Кудинов Николай Николаевич

Сайт учителя технологии

Движение - это жизнь.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко¬нечный потребительский продукт Подготов

Увлечения: Увлекаюсь ландшафтным дизайном, пчеловодством , садоводством на даче . Есть любимый питомец - это кот "Тема".

Регион: Смоленская область

Населенный пункт: г.Гагарин

Место работы: МБОУ "Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова"

Звание, ученая степень: Не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kudinov-n-n
Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое , ибо мыслить - значит трудиться
В.Гюго

Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа.
Они порою знают больше нас
Философы в тринадцать с половиной.
Мечтая, забываются подчас,
Присев с свечой у теплого камина.
А еcли не решается вопрос,
Они к тебе спешат, ища подмоги.
Устраивают жизненный допрос,
Хоть мы с тобою, старина, не боги.
Перелистав известные тома,
Мы учим жить мечтами и сердцами.
Мы знаем: наша помощь им нужна,
Ребятам с любопытными глазами.

В. Беляков

О себе

Дата рождения        -      19  декабря  1956 г.

Образование        -          высшее .

Окончил учебное заведение     -      1979г. , Смоленский    государственный    педагогический институт  им. К.Маркса.

Специальность       -         учитель физики и астрономии.

Стаж  работы         -         42 лет.

Педагогический стаж  -    41 лет (в должности учителя технологии- 13 лет).

Квалификационный разряд   -    высшая категория.

Повышение квалификации  - Содержание  и методика преподавания технологии- июнь 2018г.

                                                   -Содержание  и методика преподавания физики - октябрь  2018г.

Награды     -               ведомственных наград  не  имею,  но грамот , дипломов  и  благодарностей  достаточно.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

С детства люблю книги. Сначала увлекался  классической литературой( Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский,  Шолохов )  позже полюбил исторические романы, сейчас мне не чужды и     детективы . К сожалению,  в настоящее время стал читать меньше, не  хватает времени, а сейчас так много интересных книг... 

Мой взгляд на мир

 

Свой взгляд на мир считаю демократичным. Любое мнение о чем-либо имеет право на существование. Все в этом мире относительно и каждый человек имеет право на выбор, с чем соглашаться, а что отрицать. Не согласен  с категоричными и безаппеляционными людьми, не терплю "хапуг" и  хитрых людей. Уважаю труд в любой форме. С уважением отношусь к старшему поколению,уважаю их за созидательный труд.  Считаю,что человек должен быть свободным от всяких зависимостей, особенно, от алкоголя и наркотиков.   Очень люблю природу. Все эти качества я воспитываю у своих учеников и очень горжусь их успехами и победами.

Мои достижения

1.     Участие в районном конкурсе    "Инновации в образовании – 2009»

2.    По результатам  аттестоции  присвоена  высшая  категория по  должности  "Учитель"  -  2015г.

3.     Участие  в международном фестивале работников образования  "Творческие  педагоги "   - 2015г

5.    Участие в международном  фестивале  работников  образования  "Образование 21век"     -    2015г.

6      Диплом всероссийского педагогического конкурса "Педагогика 21век..." (  победитель 2-ое место)  вноминации: Авторские программы  -    2019г.

7.     Диплом  победителя  международного фестиваля работников образования "Творческие педагоги"  -   2015г.

8.    Сертификат  участника  презентационной сессии " Проектирование образовательной среды технологического образования : эффективные практики"  -  2019г.

9 .  Диплом участника международного фестиваля работников образования "Образование 21 века"   - 2015г.

10 . Грамота  Комитета по образованию Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области - 2018г.

11.  Благодарственное письмо Департамента Смоленской области  по образованию и науке  - 2017г.

12 Грамота  Комитета по образованию Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области - 2016г.

13. Почетная  Грамота Гагаринской районной Думы муниципального   образования "Гагаринский район" Смоленской области  - 2016г.

Моё портфолио

Вы нас научили обычным вещам,
Но как они нам пригодятся!
Теперь инструменты без дела и толка
Не будут дома валяться.
Домашних своих удивим мы сейчас
Своим мастерством, домовитостью.
В школе мы б тоже хотели стать,
Как Вы, трудовой знаменитостью!

За годы работы я  пришел к выводу, что не имеет значение, какой уровень способностей заложен природой в ученике. Главное, помочь поверить ему в свои силы и создать условия, чтобы он хотел их развивать.Развитие различных способностей школьников может быть плодотворным только в личностно-ориентированном обучении.  При организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и   ответственности самого учащегося. Учитель при этом проявляет себя как советчик, помощник, консультант, координатор, старший товарищ, т.е. партнёр в образовательном процессе.    Проблема, над которой я работаю многие годы – это "Проектная  деятельность  по  предмету «Технология», как  одна из  форм    формирования  культурного  поля  обучающихся". 

 

 

Организация проектной деятельности

школьников  на уроках технологии

в  условиях реализации  ФГОС

( из опыта работы)                                  

 

Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно.  

В условиях реализации ФГОС актуальными становятся и задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях.В процессе проектно - технологического образования происходит постоян­ное взаимодействие лично­стей учителя и учеников.

Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, при­оритеты, мотивации, жизненные концеп­ции. Учитель предстает всезнающим ораку­лом, излагающим ис­тины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рам­ками учения. Вот тут-то и возни­кает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное ус­ловие реализации этого на прак­тике — устранение доминирую­щей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические тех­нологии элементов исследова­тельской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько «помогать школьнику учиться», направлять его познавательную деятель­ность. Одним из наиболее рас­пространенных видов исследова­тельского труда школьников в процессе учения сегодня являет­ся метод учебных проектов.

       Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.

     Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым учеником 5-8 класса ежегодно.  Я начал применять проектную деятельность на уроках технологии с 2010 года.

       Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.

Занимаясь проектной деятельностью на протяжении уже 10 лет,я считаю, что самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специ­фические сложности, но они но­сят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проек­тирования лежит присвоение но­вой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопре­деленности, и его нужно органи­зовывать, моделировать. Из опыта работы по  подготовке учащимися проектов  я пришел к выводу ,что учащимся трудно:

— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

— искать пути их решения, выби­рая оптимальный путь при наличии альтернативы;

— осуществлять и аргументиро­вать выбор проекта;

— предусмотреть последствия выбора;

— действовать самостоятельно (без подсказки);

— сравнивать полученное с тре­буемым;

— корректировать деятельность с учетом промежуточных результа­тов;

— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования (модель или само изделие и проектную папку)

 Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но я смотрю  , чтобы выбор был обоснованным, продуманным, учитывающим возможности   самого школьника,  и  материально-технической  базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает своих учеников и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, с учетом   наличия оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроков работы и т.п.

Проектную  деятельность учащихся я делю на    три этапа: организационно-подготовительный, технологический  и заключительный.

На первом этапе ученики     выбирают и обосновывают темы проектов, проводят мини-маркетинговые исследования,   анализируют предстоящую деятельность,   подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, определяют цели проекта и решаемые задачи. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

На втором этапе после выполнения эскиза,чертежа ребята выполняют технологические операции, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда. Изготовление объекта проектирования разрешаю только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза ,чертежаи технологического процесса изготовления изделия.

На заключительном этапе провожу контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, провожу защиту проекта  перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие  идеи.  Моя задача –объяснить уч-ся основные правила ведения дискуссий и делового общения, признавать право на существование различных   точек зрения. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

Примерное содержание проекта.

 

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение:

-цели и задачи данной проектной работы,

-актуальность выбранной темы проекта,

-историческая справка по возникновению  данного изделия .

4. Главы основной части:

Глава 1. Конструкция изделия:

-банк идей,

-выбор лучшего варианта изделия.

- эскиз, чертеж изделия.

Глава 2. Технология изготовления:

-технологическая карта по изготовлению данного изделия,

-техника безопасности при изготовлении данного изделия.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта:

-определение себестоимости изделия,

-определение цены изделия.

Глава 4. Экологическая оценка проекта.

5. Заключение:

-вывод по проделанной работе,

-рекламный проспект, 

-защита проекта.

6. Источники информации.

7. Приложения:

- фото рабочих моментов.

 

Приведу некоторые пояснения  к содержанию проекта

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умения проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.

В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта   разрабатываю последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки

В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

Особое внимание   уделяю  экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещаю  в приложении.

О дате защиты проектов я сообщаю заранее. Также заранее до учеников   довожу критерии оценки и порядок проведения защиты.

 

 

 

Как я провожу защиту проекта.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей   и представителей администрации школы. Обязательно приглашаю родителей учащихся. Присутствие родителей  самоорганизует учащихся ,вызывает у них гордость за свой труд. Родители же видят своих детей уже совсем другими , не такими как дама привыкли их видеть(повзрослевшими , ответственными,гордящимися за свой труд).Родители могут сравнить работу своего ребенка  с работами других детей и сделать соответствующие выводы. Для выступления каждому учащемуся даю 7-10 минут. В своем выступлении ученик должен: рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии).  К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

В пояснительной записке ученик должен:

- рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;

- дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);

- рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);

- рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);

- рассказать о решении экологических задач;

- сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия);

После выступления присутствующие   задают вопросы, высказывают свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитываю правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитываю практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки  обращаю внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитываю аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

 

 

Однако ,оценивание результатов творчества всегда «драматично» и противоречиво, поэтому   ближе к объективной оценке  будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.

 Но самое интересное, что даже не­удачно выполненный проект так­же имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок со­здает мотивацию к повторной де­ятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию “неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекват­ную оценку и самооценку окружа­ющего мира и себя в этом микро - и макросоциуме.

 

Итоги защиты я отражаю в   фотогазете. Лучшие работы   использую как пособия на уроках,  организую выставки технического и декоративно-прикладного творчества  или учащиеся могут использовать свои изделия в личных   целях: для украшения дома, подарка родителям и т.д.

  Порядок защиты  зависит от  творческих возможностей класса, но обязательно  защита проектов должна быть настоящим праздником, не должна быть  заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

 

 Процесс подготовки проекта и его защиту я распределяю по  часам, согласно программы.

Примерное распределение времени по урокам при подготовке проектного материала:

1-2 час – Выбор темы проекта; знакомство с оформлением  пояснительной записки, оформление титульного листа, составление содержания.

3-4 час – Сбор информации по теме проекта: составления введения.

5-6 час – Исследование проблемы: составление исторической справки, анализ материалов, предлагаемых промышленностью, соответствие экономическим возможностям.

7-8 час – Составления банка идей и предложений.

9-10 час – Составление технологической карты, где описывается последовательность выполнения изделия.

11-12 час – Экономическая и экологическая оценка проекта.

13-14 час – Составление заключения и списка используемой литературы.

15-16 час – Защита проекта в присутствии класс

 

Для улучшения организации работы и реализации проекта предлагаю соблюдение некоторых правил:

- служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.

-поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

- разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

- поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.

- поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

- готовить к препятствиям, трудностям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение.

 

 Убежден , что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректным.

 

Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.

Мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах по технологии на муниципальном    уровне, где завоевывают призовые места ,становясь победителями и тем самым получают право участвовать в олимпиаде по технологии на региональном уровне.

 

И так подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

                 

Мои публикации:
Разное
Технология
Физика
Публикации моих учеников:
Научно-техническое творчество
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: