Будаева Ирина Владимировна

Сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Использование компьютерных технологий

Увлечения: Проектная деятельность

Регион: Иркутская область

Место работы: МОУ СОШ № 10 г.Усть-Кут

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/budaeva-irina-vladimirovna

О себе

Проживаю в г.Усть-Куте.После окончания средней школы № 5 поступила в Киренское педагогическое училище, которое окончила в 1988г. После чего вернулась в родную школу в качестве учителя начальных классов. Заочно окончила Иркутский педагогический университет в 2001 г. В данный момент преподаю русский язык и литературу, являюсь классным руководителем в 6 классе.Кроме того, возглавляю школьное методическое объединение гуманитарного цикла.В 2012-2013 уч.г. входила в состав аттестационной комиссии работников народного образования.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

К книгам, сформировавшим мой внутренний мир, можно отнести "Педагогическую поэму" Макаренко, "Последний поклон" В.Астафьева, "Голод" В.Быкова.

Моё портфолио

                                                                                                                                                                Описание      системы    работы.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                 Дети должны жить в мире красоты, игры,

                                                                                                                                                                                                                                                                 сказки, музыки, рисунка , фантазии, творчества.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В.А. Сухомлинский

 

 

 

Мои цели в воспитании и обучении детей:

-воспитание нравственности;

-развитие речи, фантазии, воображения;

-обучение коллективной работе.

 

 

   Для того, чтобы добиться положительных результатов учителю необходимо знать психологию и особенности физического развития подростка.

В работе использую труды по психологии Н.М. Щербаковой, Д. В. Иванова, Н.А.Галюк.

    В связи с изменениями в деятельности нервной системы отмечаются значительные колебания работоспособности, возбудимости, неуравновешенности, нервных процессов у подростков. Иногда наблюдаются срывы в работе нервной системы. При правильной организации жизни и работы ребенка с учетом серьезных сдвигов в физическом развитии в этом возрасте все перемены в организме могут быть преодолены.

    Необходимо учитывать, что подросток больше обращает внимание на внешнюю сторону поступка, нежели на цель и мотивы

( положительно оценивают лихачество, упрямство).Он очень чувствителен к оценке его окружающими, сильно переживает каждую удачу и неудачу. Отсюда « ранимость», колебания в настроениях, « беспричинные» реакции на слова и поступки окружающих. Поэтому ребенок нуждается в чутком и опытном руководителе.

      Одной из доминирующих потребностей в этом возрасте является познавательная. При  ее удовлетворении формируется устойчивый интерес к знаниям , который определяет положительное отношение к учению. Неудовлетворение познавательной  потребностью вызывает резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам.

     Подростку свойственно произвольное внимание, хорошо развито распределение внимания. Необходимо учить детей отделять существенное от несущественного.

     Все процессы памяти: запоминание , узнавание и воспроизведение- приобретают более логический характер и становятся более управляемыми.Развивается самостоятельность мышления. Подросток имеет свою точку зрения, свои взгляды, суждения. Он критически относится к объяснениям учителя . Желательно чаще ставить подростка перед необходимостью самостоятельно сравнивать объекты, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки, упражняться в практическом применении понятий. Итак, овладение мыслительными операциями в подростковом возрасте требует планомерной и организованной работы , которая направлена на личные возможности, способности ученика.

В этом году мне впервые доверили 5В класс 7 вида. В данном классе необходимо проводить огромную коррекционную работу, учитывая психологию и особенности физического развития детей.

Таким образом, педагогические технологии, используемые мной в работе, выполняют коррекционную функцию.

По определению М.В.Кларина: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей».Каждый учитель должен помочь ребенку в усвоении знаний, учебного материала, в применении их на практике.

    В связи с этим использую различные методы и приемы обучения и воспитания.

      

 

продуктивная технология

технология сотрудничества

щадящая технология

основные

основные

основные

объяснение

беседа

рассказ

инструктаж

обсуждение

дискуссия

работа с книгой

дискуссия

диспут

упражнения

познавательная игра

игра

тестирование

методы программированного обучения

видеометод

 

вспомогательные

методы проблемного обучения

наблюдения

лекция

практический метод

вспомогательные

демонстрация

обучающий контроль

 

иллюстрация

вспомогательные

ситуационный метод

видеометод

иллюстрация

нетрадиционные методы

 

демонстрация

 

 

работа с книгой

 

 

Рассказ как метод обучения и воспитания.

  1. Словесный метод устного изложения.
  2. Основная функция – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
  3. Рассказ – монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Рассказ-вступление подготовит учащихся к изучению нового материала, рассказ-повествование служит для изложения намеченного содержания, рассказ-заключение заканчивает определенный отрезок обучения.

Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, а также от условий – места и времени, выбранных учителем.

 

Беседа

Главная функция – побуждение учащихся к участию в уроке или внеклассном мероприятии.

 

 

Сущность беседы – с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (применению) известных знаний и  достичь усвоения новым путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Беседа заставляет мысль учащихся следовать за мыслью учителя.

Беседа максимально активизирует мышление, служит средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил учащихся.

