БИЗНЕС И НАЕМНЫЙ ТРУД. ЧТО ВЫБРАТЬ ПЕДАГОГУ?

Чернышев Александр Юрьевич

Бесконечная "горькая" тема в Нашей Сети - учительская зарплата. А может, закрыть эту тему? Для себя, как это сделал я. Отказаться от трудовых правоотношений. Сдать в архив (семейный, пока) трудовую книжку. Работа по гражданскому договору (договору подряда или договору возмездного оказания услуг) - милое дело. Оформляем индивидуальное предпринимательство и при этом можно продолжать работать по найму (смотря по нагрузке). Конкретная работа - за конкретные деньги, и никаких капризов начальства и постоянно меняющихся правил. Отношения "Заказчик - исполнитель". Ничего личного, только бизнес. Не зарплата, а вознаграждение. Зарплату назначают - о вознаграждении договариваетесь.
Я попробовал - получилось. Есть многочисленные курсы подготовки, центры развития, ассоциации репетиторов, охватывающие десятки тысяч педагогов по всей стране. А сколько учеников! Это целая параллельная система образования! Найдите цифры, какие здесь обороты! Одна только индустрия под названием ЕГЭ чего стоит! Какому количеству педагогов она не дает "пропасть поодиночке"...
Делаешь только то, что умеешь. Учишь тех, кто хочет учиться и способен платить.Услуга - под конкретный заказ. Реальная работа - на реальный результат - за реальные деньги.
Настоящая свобода выбора: и ученика, и учителя. Возможность вариативного обучения. Дисциплина - осознанная, а не "добровольно-принудительная". Боже, какое счастье, что не надо никого "тащить за уши", "выпрыгивать из штанов", "драть глотку", доказывать, что "не тварь дрожащая"...
Готов вести отдельные курсы и классы, брать часы в разных учебных заведениях ( я готов к мобильному существованию, даже ездить по области, это лучше, чем выдавать по 10 уроков в день), был бы спрос. Спрос есть ( и мы с вами это знаем): у учеников, но не у администрации. Поэтому меня приглашают ученики, а не директор школы, которому нужно, чтобы я "закрыл" 24 часа и не "вякал".
Я готов прийти в школу, например, под конкретное обязательство подготовить выпускников к ЕГЭ. Могу подготовить к олимпиаде. Разработаю курсы, сценарии, проекты. Цена? Равновесная на рынке, а не оклад на уровне прожиточного минимума. Не надо мне выслуги, званий, баллов, моя будущая пенсия - это мои настоящие и будущие накопления, мой "больничный" - моя страховка, отпуск - продолжение моих инвестиций за год. Квалификацию я повышаю себе сам за собственные деньги, разместил все свои публикации здесь в Сети и не заказал ни одного сертификата. Для кого? Не хочу "убиваться" для администрации. Аттестуют успешные ученики и их родители, а не чиновники, то есть реальные потребители образовательных услуг. Чем рискую? Рискую не местом и должностью, рискую - репутацией.
Добавьте, что пропустил. Может, подскажете новое направление в развитии?

***

Да, пропустил. Зависимого от администрации педагога можно и в участковую комиссию посадить, и студентов в общежитии на избирательные участки заставить сгонять по "устному распоряжению" декана, и по разнарядке на митинги в поддержку Крыма "добровольно-принудительно" привести. Я себя от этого избавил. А вы?

Работая в вузе, я годами выдавал по пять-шесть пар (пар!) в день, без выходных, чтобы заработать на "среднюю по экономике". Зверем приходил домой. В ножки кланяюсь государству за это! Путину - долгих лет. Понял, что это все равно, что подниматься вверх по лестнице, ведущей вниз. Перейдя на гражданские правоотношения, я в два раза сократил нагрузку без потери в доходах. Теперь есть когда сидеть с больным ребенком и нет проблемы забрать его из детского сада. Погулять с ним и накормить.
А у предпринимателя, уверяю Вас, документации не больше, чем в Вашем ОУ, и налог с дохода он платит 6%, а не 13.

***

А разве школа - не такой же субъект рынка, как кафе? Только рынка образовательных услуг. Только для рынка нужна конкуренция. И весомый частный сектор. А государственная школа с кем конкурирует?

В какое кафе идти, вы выбираете сами. Кафе много, конкуренция безумная. Право на уважение приходится заслуживать. Завоевывать! Лучшие повара востребованы. Поэтому хорошо зарабатывают. Чуть что не так - встал и больше не пришел. Клиента потеряют, по миру пойдут. Посмотрите, как выросла культура обслуживания, какой сервис. Лучший повар как минимум – это «средний класс». Найдите такого школьного учителя с высшей категорией.

Школ вроде тоже много. А школу не выбирают. И все они, в отличие от кафе, типовые, серые коробки. Рекламу школы часто видели? Школьные «блюда» тоже не выбираете. Всегда только одни «комплексные обеды». Учителя тоже какие есть. Терпим – других ведь нет. И заплатить хотели бы, да не можем, чтобы лучшие пришли. Или хотящие стать лучшими. Перерываем интернет, чтобы найти лучших и пригласить на дом. После школы!

Не выбираем – значит спросить не можем. Мы же не враги собственному ребенку.Зато ни за что не платим. Будто бы бесплатно все! Но встать демонстративно и уйти не можем. 10 лет, ужас…

А я – репетитор, тот же учитель, только не школьный. Меня – выбирают, домой приглашают, от меня каждый день ждут новое «блюдо», каждое "блюдо" тут же оплачивается. Чуть не так – можно отказаться, другого "повара" найти, отзывы неблагоприятные оставить. Я не у дел останусь.
Меня выбирают, но и я выбираю, кого учить, и если взялся, не отказался, то пестуешь, как повар свое фирменное блюдо.
Выбираешь - значит, рискуешь, значит, отвечаешь за все. А если все делать "добровольно принудительно", то неудивительно перекладывать друг на друга ответственность. Кто более ответственен: учитель или родитель? Когда репетитор и родитель находят друг друга, такого вопроса не возникает. Все сразу видно. Родитель не видит учителя школы на уроке, а про репетитора всю подноготную соберут. И если что, разойдутся  с миром.

А вы в школе попробуйте отказаться от чего-нибудь! Ни школьник не может от вас отказаться, если что не так пошло, ни учитель - от ученика. Полная зависимость! Еще и от администрации, которой баллы подавай, и от чиновника, который решает сколько вам платить. И родители между всеми! И прокурор, правильно сказали.
Зато гарантированная занятость, какая-то зарплата, до выслуги немного осталось, и ребенок не болтается. Правда, лишний раз не «вякнешь». Но и ученик – пусть только попробует "вякнуть"! Школьные учителя, знаете, такая «каста неприкасаемых». Им право на уважение доказывать не надо. От них все равно никуда не денешься. Если их не уважают, то молча, "про себя" или "за глаза".

А я уж лучше буду, как повар – пусть меня выбирает САМ потребитель, которому нужно мое "блюдо". И я за него буду нести ответственность. Я хочу быть востребованным "поваром"...

***

Да, мои предметы востребованы для ЕГЭ. Но если бы я не был историком, а другим предметником, я бы все равно не надеялся только на образование. 20 лет я в образованиии. Без просвета. Половину этого времени я работал журналистом, в городской администрации, продавцом, охранником, грузчиком. Но учить не бросал. Зачем бросать дело, которое любишь? Но все равно приходится искать возможности заработка вне школы. Мне 42 года, еще есть время попробовать себя в бизнесе, не порывая с образованием. И то же самое для других предметников. Биолог? Цветочный магазин или ландшафтный дизайн. Физкультурник? Своя секция. Фитнес для богатеньких дам. Литература? В газету писать, авторская страничка. География? Экскурсии, слеты, туристические тропы. Физик? Ремонт техники на заказ. Мой учитель физики в 90-е был диджеем, тамадой. Учитель ИЗО? В парке дружеские шаржи рисовать... Мы же учителя, все умеем...

***

С системой бороться я не собираюсь. Получал однажды справку из УВД. В ней трижды было повторено слово "не имеется". Вздохнул сладостно и подумал: это емкое слово удачно отражает мои отношения с системой. "Не иметь" и "не имеется".А чтобы не скулить, живу по принципу: минимум зависимости, максимум мобильности. До тех пор, пока ноги будут носить...

 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Тему уже длительное время вел на форуме

Теперь перенес в группу

Чернышев Александр Юрьевич

Педагогический фриланс: прошлое, настоящее, будущее http://www.therunet.com/articles/1739-pedagogicheskiy-frilans-proshloe-n...

