Проект "Опасности вокруг нас"

Воробьева Елена Евгеньевна

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с предметами домашнего быта приводят к гибели детей. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно- воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Опасности вокруг нас"35.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Опасности вокруг нас»

Проект в рамках обеспечения безопасности жизнедеятельности  детей

старшего дошкольного возраста

Автор: Здобнова Вера Ильинична  воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 4» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Описание работы:  Проект  построен на принципах развивающего обучения в соответствии ФГОС  и направлен на развитие личности ребенка в целом. Использование игровых и проблемно-поисковых  методов реализуется при проведении  занятий и в ходе режимных моментов. Инновационное значение имеет разработанный перспективный план  и цикл занятий по формированию безопасности детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих методов. Проект включает ценный практический  материал по формированию знаний и представлений детей о безопасном поведении, потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Паспорт

тематического проекта «Опасности вокруг нас»

в рамках обеспечения безопасности жизнедеятельности  детей

старшего дошкольного возраста.

Раздел

Содержание

Тема

Опасности вокруг нас

Проблемное поле

Недостаток знаний у детей о безопасности жизнедеятельности; об опасных для жизни и здоровья ситуациях,  предметах, с которыми дети встречаются в быту, и умение правильно пользоваться ими;.

Тип проекта

Информационно-практико-ориентировочный проект.

Актуальность

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с предметами домашнего быта приводят к гибели детей.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно- воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника.

Цели

Формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение или способность сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных условиях, оказание помощи пострадавшим

Задачи

Формировать представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются в быту, и умение правильно пользоваться ими; Познакомить детей со значением зарядки, закаливания, витаминов, минеральных веществ в жизни человека;  Продолжать прививать санитарно - гигиенические навыки, потребность быть здоровым;  Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.  Повышать уровень педагогической грамотности родителей и педагогов в вопросах ОБЖ и ЗОЖ у дошкольников. Развивать внимание, сосредоточенность, самостоятельность, уверенность в своих силах, умение оказать помощь другому;  Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте и на улице; Воспитывать осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми; Воспитывать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье .

Гипотеза проекта

Участие в проекте «Опасности вокруг нас» позволит сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих 

Виды деятельности

  • Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
  • Игровая форма занятий
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Выставка рисунков и поделок
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Наглядная пропаганда
  • Экскурсии, наблюдения
  • Самостоятельная детская деятельность
  • Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

  • Подбор художественной литературы для детей.
  • Изготовление дидактических пособий, разработка занимательных дел.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги            ДОУ № 4.

Этапы и сроки  

I ЭТАП: подготовительный Изучение научно — методической литературы Первичный мониторинг Составление перспективного плана работы по ОБЖ и ЗОЖ с детьми 5-7 лет Подготовка предметно — развивающей среды в группе Разработка конспектов занятий, наблюдений, экскурсий Изготовление дидактических игр

II ЭТАП: внедренческий.  Работа с родителями Работа с детьми Работа с педагогами Используемые методы: Наглядный; Словесный; Практический; Проблемно -поисковый. беседы, консультации; открытые просмотры занятий; рекомендации по оформлению наглядной информации по вопросам ОБЖ и ЗОЖ.

II1 ЭТАП: итоговый.  

Основные разделы проекта

Ребенок и другие люди—формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

Ребенок и природа—развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.

Ребенок дома—формирование умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.

Здоровье ребенка—формирование ценностей здорового образа жизни.

Ребенок на улице—проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Мониторинг

Уровень сформированности знаний детей по ОБЖ в рамках проекта:

Начало проекта – 61%

Конец проекта – 74%

Предполагаемый  результат

Ожидаемые результаты:

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение»

2. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника

3. Снижение уровня заболеваемости

4. Старший дошкольник должен:

  • знать, как общаться с незнакомыми людьми
  • иметь навыки обращения с опасными предметами в быту
  • различать добро и зло, бороться со страхами
  • соблюдать осторожность поведения в природе, на улице, на дороге, во дворе
  • уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных ситуациях дома и на улице
  • знать значения номеров телефона 01, 02, 03, 04

Итоговые мероприятия

Путешествие по тропе Стобеда.

Перспективное планирование, занятия ОБЖ для детей старшего

дошкольного возраста

Дни проекта

Раздел

 

Виды деятельности 

Основные задачи

1 день

Ребенок и

другие люди

 

Беседа «Опасные люди и кто защищает нас от них»

Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми: (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции

 

 

Рассматривание иллюстраций «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»

Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях

 

 

Дидактическое упражнение «Чем опасны малознакомые ребята»

 

Объяснить детям, какие неприятности случается при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей

 

 

Дидактическая игра «Если тебе угрожает опасность»

 

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома

2 день

Ребенок и природа

 

Дидактическая игра «Сигналы опасности природы»

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности

 

 

 Дидактическое упражнение «Когда съедобное ядовитое»

 

Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи

 

 

Беседа «Контакты с животными могут быть опасными»

 

Познакомить детей, чем опасны контакты с большими животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами

 

 

 Видеосюжет «О пользе и вреде воды»

 

Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде

3 день

Ребенок дома

 

Презентация «Наши помощники и враги дома»

 

Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Пожарники»

 

Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы

 

 

Видеосюжет «Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения»

 

Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04

4 день

Здоровье ребенка

 

 Беседа «Ценности здорового образа жизни»

 

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним

 

 

Экскурсия в медицинский кабинет «Поговорим о болезни»

 

Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний

 

 

Дидактическая игра

 «Изучаем свой организм»

 

Продолжать изучать с детьми Устроение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем

 

 

Игровое упражнение «Прислушиваемся к своему организму»

 

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым

 

 

Сюжетная игра  «Скорая помощь»

 

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным

5 день

Ребенок на улицах городах

 

НОД

«Город и улицы»

 

Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности»

 

 

Дидактическая игра «Виды транспорта и спецмашины»

 

Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом

 

 

Проблемно-игровая ситуация на  макете

«Перекресток и движение»

 

Дать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с милиционером-регулировщиком и ролью его на улице

 

 

Интерактивная игра «Дорожные знаки»

 

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам

 

 

Сюжетная игра «Автобус»

Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию

6 день

«Путешествие по тропе Стобеда» - итоговое мероприятие

 

Список информационных источников

- Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- .Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.