Первухин Николай Александрович

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Николай Александрович (далее НА) родом из небольшого села Новосибирской области на берегу красивого самого крупного озера в Западной Сибири - Чаны. НА родился в рабоче-крестьянской семье 19 декабря 1948 года (в день святого Николая), но в документах другая дата. Это ему при рождении решили сделать запись следующим годом - 05.01.1949 г., чтобы НА позже забрали в армию, в которую он всё равно не попал из-за близорукости. Родители НА всё время жили в деревне. Мать работала в колхозе учётчицей, отец (ему уже 92 года) возглавлял кирпичный завод. НА много помогал по хозяйству, на сенокосе, управлял лошадьми. В семье было четверо детей. НА - второй. Кстати, из четверых трое стали педагогами: старший брат НА - водитель, НА - физик, первая сестра - литератор, вторая (младшая) сестра - физик. 

После восьмилетки НА с 1964 по 1968 гг. учился на отделении учителей начальных классов в Куйбышевском педагогическом училище. В течение этих четырёх лет НА играл в ансамбле баянистов

Получил красный диплом учителя начальных классов и стал перед выбором для краснодипломников:

  1. не отрабатывать три года и идти учиться дальше (ему предложили МПИ, готовивший преподавателей по педагогике для педучилищ);
  2. пойти в Новосибирский пединститут;
  3. на государственном распределении ОблОНО говорит: "поедет физиком в школу".

Но неожиданно директор педучилища предложил НА остаться и поработать преподавателем по "фото и кино" (был обязательный такой предмет), возможно, потому что НА 4 года пробегал с фотоаппаратом (все мероприятия снимал и выпускал). НА выбрал "фото и кино", чтобы проверить себя на пригодность к педагогической деятельности, хотя все остальные краснодипломники пошли учиться дальше в институт, так как их принимали тогда сразу без экзаменов.

Первый урок, который НА давал в школе - урок пения. 

НА проработал год, совсем молодой (нет ещё 19-ти лет). Его студенты были младше всего на год. 

Решил идти в институт, а директор не хотел отпускать его, хотя ему пришлось подписать приказ.

А льготы краснодипломные для зачисления без экзаменов уже не действовали, о чём НА узнал только, когда приёмная комиссия попросила его ответить на несколько вопросов. Понятно, что НА не был достаточно подготовлен, но его всё-таки зачислили, с общежитием и без стипендии. НА очень любил физику. Ещё в школе его привлекала техника, а приборов никаких не было. И увидев оборудование по физике в училище, НА решил пойти учиться на физмат.

НА был "весь из себя активный" - секретарь комсомольской организации физмата (самый громадный факультет, 1100 студентов). На 3 курсе неожиданно уходит на кафедру секретарь комсомольской организации института и просит НА перейти на заочное обучение и стать секретарём всего института (4000 студентов, 6 факультетов). НА посоветовался с супругой Тамарой Васильевной, которая тогда была в положении. Решили согласиться, но НА не хотел переходить на заочное. И с ректором было решено спланировать для НА индивидуальное обучение (можно не ходить на лекции).

Окончил физико-математический факультет Новосибирского государственного института. Вёл спецкурс по любимой электронике. Всё шло хорошо до сентября 1974 года. Неожиданно звонок из обкома комсомола - на собеседование к первому обкома. Предлагали перейти завотделом школьной молодёжи и пионеров (зарплата выше, кабинет в центре Новосибирска), а НА был нацелен остаться в институте: подрабатывал на кафедре, сдавал все кандидатские, ему осталось только определиться с направлением (педагогика или физика). Тогда ему пообещали в течение года дать квартиру, а НА жил в то время с женой и маленькой дочкой в общежитии на 12 кв.м. Да, квартира очень привлекает, и институт бросать не хочется. НА прямо спросил у своего ректора Валентина Тарасовича о перспективе получения жилья в ближайшее время, на что тот откровенно сказал, что не может этого гарантировать.

Шесть лет НА проработал завотделом школьной молодёжи и пионеров. Для комсомола уже не подходил по возрасту - после 30 лет. Инструктором в райкомпартии не захотел идти. Позвонили из ЦК с предложением поехать в "Артек". Согласился.

В марте 1979 г. в "Артеке" НА начал свою деятельность начальником детского лагеря "Алмазный"

НА почти 6 лет руководил ещё и отделом кружковой работы (22 кружка, 6 музеев, киностудия).  Встречался со многими знаменитыми людьми (например, с Самантой Смит и её мамой, с Ю.А. Гагариным). НА никогда не забудет, как в Москве на семинаре 26 апреля 1986 года его утверждают в качестве замначальника главного управления "Артека" по учебно-воспитательной работе. Почти 4 года прошли в этой должности. Полгода из них НА исполнял обязанности начальника главного управления Всесоюзного пионерского лагеря "Артек".  Отказался подать свою кандидатуру на выборах начальника "Артека".  Через года три решил перейти в школу. Был директором Артековской школы с 1991 по 2003 гг. 