ПОЧЕМУ НЕ НУЖНО БЫТЬ НАЕМНЫМ РАБОТНИКОМ? Почему молодым не стоит идти в школу? Ответ здесь:
http://echo.msk.ru/blog/titov_b/1417558-echo/

Чернышев Александр Юрьевич

А еще здесь пренебрежительно написали: "Учитель - профессия, репетитор - бизнес". Но ведь неспроста бизнес еще называют "свое дело". А любое дело требует профессионального подхода.
Репетитор - это учитель, только не школьный (хотя, уверен, многие учителя этим занимаются после школы). Просто работает он не по найму, а на дому или сам набирает себе учеников. Поэтому я и говорю, что я учу ВМЕСТЕ со школой, НАРЯДУ со школой. Я хочу стать настолько профессиональным, чтобы сказать: это мой бизнес, мое ДЕЛО. Дело, которому служишь, как у классика.

Поэтому давайте забудем про неоднозначное и неприятное Вашему слуху сравнение труда учителя со сферой обслуживания.

Чернышев Александр Юрьевич

«Учитель – это служение, это призвание, это не услуги. Это не специальность, это служение, которое было всегда», - сказала Васильева. http://www.edu.ru/news/education/rabota-uchitelya-yavlyaetsya-prizvaniem...

Кто думает иначе, валите вы... в бизнес.

Скользкая формулировочка о служении и призвании. Дело в том, что служение и призвание - категории не оплачиваемые. Оплачиваются служба и услуги.
И чего теперь ожидать?..
А уж если учитель математики или физики - не специальность... Кого теперь наберут на неоплачиваемые места?
Один раз Медведев говорил метафорами. Теперь министр образования.
"Самый страшный порок - метафоричность..."

Чернышев Александр Юрьевич

Васильева снова зажигает:

"Министр образования и науки России Ольга Васильева, занявшая этот пост чуть более месяца назад, пообещала, что выстраивать отношения между родителями и школой на основании регламента, а не на принципе оказания услуг, сообщило во вторник, 27 сентября, агентство ТАСС.

«Я буду запрещать вам произносить слово «услуга», — заявила Васильева, выступая на всероссийском семинаре-совещании Общероссийского профсоюза образования.
«Каждый должен понимать, что работа учителя — это не услуга», — отметила министр".
http://www.forbes.ru/news/329343-glava-minobrnauki-zapretila-proiznosit-...

Чиновничий регламент вместо договора с родителями? Нет уж, мы сами разберемся, как нам выстроить отношения.

Чернышев Александр Юрьевич

Очень актуальные для меня слова:
"Школа приемлет разные педагогические подходы, если они находятся в диалоге, а не в конфликте. А я не мог перестать конфликтовать, хотя, как теперь понимаю, вовсе не мог встроиться в формальное образование, потому что мне значительно ближе неформальная рамка.

Если вы пришли работать в школу из неформальной среды, сразу откажитесь от идеи устраивать революцию

Воспитывайте в себе системный подход — да, конспекты уроков потребует немалых вложений времени, но избавят вас от головной боли. Постарайтесь воспринять опыт старших коллег, у них его настоящий кладезь. Стремитесь встроиться в существующую систему, развиваться вместе с ней. Тогда всё получится".
http://mel.fm/blog/choosetoteach/40379-molodomu-uchitelyu-trudno-uyti-ot...

Чернышев Александр Юрьевич

В декабре записал:
Быть просто репетитором, от нужды занимающимся дополнительно с учеником, мне уже не хочется. Чтобы заработать, приходится хвататься за любого и каждого. Это ремесленничество. И каторга. Сколько можно бегать! Как шабашник - по ремонтам!
Хочу быть учителем. Только не в школьном классе. А набирать свой класс. Разделю его на мини-группы и буду делать то же, что делают учителя и классные руководители в школе. Но не так, как в школе! Свою педагогическую реальность создавать буду. Три мини-группы уже занимаются со мной. Учимся и к Новому Году готовимся. Глядишь, уже скоро вывеску прибивать придется: "Образовательный центр Александра Чернышева". Если бы можно было лет десять сбросить... Промучился в этой государственной системе.
Смотрю сейчас на молодых, вчерашних студентов, удивительные проекты в образовании реализующих, и по-человечески завидую. Спрос на учение, на самом деле, очень высок. Нужно просто дать желающим учиться соответствующее предложение. И они будут платить!
Чтобы покончить с этой позорной практикой - перегруженностью часами и охотой за баллами - прежде всего надо перестать административно и материально зависеть от государства.

Чернышев Александр Юрьевич

«Стану и учителем, и классным, и директором, и на экзамены выведу, и в поход с ними пойду»
Репетитор по обществознанию — о любимой работе и свободе от государства
https://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/80613-stanu-i-uchitelem-i-klas...