Черемных Светлана Аркадьевна

Сайт учителя дополнительного образования

Педагогика - это гипертрофированное материнство.

Профессия: Преподаватель по классу фортепиано

Профессиональные интересы: Научить ученика самостоятельно мыслить и работать

Увлечения: Искусство, спорт, путешествия.

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г. Нефтеюганск

Место работы: МБУ ДО "ДШИ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/cheremnyh-svetlana-arkadevna
Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
Б. Ауэрбах.

Образование – это способ воспитания себя, своего ума, своей способности воспринимать новое. Образование – это ключ к тому, чтобы не бояться перемен; и музыкальное образование лучше, чем какое-либо другое способствует названным целям. Ученые разных стран пришли к выводу, что музыка – это гигантский ускоритель общего развития ребенка. Музыкальное образование дает человеку то, что он больше нигде не сможет получить. Передо мной стоит задача – сделать все возможное для формирования творческой личности, способствовать раскрытию дарований ребенка. Успешная  реализация моих планов опирается на  современные достижения в различных отраслях науки: педагогики, психологии, физиологии, фортепианной методики, биологические законы развития организма, подходящие индивидуально к каждой личности. Безусловно, творческий процесс – это живое духовное начало, где всегда присутствует доля импровизации.

«Музыкальное искусство – могущественнейшее средство воздействия, объединяющее людей, поэтому так важно приобщить к нему возможно большего их числа» -

А.Б. Гольденвейзер.  

О себе

    Черемных Светлана Аркадьевна, 1962 года рождения, образование высшее, в 1987 году закончила Белорусскую государственную консерваторию им. А.В. Луначарского по специальности фортепиано, квалификация – преподаватель, концертмейстер, солист камерного ансамбля. Педагогическую деятельность начала в Ханты – Мансийском округе - Югре в городе Нижневартовске.  Стаж педагогической работы 34 года.  В  МБУ ДО ДШИ г. Нефтеюганска работаю с 1991г. Имеею высшую квалификационную категорию.

Систему занятий с учащимися класса строю на достижении цели: выявлении и развитии лучших задатков каждого учащегося, формирю его индивидуальность; развиваю профессиональные,  музыкальные, артистические способности, воспитываю широко образованного, художественно развитого человека, просвещенного слушателя с хорошим вкусом и обширным музыкальным кругозором.

 Активно веду методическую работу, делюсь накопленным опытом с коллегами, провожу мастер - классы,  выступаю с методическими докладами, сообщениями на педагогических советах и конференциях.

Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство: изучаю специальную литературу по вопросам педагогики и психологии, слежу за новыми методиками в преподавании на фортепиано, использую инновационные методы и технологии в своей работе. Воспитываю у учащихся свободу игрового аппарата, понятие исполнительского стиля, образность музыкального мышления, волевые исполнительские качества. Психологический климат на уроках – взаимопонимание и творчество. 

За высокое педагогическое мастерство, успехи учащихся в конкурсах, качественную подготовку выпускников неоднократно награждалась Почетными грамотами Комитета по культуре, отдела культуры  и Департамента по социальным вопросам города Нефтеюганска, Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Благодарственным письмом Тюменской Областной Думы, Благодарственными письмами Думы города Нефтеюганска, Почетной грамотой Мэра и Администрации города Нефтеюганска. За значительный вклад в развитие культуры города Нефтеюганска, портрет Светланы Аркадьевны Черемных  помещен на Доску Почета города. 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классическая литература:

Л.Н. Толстой "Война и мир", "Анна Каренина"; М.А. Шолохов "Тихий дон", "Судьба человека";

В.В. Крестовский "Петербургские тайны"; А. Солженицын "В круге первом"; В. Быков "Повести"; 

Ю. Бондарев "Берег"; Э. Хемингуэй " По ком звонит колокол", "Праздник, который всегда с тобой".

Мой взгляд на мир

Искусство столь же безгранично, как  сама жизнь.

Мир движется и совершенствуется.

Главная задача - внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним!

Мои достижения

               Учащиеся моего класса принимают активное участие в концертной жизни школы, города, округа. На высоком исполнительском уровне провожу концерты-рапорты класса, сольные концерты учащихся класса в цикле «По ступенькам мастерства», презентации творческих достижений лауреатов класса. Являясь классным руководителем, делаю много мероприятий способствующих нравственно-эстетическому развитию учащихся, веду активную внеклассную работу, большое внимание уделяю профессионально ориентированным детям.  Поддерживаю тесный контакт с родителями, организую педагогические консультации.

          Мои выпускники поступают в средние и высшие учебные заведения: Рыбакова Татьяна, Маркова Елена, Грязова Вероника, Гумерова Лейсан - город Екатеринбург, Областной музыкальный колледж им. П.И. Чайковского, отделение специального фортепиано; Баранова Виктория - Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, вокальное отделение; Фаюршина Алина  БПОУ ХМАО-Юргы «Колледж-интернат для одаренных детей Севера» -  отделение специального фортепиано.

          Продуманная внутренняя логика урока, научный подход и доступность в изложении изучаемого материала позволяют добиваться высоких результатов обучения. Ежегодно учащиеся класса участвуют в  школьных, городских, региональных, окружных, областных, всероссийских, международных конкурсах и занимают призовые места: XIV Международный музыкальный и  инструментальный  конкурс  в г.Рим (Италия) 2007 год; III Международный музыкальный конкурс  в г.Триест (Италия) 2007 год; VI Международный Конкурс пианистов  Русской консерватории им. А.Скрябина в Париже (Франция) 2006 год;  III Международный музыкальный конкурс  «Лазурный берег Ниццы» в г. Ницца (Франция) 2009 год; VI Международный конкурс музыкальных исполнителей и камерной музыки «КАРЛО МОССО 2010» в г. Алессандрия (Италия) 2010 год; V и VI Открытый Окружной конкурс юных пианистов «Волшебные клавиши» г. Сургут 2006-2010 годы; Открытый Областной конкурс «Дебют» г. Тюмень 2009-2012 годы; Региональный конкурс пианистов «Наши надежды» г. Нефтеюганск 2007-2016 годы; Открытый региональный конкурс юных исполнителей им.А.Алябьева г. Тобольск 2007 год; Всероссийский конкурс юных исполнителей им.А.Алябьева г. Тобольск 2009 - 2014 год; VIII Международный конкурс юных пианистов им. В.В.Сафонова в г. Пятигорск 2009 год; Международный Конкурс – Фестиваль «Юность планеты» Швеция-Норвегия 2011 год; Международный Конкурс – Фестиваль «Венский звездопад» Австрия 2012 год; Открытый конкурс инструментального исполнительства им.А.С. Знаменского г. Сургут 2012, 2014 годы; Международный конкурс-фестиваль «Vivat, Таланты!» 2013, 2014 годы; Международный Конкурс – Фестиваль «Фестиваль Скандинавских столиц» 2013 год г.Ямса Финляндия; Международный конкурс - фестиваль "Зимний карнавал SUOMI" г. Ямса Финляндия 2014 год; IX Международный конкурс «Luigi Denza» (Италия) г.Кастелламмаре ди Стабия 2014 год; Международный детский и юношеский интернет – конкурс «Зимняя карусель» 2014, 2015 годы; X Международный конкурс «MUSICA INSIEME» (Италия) регион Венеция 2015 год; Международный конкурс искусств «Мелодии малахитовой шкатулки» г. Челябинск 2015, 2016 годы; Международный конкурс – фестиваль «Рождественский  фейерверк талантов» (2017 г., г.Витебск, Беларусь) Ермолаев Глеб – Дипломант I степени; Городской конкурс пианистов «Наши надежды» (2018 г., г.Нефтеюганск) Андренко Арина – Лауреат I степени, Яковенко София – Лауреат III степени; Международной конкурс – фестиваль «Звездный триумф» (2018 г., 2019 г., г.Нефтеюганск) Ермолаев Глеб - Лауреат I степени, Андренко Арина – Лауреат I степени; IV Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Роза ветров в Ханты Мансийске» (2018 г., г.Ханты-Мансийск) Андренко Арина - Дипломант I степени; Международный конкурс – фестиваль «Youth of the Planet» (2018 г., г.Стокгольм, Швеция,); Международный конкурс – фестиваль «Планета талантов» (2018 г., г.Сургут,) Андренко Арина - Лауреат III степени; Международный конкурс – фестиваль  музыкально-художественного творчества «Шелковый путь» (2019 г., г.Астана, Казахстан) Ермолаев Глеб - Лауреат II степени, Иванова Александра -  Лауреат II степени; III Всероссийский конкурс «Золотая Лира» (2019 г., г.Сургут,) Садрлиманова Камила - Лауреат I степени; Международный фестиваль-конкурс хореографии, песни, инструментальной музыки и оригинального жанра «Под небом Испании» (2019 г., Испания г.Ллорет де мар (Коста брава) Андренко Арина - Лауреат I степени; XV Международный фестиваль-конкурс «LE CIEL DE PARIS» (2019г., Франция, г. Париж), VI Международный  конкурс исполнительского мастерства "Северное сияние" (г.Сургут, 2020 год) Мухаметова Карина  - Лауреат III степени, Яковенко София -Лауреат  III степени, Всероссийский конкурс инструментального исполнительства "ЗВУЧИ" (2020г.) Садрлиманова Камила - Лауреат III степени, Всероссийский конкурс детского и юношеского исполнительского творчества "Весеннее вдохновение" (г.Ханты-Мансийск, 2020г.) Садрлиманова Камила - Лауреат II степени, Международный многожанровый детский, профессиональный конкурс-фестиваль "Российский звездопад" (г.Нефтеюганск, 2020г.) Садрлиманова Камила - Лауреат II степени и Андренко Арина - Лауреат II степени, I Международный конкурс "Вдохновение" (г.Сургут, 2020г.) Садрлиманова Камила - Лауреат I степени, XI Международный конкурс-фестиваль мухыкально-художественного творчества "Золото Балтики" (г.Калининград, 2021г.) Садрлиманова Камила - Лауреат I степени и мухаметова Карина - Лауреат I степени,  Международный конкурс-фестиваль "Весенние творческие игры" (г.Москва, 2021г.) Садрлиманова Камила - Лауреат II степени, II Международный конкурс исполнительских искусств "Аллея звезд" (г.Сургут, 2021г.) Мухаметова Карина -   Лауреат II степени, X Международный многожанровый конкурс "Мой дом - моя сцена" (г.Москва, 2021г.) Мухаметова Карина - Лауреат II степени. 

             В городском конкурсе на премию «Успех года»  была награждена «Благодарственным Письмом» Комитета по культуре  за проект «Победа юной пианистки в Париже».

            В 2008,  2010, 2012 годах  с учащимися класса (Артюх Елена, Гумерова Лейсан, Газиева Зиля, Фаюршина Алина) прошла стажировку на Международных курсах ЮНЕСКО по художественному образованию в рамках ХVI, ХVIII, XX  Летних творческих школ "Новые имена" в г. Суздаль в классе мастерства заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, ведущего педагога Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Киры Александровны Шашкиной; лауреата Международных конкурсов, преподавателя Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Красотиной Ирины Викторовны; лауреата Международных конкурсов, преподавателя Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Мечетиной Екатерины Васильевны; ведущего педагога Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Барлыковой Шолпан Габдылхаковны. В 2012 году учащаяся класса Гумерова Лейсан прошла стажировку при Пражской консерватории в летней творческой школе в г. Прага (Чехия).

           За отличную учебу и активную творческую жизнь  Лейсан Гумерова была награждена Благодарственным письмом и премией мэра города Нефтеюганска, портрет девочки был помещен на городскую доску почета «Молодежь – гордость Нефтеюганска».

               В 2017 году Андренко Арина награждена денежной Премией Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области культуры и искусства (20 тысяч рублей). В 2019 году Портрет Андренко Арины занесен на доску почета города «Молодежь – гордость Нефтеюганска» за выдающиеся достижения в области культуры и искусства. Андренко Арина внесена в Базу одаренных детей и молодежи города Нефтеюганска в области культуры и искусства. (Протокол заседания от 26.02. 2018 год.)

            По итогам 2009-2010 учебного года Гумерова Лейсан стала стипендиатом Окружной программы «Юные таланты Югры»; по итогам 2013-2014 учебного года стипендиатами стали: Фаюршина Алина и Грязова Елизавета.

               В Энциклопедии детских достижений ХМАО-Югры  2018 год: Грязова Елизавета в списке одаренных детей ХМАО – Югры.   В 2021 году в Энциклопедию детских достижений ХМАО-Югры внесены учащиеся моего класса: Садрлиманова Камила, Мухаметова Карина, Яковенко София.    

Моё портфолио

         Музыка - сложное искусство,вероятно, самое сложное из всех видов искусства, которые окружают нас и существуют в нашей жизни; музыка становится тем прекрасным и великим искусством, которое не только делает человека благороднее, добрее, но и обогащает его мысли и его жизнь.

         Всегда была и остается проблема заинтересовать и научить ребенка основам игры на фортепиано. В современной музыкальной педагогике произошли изменения во взглядах на методы и формы начального обучения. Мне хочется облегчить детям сложный путь в мир музыки, чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли им радость, а не досаду, чтобы родители, желая дать детям музыкальное образование, не обрекали их на ненужные мучения. Чем активнее сложится общение ребенка с музыкой, тем интенсивней будет происходить развитие его природных музыкальных и интеллектуальных способностей.

       Музыка, в отличие от пространственных видов искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляют собой  искусство выражения  чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, являются эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности, углубляя эти образы и ярко  раскрывая их содержание. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка   воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

       Воспитание – важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды и активности личности как субъекта этого процесса. Это педагогически ориентированная и целесообразная система содействия личности в организации жизнедеятельности в различных сферах. Оно предполагает полноценное включение в воспитательный процесс всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.

         Для осуществления деятельности в рамках образовательных программ необходимы собственные нестандартные методические средства деятельности и успешной реализации замысла по изменению содержания образования. Мои уроки воплощают концепцию «Учиться музыке не только для того, чтобы стать музыкантом, но и для того чтобы стать лучшим в любой профессии». Ничто в искусстве не появляется и не исчезает само по себе. Стиль, характерные образы, представление о прекрасном и безобразном, предпочтение одних видов искусства другим, его жанры и формы, особенности выразительных средстввсё связано с образом жизни, особенностями мировосприятия. Смысл концепции проявляется каждый раз в новом виде, что и привело к жанровым урокам: урокфантазии; урок - концерт; урок - экскурсии.     Интеграция различных технологий в единую целостную систему, отработанную до мелочей, позволяет говорить о результативности деятельности и продуктивности труда. Создан разнообразный дидактический материал для индивидуальной работы, разработаны критерии успешности программы, критерии оценки деятельности учащихся.

 

        В моей практике концерты – рапорты класса, сольные концерты учащихся, отчеты об участии в творческих школах в цикле «По ступенькам мастерства»: «Пьесы курганского композитора И. Парфенова», «Русская народная песня – душа русского народа", «Популярные и любые мелодии», «Произведения композитора И. Берковича», «Пьесы в старинном стиле»; «Сольный концерт – выставка выпускницы ИЗО Черемных Юлии», Сольные концерты: Рыбаковой Татьяны, Марковой Елены, Гумеровой Лейсан, Артюх Елены и др.. В работе по сотрудничеству с образовательными учреждениями, дошкольными образовательными учреждениями города – ежегодные концертные выступления для воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13 «Чебурашка», «Детский сад № 12 «Брусничка» (2018 г.), муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Прогимназия «Сообщество» (2019 г.). .). Данная работа формирует культуру и музыкально-эстетический вкус у детей дошкольного возраста. Развивает интерес к отечественному культурному наследию и традициям, воспитывает культуру  поведения на концерте, создаёт стабильный контингент поступающих на музыкальные отделения школы. Традиционно принимаю участие в организации летнего отдыха несовершеннолетних детей города Нефтеюганск в 2017, 2018, 2019 годах, в части проведения мастер-классов.

 

     Методическая работа ведется по трёхуровневой  системе обучения. В ее основе педагогические инновации, относящиеся к личностно-ориентированным педагогическим технологиям: разноуровневое обучение, коллективное творческое взаимодействие, модульные уроки, которые позволяют  более полно развивать профессиональные способности  каждого учащегося. Такой подход способствует созданию предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, необходимых для последующего приобщения к музыкальному искусству не только средствами музыки, но и с помощью других видов искусства. Урок, состоящий из нескольких модулей, даёт возможность учащимся познать окружающий мир в целостном его восприятии, формирует умение связывать музыкально-пластический образ с живописью и литературой; учит сопереживанию; воспитывает мышление и чувства; использует рефлексивные техники (вербальные и невербальные), внедряет здоровьесберегающие  технологии: эстетотерапию (основанную на воздействии художественной формы и эстетических чувств, включающую в себя изотерапию и музыкотерапию); этнотерапию (народная музыка и народные традиции); имаготерапию (воспроизведение воображаемого образа, наделенного определенными полезными качествами).

Мои публикации:
Дополнительное образование
Музыкальное искусство
Общепедагогические технологии
Работа с родителями
Добавить грамоту в портфолио