Беседа должна сочетаться с другими методами, формирующими систему знаний.

Беседы использую для подготовки учащихся и работе на уроке, ознакомления с новым материалом, для систематизации и закрепления знаний, текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

Беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.

На практике использую беседы вводные и организующие, беседы сообщения новых знаний (эвристические), синтезирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные.

Учебная дискуссия

Этот метод используется мною на уроках литературы в 9 классе, он предусматривает обмен взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссий учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его осваивать.

Главная функция метода – стимулирование познавательного интереса, вспомогательные – обучающая, развивающая, воспитывающая, контрольно-коррекционная функции.

Дискуссии  обогащают содержание уже известного материала, помогают его упорядочить и закрепить.

Учитель получает информацию о глубине и системе знаний.

Дискуссии полезны в воспитательном значении. С их помощью легко диагностируются особенности характера, темперамента, памяти, мышления, исправляются недостатки поведения и общения школьников (вспыльчивость,…)

Видеометод обучения

Основа метода – наглядное восприятие информации.

Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступная для восприятия, усваивается легче и быстрее.

После прочтения детьми художественного произведения возможен просмотр фильма, снятого по данному произведению, следует беседа.

Практический метод

В деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний в решении практических задач. Умение использовать теорию на практике.

Практический метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Можно выделить 5 этапов, через которые проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

  1. Объяснение учителя. Этап  теоретического осмысления работы.
  2. Показ. Этап инструктажа.
  3. Проба. Этап выполнения 2-3 учениками работы, остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания.
  4. Выполнение работы. Каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель уделяет внимание отстающим.
  5. Контроль. Оценивается качество выполнения , скорость и правильное выполнение задания.

Практический метод способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания,…

У учащихся формируется привычка  тщательной организации трудового процесса.

Познавательные игры (дидактические)

Специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащемуся предлагается найти выход. Главное назначение метода - стимулировать познавательный процесс. Метод инсценизации может принимать различные формы (диалог, дискуссия, форма театрализованного воспроизведения событий, имевших место или гипотетических .) Структура может быть такой:

               этапы

          цели учителя

         цели учащегося

  1. Подготовка
  2. Начало
  3. Организация
  4. Инсценировка
  5. Анализ

План и содержание

Определение темы и цели

Распределение ролей 

Наблюдение, руководство

Подведение итогов

           Понимание

           Мотивация

           Принятие ролей

           Участие

           Понимание

 

Иллюстрация как метод обучения используется мною практически на каждом уроке.

 

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей.

Отдельным видом иллюстраций является  «иллюстрация действующих лиц», которую используют  при изучении, например, литературы(«Волк и ягненок», «Капитанская дочка») Эффективность иллюстрации во многом зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе.

При изучении новой темы использую алгоритмы ( точное и легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом ).

Правописание не с причастиями.

1 «шаг»                                         Употребляется ли без не?

                                        

                                          Да                                          нет: слитно

2 «шаг»                                         краткое?

 

                                          Нет                                         да: раздельно

 

3 «шаг»                                         есть ли зависимые слова?

 

                                          Нет                                          да: раздельно

4 «шаг»                                         есть противопоставление?

 

                                               Нет: слитно                                  да: раздельно

В работе использую также таблицы, которые составляем вместе с детьми в ходе урока.

Гласные после шипящих (и Ц)

Ш

Ж       Ё

Щ     искл.

Ч      шов

         шорох

         крыжовник

          капюшон

(Ц)

сущ.

прил.

сущ.

прил.

О

 

  крючок

О

 

мячом

ожог – сущ.

иностр.

шоколад

шофер

прич.

глаг.

освеженные

печет

ожег

 

Словарная работа – область методики русского языка, охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений.

Чтобы словарная работа стала более продуктивной, использую кроссворды, ребусы, составленные мною и детьми, картинные диктанты и др.

image100  ` ` A

     

 

1

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               
  1. Ударный музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянут кожей.(барабан)
  2. Военнослужащий, не имеющий командного чина, воинского звания. (солдат)
  3. Справочная таблица с последовательным перечислением всех дней года. (календарь)
  4. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна. (жалюзи)
  1. Столярный инструмент со стальным плоским заточенным концом. (стамеска)

             На уроках использую разные тестовые задания:

  1. Найдите имена существительные

  1 яблоня       2 рисование       3 плавать       4 радость

  1. Какое из данных окончаний надо вставить  в прилагательное

1 –им               2 –ем

  В син..м небе звезды блещут.

  1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

1.Я долго любовался птицами.

2. Ваня всегда говорил правду.

Кроме того, использую различные карточки и перфокарты для индивидуальной работы.

При изучении темы «Приставки при- пре- глаголов» использую карточки с иллюстрациями, изображающие выполнение какого-либо действий.

По завершению работы по этой теме, детям было предложено написать сочинения, в которых они должны были использовать как можно больше слов-глаголов с пре -, при-

Сочинения оказались замечательными, дети применили творческий подход.

                                           Виды поурочного контроля.

Устный контроль осуществляю путем индивидуального и фронтального опроса.

