Колесова Ольга Ивановна

сайт учителя трудового обучения

Тот, кто стоит на месте не может вести вперед. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Мне нравится, когда жизнь динамична, поэтому я очень люблю учиться чему-нибудь новому и применять знания на практике.

Увлечения: Книги А.С. Макаренко, И.Ф.Ушакова, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, И.П. Иванова

Страна: Россия

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: ст.Шкуринская

Место работы: ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Шкуринской

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kolesova-fedyanina-o-i
Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский

Эссе на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»

Хрупкие цветы

       Очень часто детей сравнивают с цветами. При этом подразумевается, что цветы эти прекрасны: нежные, ароматные, радующие глаз своей красотой.  К сожалению, так бывает далеко не всегда. А если цветок этот на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном? Если цветок ограничен в своих возможностях, он не реагирует на солнечный свет, корни его плохи, не могут усваивать необходимые для жизни соки? Такой цветок чувствует  себя  одиноким и всеми покинутым и начинает постепенно увядать: и без того тоненький стебелек становится еще тоньше, листочки опускаются, нераспустившийся бутон наклоняется  к земле.… Как же быть? Тогда на помощь и приходит опытный цветовод, учитель-дефектолог, который изменит состав почвы,  обогатит жизненно необходимыми элементами, а также поможет найти свое место в окружающем мире.   Это значит, что в умелых руках учителя-дефектолога каждый  ребенок с ограниченными возможностями здоровья «расцветет», раскроет свои способности, будет радоваться жизни….  Недаром символом дефектологии является надломленный цветок тюльпана, поддерживаемый заботливыми руками взрослого. Не дать засохнуть цветку, обеспечить условия для его роста  и полноценного развития-в этом и состоит смысл деятельности учителя-дефектолога.

       Это, конечно, лирическое отступление в размышлении на тему значимости деятельности учителя-дефектолога, к нему прибегали многие. Но оно очень точно и наглядно показывает современную актуальную проблему – проблему обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Какова же роль учителя-дефектолога в образовательном пространстве современной школы? Каким должен быть современный дефектолог? Можно выделить следующие значимые векторы в деятельности  учителя-дефектолога.

1.«Чтоб других учить, надо свой разум точить»

        Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способствуют созданию специальных условий для получения качественного и доступного образования этими обучающимися, раскрытию их интеллектуального и личностного потенциала. Но, чтобы создать эти условия, образовательным организациям нужны  уникальные специалисты в различных областях. Можно сказать, что учитель-дефектолог-это «штучный товар»! Ведь учителям-дефектологам нужно обладать специфическими разносторонними знаниями для работы с детьми с сенсорными нарушениями, с нарушениями речи, ментальными нарушениями. А это подразумевает постоянное «движение вперед», повышение профессиональной компетенции, освоение новых технологий, методов, способов, приемов работы… .  А еще поиск нетрадиционных методов, которые способствовали бы созданию мотивационного поля, активизировали познавательную активность учащихся.

      А также глубокое, систематическое психолого-педагогическое изучение учащихся: их индивидуально-типологических особенностей, характерологических особенностей, интересов, склонностей, предпочтений… Действительно, учителю-дефектологу необходимо постоянно оттачивать свое мастерство, чтобы учить.  «Учить-ум точить»!

2.«Один в поле не воин»

      Реализация на практике принципа профессиональной кооперации для учителя-дефектолога-не громкие слова. Ведь достижение   положительной динамики обучения, воспитания, развития ребенка с ОВЗ возможно только ходе комплексной работы всего педагогического коллектива в образовательном пространстве специальной (коррекционной) школы в ходе психолого-педагогического сопровождения  учащихся.  Учитель-дефектолог взаимодействует со специалистами сопровождения-учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, а также со всеми педагогами, работающими с ребенком. Способы взаимодействия различны: собеседование, консультирование, совещание, методические объединения педагогов, психолого-педагогический консилиум, семинар по психологии, педагогический совет и т.д.

      Очень важно взаимодействие с родителями детей.  Без тесных контактов, взаимопонимания между педагогами и семьей невозможно создание комфортной среды для обучения, развития, воспитания ребенка. А в развитии и обучении  детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, равно как  и детей с расстройствами аутистического спектра,  без поддержки, участия родителей невозможно достижения даже минимальных положительных результатов!

3.«Не бойся продвигаться медленно»

   В работе учителя-дефектолога есть «тревожные моменты».  Например, он работает с учеником, продумывает каждый шаг, тщательно подбирает материал, готовит задания, но ситуация как бы «застывает»…  Педагог начинает испытывать состояние безысходности, «тупика», отчаяния. Решение данной ситуации предлагает Симон Соловейчик: «Представьте себе помещение (вокзал), где бывает много людей, они ходят толпами и топчут полы (особенно в слякоть). Только вымоют, опять грязи натаскали. Что же делать? Не мыть нельзя, а мыть бесполезно; значит, что же? Да! Надо мыть! Что бы ни было, люди должны продолжать бесконечное мытьё, бесконечно стараться внести в жизнь лучшее».

      И старания педагога обязательно увенчаются успехом! Он  в восторге от того, что  Миша к 4 классу запомнил все буквы и начал читать по слогам, Матвей к концу 1 класса, наконец, «увидел строчку», а Анечка в 3 классе  подняла руку (сама!), чтобы ответить на вопрос учителя….

         Педагоги рады любому позитивному результату обучения и развития ребенка. Очень важен оптимистичный настрой, вера в возможности ребенка (даже самые минимальные)….

         Дети-цветы жизни. Каждый уникален и неповторим: и яркий, благоухающий, и слабенький, ничем не примечательный.  А также  хрупкий, нераспустившийся, даже не похожий на настоящий цветок,  с горьким запахом, нуждающийся в постоянной поддержке опытного цветовода, учителя-дефектолога. Так вот он, самый слабый, тоже цветок. Горький, но такой необходимый для здоровья, прежде всего, нравственного здоровья. Нас с вами, окружающих  ребенка взрослых….

 

 

О себе

Я, Колесова Ольга Ивановна выбрала профессию педагога и никогда об этом не жалела.  Школа- это мой дом, в котором меня ждут, в который я спешу с хорошим настроением и интересными идеями. Учусь сама и отдаю свои знания другим.  Ведь учитель и ученик не могут существовать друг без друга. Мы нужны им, они- нам, потому что дети -  самая большая ценность на земле.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги А.С. И.П. Иванова, Макаренко, И.Ф.Ушакова, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили 

 

 

                         image

Мой взгляд на мир

                        Мой взгляд на мир

 
 Мир удивителен. Нужно жить, бесконечно удивляясь. Нужно ценить все время, до минуты, которое нам дано. Нужно ценить людей вокруг нас. В жизни не бывает случайностей. Все случайности и встречи  - завуалированные закономерности судьбы. Нужно любить близких, свою работу, свой дом, свою планету. Они не повторяются, поэтому бесценны.
             
 
 
 

Мои достижения

В 2019г. прошла курсы повышения квалификации на тему: «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС на уроках швейного дела»ООО «Учитель-Инфо» 144ч. Азов

В 2020г. курсы «Основы первой доврачебной помощи» ООО «Учитель-Инфо» 36ч. Азов

 Так же в 2020г. прошла курсы повышения квалификации на тему:«Особенности преподавания учебных предметов «Профильный труд» в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью». «Институт развития образования» Краснодарского края 72ч.

В 2021г. прошла курсы повышения квалификации на тему:«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»  ООО «Центр инновационного образования и воспитания» 73ч. Саратов

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Материалы методических объединений
Работа с родителями
Технология
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: