Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа кружка художественного дизайна «Гармония» на 4 года обучения

Лопоткина Нина Юрьевна

Художественное образование призвано вовлечь каждого ребенка в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение изобразительному искусству и дизайну развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, помогает  обучающимся  в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает детей к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_po_dizaynu.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Управление образования и молодежной политики администрации

Воротынского муниципального района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ВОРОТЫНСКИЙ  ДОМ  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА

                                                       Утверждена

педагогическим советом

протокол №___ от__________

Директор ДДТ _____________                                        Н.Ф.Парфенова

образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка

художественного дизайна

«Гармония»

на 4 года обучения

возраст обучающихся 13– 17 лет

                                                                   педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

       Воротынского Дома детского творчества

                                                    Лопоткина  Нина  Юрьевна

2012г.

Образовательная программа по дизайну

«ГАРМОНИЯ»

Пояснительная записка

Изобразительное искусство- это мир прекрасного. Для того чтобы научиться понимать его необходимо освоить язык искусства разобраться в его видах и жанрах.

Художественное образование призвано вовлечь каждого ребенка в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение изобразительному искусству и дизайну развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, помогает  обучающимся  в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает детей к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве.

Одной из главных задач данной программы является  развитие у детей образного видения, эстетического восприятия и освоения мира, воспитание художественного вкуса, потребности ориентироваться на непреходящие духовные ценности  искусства. Поэтому в программе разные системы, разные виды творчества: как профессиональное искусство, так и народное творчество. Одним из действенных путей развития творческого начала личности является овладение приемами художественной деятельности на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизаций. Поэтому в программу включена система задач, связанных с особенностями народного творчества.

Обучение дизайну  направлено на овладение подсознательного ощущения формы, как одного из важнейших компонентов проектного мышления. При освоении дизайна по данной программе основное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. В настоящее время дизайн  оказывает огромное влияние на формирование культуры современного общества и будущего. Обучение основам дизайна осуществляется  во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средством выражения проектной идеи, художественного образа.

Все дети – художники, поэты. Их восприятие – образное, яркое. Однако к переходному возрасту активность в изобразительной деятельности нередко снижается. У подростков  чрезвычайно сильно стремление к анализу. Суммарное изображение перестает удовлетворять. Они хотят получать знания и навыки реалистического изображения действительности.

Данная программа дает ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Представляет из себя четырехлетний курс обучения и составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого- педагогических  особенностей детей.

Приоритетные принципы:

  • Ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребенка;
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации;
  • Единство обучения, воспитания, развития;
  • Практическая основа образовательного процесса

Цель:        - Творческое развитие личности

                  - Духовное обогащение детей посредством приобщения к изобразительному искусству

Задачи:  

Обучающие:

                 - Освоение законов изобразительного искусства

                 - Формирование образного композиционного воображения и дизайнерского мышления

                 -Приобретение практических навыков работы в дизайне

                - Развитие восприятия трехмерной формы предметов

Развивающие:

                 - Развитие познавательной, социальной, творческой активности детей

                 - Создание ситуации успеха для каждого воспитанника

                 - Создание условий для личностной самореализации

Воспитывающие:

                -  Воспитание трудолюбия и  воли

                -  Формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами

                -  Повышение уровня духовно- нравственной , коммуникативной культуры

                -  Формирование активной гражданской позиции

Формы  и методы обучения

Программа обращена к детям 13-17 лет. Направлена на формирование эстетического восприятия, развитие творческой мысли.

Программа ориентированна на изучение основ дизайна, так как занятия дизайном являются не только актуальным направлением на сегодняшний день, но и могут служить предпрофессиональной подготовкой.

 Методика проведения кружковой работы отличается тематическим разнообразием, которое особенно широко представлено в программе первого и второго года обучения. Дети третьего и четвертого года обучения получают более углубленные знания и навыки в оформительской работе. С каждым годом уровень выполняемых работ становится сложнее и разнообразнее.

Большое место отводится практическим формам обучения. Производится тщательный отбор изделий, над которыми будут работать ребята, так как именно в процессе изготовления художественных работ развиваются эстетические чувства и художественная культура.

Получив теоретические знания в той или иной области искусства, детям дается практическое задание, выполняя которое, они не только закрепляют полученные знания, но и создают вещь, которая найдёт своё место в жилом или общественном интерьере. Такое обучение, обладающее определённой серьёзностью, практической необходимостью замысла, не только воспитывает в детях ответственное отношение к делу, но и является наглядным примером того, как нужно трудиться по законам красоты и гармонии

Основные направления и содержание деятельности

Программа реализует систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, видение нового образа в знакомом объекте (альтернативное мышление).

Содержание деятельности предполагает:

- участие кружковцев в культурно- массовых мероприятиях поселка, района ( День Воротынца, День защиты детей, День молодежи и т.д.) с целью популяризации детского творчества.

- участие в конкурсах районного, областного, международного значения.

- систематическую работу с родителями.

- взаимодействие со школами района в плане социального партнерства и с целью выявления детей, желающих заниматься дизайном.

Ожидаемые результаты

Для определения результативности занятий по данной программе выработаны критерии, позволяющие определить степень развития творческого потенциала и способностей каждого ребенка.

По окончании 1-го года обучения учащийся должен:

знать

уметь

- об изобразительном искусстве, о декоративно- прикладном искусстве ;

- о цветовом круге ( контраст, основные и дополнительные цвета), о теплых и холодных цветах;

- о линейной и воздушной перспективе;

- о понятии «стилизация»;

- о дизайне, как особой художественно- конструкторской деятельности

- видеть четкую конструктивную основу предметов и правильно отображать их в рисунке;

- работать с различными художественными материалами;

- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой;

- составлять дизайнерские, графические и декоративные композиции на различные темы

По окончании 2-го года обучения учащийся должен:

знать

уметь

- об основных понятиях изобразительной грамоты;

- о взаимосвязи изобразительного и других видов искусства;

- об основах изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов и т.д.);

- о композиции, и её законах;

- об орнаменте и законах его построения;

- о видах и жанрах изобразительного искусства;

- об истории развития дизайна, истоках его становления  в России

- использовать ритм, силуэт, цвет, композицию как основные средства художественной выразительности;

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

- передавать образ художественной вещи;

- создавать абстрактные композиции

По окончании 3-го года обучения учащийся должен:

знать

уметь

- об основных средствах художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи;

- о стилевых особенностях традиционных художественных промыслов;

- о законах построения плоскостной, полуобъемной и объемной композициях;

- о различных видах дизайна;

- об основных пропорциях человека

- использовать рисунок, цвет, форму, пространство в решении практических работ по живописи, ДПИ, дизайну и т.д.;

- владеть светотенью, композицией, пропорциями;

- объяснять теоретические основы дизайна;

- различать и характеризировать виды дизайна;

- участвовать в практической работе по оформлению и преобразованию окружающей среды

По окончании 4-го года обучения учащийся должен:

знать

уметь

- о различных видах художественного дизайна;

- о различных видах художественных материалов и их технических особенностях;

- о положении скелета человека при движении

- основные законы наглядной агитации, методы компоновки плаката

- различать художественно- эстетические достоинства и составляющие элементы объектов дизайна;

-учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом;

-высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства и дизайна;

- уметь сочетать шрифтовые композиции с живописными

Учебно- тематический план

№ п.п.

Блоки

Количество часов

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Графика

46

51

36

36

2

Живопись

42

57

60

45

3

Композиция

10

15

_

_

4

Декоративно-прикладное искусство

16

30

30

_

5

Дизайн

30

63

90

135

6

Итого

144

216

216

216

Учебный план

1 год обучения

Блоки

№ п.п.

Темы

Кол- во часов

В том числе

теория

практика

Графика

1

 Свойства художественных графических материалов

4

1

3

2

Рисунок кружки с натуры

4

1

3

3

Рисунок крынки с натуры

4

1

3

4

Геометрический натюрморт из 3 предметов

14

2

12

5

Спичечный коробок в 3 ракурсах

6

1

5

6

Портрет человека с натуры ( построение)

14

2

12

Живопись

1

Изобразительные свойства художественных пигментов

4

1

3

2

Холодные и теплые тона

2

1

1

3

Техника мазка: «кирпичик», «тычок», «волна»…

4

1

3

4

Пейзаж (гуашь)

8

1

7

5

Постановочный натюрморт из 3- 4 предметов (акварель)

14

2

12

6

Драпировка (акварель)

10

1

9

Композиция

1

Композиционное построение интерьера

2

1

1

2

Тематическая композиция

4

1

3

3

Композиционное построение пейзажа

4

1

3

Дек.прикладное искусство

1

Виды орнамента. Стилизация растительных элементов.

10

2

8

2

Городецкая роспись

6

1

5

Дизайн

1

Дизайн, история и области применения

2

2

_

2

Эмблема

4

1

3

3

Буквица

2

1

1

4

Шрифт – виды, назначения и особенности

2

2

_

5

Плакатный шрифт

2

0,5

1,5

6

Шрифт кистью

2

0,5

1,5

7

Заголовок стенгазеты

2

0,5

1,5

8

Праздничный плакат

2

0,5

1,5

9

Книжная закладка

2

1

1

10

Поздравительная открытка, выполненная в авторской технике

4

1

3

11

Салфеточный декупаж

2

0,5

1,5

12

Объемный декупаж

4

1

3

Итого

144

31,5

112,5

2 год обучения

Блоки

№ п.п.

Темы

 Кол. часов

В том числе

теория

практика

Графика

1

Графический натюрморт ( 4-5 предметов с драпировкой)

12

1

11

2

Графический портрет человека (три четверти)

9

1

8

3

Фигура человека в полный рост

9

1

8

4

Зарисовки растительных элементов

9

1

8

5

Пейзаж в графической технике «граттаж»

12

1

11

Живопись

1

Живописная печатная техника

- монотипия

9

1

8

- печать губкой

6

1

5

- акватипия

9

1

8

2

Сложнопостановочный натюрморт с драпировкой

15

2

13

3

Пейзаж на грунтованном картоне

18

2

16

Композиция

1

Тематическая композиция по любимым литературным произведениям (гуашь)

15

2

13

Декоративно- прикладное искусство

1

Хохломская роспись (травка)

9

1

8

2

Лепка (малая скульптурная форма) пластика

12

2

10

3

Работа с природным материалом

9

1

8

Дизайн

1

Дизайн одежды (исторический костюм, карнавальный костюм)

18

3

15

2

Киригами

15

1

14

3

Скрапбукинг (альбом)

9

1

8

4

Макетирование (архитектурное)

21

3

19

Итого

216

26

190

3 год обучения

Блоки

№п.п.

Темы

Кол. часов

В том числе

теория

практика

Графика

1

Драпировка из различных видов ткани

12

1

11

2

Рисунок гипсовой головы

15

2

13

3

Эскизы людей в движении (3-4 человека)

9

1

8

Живопись

1

Портрет человека (гуашь)

21

2

19

2

Пейзаж (темпера)

18

1

17

3

Пастельная техника (цветы)

9

1

8

4

Натюрморт в декоративном стиле (гуашь)

12

1

11

Декоративно- прикладное искусство

1

Работа с природным материалом

12

1

11

2

Жостовская роспись

18

2

17

Дизайн

1

Графический дизайн (плакат в технике коллажа, афиша,  реклама)

30

6

24

2

Дизайн среды (декоративный рельеф в технике бумажной пластики)

42

4

38

3

Фитодизайн (композиция из сухоцветов)

18

2

16

Итого

216

24

192

4 год обучения

Блоки

№ п.п

Темы

Кол. часов

В том числе

Теория

Практика

Графика

1

Графическая работа тушью, пером (пейзаж)

12

2

10

2

Длительный портрет (сангина)

15

2

13

3

Эскизные зарисовки животных

9

1

8

Живопись

1

Работа маслом (пейзаж)

12

2

10

2

Пленэр (гуашь)

6

1

5

3

Работа в анималистическом жанре (гуашь)

6

1

5

4

Рисунок  в историческом или батальном жанре

9

1

8

5

Мифология в живописи

6

1

5

6

Живописный рисунок комнаты с обстановкой

6

1

5

Дизайн

1

Квиллинг

-открытка в технике квиллинг

-панно в технике квиллинг

6

12

1

2

5

10

2

Архитектурное макетирование

30

4

26

3

Папье- маше.

- Скульптура на проволочном каркасе в технике папье- маше

12

2

10

4

Батик

- панно в технике батика

- роспись платка

12

21

2

3

10

18

5

Лепка (пластика, холодный фарфор)

36

6

30

6

Панно в трехмерном изображении (бумага )

6

1

5

Итого

216

32

184

   Методическое обеспечение программы

Разделы,

темы

Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов

1

Художественное свойство материалов.

Объяснение.

Практическое задание.

Набор эскизов учащихся старших групп.

Бумага, карандаши, краски, пастель.

Самостоятельная работа.

2

Рисунок.

Беседы: «Моя любимая сказка», «Её высочество – Буква», «Мой город».

Практическое занятие. Пленэр.

Книги сказок, образцы шрифта, фотографии архитектурных памятников.

Бумага, карандаши, краски, перо, тушь.

Оформление газеты к празднику Осени.

3

Живопись.

Посещение выставки местных художников. Беседа «Цвет в живописи». Практическое занятие.

Иллюстрации картин русских художников. Таблицы, схемы по цветоведению.

Набор для компоновки натюрмортов, бумага, краски, кисти.

Отбор лучших рисунков на выставку.

4

Композиция.

Теоретическое объяснение. Экскурсия в мастерскую художника-оформителя. Практическая коллективная работа.

Иллюстрации работ художников разных эпох. Набор плакатов.

Бумага, краски, кисти, карандаши, трафареты, валики, матрицы.

Оформление зала ДД к празднику.

5

Орнамент.

Теоретическое объяснение. Практическая работа.

Образцы с видами орнамента. Набор шаблонов разных форм.

Краски, кисти, картон, ДВП.

Тест-викторина на знание видов орнамента.

6

Промыслы Нижегородской области.

Наглядная демонстрация приёмов росписи. Практическая работа.

Образцы с видами росписи. Изделия народных мастеров.

Заготовки для панно из фанеры, ДВП. Подносы, кухонные доски. Краски, кисти.

Отбор лучших работ для районных  и областных выставок.

7

Дизайн

Наглядная демонстрация. Теоретическое объяснение. Практическая работа

Образцы изделий педагогов и воспитанников старших групп.

 Клей, проволока, нитки, пластик, ткань, резервы и контуры для ткани

Оформление кабинета лучшими работами. Отбор лучших работ для участия в конкурсах и выставках