Эгейское искусство

Гольтяева Наталья Сергеевна

Данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства, истории, литературы по теме Древняя Греция и на внеурочных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egeyskoe_iskusstvo.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эгейское искусство

Слайд 2

От времени рассвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Ника Самофракийская до сих пор трубит в свой утраченный рог, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев.

Слайд 3

Античность осталась и вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя . Период ученичества остается позади, а зрелый художник снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой силы.

Слайд 4

Посмотрим на карту мира. Великая колыбель культуры была очень небольшой по размеру. Это южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоска малоазиатского побережья.

Слайд 5

Все население древнегреческого полиса, вероятно, не превышало 200-300 тысяч человек. Несравнимо с современностью было и производство: мелкие ремесленные мастерские, и в этом маленьком мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся и через тысячелетия. Не чудо ли это? Не случайно, что многие ученые употребляли словосочетание «греческое чудо».

Слайд 6

Однако, чудом называется то, что возникает внезапно и беспричинно, нарушая естественные законы. Греческое искусство не возникло сразу, как Венера из морской пены. В конце 19, начале 20 века раскопки археологов в Греции и на острове Крит приоткрыли перед нами полусказочный мир – ранний этап античного. Его центром в конце 3, середине 2 тыс. до н.э. был Крит, а позже та часть материка, где находится город Микены. Культуру этого периода называют крито – микенской или эгейской. До сих пор осталось много загадок. Кто были эти люди, к какой этнической группе они принадлежали, какой был их общественный строй?

Слайд 8

На Крите обнаружены остатки дворцов в Кноссе и Фесте . Кносский дворец заставил вспомнить миф о Лабиринте. С каждым новым историческим событием приходится убеждаться, что мифы не лгут, а только расцвечивают художественной фантазией реальное историческое зерно.

Слайд 9

Сказание о чудовищном быке тоже имеет историческую основу. Стены Кносского дворца, каменные и золотые критские сосуды покрыты изображениями быка, иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то сражаются, не то играют критские тореадоры.

Слайд 10

Тут не было строгой, все подчиняющей религии. Здесь чувствуется свободное, радостно-восторженное отношение к жизни. Охоты на львов, кошки, охотящиеся на птиц, напоминают древнеегипетские рельефы и росписи. Но за сходством наблюдаются отличия мироощущения и стиля. Царь – жрец, увенчанный лилиями, со своей тонкой талией, вьющимися кудрями и произвольными пропорциями не укладывается ни в какие правила, он сказочный.

Слайд 11

Еще интереснее изображение критских женщин- «парижанок», «дам в голубом », «придворных дам». Они были, возможно, жрицами или заклинательницами змей, или даже богинями. У них осиные талии платья с пышными кринолинами, голубого и гранатового цвета, открытые корсажи, открытые прически, перевитые жемчугом, с локонами выпушенными на лоб, тонкие носы с горбинкой, маленький рот с застывшей улыбкой.

Слайд 13

Причудливая асимметрия царит в критских дворцах- лабиринтах, в живописи, орнаменте и прикладных изделиях. Критяне вдохновлялись флорой и фауной моря, оно вошло в искусство извивами волн, лазурным цветом, закрученными спиралями раковин, изгибами водорослей. Морские мотивы встречаются в орнаментах , особенно в вазах стиля Камарес . Ваза с осьминогом уникальное произведение по смелости решения, но очень характерное для эгейского стиля. Сама форма вазы асимметрична, словно подчиняясь щупальцам осьминога она то расплывается, то сокращается, колышется и пульсирует. Современные керамисты в поиске живых форм обращаются к эгейскому искусству.

Слайд 15

К концу 15 века до нашей эры Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. По видимому они подверглись завоеванию материковых племен – ахейцев, может быть, сюда присоединилось и стихийное бедствие – землетрясение или извержение вулкана. Критской культуры не стало, но еще около 300 столетий микенская культура существовала на греческом материке.

Слайд 16

Она значительно отличалась от критской – росписи суше, строже, архитектура более сурова. Микенский и Тиринфский дворцы – настоящие крепости. Жизнь была суровой, наполнненной войнами, которые длились годами. О великой троянской войне, которая продолжалась 10 лет рассказанно в Иллиаде . Древняя Троя – не вымысел. Археолог Шлиман обнаружил ее останки на побережье Малой Азии.

Слайд 17

Древнейшие слои гомеровского эпоса запечатлели историческую память о микенской эпохи, к которой и относится троянская война. В 11 веке до н.э. начинается вторжение северных племен – дорийцев. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой примитивные формы культуры, и геометрический стиль, похожий на искусство неолита. Искусство гомеровской эпохи 10-8века до н.э. как бы замерло. Старое исчезло, новое складывалось подспудно, в 7-6 веке до н.э. складываются отчетливые, цельные стилистические черты греческой архаики.