Экспериментариумы по физике 11 смены 2018 года (обзор от Мамеевой-Шварцман И. М.)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

С 26 сентября по 09 октября 2018 года в течение 11 смены «Добрая воля Артека» обучающиеся 7-11 классов приняли участие в 5-ти наших экспериментариумах:

  • 7 кл – «Движение добра»;
  • 8 кл – «Энергия во благо общества»;
  • 9 кл – «Законы Ньютона в помощь «Артеку»;
  • 10 кл – «Волонтёрство по-ньютоновски»;
  • 11 кл – «Электромагнитные лайфхаки».

5 учителей физики за 10 дней провели с артековцами 312 часов!

Что же происходило на этих учебных занятиях?


Например, 7-миклассники с Ахмеди Эркиновичем усвоили, что такое движение и скорость. Ведь современный мир заставляет нас всех бежать. Бежать на работу, в школу, за знаниями и впечатлениями. Все мы постоянно движемся, даже когда спим. Теперь ребята знают:

  • строение вещества в различных агрегатных состояниях, в том числе и с точки зрения молекулярной теории (характерные особенности внутреннего строения веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях);
  • как человек может и двигаться, и стоять одновременно;
  • кто или что передвигается быстрее всех в нашем мире;
  • характеристики механического движения тел (относительность движения, траектория, путь, равномерное и неравномерное движение, скорость) и способы их измерения, апробированные на динамичных lego-моделях


А Наталья Владимировна превращала своих 8-миклассников в учёных, выполняющих важные опыты и расчёты. На протяжении всего экспериментариума обучающиеся повторяли тепловое движение и способы изменения внутренней энергии. А по итогам занятий артековцы могли похвастаться умением определять удельную теплоёмкость вещества и знанием устройства калориметра (прибора для изучения тепловых явлений). Также обучающиеся получили представление о том:

  • что такое топливо, процесс горения, удельная теплота сгорания, законы сохранения энергии;
  • в чём преимущество водорода как топлива, используемого японской автомобильной фирмой «Мазда» и германским автомобильным концерном «Даймлер-Бенц» (удельная теплота сгорания водорода в несколько раз больше, чем у других видов топлива; при сгорании водорода не выделяются ядовитые вещества)


В 9-ых классах всё внимание было уделено фундаментальным законам Ньютона и их применению в жизни человека. Под руководством Ольги Ивановны в кабинете цифровой лаборатории по физике обучающиеся при выполнении исследовательской работы убеждались в справедливости второго закона Ньютона при движении тела по наклонной плоскости


  • Ньютон - волонтёр?
  • А волонтёр - это Ньютон?
  • Что общего между социальной рекламой и физикой?

С таких вопросов для 10-тиклассников начинались экспериментариумы у Татьяны Витальевны. Ребятам после теоретической подготовки предстояло измерить артековское ускорение свободного падения и продемонстрировать законы Ньютона в действии при оказании волонтёрской помощи в рамках знаменательных дат смены. А что из этого вышло, можно увидеть в авторских vk-публикациях


Занятия у обучающихся 11 классов были посвящены само- и электромагнитной индукции и проходили под девизом её первооткрывателя: «Наблюдать, изучать, работать». В течение всех учебных пар было составлено 18 инфографик, каждым классом выполнено по 8 электромагнитных наблюдений и найдено много интересного материала. А начинала свои экспериментариумы Ирина Михайловна пятью каверзными вопросами, ответы на часть из которых никому не были известны, чем и привлекли внимание артековцев к изучаемому материалу:

  • Какая рука у Ампера и Лоренца главная?
  • Чем её надо пронзать? Да какое правило при этом соблюдать?
  • А какую руку предпочитал Максвелл?
  • И какое правило сможет помочь Ленцу?
  • А зачем Флемингу в каждой руке пистолет ФБР?


Все наши учебные занятия, независимо от класса:

  • начинались сообщением для обучающихся о дополнительной возможности получения ими отметок за публикации в нашей vk-группе ФизArt на предлагаемые учителями темы в соответствии с предметным содержанием экспериментариумов

  • завершались приглашением обучающихся пройти рефлексивный онлайн-опрос, где им нужно было указать:
  1. что они узнали/вспомнили по предмету, чему научились, какие умения закрепили;
  2. какие личные качества помогли им в индивидуальной и коллективной работе;
  3. что им понравилось в организации занятий, в выполняемых ими видах работы, в активности своих групп

1.​ 2.

3.

В субботу 6 октября в День дублёра несколько экспериментариумов проводились артековцами и обучающимися постоянного контингента, которые достойно справились с возложенными на них обязанностями и были хорошо приняты детскими коллективами

И в заключение – почти все обучающиеся получили от 1 до 4 хороших («4» и «5») отметок по физике. Многие ребята пообещали приехать снова.

А нас ждёт очередная 12 смена!


Добавить запись в Гостевуюmail