«Создать школу для детей – сотрудников «Артека», – эту идею в начале 90-х предложил мой коллега, учитель физики, мой наилучший друг в жизни, мой директор – Николай Александрович Первухин. Её подхватили многие учителя, и 1 сентября 1991 года такая школа открылась! Выпускники её трудятся в школах и подразделениях МДЦ «Артек», в разных городах Крыма, в Украине, в России и даже в США! Они утверждают, что эта школа – «лучшая из школ» - Нина Фёдоровна Юсуповская (учитель биологии) - источник

Конец 1980-х – начало 1990-х. Педагогическая общественность Международного детского центра «Артек» переживает ярчайший период развития. Возникает идея о создании рядом со школой «Артека» школы для детей сотрудников МДЦ, одарённых детей Гурзуфа и Ялты. Цель – подготовка кадров для здравницы со школьной скамьи.

Август 1991 года. По инициативе генеральной дирекции «Артека» Гурзуфский поселковый совет своим постановлением от августа 1991 года открывает Артековскую среднюю общеобразовательную школу в здании учебно-производственного комбината МДЦ. Первым директором школы назначается Первухин Николай Александрович. Педагогический коллектив школы и учащиеся активно участвуют в различных международных общеобразовательных проектах, конкурсах и программах.

1999 год. После успешного прохождения аттестации школе присвоен статус специализированной с углублённым изучением иностранных языков (по инициативе НА)

Тогда в школе проходило очень интересное мероприятие - "Международный конкурс учителей". Жюри этого конкурса действительно было международным. Здесь были представители Китая, профессора университетов различных стран (например, профессор Римского университета Мария Веджетти)

Заслуженный работник образования Украины

image

Семья

Женат

Супруга НА, Тамара Васильевна, до ухода на заслуженный отдых также работала учителем физики в Артековской школе

У них две дочери.

Старшая - учитель (по призванию) химии в "Артеке", упорно отказывающийся от предложений стать завучем после уже имевшего место быть опыта работы в этом качестве. Также, как и НА, играла на баяне. Сын 25 лет, инженер (внук № 1). Воспитывает дочь (внучка НА № 2) - возможно, будущего учителя.

Младшая - характером в НА, больше руководитель, чем исполнитель. Не учитель. Работает в компании Google после начала учёбы в университете Шевченко, куда поступила сама, и где на первом же курсе попала в программу по обмену студентами, в результате которого продолжила учёбу уже в США. У неё тоже дочь (внучка НА № 3).

Увлечения

Играет до сих пор на баяне. Страстный автомобилист. Очень любит читать исторические вещи. В курсе всех политических событий, очень хорошо разбирается в политических вопросах. Самое большое увлечение - это его дети и внуки. Он обожает их всех, особенно малышей.

Планы на будущее "Чем себя занять?"

НА себе придумывает планы, потому что он человек деятельный. У него были раньше огороды, а сейчас уже всё - один продал, другой ликвидировали. Можно будет заниматься машинами или ремонтом в квартире. Или с супругой прогуливаться по набережной. Конечно, НА будет не хватать деятельности, ведь уроки - это его стихия, он прирождённый педагог. Но продолжать работать в школе в постоянно растущем темпе и масштабности ему уже тяжело.

 

Публикация в Интернете - "Мотивация в учебной деятельности"


Источники материала

  • Интервью от 29.05.2018 г. у Николая Александровича и его старшей дочери Натальи, фото предоставлены ими же
  • http://www.prcrimea.com/files/29.pdf

https://vk.com/feed?w=wall-9400288_96711

15 мая 2019 года в «Артеке» традиционно отметили Международный день семьи. Во Дворце Суук-Су 150 артековцев из 7 лагерей чествовали семьи сотрудников МДЦ «Артек», которые много лет живут вместе в любви и согласии, воспитывают своих детей, внуков и правнуков. Артековцы задавали им вопросы, просили поделиться историями знакомства, семейными традициями.
Юрий Кравченко, руководитель 5 смены, отметил, что Международный день семьи – праздник неофициальный, но в «Артеке» его обязательно отмечают каждый год: «Сегодня утро здесь началось с поздравления детьми своих пап, мам, бабушек и дедушек. У ребят на лице и руках были нарисованы ромашки – символ Дня семьи. «Артек» и сам большая семья. И поэтому мы хотели рассказать всем артековцам о семейных династиях в «Артеке», о том, какие духовные ценности существуют в этих семьях, как они их берегут, передают из поколения в поколение. Многие здесь оставались работать, женились, рожали детей, и уже их дети становились нашими сотрудниками»

image

image

image

image

 


Добавить запись в Гостевуюmail