Письменный – с помощью контрольных работ, сочинений, изложений диктантов. На уроках русского языка применяю различные виды диктантов.

Диктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико – синтетических  упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного текста или отдельных элементов.

«Проверь себя» помогает  формированию у школьников умения находить и объяснять орфограммы и знаки препинания ,развивает способность владеть лингвистической терминологией, повышает языковую культуру,дает возможность постоянно заниматься повторением.

Методика: учитель диктует 2-3 предложения и одновременно проверяет правильность написанного у 3-4 учеников одного ряда. Учащиеся должны записать предложения, графически объяснить орфограммы и знаки препинания. Затем, вышедшый к доске ученик, записывает из тетради на доске предложения с выполненными заданиями. Учащиеся проверяют, исправляют ошибки.

Зрительный диктант:- вид орфографических упражнений, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание.

Записанный на доске текст (предложения) прочитываются учащимися, анализируются, затем стираются, а школьники пишут по памяти, затем проводится проверка.

Свободный диктант-вид  диктанта, близкий к изложению. Текст прочитывается учителем, может быть проведена беседа, затем учитель прочитывает несколько предложений, учащиеся записывают, что запомнили.

Творческий диктант- вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся. Прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно.

Выборочный диктант – вид слухового или зрительного диктанта; предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, с/с, в которых есть орфограммы на изучаемое правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаруживать изучаемые или повторяемые явления; позволяет экономить время на уроке.

Выписать слова с не

                                    Побывал я однажды в стране,

                                    Где исчезла частица не,

                                    Посмотрел я вокруг с (не) доумением:

                                    Что за лепое положение!

                                    Но кругом было тихо-тихо

                                    И кругом была разбериха,

                                    И на взрачной клумбе у будки

                                    Голубые цвели забудки.

                                    И погода стояла настная

                                    И гуляла собака счастная

                                    И, виляя хвостом уклюже,

                                    Пробегала пролазные лужи.

                                    Мне на встречу без всякого страха

                                    Шел умытый, причесанный ряха.

                                    А за ряхой по травке свежей

                                    Шли суразные дотепа и вежа.

                                    И навстречу всем утром рано

                                    Улыбалась Царевна Смеяна.

                                    Очень жаль, что только во сне

                                    Есть страна без частици не.

                                           

 

                                                                       (По Б. Заходеру)

Комбинированный диктант - вид слухового диктанта, обладает признаками предупридительного, объяснительного и контрольного диктантов: вначале проводится предварительное объяснение орфограмм, в последующих примерах  орфограммы объясняются попутно, одновременно с письмом, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта. Комбинированный диктант преимущественно проводится на уроках общения.

На уроках дети с удовольствием пишут мини- сочинения по заданной теме с использованием данных опорных слов, по возможности используем  музыкальные аудио – записи.

При изучении темы: «Соединительная гласная о- е в сложных словах» использ. картинный диктант с применением карточек, сделанных детьми.

На уроках обобщения и закрепления знаний по определенной теме стараюсь проводить работу с применением заданий по группам. Дети получают карточку с заданиями, вопросами по закрепляемому материалу, обсуждают в группах и отвечают по очереди, в то время др. группы слушают и дополняют или исправляют ответы.

Тестовый контроль. В основе – тесты- специальные задания, выполнение( или невыполнение) которых свидетельствует о наличии(или отсутствии) у учащегося определенных знаний, умений.

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, создаются способы устранения обнаруживаемых пробелов.

 На уроках литературы использую те же методы обучения и воспитания, что и на уроке рус.языка.

               

 

 «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к одной главе…»

 ( «Изборник Святослава» 1076г.)

С малых лет дети знакомятся с произведениями устного народного творчества (скороговорки, пословицы, загадки, сказки…) К урокам литературы по этим разделу дети выполняют следующие задания:

  1. Иллюстрирование былин, сказок, пословиц.
  2. Написать пословицы, в которых есть антонимы: густо – пусто, ученые – неученые.
  3. Написать пословицы, ставя вместо точек антонимы: …дело лучше…безделья.

4)Кроссворды.

 

                                                                                                     

                            Название жанров устного народного творчества.

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

               

Былина,пословица,частушка,загадка,сказка.

  

При изучении произведения  А.П.Платонова можно предложить для выполнения детям следующие задания:

Отгадайте небольшие кроссворды, в них вы найдете характерные для рассказов Платонова слова:

               семечко    п  – – – – – – – – –

                                т – – – – – – –

                                н – – – – – – – – –

                                в – – – – – –

               цветок      ж – –

                                р – –

                                с – – – – – – –

                                с – – – – – –

                                т – – – – – – –

                                р – – – – – – – –

приютился, томился, напитаться, впилось, жил, рос, собирал, сторожил, трудился, радовался.

 

       Во время изучения лирических произведений детям можно предложить следующее задание: назвать стихотворение и автора по словам:

                                                               …чудесный!                               …туманы

                                    …прелестный!                            …луна,

                                    …проснись:                                 …поляны

                                    …взоры                                        …она.

                                    …Авроры,                                   (А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)

                                    (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы