"Куда как чуден создан свет!" (11 кл, 15 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И.М.)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Для 11 классов разработан экспериментариум по волновым свойствам света

Но обучающимся с помощью стендовых вопросов предлагалось самим догадаться о теме занятий

Мало кто мог ответить на все эти вопросы в начале экспериментариума, но зато к его завершению все 11-классники знали правильные ответы:

  1. Группа F64 – неформальное объединение калифорнийских фотографов, общей для которых была принципиальная установка на получение абсолютно резких, чётко детализированных фотографий. В качестве названия — F/64 — было использовано крайнее на тот момент значение диафрагмы (её-то они и любили закручивать), позволяющее сделать максимально чёткий фокусный кадр. Основано в 1932 году в Сан-Франциско. Группа просуществовала три года и распалась в 1935 году.

  2. Врагом резкости является дифракция света на краях очень закрытой и сильно открытой диафрагмы.

  3. Хроматические и геометрические аберрации из-за проявления волновых свойств света (дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация). «Лечение» - настройка техники, подбор нужного ракурса, использование фильтров и др.

Обсудив вопросы вводной части и определившись с темой занятия обучающиеся получали индивидуальные оценочные листы, вносили в них данные о себе и заполняли целеполагательный блок "Мои ожидания"

После подробных разъяснений от учителя о предстоящей работе, количестве и способах получения отметок начиналось изучение волновых свойств света, которое происходило сразу на практике при:

  • наблюдении дисперсии света;
  • работе со светофильтрами и поляризаторами;
  • наблюдении интерференции монохромного света на тонкой нити и двух щелях;
  • наблюдении дифракции света;
  • измерении длины световой волны и расстояния между щелями.

Также у групп, на которые делился каждый класс, были задания:

  • на составление цитат (из отдельных премешанных фрагментов) и определение свойств света, о которых идёт речь:
    • «Прозрачные вещества, такие, как стекло, вода, воздух и пр., если их сделать очень тонкими выдуванием в пузыри или изготовляя иным способом в виде пластинок, обнаруживают различные цвета соответственно их различной тонкости, хотя при больших толщинах они кажутся очень ясными и бесцветными» (И. Ньютон)
    • «Утверждение Ньютона – чудовищное предположение. Да и как это может быть, чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет – белый – оказался смесью цветных лучей?» (И. Гёте)
    • «Вот бесспорно самая странная из гипотез! Кто бы мог подумать, что свет, слагаясь со светом, может вызвать мрак?» (Д.Ф. Араго)
    • «Мыльный пузырь, витая в воздухе… зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы» (Марк Твен)
  • проявление, применение и роль света

В конце занятия обучающиеся заполняют рефлексивный блок "Мои результаты", выставляют само- и взаимооценки, получают рекомендации по выполнению дополнительных работ - публикаций в нашей vk-группе ФизArt

Один раз нас посетили ребята 9 класса при выполнении задания в рамках СОМа. Они создали пост и видеообзор нашего занятия (можно пройти по ссылкам-скриншотам)

В одном нашем занятии смог принять участие профессиональный фотограф, продемонстрировавший артековцам "оптические болезни" и способы их "лечения". У ребят была возможность на практике создавать и устранять хроматические и геометрические аберрации

Ниже представлены облака слов из ответов участников всех экспериментариумов по физике 7-11 кл, но в них можно увидеть ответы, относящиеся к нашему занятию:

Облако 1 о том, что узнали/вспомнили

Облако 2 - чему научились и что закрепили

Облако 3 - что понравилось выполнять, и как часто это происходит в своей школе

Облако 4 - что такое экспериментариум

Больше фото смотрите ЗДЕСЬ

 


Добавить запись в Гостевуюmail

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018-15_tk_fizika_11_kl.docx268.34 КБ
PDF icon 2018-15_tk_fizika_11_kl_razdatka.pdf791.1 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО 

Руководитель МО

_______________________

_______________________

«____»_________201_ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора школы по УР_______________________

 ____________________________

«____»____________201_ г.

Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума

Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме

Номер и тематика смены

15 смена 2018 г. («ArtekNewYear.ru»)

Название (тема) занятия

«Куда как чуден создан свет!»

Класс

11 класс

Предметные области

Физика, химия, литература, искусство, биология, география

Разработчик(и) занятия

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

Цель занятия

Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по волновым свойствам света

Задачи занятия

  1. Помогать обучающимся понимать смысл следующих физических терминов: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация.
  2. Предоставлять обучающимся возможность экспериментальным путём наблюдать и исследовать свойства света.
  3. Способствовать формированию у обучающихся ценностного отношения к науке и научным исследованиям, пониманию их общественно важных функций (на примере произведений Ж. Верна).
  4. Формировать у обучающихся понимание проблемы как одного из важнейших способов познания мира, а также умение находить нестандартные подходы к решению различных задач (на примере произведений Ж. Верна).
  5. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений (на примере произведений Ж. Верна).
  6. Воспитывать обучающихся, как личностей с активной жизненной позицией, и формировать у них представления о познаваемости окружающего мира

Краткое описание занятия (аннотация)

  • Что любили закручивать в «Группе F/64»?
  • Назовите врага резкости.
  • Перечислите оптические «болезни», которые могут испортить новогодние фото, и как их можно «подлечить»?

В ходе экспериментариума обучающиеся открывают для себя такие особенности света, как дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация. Анализируется роль света в литературе, искусстве и в мире природы. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • Физика: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света.
  • Химия: свечение химических элементов.
  • Литература: световые явления в литературных произведениях.
  • Искусство: волновые свойства света в фотографии.
  • Биология: роль света в жизни растений и животных.
  • География: оптические явления в разных уголках нашей планеты (северное сияние, миражи, радуги и др.)

Объем и распределение учебного времени занятий в составе экспериментариума

Структурные блоки экспериментариума

Реализаторы/

количество академических часов

Учитель

Педагог дополнительного образования

Педагогический

работник

лагеря

Блок общего образования

2

0

0

Блок дополнительного образования

0

0

0

Блок ОД в лагере

0

0

0

Сумма

2

0

0


Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик

(физика)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Разработка занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по итогам занятия, участие в презентации творческих продуктов.

Проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование)

Заместитель директора школы по координации образовательных программ

Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение занятия и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением сетевого образовательного занятия на практике

Заместитель директора школы по учебной работе

Консультирование разработчика занятия по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением сетевого образовательного занятия на практике, анализ проведённого занятия

Специалист по фотографии (Редакция печатных и электронных СМИ)

Проведение занятия по учёту волновых свойств света (дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация) в фотографии


Раздел 3. Блок общего образования

ЗАНЯТИЕ 1

Общая информация

Реализатор(ы)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

Тема занятия в рамках экспериментариума

«Куда как чуден создан свет!»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света

1

Дифракция света. Дифракционная решетка Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»

1

Поперечность световых волн. Поляризация света

1

Лабораторная работа № 7 «Оценка информационной ёмкости компакт-диска (CD)»

1

Педагогические и образовательные технологии

  • Сетевое образовательное взаимодействие;
  • занятие вне классной комнаты

Используемые площадки проведения

  • Школа;
  • территория возле школы

Тематические партнёры

-

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)

и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • публикации в vk-группе, демонстрирующие проявление волновых свойств света в «Артеке» и/или в произведении/экранизации книги смены;
  • заполненный рабочий лист

2.

Эффекты занятия

Предметные результаты:

  • владение обучающимися физическими понятиями: волновые свойства света, дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света, длина волны, скорость света, показатель преломления;
  • сформированность представлений о причинах проявления волновых свойств света; о вкладе российских и зарубежных ученых, философов, оказавших наибольшее влияние на развитие волновой оптики;
  • владение умениями: наблюдать и описывать явления дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света; измерять длину световой волны; оценивать информационную ёмкость компакт-диска (CD);
  • владение основными методами научного познания.

Метапредметные результаты:

  • определение нескольких путей достижения поставленной цели;
  • критическая оценка и интерпретация с разных позиций информации, содержащейся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
  • выход за рамки учебного предмета и осуществление целенаправленного поиска возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • перемена и удержание разных позиций в познавательной деятельности;
  • умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности.

Личностные результаты:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
  • понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся
  • количество правильных ответов;
  • правильность проведения исследований;
  • верность сформулированных выводов
  1. проверка творческих и дополнительных работ обучающихся (публикации в vk-группе по волновым свойствам света)
  • соответствие работы тематике;
  • глубина раскрытия предметного содержания темы;
  • отсутствие ошибок в предметном содержании
  1. проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии
  • правильность ответа на содержательный вопрос;
  • верность описания действий



Модель занятия

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

  1. Оргмомент

5 минут

Знакомство.

Проверка присутствия обучающихся.

Инструктаж по ПТБ:

№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

№ 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике

№ 8 – при проведении прогулок, экспедиций, экскурсий по программе образовательного события

Кабинет физики

  1. Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

5 минут

Рассуждение обучающихся над вопросами:

  • Что любили закручивать в «Группе F/64»?
  • Назовите врага резкости.
  • Перечислите оптические «болезни», которые могут испортить новогодние фото, и как их можно «подлечить»?

Обсуждая предложенные вопросы, артековцы определяют объём неизвестной им информации

Кабинет физики

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

5 минут

Обучающиеся получают индивидуальные листы и после обзора их содержимого заполняют блок «Мои ожидания», тем самым ставя себе цели и задачи участия в экспериментариуме.

Учитель разъясняет обучающимся предстоящую работу и критерии оценивания.

Дети узнают о возможности выполнения дополнительной оцениваемой работы в виде vk-публикации по проявлению волновых свойств света.

Также они вместе с учителем определяют основную учебную задачу (овладеть физическими понятиями и умениями по волновой оптике)

Кабинет физики

  1. Изучение нового материала

30 минут

Практическая работа в группах:

  • деление обучающихся на рабочие группы с помощью цветных карточек, из которых нужно составить цитату о свете;
  • лабораторная работа «Измерение длины световой волны»;
  • лабораторная работа «Оценка информационной ёмкости компакт-диска (CD)»

Обучающиеся заполняют оценочный лист до окончания первой половины занятия (до звонка на перемену).

Группы, быстро справившиеся с этой частью, изготавливают диск Ньютона (Максвелла) или работают с дополнительным материалом (волновые свойства света в химии, литературе, искусстве, биологии, географии; история развития волновой теории света – вклад учёных)

Кабинет физики

  1. Усвоение и закрепление нового материала

25 минут

Фронтальное обобщение результатов работы групп

Практическая работа с фотографом по учёту волновых свойств света в фотографии или экспериментальная работа в группах по наблюдению:

  • дисперсии;
  • интерференции;
  • дифракции;
  • поляризации

Кабинет физики / территория около школы

10 минут

Группы, успевшие изучить дополнительный материал, делятся этой информацией таким образом, чтобы все остальные догадались о чём/ком идёт речь

Кабинет физики

  1. Подведение итогов

5 минут

В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия, сравниваются выводы по итогам лабораторной работы

  1. Рефлексия

3 минуты

Обучающиеся выполняют задание № 1 в оценочных листах в блоке «Мои результаты»

Кабинет физики

  1. Оценивание

2 минуты

Обучающиеся в своих рабочих листах заполняют таблицу по взаимо- и самооценке



Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в рамках экспериментариума

Перечень необходимого
с указанием требований

Назначение

Количество

1. Транспортное обеспечение

  1. -

-

-

-

2. Материальное сопровождение

Таблицы по волновой оптике

Изучение и усвоение нового материала

1 комплект

Оборудование для наблюдения волновых свойств света

Проведение экспериментов

6 наборов

Бумага А4 белая офисная

Раздаточный материал

1 уп.

Бумага А4 цветная офисная

Раздаточный материал

1 уп.

Скотч широкий

Для изготовления карточек

1 шт.

Маркеры с губкой для маркерных досок

Работа у доски

2 уп.

Конверты

Для распределения заданий

12 шт.

Планшеты с зажимом

Для работы вне кабинета

30 шт.

Ручки шариковые (синие)

Для заполнения рабочих листов

30 шт.

Ручка шариковая (чёрная)

Для заполнения документации

1 шт.

Ручка шариковая (красная)

Для проверки работ

1 шт.

Папка с кнопкой (конверт)

Для хранения материалов смены

2 шт.

Скрепки

Для карточек

1 уп.

Кнопки для пробковой доски

Для оформления стенда

1 уп.

Биндеры

Для разделения работ по классам

12 шт.

Картон А4

Для творческой работы

1 уп.

Цветная бумага

Для творческой работы

3 уп.

Клей

Для творческой работы

6 шт.

Ножницы

Для творческой работы

6 шт.

3. Информационно-техническое сопровождение

Ноутбуки с установленной программой цифровой лаборатории по физике

Проведение экспериментов

6 шт.

4. Прочее обеспечение

-

-

-


Приложения к технологической карте

Приложение 1

Рабочие (оценочные) листы, раздаточные материалы


https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

 Мои ожидания

  1. Я узнаю (что? им.сущ.)________

____________________________

____________________________

____________________________

  1. Я вспомню (что? им.сущ.) ____________________________

____________________________

____________________________

  1. Я научусь (чему? гл.) _________

____________________________

____________________________

____________________________

  1. Я закреплю (что? гл.) _________

____________________________

____________________________

____________________________

  1. Где учитываются волновые свойства света?_______________

____________________________

____________________________

для чего?____________________

____________________________

____________________________

кем?________________________

____________________________

____________________________

  1. Знания о волновых свойствах света я смогу использовать для ____________________________

____________________________

Отметки

Само

Взаимо

Мои результаты

  1. Обведите в левой колонке

оправдавшиеся ожидания

  1. Что на занятиях стало для Вас

необычным, неожиданным, удивив Вас?____________________________

  1. Опишите «оптические болезни» в

фотографии с указанием способов их «лечения»_______________________

________________________________

________________________________

________________________________________________________________

  1. Что любили закручивать в «Группе

F/64»? Для чего? _________________

________________________________

  1. Назовите врага резкости

________________________________

  1. Опубликуйте в нашей vk-группе

примеры проявления волновых свойств света в «Артеке» и в «Щ и МК». Предложите свои идеи по использованию изученных свойств света в жизни артековца, отряда, лагеря и т.д.

  1. ВНИМАНИЕ!!! В конце всех

наших занятий пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в описании фотоальбома текущей смены в нашей vk-группе ФизArt, или перейдите по QR-кодуhttp://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fforms%2Fd%2Fe%2F1FAIpQLSdkGqCTbBhLtVr6FWiucofS0VDe8pKg1f0EJO50p_FTKLJQew%2FformResponse&4&0

                        

https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

                                     http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fvk.com%2Fclub168681890&4&0

Участник(ца) экспериментариума по физике

Фамилия, имя, регион __________________________________________

Класс, лагерь, отряд: ______________________________________________

Поток I или II, смена 1 или 2

http://www.sciencefocus.com/sites/default/files/styles/large_auto_height_landscape/public/GettyImages-175622118.jpg?itok=Hb35yQGB

E:\2018-2019\ТК\Физика. 2018. Смена 15\1220.jpg

                

https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

Чудовищная прозрачность

О чистоте цвета

Соберите из отдельных фрагментов некое высказывание и прокомментируйте его содержание, опираясь на известные вам факты:

«_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________»

(____________________________)

Чудеса света со всего света

Приведите примеры проявления волновых свойств света

Что?

Где?

Почему?

В «Артеке»

В Крыму

В мире

В «Щ и МК»

«Да будет свет!» - сказал искусствовед

Опишите роль света и способы использования/устранения его волновых проявлений

Фотография

Флора        

Фауна

Атмосфера

Химия

Литература

География

Цвета

Описание

Примеры

Хроматические

Ахроматические

Основные

Составные

Исследование 2. Оценка информационной ёмкости компакт-диска (CD)

Оборудование

Измерения, вычисления

Вывод

Четыре «ИЯ»https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

Наблюдение 1. Дисперсия света

Наблюдайте дисперсию света с помощью стеклянной призмы и запишите ответы на вопросы из инструкции к данной работе

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

Исследование 3. Светофильтры

Посмотрите на предложенные вам предметы через различные светофильтры. Какого цвета предмет вы при этом видите? Заполните таблицу

Цвет предмета

Цвет светофильтра

Вывод о пропускании света разного цвета светофильтрами:___________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Наблюдение 2. Поляризация

Где и для чего применяются поляроиды?___________________________________

______________________________________________________________________

Наблюдение 3. Интерференция на тонкой нити

Перечислите, на чём и в виде чего можно наблюдать интерференционную картину:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Наблюдение 4. Дифракция

Перечислите, на чём и в виде чего можно наблюдать дифракционную картинку:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Исследование 1. Измерение длины световой волны и изучение интерференции лазерного излучения на двух щелях

Измеряемые величины

Лазерное излучение

Края спектра

Красный

Фиолетовый

Расст. между 0 и 1 дифр.макс.: x1, мм

Расст. от дифр.реш. до экр.: L1, мм

Период дифракц.решётки: d1, мм

Длина волны лазера: λ1 ≈ x1d1/L1, мм

Расст. между 0 и 1 интер.макс.: x2, мм

Расст. от щелей до экр.: L2, мм

Расст. между щелями: d2 ≈ (λ1L2)/x2, мм

Расстояние от края спектра до центра экрана: x3, мм

Длина световой волны: λ ≈ x3d1/L1, мм

Вывод о спектральных границах чувствительности глаза:_____________________

______________________________________________________________________


Предварительный просмотр: