. Преобразование технологии ручного труда в информационные технологии оправдано веком компьютеризации и информации, но только частично.

    Данная концепция в детях не может развить самое главное. Предмет Технология социализирует и воспитывает детей. Даёт возможность знакомства и получения навыков в самообслуживании самого себя. Родителям просто некогда заниматься таким обучением, как учить "варить БОРЩИ и изготавливать ТАБУРЕТЫ". Мы уже получили поколение "одной кнопки". Дети сидят только в телефонах, и другой жизни не знают. Врачи бьют тревогу: дети руками не работают и как следствие мелкая моторика не развивается, а значит, и тормозится общее развитие. Приходя на урок Технологии, учащиеся готовы работать руками два урока подряд без перерыва, только не надо теории. Наверное, стоит прислушаться к их мнению, так как они наше будущее.

    Возникает резонный вопрос: «Как же тогда здоровьесбережение? Если у нас дети из предмета в предмет будут всё выполнять при помощи ИКТ?»

    "Организующим ядром освоения технологий в образовательной организации должна стать предметная область «Технология», включающая информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)". Думаю, что в Концепции необходимо учесть и этап перехода: слишком велик разрыв между тем, что есть и тем, что надо. Ведь многие общеобразовательные школы, особенно сельские, не оснащены требуемыми материально-техническими средствами для реализации поставленных Концепцией задач, а именно конструкторами для изучения робототехники, переносными лабораториями, тренажерами для чтения чертежей, эскизов и т. д.

    Опыт последних лет, связанный с реализацией благих идей в итоге сталкивает учителя с множеством проблем, которые он практически не может решить. Возрастают требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ).  В связи с введением новых стандартов учителя многие сели за парты для переобучения. Да, учитель должен не только преподавать, но и обучаться сам. Зачастую это обучение проходит за свой счёт, так как в бюджете просто не хватает средств для оплаты всех курсов, на которых учитель хотел бы обучаться.

    Излишняя информатизация образования и чрезмерное использование ИКТ на уроках технологии лишает детей возможности научиться элементарному ручному труду, которое так необходимо в будущей жизни, особенно в сельской местности. Так же не учитывается "знаниевый" компонент, который является основой любой фундаментальной науки. Предмет "Технология" совмещает в себе фундаментальные знания всех других предметов и творчество. О методах инженерного проектирования и решения изобретательских задач не может быть и речи, пока в школах не возобновится изучение предмета «Черчение». В некоторых школах есть предмет черчение – 34 часа, а в некоторых школах 8 – 10 часов в год, в разделе технологии. Может было бы более актуально и рентабельно ввести робототехнику именно в предмете черчения и на не один учебный год.

    В целом, применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам (т.к. неустойчивая детская психика приводит к привыканию, что сказывается на их здоровье), создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

    В заключении хочется сказать, что конечно надо меняться и менять методики и подходы к преподаванию. Многие профессии скоро уйдут в прошлое, но ручной труд как был, так и останется очень важным (должен же кто-то не только знать, но и уметь изготовить деталь, например, для того же робота). Все дети не могут быть инженерами. Может быть, имеет смысл проводить опрос или тестирование уже в начальной школе для выявления способностей ребёнка. И для возрождения промышленности нет смысла быть всем инженерами. У наших детей должно быть детство. Теперь в детских садах дети могут заниматься только 15 мин. в день ручными работами – это  лепить из пластилина, рисовать карандашом и красками. Садики направлены на обучение и подготовку к школе (изучение букв и цифр). В школах загруженность колоссальная. Многое хочется рассказать и показать детям, но если наши дети будут мало работать руками, то и качественных знаний мы не получим. Очень не хочется получить поколение "Иванов, не помнящих родства".


    Суворова Елена Олеговна учитель технологии  ГБОУ СОШ № 139 с углублённым изучением математики Калининского района г.Санкт-Петербурга

     

    Комментарии

    Елисеева Ирина Анатольевна

    Хочется вспомнить мои годы учёбы в школе (70 годы).Тогда школьная программа, по сравнению с нынешней, была проще.В начальной школе мы только начинали учиться писать элементы букв и цифр, а таблицу умножения проходили где-то к 4-му классу. но сколько помню себя, у нас был и ручной труд и домоводство.Мы, девочки, учились вышивать, шить, кроить, а мальчишки работали в столярной мастерской. в старших классах был предмет НВП - начальная военная подготовка; где нас знакомили с оружием, противогазами, как оказать первую медицинскую помощь и многому другому.Нам было интересно заниматься всем этим. Было совершенно другое отношение к учёбе.А сейчас школьники ни чего не хотят знать, делать, а аттестат получить желают без троек.Даже физкультурные занятия не считают за предмет обучения и развития.Поэтому и поколение растёт хилое и безрукое(конечно не все дети такие).согласна, что систему образования надо менять, преобразовывать, что-то дополнять , но ни в коем случае никакие предметы не убирать, а то развитие получиться однобокое.

