Проект "Татарстан мой край родной"

Воробьева Елена Евгеньевна

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города  с Родиной в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

 

«Татарстан  - мой край родной,

познакомимся с тобой»

Проект в рамках региональной программы дошкольного образования  Республики Татарстан

Выполнила:

Гараева Гульсина Рафиковна

2014 г.

«Татарстан  - мой край родной, познакомимся с тобой»

Проект в рамках региональной программы дошкольного образования

Республики Татарстан

Автор:  Гараева Гульсина Рафиковна  воспитатель  МБДОУ «Детский сад № 4»  Чистопольского муниципального  района  Республики  Татарстан

Описание работы:  Проект  построен на принципах развивающего обучения в соответствии ФГОС  и направлен на развитие личности ребенка в целом. Использование национально-регионального компонента реализуется при проведении занятий и в ходе режимных моментов. Инновационное значение имеет разработанный перспективный план,  который направлен на  социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие посредством приобщения к истокам национальной культуры и  краеведения. 

Паспорт

тематического проекта

«Татарстан  - мой край родной, познакомимся с тобой»

Раздел

Содержание

Тема

Татарстан  - мой край родной, познакомимся с тобой

Тип проекта

Информационно-практико-ориентировочный проект.

Актуальность

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города  с Родиной в целом. Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, у истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Цели

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, систематизация знаний детей о родном крае

Задачи

-  формировать духовно-нравственного отношения  и чувства сопричастности к семье, городу, стране;

 - познакомить детей с символикой, гимном  и традициями народов, проживающих в Республики Татарстан;

 - развивать желание больше узнать о своей малой Родине; воспитывать гордость за свой народ, его достижения;                

 - воспитывать  уважение к своей  малой Родине, традициям и праздникам народов, проживающих в Республики   Татарстан.

Гипотеза проекта

Если в воспитательно – образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению  знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Виды деятельности

Игровая, продуктивная, познавательная, исследовательская.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

  • Подбор художественной литературы для детей.
  • Изготовление дидактических пособий, разработка занимательных дел.
  • Изготовление  альбома «Моя малая родина».        

Участники проекта

Воспитатели                                                                                          Дети старшего дошкольного возраст

Родители воспитанников

Этапы и сроки  

Реализация проекта рассчитана на один год: с августа по май и включает в себя три этапа:

Организационно – подготовительный (август – сентябрь).

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс.

Основной (октябрь – апрель).

Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголков краеведения в группах.

Заключительный (май).

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Мониторинг

Уровень сформированности знаний детей о родном крае:

Начало проекта – 64%

Конец проекта – 80%

Предполагаемый  результат

Пробуждение интереса к истории и культуре своего края, любви к родному краю.

Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свою Родину. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Итоговое мероприятие

Татарстан – мой край родной! - праздник

Вся работа  по проекту состоит из 5 блоков:

1. Родной край - Республика Татарстан.

2. Моя малая  родина  - город Чистополь.

3. Орнамент татарского народа.

4. Творчество Г. Тукая.

5. Народы Поволжья

План реализации проекта:

Месяц

   Блок

Содержание  работы с детьми

Содержание    работы с родителями

Итоговое мероприятие

Сентябрь

Родной край - Республика Татарстан

 - Игра – путешествие по карте Татарстана.

-Знакомство с городами республики Татарстан и ее столицей.

 - Просмотр слайдов «Достопримечательности города Казани».

  - Беседа: «Что такое Родина», «Столица –  это главный город».

 -Чтение художественной литературы  «Легенды о Казани».

 - Пословицы и поговорки о родном крае. Объяснение значений пословиц о Родине.

- Рассказ воспитателя о реке Волга и Кама.

  - Консультация для родителей:  «Гражданин воспитывается с детства»

 - Выставка  книг   и фотографий  по  темам  «Заповедные места

 Татарстана и  национальные   парки».

Праздник «День знаний»

Октябрь

Орнамент татарского народа

 - Рассказывание татарских  народных сказок  «Соловей», «Добрый совет».

 - Рисование на тему: «Татарская  красавица».    - Разучивание элементов татарского народного танца.

   - Рассматривание иллюстраций альбома «Национальные  блюда».

 -  Драматизация татарской народной сказки «Три дочери».

 - Изготовление  альбома: «Орнаменты - душевные узоры татарского народа».

- Выставка ручных работ «Наши руки не знают скуки».

Татарский праздник «Сембеле»

Ноябрь

Моя малая  родина  - город Чистополь

- Презентация  для детей на тему: «История моего города».

 -Экскурсия по городу «Парки и скверы моего города».

  -Беседа  и рассматривание иллюстраций с видами родного края.

 - Аппликация на тему: « Герб  моего города».

 -Составление рассказа:  «Моя улица».

 -Оформление уголка для родителей: «С чего начинается Родина?».

  -Анкетирование родителей: «Что мы знаем о городе?».  

   - Экскурсии   «Достопримечательности  города Буинска».

 - Конкурс творческих семей «Будущее моего города».

Декабрь

Моя малая  родина  - город Чистополь

- Пословицы и поговорки о родном крае, городе. Как мы понимаем пословицу: «Где родился, там и пригодился»

 - Ручной труд на тему:  «Дом, в котором мы живем».

