Эстетическое воспитание младших школьников

Данчина Екатерина Юрьевна

Доклад на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie_ml._shkolnikov.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание младших школьников

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый  предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Основой, стержнем в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием  эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание". Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют три ведущие задачи. Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления". Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание, которое подразделяют на ряд категорий, отражающих психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка.  

Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. К познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления. Эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли. Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен, в соответствии с ними, предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств.

Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Выделяют три важных этапа восприятия художественного произведения школьником. К первому этапу освоения относится первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми художественного произведения необходимо продумывать. Наиболее эффективно первая встреча ребенка с произведением искусства происходит в форме свободного общения. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы. На этом этапе предлагается использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приемами, используемыми автором. В целях формирования в сознании школьников более ярких образов, картины произведения рекомендуется привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения, процессе его создания. В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по отысканию исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий по сбору фактов, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, вызывают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением. В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального произведения, с переживаниями, рождающимися в жизненных ситуациях.

Второй этап постижения художественного произведения школьниками, характеризуется, как организация процесса "получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства. Сущность этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной  деятельности, чтобы выяснить, стало ли  произведение искусства духовным достоянием школьника. На этом этапе работы по восприятию художественного произведения огромная роль отводится таким видам творческой деятельности, как сочинения с самостоятельными оценками и анализом, проведение свободных творческих обсуждений, дискуссий. На уроках музыки в качестве дополнительного задания можно использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности. На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей  детей».

Третий этап освоения произведения искусства школьниками можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. В качестве главных методов на этом этапе выступают методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа можно организовать двумя путями. Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека. Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах. Однако, педагогические выгоды именно такого начала анализа художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства. 

Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В связи с этим все более утверждается в системе эстетического воспитания тезис о важности музыкального воспитания личности, его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических идеалов личности. Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством. Формирование музыкально-эстетической культуры личности — своеобразного показателя развития самого человека — является одной из важнейших целей эстетического воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. Главной проблемой, связанной с осмыслением роли музыки в воспитании человека, является ее специфика. Первая и главная особенность музыки, порождающая все другие, кроется в интонационной природе этого вида искусства. Музыка близка и понятна в силу сходства с интонациями человеческой речи. Вторая сторона специфики восприятия и понимания музыкального образа состоит в особенностях его гносеологического статуса.

Бесспорно, музыка обладает намного меньшей предметной и понятийной конкретностью, чем другие виды искусства. Но зато музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств и волнений, эмоционально-психологические состояния, их динамику и переливы. Не случайно Р. Шуман говорил, что там, где кончается слово, начинается музыка. Таким образом, область чувств и эмоций человека — один из основных предметов отражения в музыкальном образе. Следовательно, музыка изображает и выражает действительность не прямо, подобно изобразительным видам искусства, создающим образ какой-либо части предметного мира, а косвенно, воссоздавая мир чувств и чувственных отношений. Третья из основных черт музыки как искусства, состоит в глубине и огромной эмоциональной силе психологического и физиологического воздействия на человека.

Среди всех исследуемых воздействий музыки на людей ученые на особое место ставят две сверхфункции: воспитательную и эстетическую, сливающиеся в воспитательно-эстетическую. Таким образом, объективно в силу своей художественной и социально-функциональной природы музыка — одно из самых "человеческих" искусств. Ее красота — в искренности человеческого высказывания или интонирования. Заимствуя у человеческой речи сам механизм эмоционального заражения, музыка пробуждает в человеке стремление к красоте, добру, истине. Она может и не влиять непосредственно на деятельность человека, но эмоции, вызванные ею, накапливают нравственную энергию в человеке, побудительные мотивы к предстоящей деятельности. Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым специфически воспитывает его.

Главным предметом искусства является человек. Поскольку художественная культура общества выступает в качестве уникальной системы художественных ценностей разных видов искусства, располагающих разнообразным функциональным воздействием на личность, искусство в наибольшей степени служит фактором целостного развития личности. Выражением художественной культуры самого человека на уровне конкретного вида искусства — музыки — является его музыкальная культура. В свою очередь, музыкальная культура личности как подсистема по отношению к художественной и эстетической культуре, является важнейшим показателем уровня эстетического и художественного развития личности.

Используемая литература :

1. Эстетическое воспитание в современном мире. Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. М., 2002.

2. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Гуманитаризация содержания педагогического образования как средство его гуманизации. М., 1999. С. 58.

3. Каган М. Музыка в мире искусств // Советская музыка. М., 1987. № 3. С. 66.

4. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 173.

5. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. М., 1990; Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа (из наблюдений над массовым слушателем музыки) // Восприятие музыки. М., 1990; Матонис В.П. Музыка в системе эстетического воспитания. М., 1995; Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М., 1996; Князева М.М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности. Автореф. канд. дис. М., 1998; Лобанова О.Ю. Преподавание основ музыкальной культуры в вузе в контексте гуманитаризации образования. М., 1998; Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. № 5—6.

6. Античная музыкальная эстетика. М., 1980. С. 156, 157.

7. Арзумян Г. Эстетическое восприятие действительности в категориях современного мышления. Автореф. канд. дис. Тбилиси, 2010. С. 8.

8. Асафьев Б.В. Избранные труды. М., 1992. Т. 1. С. 325.

9. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. М.. 2005.

10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1979. С. 5.

11. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. М., 1998.

13. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1988.