    Всё верно. Но! Учить вещам первой необходимости должны родители. Ходить. Говорить. Читать. Шить.Ремонтировать велик. Вязать. Методом "мастер-ученик", а не в классе. Это в 10 классе девочки, наученные мамой шить куклам, освоят машинные швы на спецпредмете.
    Урок ручного труда нужен, но лишь для объяснения, совершенствования. И для "безмамных" детей занятых родителей как прививка.
    Насторожила фраза о необходимости ограничения доступа к информационным ресурсам. У меня без определенной дозы новой информации наступает ломка, информационный голод. Почитать, узнать страшно хочется. А ведь детям это нужнее. Понятно, что вы имели в виду некачественную информацию. Но и некачественная информация - повод к творчеству, анализу. При нормальных родителях.
    Выходит, все упирается в родителей. Ручной труд нужен. Уроки обучения грамоте нужны. Но не надо пытаться заменить семейное обучение: учителю стать второй мамой, а школу сделать вторым домом. Более ужасных слов нет.

    Баклыкова Наталья Дмитриевна

    Согласна с коллегами! Хочу вспомнить 80 годы. Мы изучали все предметы и основные, и домоводство ,и черчение ,и НВП, и физкультуру. Да программа была проще и легче. Мы знали и умели все.И руками мастерить и думать. Занимались общественной работой с удовольствием. Физкультуру любили. Наши дети совсем другие... Конечно 21 век. Без ИКТ не обойтись, но учиться нужно всему. К тому же ручной труд очень цениться. Школа учит всему возможному, а родители в этом должны помогать и контролировать своих чад.

    Фомина Надежда Юрьевна

    К сожалению так и есть. Вспоминая уроки труда в свои школьные годы и сравнивая их с уроками технологии (труда) своих дочерей. Огромная разница. Дети не подготовлены в нужном объеме, выходят из стен школы, я имею в виду тех теоретических и практических знаний и умений, которые нужны в бытовой жизни. Не каждая мама или папа (в силу своей занятости) могут дать и научить ребенка шить, варить, стругать, прибить гвоздь. которыми ребенок должен владеть, входя во взрослую и самостоятельную жизнь.

    Ивлиева Наталия Алексеевна

    В Общественной Палате РФ предложили привлекать пенсионеров к проведению уроков труда в школах.

    Автором инициативы по привлечению россиян пенсионного возраста для передачи подрастающим поколениям навыков и опыта ремесленных традиций выступила член ОП РФ Елена Сутормина. Она намерена направить соответствующее обращение в Минобрнауки РФ.По её словам, вместе с предстоящим возвратом в школьную программу уроков труда было бы неплохо возобновить существующую в советское время традицию приглашать на такие занятия представителей старшего поколения. Она отметила, что речь не идёт о полной занятости, а только об организации показательных уроков.

    http://fulledu.ru/news/school/news/3743_v-op-rf-predlozhili-privlekat-pensionerov-k-proved.html

    Камилавкина Ирина Викторовна

    Технология солциализирует детей.

    Ручной труд очень нужен, особенно в начальных классах. Это не только развивает мелкую моторику, а также учит быть аккуратным, исполнительным и ответственным.

    Гришкова Татьяна Павловна

    Ручной труд связан с мыслительной деятельностью, он обязательно должен быть. Только каждый урок должен быть наполнен правильным содержанием. В начальной школе 8 часов работы по компьютерным технологиям - зачем при одном компьютере в классе? На информатике у меня есть работы, когда мы моделируем одновременно и руками, и на компьютере. Интересное получается сравнение!

