Учебно-методическое пособие "Маленькому гитаристу и его родителям"

Ермолович Лариса Герасимовна

МБОУ ДО "ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА"

МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Автор:ЕРМОЛОВИЧ Л.Г.

"МАЛЕНЬКОМУ ГИТАРИСТУ и ЕГО РОДИТЕЛЯМ"

Учебно-методическое пособие

по классу гитары классической шестиструнной

для преподавателей ДМШ и ДШИ, обучающих детей малого возраста

 

Каждого ребенка можно научить играть на любом инструменте. Учить и играть – это одна из составляющих приобщения ребенка к музыке и инструменту. Вопрос состоит в том: как лучше подойти к  этому обучению, как не спугнуть, а привлечь ребенка к этому процессу – процессу  обучения?

Обостряющие эмоционально мыслительные процессы, заставляющие пристальней всматриваться в детей, наблюдать, догадываться,  сравнивать, искать, находить интересные способы обучения, с привлечением  родителей к этому  процессу, поспособствовало активизации мысли для  создания учебно-методического пособия «Маленькому гитаристу и его родителям».

Основными предпосылками

создания данного методического пособия явились следующие факторы:

  • внесение новизны восприятия в образовательный процесс
  • использование  разнообразных видов работ на уроке специальности
  • ненавязчивость изучения теории музыки
  • использование метода открытий, как одного из самых плодотворных методов в музыкально - педагогической практике
  •  привлечение родителей к совместному обозначению и решению проблемы, связанной с обучением  детей раннего возраста игре на гитаре.

    Цель:

  • привлечь и пробудить  интерес к  процессу обучения игры на шестиструнной гитаре детей малого возраста; обучить основам  игровой техники как средства управления собственного исполнения и раскрытия художественного замысла музыкальных пьес..

Главные задачи:

·        формирование и поддержание познавательного интереса у детей раннего возраста методом индивидуального подхода к каждому ребенку; игры-развлечения; подбора интересного, разнообразного репертуара

·        формирование исполнительских умений и навыков с элементами занимательности:

--- новизна

--- необычность

--- неожиданность

--- странность

--- несоответствие прежним представлениям

·        формирование развития эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей;  мышления   методом собственных сочинений и размышлений

·        формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее

·        формирование прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры

·        воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности

·        раскрыть и развить у учащихся, заложенную от рождения, способность видеть мир во всех его красках, слышать, чувствовать и понимать музыку

·        воспитать эстетический вкус и умение  разбираться в содержании и художественных достоинствах    музыкальных произведений 

·        привить навыки самостоятельного разбора и изучения  пьес, этюдов и т.д.

·        на основе  исполнительских навыков научить грамотно, интересно и ярко исполнять  выученный репертуар

·        разнообразить нотный материал, учитывая интересы и желания ребенка

Условные обозначения:

*        - ход урока                                                                                                              

     image     - слова учителя

image

- раскраски

image

- рубрика «Для любознательных»

image

- рубрика «Угадай мелодию»

Аннотация

На страницах пособия «Маленькому гитаристу и его родителям» Вы встретитесь  с прекрасным миром- Миром музыки. Пособие позволит Вам привлечь детей малого возраста к обучению игры на шестиструнной гитаре. Развить у детей музыкальный слух,  творческие способности, умение сочинять и слышать звуки, окружающие нас.

Данное методическое пособие  предлагает годовой   учебный курс  обучения (поурочно) по предмету:  «Гитара классическая шестиструнная». Предназначено  для учащихся малого возраста (от 5 до 10 лет).  

 В качестве дополнения к пособию предложено  приложение «Музыкальные стихи и сказки» с вопросами и заданиями для детей.

ДЛЯ ВАС, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ.

ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ  - РОДИТЕЛИ.

 «Родители, - писал известный педагог прошлого Я. А. Коменский, - могут научить своих детей всему, что умеют сами». Например, петь, танцевать, слушать музыку. А играющие папы и мамы – играть на музыкальных инструментах. Семья становится первой школой малышей».

Все дети музыканты

По мнению японского учителя Шиничи Сузуки, как и по мнению большинства авторов систем музыкального воспитания, все дети музыканты, без исключения. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности.

Главные учителя – родители

Никто так, как родители, не любят своих детей. Папы и мамы становятся для учеников главными помощниками, а порой и главными учителями. Вы – родители, иногда должны присутствовать на занятиях, заниматься дома с детьми. А если кто желает – сами учиться играть на гитаре вместе с детьми.

Наша с вами цель - не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека.

Родители коллеги педагогов

 Для того чтобы правильно научить и воспитать детей, вы - родители, и мы -  педагоги, должны постоянно учиться. Есть семьи, где папа и мама сами начинали учиться играть на том или ином музыкальном инструменте, чтобы потом научить детей или, если дети посещают музыкальную школу, помочь в их обучении.

Отношения учителя и родителей

Я уверена, что постоянный и близкий контакт между родителями и учителем совершенно необходим. Обучение игре на гитаре – дело сугубо индивидуальное, исключающее стандарты, программы, общие правила. Потому что мы – преподаватели, чтобы выстроить правильную линию поведения, должны знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто  не знает лучше родителей.

Мы – учителя, имеющие не только профессионально – педагогическую подготовку, но и опыт общения со многими детьми, можем подсказать вам – родителям, как именно вы

можете помочь  в занятиях музыкой своим сыну или дочке.

Мой педагогический опыт показывает, что не только родители учатся у учителей или учителя учатся у родителей, но часто и те и  другие учатся у детей. Учатся у учеников, у которых  есть своя логика, свой взгляд, свое понимание жизни.