 - Конкурс рисунков: «Мой любимый город».    - Встреча  с ветеранами труда.

-   Прослушивание песен на русском и татарских языках о родном городе.

  - Посещение музея уездного города.

   - Изготовление  альбома «Моя малая родина».        

Татарский праздник «Нордуган»

Январь

Орнамент татарского народа.

- Просмотр слайдов «Татарские  народные узоры».

  - Беседа на тему: «Национальные костюмы, украшения   татар».

- Чтение стихотворения Резеды Валеевой  «Тюбетейка и  калфак».

 -  Аппликация на тему:   «Тюбетейка».

 - Разучивание татарской народной игры «Тимербай».

   -Папка- передвижка на тему:  «Татарские народные праздники».

  - Выставка «Национальные блюда».

Февраль

Родной край- Республика Татарстан

-Просмотр презентации «Символика Татарстана».

 - Разучивание гимна Республики Татарстан.

 - Чтение стихотворений  А.Анисимова  «Татарстан», Р. Миннуллина  «Над Казанью», С.  Малышева  «Наш город»  и  др.

- Конструирование:  «Сююмбика - падающая башня» (Кремль)

 - Беседа на тему: «Наши земляки-защитники Отечества

- Разучивание стихотворений о родном крае на русском и татарском языках.

- Выставка рисунков на   тему:  «Символика Республики Татарстан».

  - Домашнее   задание: изготовление самодельной книги с детьми о Республике   Татарстан

Праздник «День Защитника Отечества»

Март

Орнамент татарского народа

   - Лепка «Угощение для гостей».

  -Просмотр слайдов «Татарские национальные праздники

-  Разучивание стихотворений и песен  к  празднику.

Татарский праздник Навруз

Апрель

Творчество

Г.Тукая

  -  Просмотр слайдов « Жизнь  и  творчество Габдуллы Тукая».

- Беседа на тему: « Г. Тукай — детский  писатель».

- Рассказывание сказки  Г. Тукая  «Коза и Баран».     -Драматизация сказки «Водяная».

 - Разучивание песни на слова  Г. Тукая «Родной язык».

  -Рассматривание  видеофрагментов из постановки   балета «Шурале» (Либбретто  Ахмата Файзи,  музыка  Фарида  Яруллина)

-Конструирование  из природного материала (коллективная  работа) «Шурале».

 -  Инсценировка  стихотворения  Габдуллы  Тукая   «Забавный ученик».

-Папка- передвижка:«Г.  Тукай - известный детский сказочник,  

любимый писатель и поэт».

- Конкурс игрушек: «Любимые герои»

- Выставка рисунков  по сказкам Г. Тукая.

 - Изготовление  костюмов к празднику.

Праздник с участием родителей «Тукай — в наших сердцах».

Май

Народы Поволжья

- Просмотр слайдов «Мы дружный народ».

- Просмотр альбомов «Русские и чувашские народные костюмы, узоры».

- Просмотр  презентация  «Чувашские народный праздник — «Сёрен».

- Рисование на тему: «Любимые праздники народов Татарстана».

-Фотовыставка «Традиции моей семьи».

-Разучивание национальных игр народов Поволжья.

-Рассматривание фотоальбома « Одежда и быт народов Поволжья».

- Оформление   уголка на тему: «Дружба народов».

- Выставка  рисунков   на тему: «Национальные костюмы моего народа».

- Презентация на тему: «Народные игрушки».

- Анкетирование «Знаете ли  вы традиции своего народа».

Праздник  «Татарстан - мой край родной».

Список использованной литературы:

  1. Андреева, Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому    воспитанию в ДОУ»    Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С.16.
  2. Бакиров М. Х. «Татарский фольклор», Казань,  издательство «Магариф», 2008.
  3. Закирова  К.В.  «На поляне детства»,  Казань -2011.
  4.  Иванов В. П.  «Чуваши»  история и культур»,  Чебоксары -2009.
  5.  Исаева Р. И. «Музыкально - эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста», Казань-2004.
  6.  Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Москва -2010.
  7.  Логинова Л. В.Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников  // Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2007. -  № 1. – С.38 – 48.
  8.  Нуруллин И. К. «Тукай»,  Москва   «Молодая гвардия»,1977.
  9.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  « От рождения до школы»   под редакцией Н.Е. Вераксы,

           Т. С. Комаровой,   М. А. Васильевой  -  Москва,  Мозаика - Синтез, 2011.

  1.  Тукай  Г.М. «Мальчик с дудочкой», издательство «Малыш», 1986.
  2.  Тукай  Г. М.  «Шурале», Ленинград- 1967.  
  3.  Тукай  Г. М.   «Водяная», Казань-2011.
  4.  Тукай Г.  М.   «Сказка про Козу и Барана», Казань-2005.
  5.   Фахрутдинов Р.Г. «История Татарского народа и Татарстана» Казань,«Магариф», 2000.
  6.  Харисова Л.Н. «Культура народов Татарстана», Казань, «Магариф» 2000.
  7.  Хворостухина С. А. «Казань», Москва, «Вече», 2004.