Коллеги, в последнее время трудовое воспитание утеряло ту силу, которую имело в 80-90 годы, особенно когда запретили использовать детский труд. Мы получили уже ленивое поколение, которое не хочет работать, а хочет получать хорошую зарплату. Сейчас возвращается все на круги своя, в этом я подддерживаю министра образования О.Ю.Васильеву.
Унас раньше было на каждого ребенка грабли, лопата, а теперь ничего нет. А ещё подметила, что у нас трудиться любят девочки, а мальчиков надо заставлять (первый такой выпуск). Проработала данную тему с родителями, но особого желания не появилось. А как у вас обстоят дела с трудовым воспитанием?
Дежурство по столовой в старшем возрасте: накрывают на столы, в конце обеда убирают (как у всех, думаю, не буду расписывать), дежурство по занятиям: помогают раскладывать раздаточный материал (а по изо ещё и наливают воду в стаканчики и пр.), в конце занятия-убирают (как у всех); дежурство в природном уголке- раньше был у нас зимний сад с птицами, рыбами, белкой, черепахами, большим количеством самых разных растений (теперь, к сожалению, нет), дети по очереди ходили туда, работы всем хватало. Сейчас дети в группе поливают комнатные растения, опрыскивают или моют листья, поддоны (только с землёй дела не имеют). Хозяйственный труд- моют игрушки, протирают полки с игрушками от пыли, помогают мыть стулья. На участке-летом поливают из леечек цветники, на огороде-поливают грядки. Ещё на участке в конце прогулки убирают игрушки, а также подметают дорожки, веранду, зимой-помогают убирать снег, строить снежные постройки. Весной дети вместе с родителями помогают наполнить песочницу свежим песком. Детские грабли у нас есть (пара), дети с удовольствием убирают осенью и весной опавшие листья и веточки берёзы. Лопатки тоже есть, конечно, не на всех, трудятся по очереди (если иметь на каждого, то где хранить больше 30 лопат!) Ленятся только некоторые, основная масса ребят трудится с охотой. То же самое можно сказать и про родителей: основная масса нас поддерживает и по возможности и необходимости помогает (в этом учебном году и горку делали, и снег с крыши веранды сбрасывали, и снег на участке убирали, старые пеньки и постройки ликвидировали (освобождали место под новые, современные), сажали рассаду, песок носили...). Дети это видели, когда могли-помогали, и гордятся своими папами и мамами.
И на субботники ходят одни и те же...
Когда нам требуется помощь, мы просим родителей и договариваемся, когда они смогут подойти: кто с утра, кто вечером, а кому удобнее в течение дня. Иногда приходят и в выходные, например, скидывали снег с крыши веранды зимой (приходили несколько семей), монтировали и устанавливали новый физкультурный уголок (одному человеку неудобно, пришли двое пап). Стараемся привлекать всех, но есть, к сожалению, и такие, кто по разным причинам увиливает от помощи группе. Есть семьи, в которых активно с нами сотрудничает мама, а папа ленится и наоборот.
У нас малыши - дети от 2 до 4 лет - обязательно занимаются полезным трудом: убирают свои вещи, собирают игрушки, протирают со стола после занятий. Воспитатели сажают с ними огород: ранней весной высаживают вместе лук, зелень - в поддоны. Летом - у малышей есть свои небольшие грядки с редиской, морковкой, свёклой. Важно не качество урожая - а именно детская забота о грядках. Урожай дети собирают с большим удовольствием. Разумеется, всё это - по возможности, никого не заставляют что-то делать через силу, но научить - стараются всех.
Добрый день, коллеги!
Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, работу воспитателя по формированию у детей навыков самостоятельности, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, приготовление печенья, ремонт книг, зарядку аквариума и т. п.
Многие родители младших дошкольников склонны занижать их возможности. Задача педагога убедить родителей в необходимости своевременного приобщения детей к труду, воспитания самостоятельности, раскрыть роль благоприятных для этого возрастных особенностей ребенка (активность, подражательность, восприимчивость к требованиям взрослых), содержание и методы трудового воспитания младших дошкольников в детском саду и в семье.
Моё мнение, труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Мои шестилетки очень любят трудиться: каждый день спорят, кто будет дежурным по столовой или в подготовке к занятиям; когда работаю без няни, даю девочкам тряпочки, они и пыль вытирают и столы. В общем главное настрой, дети сразу считают себя взрослыми и любят, когда их хвалят. Никого никогда не заставляют.
Здравствуйте! У нас сейчас детки средней группы (от 4 до 5 лет).
С начала года дети средней группы дежурят по столовой. Первые месяцы мы учили дежурных правильным приемам работы: напоминали, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками и т.д. Со второй половины года ввели дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям.
В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Осенью мы показывали, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, убирают клумбы, собирают семена). Привлекали детей к сбору семян цветов. Во время сбора овощей на огороде мы предлагали собрать ботву и отнести в определенное место. В течении всей зимы дети подкармливали птиц на участке и в "Птичьей столовой". И делали это не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной планируем организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и клумбах, за обрезкой деревьев и кустарников. Хотим показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности ребенка. Летом дети уже смогут принять участие в уходе за овощами (уносить с дорожек сорную траву, собирать урожай).
В течение всего года, дети, выполняют ежедневные поручения педагогов группы.
Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.