В Талмуде сказано: «Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».

У детей разный темперамент

Чтобы правильно организовать домашние занятия на инструменте, родителям надо постараться понять индивидуальные особенности своего ребенка, связанные с характером, склонностями, темпераментом. Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Для сангвиника( живой, подвижный ребенок) урок должен быть разнообразным: игра на инструменте чередуется с изучением нот, пение – со слушанием музыки. Флегматичный ребенок ( спокойный, с несколько замедленной реакцией), напротив, плохо переносит частую смену впечатлений. Особенно осторожно надо заниматься с легкоранимыми детьми меланхолического склада, у которых особенно много зависит от настроения и которых перегрузки быстро приводят к истощению.

Независимо от темперамента всех детей пугает все монотонное, скучное. Поэтому для маленького музыканта большое значение имеет занимательный характер урока, введение в урок игровых ситуаций.

Первый период обучения на инструменте самый трудный

Особенно для тех, кто обучается на струнных инструментах. Если на фортепиано ребенок нажимает на клавишу и извлекает сразу более или менее полноценный звук, то начинающий гитарист первое время издает не совсем чистые и приятные звуки. Мы – педагоги чаще играем для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно звучит гитара на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться.

Цель – целью, но дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что, для того, чтобы добиться приятного звука, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит природе малыша – эмоциональной, пугающейся трудностей, стремящейся к быстрому результату. В этом случае на помощь придет материальный стимул, помогающий пройти этот трудный период.

Для успокоения родителей добавлю, что этот период длится сравнительно не долго, и что суммы материального стимулирования вполне могут быть символичны.

Внимание к музыкальным занятиям

Для стимулирования музыкальных занятий ребенка, многое делаем мы – учителя музыкальных школ: даем играть пьесы, которые нравятся ученику, организовываем классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и вам – родителям.

Мало просто отдать ребенка в музыкальную школу. Если ребенок не видит внимания со стороны родителей к своим занятиям музыкой, если он чувствует, что они к его исполнению равнодушны, вряд ли можно рассчитывать на успех. Игра на инструменте рассчитана на слушателя. Как писателю нужны читатели, так музыкантам – слушатели.

Жена Святослава Рихтера рассказывала, что великий пианист любил, чтобы она присутствовала, когда он занимался дома.

Если ребенок разучивает какое- то музыкальное произведение, а вы заняты какими – то

другими делами и не можете посидеть и послушать его, непременно скажите, что вам нравится пьеса, что вы с удовольствием слушаете его игру. Ребенок будет стараться сыграть как можно лучше специально для вас. В данном случае уровень искренности не так уж принципиален.

Дети любят домашние концерты, на которых присутствуют близкие люди. Особенно им нравятся концерты совместные: поет бабушка, а ребенок аккомпанирует или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах.

Доброжелательная атмосфера на уроке

При занятиях музыкой атмосфера на уроке должна быть доброжелательной, спокойной. Крики, нервозность вызывают у детей отвращение, как к  занятиям, так и к самой музыке.

Родители, постоянно ругающие своих детей – учеников, приносят им значительно больший вред, чем те, которые захваливают их. Считая себя людьми трезвыми, объективными, они скептически относятся ко всему, что делает ребенок, и тем самым вызывают у него сомнения в своих возможностях.

Играйте на равных

Родители, желающие развить творческий потенциал своего ребенка, должны попытаться сами действовать не по шаблону – вести себя с ребенком на равных: в стремлении фантазировать, в играх с детьми.

Откажитесь от ложного  стереотипа «взрослого» поведения – «впадите в детство», чтобы ребенок почувствовал,  что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он получаете от всего этого удовольствие.

 Только тогда он раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле.

Музыка – одна из многообещающих возможностей для развития творческого потенциала детей.

Занятия музыкой делают человека сильнее

Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического ведения мира, но и развивает такие качества, как: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: « Музыка должна высекать огонь из мужественной души».

В истории немало ярких примеров воздействия музыки на человека и даже на массы людей.

В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И здесь, конечно, вспоминается знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная». Она была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны. Или 7-я Ленинградская симфония Д. Шостаковича, которая прозвучала в марте 1942 года в осажденном Ленинграде. Причем многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой.

Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть, и спасения уже не было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе (в лодках уже места не было) остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.

Великие люди о музыке

Большое место занимала музыка в жизни многих великих людей.

Стендаль: « Слушая музыку, я сосредотачиваюсь с большой ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне».

И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал».

Ч. Дарвин: « …Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое – то количество стихов и слушать какое –то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее. На нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы».

А.И. Герцен: « Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой – то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую…»

И.С. Тургенев: « Редко что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу».

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ot_avtora.ppt57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От автора Мы, часто, не задумываясь, произносим фразу: «Все дети талантливы, если им создать нормальные условия для бытия и развития, и обдуманно воспитывать». На самом деле - это только красивые слова. Ребенок, едва появившись на свет, показывает свой характер, свои индивидуальные черты, и хотя он не умеет говорить, ни одна мама не ошибется, слыша крик своего ребенка, единственного и неповторимого. Поэтому, говоря о детях, хотелось бы подчеркнуть именно это: не все, как один, а каждый в отдельности неповторимый и единственный, достоин всякого внимания. «Каждый ребенок – это не только он сам, это еще и та единственная в своем роде, совершенно особенная, в каждом случае важная и замечательная точка, где скрещиваются явления мира так – только однажды и никогда больше. Поэтому история каждого малыша, божественна. Поэтому каждый маленький человек, чудесен и достоин всякого внимания». Герман Гессе.