ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА И ЧАСТНЫЙ РЕПЕТИТОР: ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?

Чернышев Александр Юрьевич

Уже который год, готовя старшеклассников к ЕГЭ, наблюдаю следующую картину: ученики приходят из школы после 16 часов и при этом в голос цитируют своих учителей: "Хотите сдать  успешно ЕГЭ - нанимайте репетиторов".  Закономерен вопрос, а что делают ученики в школе до 16 часов? Помню,  в выпускном классе я всегда  был дома не позднее 14 часов после шести уроков. Да и обращался к репетиторам, главным образом, по причине хронической "текучести" учителей. Но никто из них откровенно не признавался в беспомощности школы подготовить к экзамену.  Причем, это говорят даже те ученики, которые учатся в так называемых статусных школах.

Очевиден какой-то сбой в системе.  У многих  учеников наблюдаю явно потребителький подход обучению. Запросы высоки, но когда спрашиваю: "Как уже готовитесь  к экзамену?", отвечают: "Никак, я же не знал(а), что решу сдавать экзамен". Просят разбирать каждую тему! Спрашиваю: "А что же вы делали на уроках?". Отвечают: "Но я же не собиралась(ся) сдавать экзамен".   А тут, видите ли, приперло, и сразу просят чудодейственную "отмычку", "универсальное" пособие, быстрые ответы на все вопросы. Учеников можно понять: в одиннадцатом классе для многих из них начинается настоящая гонка:  из школы к репетитору, от репетитора - на подготовительные курсы.

 

Один мой десятиклассник сообщил, что у них с нового года не ведется обществознание: учитель участвует в конкурсе "Учитель года". Девятиклассница, которую готовлю к ГИА, рассказывает, что их учитель уехала отдыхать на две недели, предмет не ведется. А я аттестации не прохожу, в конкурсах не участвую, сертификаты не покупаю, за баллами не гонюсь. Просто учу - и это главное. Только зачем дети ходят в школу? Не пойму...

 

 

Вот, опять потерял клиента. Ученица отказалась от репетиторства, потому что поздно возвращается из школы. Сегодня другая ученица попросила перенести занятие с 16 часов на более позднее время. Объясняет причину (цитирую): "Школа выдвинула ультиматум: занимаетесь сначала на наших курсах, а потом ходите "по своим репетиторам".
- А что у вас до четырех? - спрашиваю.
- Уроки.
- Значит после шестнадцати вы свободны. Вы не хотите ссориться со школой?
- Я поссорилась еще в 9 классе по поводу того, как мне учится. Просто последний год хочется пережить спокойно.

Я удивляюсь, что делают ученики в школах до 16 часов, а тут уже видно стремление тотально охватить учеников, не считаясь с их правом выбирать форму дополнительных образовательных услуг. Это забота об ученике? Или стремление пользуясь монопольным положением и государственным статусом ограничить конкуренцию на рынке образовательных услуг? Или опять баллы к стимулирующей?
Мои ученики получали 90 баллов. Они гордость любой школы. Но кто посчитает долю репетитора в этих баллах?
А кто посчитает моральные, физические, материальные издержки способного, мотивированного ученика и его родителей, вынужденных поздно вечерами заниматься с репетиторами, чтобы "не ссориться" со школой?

Вот,  в очередной раз услышал то, что все мои ученики говорят в голос, а теперь и из уст учителя. Учитель моей дочери-третьеклассницы на родительском собрании заявляет: "Школа может научить на "три". Я понимаю, почему так говорит учитель, считающийся сильным, к нему хотят отдать своих детей и набирают по специальному набору, чтобы был хотя бы один сильный класс. Просто класс уже НЕ СИЛЬНЫЙ! Сильный учитель в отчаянии: познавательные потребности учащихся стремятся к нулю. Через два года эти ученики придут к предметникам. И будут в лучшем случае тихими равнодушными "троечниками". А ученики, которые хотят учиться, придут ко мне, репетитору. Ведь учитель рядом с такими троечниками, сам становится таким. Не хочу учить на "тройку"...

 

Каков выход? А может сделать общее образование двухступенчатым, как в вузах? До 12 часов ВСЕ будущие выпускники учатся в школе. Государство обеспечивает некий минимальный гарантированный и строго бесплатный минимум, достаточный, чтобы закончить школу и поступить в колледж. Все в равном положении: и мотивированный ученик и немотивированный, успешный и неуспешный. Общий стандарт, общие требования к подготовке. А после 12 часов те старшеклассники, которые претендуют на максимальные баллы ЕГЭ, могут выбрать форму работы: кто-то  останется в школе на курсах подготовки, кто-то пойдет на подготовительные курсы вузов, кто-то выберет индивидуального репетитора, как мы выбираем семейного врача или семейного адвоката.Если немотивированный ученик, остающийся в школе после 12 часов, ничего не теряет, то мотивированный на ЕГЭ ученик, оставаясь в школе до 16 часов и вынужденный потом еще "добирать" у репетитора, проигрывает ( не говоря уже о проблемах со здоровьем).

Стоит согласиться с тем, что эти формы работы равнозначны школьным, то есть признать, что курсы, репетиторы ОБУЧАЮТ, а не только готовят. Дать им возможность вести успеваемость учеников и учитывать ее при  итоговой аттестации в школе. При этом и курсы, и репетиторы проходят лицензирование на право ведения образовательной деятельности, как школы. Словом, поставить всех субъектов образовательных услуг в равное юридическое положение. А главное - признать, что учитель в школе и репетитор делают одно общее дело. Тем более наверняка большинство репетиторов продолжают одновременно работать в школе.

 Вы скажите про конфликт интересов. Но думается, что конкуренция как между предоставляющими образовательные услуги, так и между их потребителями расставит все по своим местам.

А каково ваше мнение?

 

 

Ура, нас ждут перемены. Такие, о которых я написал в заметке. Долго ждать, до 2020 г.

ЛИЦЕЙ ВШЭ ОТРАБОТАЛ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ 10-11-Х КЛАССОВ
http://rg.ru/2014/12/18/highschool-site.html

 

 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Эту тему мы уже долгое время обсуждали.

Теперь материал перенес сюда, в группу.

Чернышев Александр Юрьевич

Прочитал тут материал, вполне согласующийся с моими собственными ощущениями. Как добиться эффективности обучения, но при этом, чтобы школьники (особенно выпускники, готовящиеся к поступлению)не "просиживали" в школе до 16 часов? Читайте здесь http://www.novayagazeta.ru/society/61921.html?print=1

Особенно это место:
"Есть еще одно «но». О нем как-то не любят говорить директора. Я зашла в 11-й класс одной престижной московской школы и попросила поднять руки тех, у кого есть репетиторы. По русскому — примерно треть класса, по математике — больше половины. Русский и математика — обязательные для всех ЕГЭ. В 9-м классе в этой школе в этом году будет обязательным ГИА по английскому. Ученикам сказали, что переводить в старшую школу будут с учетом результатов этого экзамена. Так вот, в 9-м классе на вопрос, у кого есть репетиторы по английскому, подняли руки все.
Ну и какая тогда разница, сидеть на уроках шесть или пять дней в неделю, если за знания родители платят дополнительно, и не школе.

Чернышев Александр Юрьевич

И я ломаю голову, как сблизить работу репетитора и школы. Цель-то одна. Все время говорю ученикам: не пренебрегайте школой, берите на уроках все, пытайте учителей, обязательно делайте Д/з. Но программы у всех разные, у кого что, кто политику, кто экономику, а у меня все кодификатору привязано. Выпускники из школы в 4 приходят. Да тут еще я. Или курсы. Ужас!Вот и делают мои тесты до 12 ночи, а я до полвторого потом проверяю. Какая радость от учения?

Что делать? Нагрузку сокращать для начала, и для школьников, и для учителей. Я провожу не более 18 уроков в неделю, большую часть времени готовлюсь к ним. Раньше было наоборот.

Так и выпускники: до 12 часов уроки, без которых аттестат не получишь, а дальше на курсы подготовки, хоть в самой школе, хоть к лицензированному репетитору. Никакой классно-урочной системы. Малые группы, индивидуальные занятия. Я готов придти к таким ученикам в любую школу (хоть в пять школ), не на трудовые, на гражданские правоотношения. Пусть у учеников будет выбор: придти ко мне или к школьному учителю на курсы. До 12 часов никакой конкуренции, после 12 конкуренция за учеников, за преподавателей, за курсы.

Чернышев Александр Юрьевич

У моего ученика не ведется обществознание, после каникул. Сообщает: учительница улетела в Индию. Повышать квалификацию? Пока ученики готовятся с репетиторами. Не понимаю ничего.

Чернышев Александр Юрьевич

«ЕСЛИ ПОСЛУШАТЬ УЧИТЕЛЕЙ, ТО РЕПЕТИТОР — ЭТО ПАРАЗИТ И СТЕРВЯТНИК»
http://mel.fm/2015/11/30/genetics

Чернышев Александр Юрьевич

60 процентов выпускников школ утверждают, что они готовились к ЕГЭ с репетиторами (если учесть, что не все дети отвечают на такие вопросы откровенно, то процент может быть и выше). Получается, большинство родителей не уверены в результате, признают школьные занятия недостаточными и, страшно сказать, перестали доверять учителям?

От этого каверзного вопроса рукой подать до другого: если уровень родительского недоверия так высок, то чему тогда учат детей в школах и за что отвечает учитель?
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3005735

Давно задаю подобные вопросы...

Чернышев Александр Юрьевич

Что ждёт российское образование в 2017 году
http://mel.fm/2017/01/09/changes_2017

"Помимо школы есть огромное количество возможностей — и так называемое дополнительное образование, и сетевые ресурсы. Образовательных «предложений» — несчётное количество. Учиться не в школе становится не только модно и круто".

Я сам представитель "неформального образования", может и мои дети будут учиться не в школе?

Чернышев Александр Юрьевич

«Позорище, если учителю не платят и не позволяют самому открыто и честно много зарабатывать»
Репетитор по обществознанию — о разнице между услугой и служением, когда ты работаешь учителем
https://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/23847-pozorishche-esli-uchitel...

Чернышев Александр Юрьевич

ЕГЭ превратил школу в полигон для проверок
Репетиторство превратилось в высокодоходную, процветающую рыночную индустрию
http://www.ng.ru/vision/2017-12-21/8_7141_ege.html

Чернышев Александр Юрьевич

Фактически механизм наработки нового переместился в сегмент репетиторства.
http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a25841/?utm_source=vk...