Формирование творческой личности на уроках технологии
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Кудинов Николай Николаевич

 Секция учителей технологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район, Смоленская область

 

 

МО   «Секция учителей технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема

«Формирование творческой личности на уроках технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

Подготовил:

 

                                        Кудинов Николай Николаевич            

                                                  учитель технологии высшей категории

 

 

 

 

2017-2018уч.год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,

 которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится,

 которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.

И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди,

которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

А.С. Макаренко.

 

 

Формирование творческой личности на уроках технологии.

 

                   Потребность общества в личности нового типа  – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предмета «Технология».

Познавательные процессы,  позволяющие человеку решать еще не решенные задачи, называется творческим мышлением. Главное для творческого мышления – нешаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.

Овладение мастерством художественной обработки материалов  предполагает освоение их декоративных возможностей, развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала, его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса и мастерства.

Творческое мышление должно учить человека смелости при выходе за рамки привычных, освещенных здравым смыслом или авторитетами представлений, взглядов, способов мышления. Творческое мышление должно приучать человека не подгонять факты под готовое представление о них, а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир пригодный для понимания, а создавать понимания пригодное для объяснения реального мира.

        Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

        Важным средством приобщения учащихся  к творчеству, развитие их способностей  является приобщение их к свободной  импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Атмосфера  раскованности, отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими.

Методы  учебного  познания для развития творческих способностей учащихся:

  • Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
  • Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
  • Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической  форме (эскиз проекта или его словесное описание).
  • Метод придумывания. Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
  • Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.
  • Метод ученического планирования. Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
  • Метод самоорганизации обучения.         Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
  • Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный  им  набор педагогических методов.
  • Методы  проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.

 

 

Специальные упражнения, направленные на выработку идей:

  • прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. 
  • приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия. 
  • приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

С введением метода проектов у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.

         Творческие способности развиваются не тогда, когда  говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.

Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

          Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь  им раскрыть свой творческий потенциал.

Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:

- представьте, что…;           - изобретите…;

- предложите гипотезу…;   - придумайте…

Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.  

Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

 

Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ   НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ  РУКОВОДСТВО.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sektsii_uchiteley_tehnologii2017-2018.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район, Смоленская область

МО   «Секция учителей технологии»

 Тема

«Формирование творческой личности на уроках технологии»

                                                     

Подготовил: 

                                        Кудинов Николай Николаевич            

                                                  учитель технологии высшей категории

 

2017-2018уч.год

 

 «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,

 которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится,

 которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.

И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди,

которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

А.С. Макаренко.

Формирование творческой личности на уроках технологии.

 

                   Потребность общества в личности нового типа  – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предмета «Технология».

Познавательные процессы,  позволяющие человеку решать еще не решенные задачи, называется творческим мышлением. Главное для творческого мышления – нешаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.

Овладение мастерством художественной обработки материалов  предполагает освоение их декоративных возможностей, развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала, его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса и мастерства.

Творческое мышление должно учить человека смелости при выходе за рамки привычных, освещенных здравым смыслом или авторитетами представлений, взглядов, способов мышления. Творческое мышление должно приучать человека не подгонять факты под готовое представление о них, а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир пригодный для понимания, а создавать понимания пригодное для объяснения реального мира.

        Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

        Важным средством приобщения учащихся  к творчеству, развитие их способностей  является приобщение их к свободной  импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Атмосфера  раскованности, отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими.

Методы  учебного  познания для развития творческих способностей учащихся:

  • Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
  • Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
  • Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической  форме (эскиз проекта или его словесное описание).
  • Метод придумывания. Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
  • Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.
  • Метод ученического планирования. Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
  • Метод самоорганизации обучения.         Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
  • Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный  им  набор педагогических методов.
  • Методы  проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.

Специальные упражнения, направленные на выработку идей:

  • прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. 
  • приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия. 
  • приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

С введением метода проектов у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.

         Творческие способности развиваются не тогда, когда  говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.

Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

          Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь  им раскрыть свой творческий потенциал.

Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:

- представьте, что…;           - изобретите…;

- предложите гипотезу…;   - придумайте…

Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.  

Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ   НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ  РУКОВОДСТВО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование творческой личности на уроках технологии»

Районная августовская секция учителей технологии...

«Формирование творческой личности на уроках технологии»

laquo;Формирование творческой личности на уроках технологии»...

«Формирование творческой личности на уроках технологии»

laquo;Формирование творческой личности на уроках технологии»...

Доклад на тему: «Формирование творческой личности на уроках технологии»

laquo;Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда...