Нетрадиционные техники рисования.

28 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Нетрадиционные техники рисования.

Какие вы знаете  нетрадиционные техники рисования? И как они влияют на развитие творческих способностей дошкольников?

нетрадиционные техники рисования.

Техники рисования совершенно различные.Например кляксография - развивает фантазию, расширяет опыт Ладошки и пальчики задействованы и моторика и воображение, рисовать можно ватными палочками, акварель + восковые мелки, с помощью манной крупы или песка + пищевой краситель и т. д. Опыт, фантазия, воображение, моторика.

Нетрадиционные техники рисования

Для малышей второй младшей группы по теме "Аквариумные рыбки": рисование красками по воску- взрослый рисует восковыми мелками рыбок, растения, малыши потом закрашивают краской "Наливаем воду в аквариум"; печать по трафарету- взрослый готовит "аквариум" (листы бумаги по форме аквариума), дети печатают губкой красками по трафарету с рыбками, морскими обитателями.

Нетрадиционные техники рисования

Способности к рисованию появляются у детей в самом раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или фломастеромна обоях.Осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. По мере взросления ребенка, мы имеем возможность использовать различные материалы для нетрадиционного рисования. Наиболее полюбившиеся приемы детей моей группы: рисование пальцами рук, ладонью, листьями деревьев, травой, картофельными штампами и др. Рисование с помощью "волшебных предметов" дает возможность укреплять мелкую моторику рук, развивать глазомер, развивает воображение, фантазию детей.

Согласна с вами полностью.

Согласна с вами полностью.

Нетрадиционное рисование

На моей страничке есть картотека нетрадиционных техник рисования,альбомы с работами детей по нетрадиционному рисованию (кружок "Волшебные краски"). Заходите в гости!

О согласии родителей на опубликование фотографий детей

На сайте много фотографий. Конечно, интересно их рассматривать, а как же согласие родителей на опубликование фотографий их детей? Родители не возражают?

На публикацию фотографий есть

На публикацию фотографий есть письменное разрешение родителей. На этот вопрос я ответила ВАМ на своей страничке в сообщениях и гостевой книге.

Нетрадиционные техники рисования

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из различных овощей,пробками;
• рисование ладошками.
• рисование мятой бумагой;
• рисование тычком жесткой полусухой кистью.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством могут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.  Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования

Я с вами полностью согласна, занятия рисованием, изобразительным творчеством могут дать ребёнку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития.

Нетрадиционные техники рисования.

На моей страничке можно посмотреть или скачать: Презентация к уроку (средняя группа) на тему (отчет по самообразованию) "Рисуем пластилином"
otchet_po_samoobrazovaniyu.ppt

Нетрадиционные техники рисования.

Батик - рисование на ткани.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии. Рисовать только кисточкой? Но это же скучно! Мастер-классы и описания альтернативных техник создания художественных картин, размещенных в этом разделе сайта, дают массу идей для проведения необычных занятий по изо-творчеству в детском саду, в начальных классах и семейных вечерах.

Нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники: кляксография, набрызг, тычкование и др.
при рисовании: пальчиками, ладошкой, ватными палочками, оттиском поролона, печатками из овощей, отпечатки листьев.
Любопытны детям, как игра с неизвестным. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать детей так, как будто они потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения своих замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Я согласна со всеми.

Я согласна со всеми. Нетрадиционные техники нужны для развития творческих способностей, но к большому сожалению в настоящее время многие придерживаются обычным техникам рисования, а ведь как детям было бы интересно рисовать пальчиками, кляксами и т.д. Хотелось бы чтобы в детские сады вернули работников дополнительного образования, а именно руководителей изо. С ними дети развивались, было интересно. Поэтому я взяла тему по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования", хочу глубже познакомиться со всеми техниками и использовать их в работе с детьми.

Нетрадиционные техники рисования

Оксана Ивановна, кто же Вам мешает применять и обычные и нетрадиционные техники рисования? Зачем Вам нужен педагог дополнительного образования по изодеятельности? Вы сами можете в работе с детьми применять ЛЮБЫЕ техники и на занятиях и в совместной деятельности с детьми, например, в вечернее время. В нашем детском саду есть ПДО по изодеятельности, она у нас использует разные техники, причём, на наш взгляд, слишком много нетрадиционности, а мы, воспитатели, дополняем её работу: УЧИМ держать правильно карандаш, кисточку, УЧИМ рисовать деревья и прочее, так как кляксографией и набрызгом, например, многому не научишь. Я не подвергаю сомнению значение нетрадиционных методов рисования, но всё хорошо в меру. Эту нетрадиционность лучше применять время от времени, иногда, для развлечения детей. У нас оказываются дополнительные платные образовательные услуги, в том числе и по изодеятельности, вечером, вот там всё построено для удовольствия детей на нетрадиционных методиках. Дети приходят довольные, с грязными пальцами и ладонями, а вот родители не все довольны, им бы хотелось, чтобы детей УЧИЛИ рисовать, а не только развлекали.

Нетрадиционные техники рисования

Детство - важный период в жизни детей. Именно в детстве каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя удивительный окружающий мир. И чем разнообразнее деятельность ребенка в этот период, тем успешнее идет его разностороннее развитие. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.

Виды техник рисования и их влияние на развитие детей

Исследования учёных свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются художественные способности, формируются интерес к художественной деятельности. «Разбудить способности,-подчёркивает В.Ягункова, -это не значит открыть какой-то клапан, дать простор природе ребёнка. Способности формируются постепенно, в процессе активной деятельности. Маленький ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок и форм. Именно эта область самопроявления ребёнка позволяет развиваться индивидуальному видению мира, способствует эмоциональному подъёму, формированию художественных способностей.
Практика работы показывает, что обучение детей в детском саду на занятиях повышает общий уровень их развития. Однако, традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы развития творческой личности ребёнка. На помощь приходят нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Современные жизненные ситуации требуют умения создавать новое, необычное, нестандартное и именно поэтому, в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач. Техники, которые можно использовать в детском саду с детьми:
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. По¬лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Возраст: от года или двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой.
Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Акварельные мелки.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Тычкование.
Возраст: от четырёх лет (на усмотрение воспитателя).
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад¬ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На по¬следнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что:
1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.
2. Формирует у детей умение свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом.
4. Развивает уверенность в собственных силах, мелкую моторику пальцев, укрепляет мышцы рук.
5. Способствует формированию положительных черт характера, как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
6. Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.

Нетрадиционные техники рисования

Давно использую нетрадиционные техники рисования и на своём опыте убедилась в том, что их вариативность и художественное разнообразие предоставляют мне возможность творчески подойти к выбору применительно к решению задачи конкретного занятия. Также это позволяет учитывать особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно – творческой деятельности и, что немаловажно, спектр интересов подгруппы и отдельно взятого ребенка. С другой стороны, дошкольники получают неограниченные возможности выразить в своем рисунке свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, погружаясь в удивительный мир творчества.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Все это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, в побуждении каждого ребенка раскрыть свой творческий потенциал.

нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования не только влияют на развитие творческих способностей, но и позволяют развивать у детей дошкольного возраста художественный вкус и фантазию. Несомненно огромное влияние оказывает и на развитие мелкой моторики.

Творчество всегда было

Творчество всегда было актуальным. Столько нового придумывается и старого вспоминается и модернизируется. Главное - использовать к месту и времени. И чтобы безопасно было.

Согласна с Вами, Вера

Согласна с Вами, Вера Степановна. Именно к месту и ко времени!

Нетрадиционные техники рисования

Каждой возрастной группе соответствуют та или иная нетрадиционная техника рисования.Их много.Влияние  на развитие творческих способностей огромное.Помимо этого развивается мелкая моторика,речь,фантазия,воображение, а сколько положительных эмоций,удивления и радости.Рекомендую ознакомиться с литературой по этой теме,методическими рекомендациями и пожелать удачи в работе.Полет фантазии не имеет границ.

Очень интересно рисовать

Очень интересно рисовать цветным песком (он делается из песка и мела, либо из манки, окрашенной гуашью или пищевыми красителями - технологию изготовления можно найти в интернете). А затем цветной песок наносится щепоткой на заранее подготовленный рисунок. Мы так рисовали салют. Но очень нравится детям делать песок, здесь еще идет процесс экспериментирования с песком.

Нетрадиционные техники рисования

Воспитатели нашего дошкольного учреждения используют различные нетрадиционные техники рисования. Но самая увлекательная техника для детей - рисование цветным песком. Для этой техники нужны – коробки размером А4 с небольшим бортиком (чтобы песок не рассыпался), белый и цветной песок. Дети вначале рисуют пальцем рисунок на белом песке, затем ее раскрашивают цветным песком. Получается красочно, а главное детям очень нравится. Эта техника кроме фантазии, воображения, еще развивает мелкую моторику рук, что плодотворно влияет на развитие речи.

Нетрадиционная техника рисования

Я тоже люблю использовать в своей работе с детьми нетрадиционную технику рисования, это так увлекательно. Да и дети всегда в восторге от такого рисования!

Из опыта работы

Здравствуйте, коллеги!
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей любого возраста. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитываю её развивающий характер, и направляю на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его способностями.
Сколько в мире интересных вещей и предметов (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д.), с помощью их можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию детей. Всеми этими предметами мы обогатили уголок продуктивной деятельности в группе.
Познакомившись с методической литературой, мы разработали конспекты образовательной деятельности и поставили перед собой следующие задачи:
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
• Сформировать у детей технические навыки рисования.
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• Воспитывать любовь к нетрадиционному рисованию в свободное время и дома.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Проведение образовательной деятельности мы начали со средней группы.

Нетрадиционная техника рисования

Да что там говорить за детей! Я и сама не прочь порисовать в нетрадиционной технике, это так завораживает и увлекает. Каждый раз получается что-то новое и интересное. А так как дети любят, все новое и необычное, то такие занятия проходят на УРА! Плюс ко всему:
развитие моторики, фантазии, воображения.

нетрадиционные техники рисования.

попробуйте с детьми нетрадиционную технику рисования - граттаж. очень простая в исполнении, в обучении ею ребенка.освоив, ребенок самостоятельно может подготовить весь необходимый материал поэтапно.
Рисунки детей получаются яркими, красочными. фантазия детей неисчерпаема во время рисования в технике граттаж.