    Кабакова Ольга Ивановна

    В коррекционной школе, в которой я работаю, большое внимание отводится ручному труду. Мальчики к выпускному классу осваивают столярное дело, могут работать на столярном станке довольно неплохо. Мой сын в прошлом году закончил обычную среднюю школу,так они даже не подходили близко к столярным станкам, всё что то писали. Навыки по трудовому обучению не получил не какие.Девочки в школе VIII вида к выпускному шьют себе платья, могут вязать спицами и крючком, а ещё вышивают крестиком. Их работы занимают первые места на выставках.И это умственно отсталые дети.А моя дочь, получая образование в обычной школе, до 7 класса отшила только фартук, да и то с горем пополам. Мне очень интересно, чем должны заниматься учителя трудового обучения на уроках? Почему наши, интеллектуально нормальные дети не получают никаких трудовых навыков. Вы говорите, что шить, вязать и всему остальному должна научить мама.Должна, не спорю. Что должен делать учитель трудового обучения на своём уроке?

    Кудрявцева Наталья Викторовна

    Дорогая Ольга Ивановна!Я с Вами абсолютно согласно. Ударившись в ИКТ-технологии дети разучились работать руками. Я смотрю, что шить они толком не умеют, потому что швейные машинки дома есть не у всех, мамам некогда сидеть с дочками за шитьём - они в процессе зарабатывания денег. В школе на шитьё и моделирование одежды отводится не так уж и много времени. Часы технологии сокращают. Юноши не знают с какого бока подойти к станку или же взяться за стамеску или долото. А табуретку сделать - это как на Марс слетать! Они должны этому учиться дома. Не все папы (если они есть) умеют это делать. Проще пойти и купить. А кстати, некоторые так и делают. Скидываются - и заказывают в мастерских готовый продут. В итоге, шить не умеем, готовить не умеем, а потом платим крутые бабки за кулинарные курсы во взрослом состоянии. Кран на кухне заменить - вызовем сантехника. Зачем ученику руки - чтобы умел в интернет заходить, иначе "от отсутствия информации наступит голодная ломка". Инфантильное безрукое поколение.А мы ещё и полы сами в кабинетах после уроков мыли, и на субботники дружно выходили школами, не боясь переработаться. Мы - это советское поколение. Которое за информацией лезло в словари и справочники и "Войну и мир" читало целиком, а не в сокращении. Какая школа была лучше? Да, время не стоит на месте, и меняться надо. Ну не с такими же дикими закидонами и экспериментами.

    Васильева Алевтина Александровна

    Считаю , что ручной труд для детей необходим во всех классах. Именно РУЧНОЙ...и этого не заменит ни какие современные технологии!!!

    Ручной труд на уроках технологии нужен! Не все дети до школы посещают детский сад, родители в силу своей занятости, не учат работать с ножницами, с пластилином. Если не мы, то кто же их научит. Всему должна учить школа, особенно с сельской местности.

    Я учитель технологии, столкнулась с интересным моментом на своих уроках. Не секрет, что девочки иногда пропускают уроки технологии обработки ткани по причинам болезни, соревнований, концертов и.т.д. И бывает так, что она приносит на урок уже готовое т. е. сшитое изделие. Опытный глаз учителя сразу определяет кто выполнил эту работу. Так вот, когда я выясняю у ученицы об оказанной ей помощи в изготовлении изделия, девочки чаще всего говорят, что им помогала бабушка. Мамы редко помогают им шить. Обратите внимание, БАБУШКА в своё время шила на трудах много всего и научилась шить. Современные мамы уже шили меньше и редко кто из них имеет время и желание помочь дочери. Исключение, только те, которые сами шьют (хобби или профессия). А наши современные девочки когда станут мамами , возможно с трудом вспомнят с какой стороны подходить к швейной машинке. И это с введением ФГОС. Когда в 5-6 классах 2 часа, в 7 классе 1 час. Да, сейчас есть ателье, портные. Можно обратиться к ним за ремонтом и изготовлением одежды и самой не шить. Но опять же, это люди которые научились шить на уроках технологии. А что нас ждёт в будущем, если мы сейчас начнём не учить азам шитья, а давать на технологии инженерные знания. Не будет портных. Бабушки не вечны. Мы воспитаем общество потребителей, которые смогут только выбирать и покупать одежду. А как же домашний очаг? Мама, которая пришивает пуговицы и ставит заплатки на коленках?. Жена, заботливо подшивающая мужу брюки?. Я думаю, парни выбирающие себе спутницу жизни, меньше всего думают о инженерном мышлении девушки, её умении анализировать , исследовать проблему. Почему то всем хочется иметь заботливую жену, которая дружит с руками. Так же как и девушки мечтают о мужчине "рукастом".
    Так, что те, кто решает минимизировать ручной труд на уроках технологии закладывают бомбу замедленного действия. Посмотрим что будет через 15-20 лет.