Тема урока-проекта : «История возникновения военной песни».

Суханова Елена Владимировна

План урока – проекта для учащихся 7-х классов

Возраст участников  13 лет.

( Всего шесть классов)  Каждый класс разучивает свою песню, готовит о ней материал .

7 «А» - «Баллада о гитаре и трубе». ( готовит дополнительную информацию из музыкальной энциклопедии о инструменте-труба и гитара)

7 «Б» –«Баллада о солдате»

7 «В»- «От героев былых времен»

7 «Г» - «Майский вальс»

7 «Д» - « На безымянной высоте»

7 «Е» -   Попурри «Катюша», «Смуглянка» ,«Синий платочек», «Три танкиста», «Ехали из Бреста или песня военных корреспондентов».

Выделенные жирным шрифтом классы проводят работу с энциклопедией и готовят информацию о песнях из кинофильмов ( демонстрируются видеофрагменты).

Тема : «История возникновения  военной песни»

Цель: Ознакомить учащихся с историей песен военных лет. Создать творческую атмосферу. Научить учащихся навыкам исследовательской работы.

Задачи:

1.Научить учащихся эмоциональному восприятию  военной песни и подготовить учащихся к последующему выразительному разучиванию песни военных лет.

2.Развивать вокально-хоровые навыки (работа над дикцией, трудностями в исполнении высоких нот)

3. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к историческим событиям военных лет.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок – проект для учащихся 7-х классов.

Тема : «История возникновения  военной песни».

Проект подготовила учитель музыки ( ВКК) МБОУ лицей «МОК №2»

Суханова Е.В.

H:\фото к песням\1346588712_lol54.ru_064.jpg

г. Воронеж

План урока – проекта для учащихся 7-х классов

Возраст участников  13 лет.

( Всего шесть классов)  Каждый класс разучивает свою песню, готовит о ней материал .

7 «А» - «Баллада о гитаре и трубе». ( готовит дополнительную информацию из музыкальной энциклопедии о инструменте-труба и гитара)

7 «Б» –«Баллада о солдате»

7 «В»- «От героев былых времен»

7 «Г» - «Майский вальс»

7 «Д» - « На безымянной высоте»

7 «Е» -   Попурри «Катюша», «Смуглянка» ,«Синий платочек», «Три танкиста», «Ехали из Бреста или песня военных корреспондентов».

Выделенные жирным шрифтом классы проводят работу с энциклопедией и готовят информацию о песнях из кинофильмов ( демонстрируются видеофрагменты).

Тема : «История возникновения  военной песни»

Цель: Ознакомить учащихся с историей песен военных лет. Создать творческую атмосферу. Научить учащихся навыкам исследовательской работы.

Задачи:

1.Научить учащихся эмоциональному восприятию  военной песни и подготовить учащихся к последующему выразительному разучиванию песни военных лет.

2.Развивать вокально-хоровые навыки (работа над дикцией, трудностями в исполнении высоких нот)

3. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к историческим событиям военных лет.

Содержание:

Оформление:

Действия Учителя

Действия  Учеников

Организационный  момент.

Звучит музыка, под которую ученики входят в кабинет.

На столе лежат военные пилотки.

Видеофрагмент о войне

http://www.youtube.com/watch?v=LULM9Fs-cyQ    

На столе лежит ватман, маркеры, краски, кисти.

Демонстрация Фото военных, исполняющих песни.

 H:\фото к песням\19898403063416.jpg

H:\фото к песням\1346588712_lol54.ru_064.jpg

H:\фото к песням\1359379036.jpg

На столе лежат тексты песни «Катюша» в новом исполнении.

Приветствие.

-Вы вошли в кабинет под светлую мажорную музыку.

Как вы думаете,  почему я подобрала для вас такую музыку?

-И для того, чтобы еще раз напомнить, что мы живем с вами в мирное светлое время, в котором нам с вами хорошо и комфортно себя ощущать.

-Присаживайтесь.

- Но были времена, когда  наше государство, наш народ подвергались нападению врагов.

-Какие исторические события военного времени вы можете привести в пример?

-Как называют еще Вторую Мировую войну?.

- Почему ее так называют?

- У вас лежат пилотки, чтобы почувствовать себя военными на миг, давайте их наденем.

Давайте посмотрим маленький видеофрагмент.

- Какие чувства испытывали люди на момент войны?

- А что мы испытываем в мирное время, сегодня?

-Знайте, что даже в военные дни люди не переставали верить в прекрасное: (в счастье, радость, любовь)

-Как вы думаете, что делали солдаты в минуты тишины?

- Правильно. На свет появлялись чувственные стихи и письма, рисунки, песни.

-В какой форме мы сегодня проводим наш урок?

- В форме творческого проекта. Тему, которого, мы определим с вами как?

-Какова цель нашего проекта?

- И создать творческую атмосферу нашего урока.

- Какое было дано домашнее задание?

- Итак, сегодня у нас работают группы информаторов, художников, исполнителей и слушателей).

Предлагаю художникам приступить к работе. Вам нужно было придумать эскиз к песне военных лет. У вас 20 минут на рисунок- открытку.

-Что должна была сделать группа информаторов?

- Начинаем.  7 Е класс: Бакулина Софья рассказывает о том, как появлялись на свет военные песни.

- Нечепаева Женя расскажет о хорошо знакомой и любимой всеми нами песне «Катюша».

- А сейчас мы её исполним под аккомпонемент фортепиано, но с другим текстом.

- А теперь под минусовку и еще с одним текстом.

-Это явилось доказательством, что песня «Катюша» исполнялась в разной импропретации, но музыка оставалась прежней.

- Теперь Дунаева Маргарита расскажет нам про песню «Смуглянка».

Парфенкова Лиза про песню «Синий платочек»

Степанова Настя «Три танкиста»

Хамдам Диана «Ехали из Бреста».

- Почему я сразу всех пригласила для выступления?

- Правильно.  Пока мы будем исполнять попурри, Юля найдет в справочном словаре значение слова «попурри».

Вокально- хоровая работа над попурри.

-Хочу заметить, что часто на передовую, на фронт приезжали артисты с музыкальной программой. И солдаты на миг становились слушателями. Вот и вы сейчас станете слушателями и исполнителями маленького концерта. Для вас исполнит номер: (на гитаре, ф-но, песню –ваш одноклассник----)

- Какое у вас осталось впечатление?

-А теперь слово художникам. Посмотрите на их открытку. Вам понравилось?  Мы вывесим выставку открыток от каждого класса в защиту разучиваемой песни в школьном фойе.

Вывод: Сегодня Вы сами многое сделали. Использовали свой потенциал и проект состоялся.

- Что мы пожелаем друг другу?

- Кому понравился наш урок поаплодируйте. Вы все заслужили аплодисменты.

Для настроя на урок.

Гражданские войны, Первая Мировая война, Вторая Мировая война.

Великая Отечественная война.

Все Отечество, весь народ , все национальности встали на

 защиту мира.

Дети надевают пилотки.

Просмотр.

-Страх, ужас, голод…

-Счастье, радость, любовь, спокойствие..

- Писали письма родным, сочиняли стихи, пели.

- В форме проекта.

-История возникновения песен военных лет.

- Узнать историю возникновения песни, которую разучиваем ко Дню Победы.

 

-Разбиться на творческие группы и подготовить материал.

Ученики рисуют.

Подобрать информацию об истории возникновения песни.

Бакулина Софья рассказывает.

Рассказ Жени.

- Исполнение песни под ф-но.

- Исполнение песни под минус.

-Потому что мы разучиваем попурри этих военных песен.

Исполнение попурри.

После исполнения Юля озвучивает значение слова «Попурри».

Вокально- хоровая работа над попурри.

Исполнение музыкального номера одноклассниками.

Дети делятся своими впечатлениями.

- Дети показываю рисунок.

- Мира!

Приложение:  

Готовый материал. 7 «Б» класс. Видеофрагмент http://www.youtube.com/watch?v=h0zr877200s    «Баллада о солдате».

Эта песня впервые прозвучала в кинофильме “В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года.  В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом

Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-Седой. Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу.

Авторы назвали песню «Баллада о солдате». Однако, как неоднократно подчеркивал сам Василий Павлович, песня эта — совсем не баллада. Когда он ознакомился со сценарием и просмотрел уже отснятый материал, то понял, что музыка к фильму требует песни эпического склада. Ему хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата — шаги истории: испокон веков, когда было необходимо. вставали на защиту родимой земли ее бесстрашные воины — и солдат Суворова, и солдат Кутузова, и чапаевец, и рядовой Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру вражеского дзота, и Алеша Скворцов из вышедшего на экраны страны двумя годами раньше фильма Григория Чухрая, название которого вовсе не случайно совпадает с названием песни. Она писалась под впечатлением и этой всемирно известной картины.

Редкий случай в практике Соловьева-Седого: композитор, любивший насыщать фильмы песнями, здесь оставил «Балладу» единственной.

В своей книге «Пути-дороги» В. П. Соловьев-Седой вспоминал, как создавалась эта песня: «Поначалу я сам сделал пресловутую песенную «рыбу», то есть накропал слова, а затем сочинил мелодию. Показал все Матусовскому. И он в один день сочинил прекрасный текст».

«Это — первая и единственная моя с Соловьевым-Седым песня, написанная на готовую музыку, — прокомментировал воспоминания своего друга и соавтора по многим замечательным, всенародно известным песням Михаил Львович Матусовский. — Я страшно не люблю и боюсь подтекстовок. А тут не устоял — такое впечатление произвела на меня музыка будущей песни, выразительная, взволновавшая меня до глубины души. Каждая музыкальная фраза уже сама по себе подсказывала, заставляла находить соответствующий ей глагол: шел, пел, бил. Это музыка продиктовала форму. И когда я «поймал» именно такое, адекватное ей решение, нам обоим стало понятно, что песня состоялась…»

По признанию и глубокому убеждению поэта, именно в этой его с Соловьевым-Седым песне, как ни в одной другой, им удалось «конденсировать ощущения и раздумья, связанные с Великой Отечественной войной».

Для М. Л. Матусовского война эта началась на Западном фронте, куда он попал с первых ее дней в качестве фронтового корреспондента, был свидетелем и непосредственным участником боев. Особенно памятными оказались для него дни и недели Смоленского сражения 1941 года. Потому, наверное, и отозвались они в «Балладе о солдате» строчкой: «Бил солдат их под Смоленском…» Потом была Московская битва, Северо-Западный фронт… Все припомнилось и отозвалось в его творчестве.

«Балладу о солдате» очень скоро включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова.

7 «В» класс. Видеофрагмент http://www.youtube.com/watch?v=LULM9Fs-cyQ    «Офицеры» ( Песня «От героев былых времен»)

События, показанные в фильме, происходят примерно с начала 1920-х до конца 1960-х годов. Идёт Гражданская война. Курсант Алексей Трофимов, по окончании училища, направлен для прохождения службы в далёкий среднеазиатский гарнизон. Туда он отправляется с супругой Любой. На новом месте службы взводный Трофимов знакомится с таким же молодым командиром Иваном Вараввой. Вместе они участвуют в разгроме банды басмачей курбаши Моггабит-хана. У Алексея рождается сын, названный в честь его погибшего командира Егором. После Средней Азии пути друзей расходятся. Варавва отправляется учиться в военную академию. Воинская судьба бросает друзей по горячим точкам. Следующее место службы — Китай, где Алексей пересекается с Вараввой, исполняющим интернациональный долг как военный советник в рядах китайской армии, воюющей с японцами. Егор Трофимов растет и мечтает стать офицером. Алексея Трофимова направляют для прохождения службы в Испанию. Здесь он получает ранение в спину.

Начинается Великая Отечественная война. Алексей и Егор отправляются на фронт. Люба становится начальником передвижного госпиталя. На одной из остановок поезда её находит Маша Белкина — возлюбленная Егора. Она оставляет Любе её внука, так как сама отправляется на передовую и не может ухаживать за ребёнком. На одной из остановок санитарный поезд выдерживает атаку неожиданно прорвавшихся немецких танков. После боя, подписывая похоронки, Люба видит, что одна из них на сгоревшего танкиста без документов. На фотографии, обнаруженной у погибшего, она узнаёт своего сына.

Послевоенное время. Алексей Трофимов заканчивает войну в звании генерал-майора и командует танковой дивизией. Его внук Иван определён в суворовское училище. Алексея вызывают в штаб военного округа к новому командующему. Здесь он неожиданно встречает Варавву — уже в звании генерал-полковника, назначенного командующим округом. Варавва предлагает Алексею заканчивать активную службу и переходить на преподавательскую работу в Москве. Алексей обещает подумать, но посоветовавшись с сидящей около училища на скамеечке Любой, решает, что пока повременит перебираться в столицу. В концовке картины третье поколение семьи Трофимовых — внук Иван, уже взрослый кадровый офицер ВДВ, получает поощрение от командования и повышение в звании.

В конце фильма показывают, как погибли Маша и Егор — родители Ивана.

«Офицеры» — художественный фильм 1971 года, снятый на киностудии имени Горького. Премьера состоялась 26 июля 1971 года.

Режиссер: Владимир Роговой

Актеры: Василий Лановой, Георгий Юматов, Евгений Весник, Алина Покровская, Александр Воеводин, Владимир Дружников Сюжет: Фильм ...

7 «Д» класс. Видеофрагмент http://www.youtube.com/watch?v=wj5Bj3XX_ZI   «Аты   - баты»  (Песня «На безымянной высоте»)

На безымянной высоте — популярная песня о Великой Отечественной войне.

Песня написана на основе реальных событий — боя 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-я армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против 300 немецких солдат в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на высоте 224,1 у деревни Рубеженка Калужской области

сл.Михаил Матусовский, муз. Вениамин Баснер

События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.

Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьезной преградой на пути наших войск, освобождавших родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.

Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев.

Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать — двадцать. Казалось, он шел очень долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед.«Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта, -  вспоминает поэт М. Л. Матусовский. — Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых. А припомнилось мне все это снова, когда в начале 60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух  главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..» Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак.«Когда третий вариант ее, — рассказывал потом композитор, — был забракован и поэтом, и режиссером картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной. Я отчаялся, хотел вообще отказаться от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время еще есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию… Записать ее было нечем, не на чем — поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть…» Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году. Пел песню за кадром артист Лев Барашков.

Но после фильма ее пели повсюду уже многие замечательные певцы. И пожалуй, самым лучшим и непревзойденным ее исполнителем был народный артист Советского Союза Юрий Гуляев. Теперь, когда слышишь эту песню, даже не верится что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда — из войны. Песня М. Л. Матусовского и В. Е. Баснера (род. в1915 г.) привлекла внимание и к судьбе ее реальных героев. Выяснилось, что после боя за высоту в живых осталось лишь двое… Один из них — Герасим Ильич Лапин — был оглушен и контужен в том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался к своим… Другой защитник высоты — Константин Николаевич Власов — был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде…

Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним — землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге — музей. Идущие мимо машины притормаживают и дают продолжительные гудки…

 Высказывания  на форумах: «мама пела мне в детстве эту песню».

«Спасибо деду, Лагутину Владимиру Ильичу,бабушкам:

Лагутиной Валентине Федотовне и Казариной Нине Федотовне,и деду Шляхову Якову Федотовичу!!!Светлая память героям!!!»

7 «Г» класс. Майский вальс. Песня была написана в далеком 1945 году в честь освобождения города Вена от фашистов. Эта прекрасная музыкальная композиция посвящена героям Венской военной операции. Герои освободители принесли к городу на Дунае долгожданный мир и спокойствие. Советские воины подарили майскую победу.

В Майском вальсе описывается победа весны, которую получил и могучий Дунай. Мир принес улыбки на лица Венских горожан. Даже сам Штраус был бы рад тому, что эта европейская столица классической музыки получила вместе со свободой и прекрасную песню в посвящение. Радуется все вокруг, радуется и Россия, что подарила свободу европейцам. Очистив от фашистской нечисти этот прекрасный город, воины могут гордиться собой.

Данный вальс был создан двумя отечественными деятелями искусства. Музыку сочинил талантливый композитор И. Лученок, а стихи к песне написал поэт М. Ясень.

7 «Е» класс Попурри из песен

 «Катюша» Особую популярность песня Катюша получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве есть строки: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.

10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: "Мы любим петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой... О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет..." В военное время пели и такую песню на мотив "Катюши": "Наш вишневый сад в цветенье снова, и плывут туманы над рекой. Выходила Катя Иванова на высокий берег, на крутой. Выходила – твердо порешила мстить врагу за Родину свою, сколько воли, сколько хватит силы, не жалея молодость в бою".

Оказывается, как установил бывший военный летчик краевед Николай Семенович Сахно из Краснодарского края, у Кати Ивановой был вполне реальный прототип – редкой отваги, гордая и в то же время скромная, очень красивая девушка из кубанской станицы Медведовской. На фронт Катя, вчерашняя школьница, пошла добровольно и сразу же попала под Сталинград. Была санитаркой, пулеметчицей, в составе роты связи авиаполка прошла путь от Волги до Балкан. Имеет боевые награды, благодарности командования. На фронте Катя Иванова вышла замуж за офицера А.А. Еременко.

И вот однажды учитель-краевед побывал в гостях у Екатерины Андреевны и Андрея Андреевича Еременко. Сидели, вспоминали былое в их скромном доме, окруженном фруктовыми деревьями. И вдруг выясняется, что у Екатерины Андреевны с военной поры хранится пожелтевший листок с рукописным текстом песни о Кате Ивановой. На листочке приписка офицера-танкиста, что эти стихи о ней.

Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

"Шли бои на море и на суше, грохотали выстрелы кругом. Распевали песенки "катюши" под Калугой, Тулой и Орлом". Памятником "Катюше" – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы. В короткие минуты затишья пели фронтовики "Катюшу" на мотив песни "Дан приказ - ему на Запад", мотив которой так соответствовал духу того времени. В песне той мать напутствовала своего сына быть храбрым солдатом, не щадить врага и со скорою победой вернуться домой вместе с Катюшей, о которой он так тепло рассказал в своем письме. Только Катюшей той была не девушка, как она подумала, а наша грозная реактивная установка, названная таким именем.

Исследователь фронтового фольклора саратовец Павел Лебедев обнаружил в газете Карельского фронта "Часовой Севера" от 25 мая 1943 года впервые напечатанный там текст солдатской "Песни о "Катюше", затем включил ее в песенный сборник, и теперь мы воспроизводим саму песню и комментарий к ней автора, бывшего бойца-пулеметчика Василия Шишлякова: "Пишет мать родному сыну из колхозного села: "Расскажи-ка, милый Ваня, как идут твои дела. Расскажи мне, как воюешь, сколько фрицев перебил и какую там Катюшу ты на фронте полюбил". – "Слушай, мать, родного сына, не тая, скажу тебе: сроду я такого друга не встречал еще нигде. Признаюсь, что Катерина мне мила и дорога. От любви и дружбы нашей нет покоя для врага".

Автор текста, боец-пулеметчик Василий Шишляков, воевал на Карельском фронте. В послевоенное время он, будучи инвалидом Великой Отечественной войны, в течение двадцати пяти лет возглавлял колхоз в Грязовецком районе Вологодской области. "Сейчас, – сообщает в письме Василий Андреевич Шишляков, –- мне и самому не верится, как, будучи рядовым солдатом, да еще в ужасных условиях Заполярья, мог я заниматься литературным трудом. В короткие часы отдыха где-нибудь в "лисьей норе" или за каменным карьером, называемым огневой позицией минометчиков, рождались поэтические строки. Писал я на фанерной дощечке, которую постоянно хранил в сумке противогаза, висевшей у меня на левом боку". Эти дощечки были удобны тем, что заменяли не только бумагу, но и стол. Когда текст был окончательно отшлифован, я переписывал его на бумажные листы, которые мне изредка давал политрук роты старший лейтенант Иван Синицын. Дощечку же скоблил ножом, и на ней снова можно было писать...". Вот в таких условиях и родилась фронтовая "Катюша".

Интересные сведения о "Катюше"

* Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ.

«Смуглянка» Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» – песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. – «Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война… Вы же автор героических песен», – говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. «Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, – вспоминал Новиков, – и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту».

Гипотеза: в песне периода гражданской – Отечественной войны «Смуглянка», сосредоточен  огромный потенциал, позволяющий предположить, что она была способна морально помочь солдатам на войне.

«Синий платочек». Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия.

Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах.

Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий.

Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.

После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау.

Вряд ли подозревал тогда Яков Маркович Галицкий (1891—1963) — автор многих пьес, с успехом шедших в те годы на сценах столичных театров, что не им, а именно этому скромному его поэтическому опыту предстоит долгая жизнь. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.

На пластинку в довоенные годы «Синий платочек» записан был только однажды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница — популярная в те годы певица Е. Юровская и ее аккомпаниатор — пианист Б. Мандрус.

Слушаешь сейчас эту запись и невольно задаешься вопросом: «Ну чего в ней особенного, в этой песне?»

Думается, правильно ответил когда-то на этот вопрос композитор Д. Б. Кабалевский. Возражая противникам «Синего платочка» (а их в свое время было немало), Дмитрий Борисович заметил: «Вопрос популярности «Синего платочка» очень ясный. Этой популярностью он пользуется, по-моему, по трем причинам:

— первая причина — та, что он удовлетворяет в каком-то смысле потребность в лирической песне, которая велика в народе;

— вторая причина — та, что в нем есть абсолютное сочетание текста и музыки.

Песня «Три танкиста» была написана братьями Покрасс на слова Бориса Ласкина и впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в 1939 году.

Братья Покрасс (Даниил и Дмитрий) — крупнейшие советские композиторы-песенники, основоположники революционной музыкальной эстетики. Особенно прославились сочинением ярких, бравурных, летучих маршей («Марш конников Будённого», «Марш танкистов», «Москва майская», «Три танкиста», «Конармейская», "Если завтра война", "Праздничная", "Казаки в Берлине" и т. д.), эти мелодии популярны далеко за рубежом Советского Союза. Музыка братьев Покрасс наполнена эффектными мелодическими ходами, имеет мощное побуждение к созидательной деятельности, несёт бодрящее, светлое, возвышенное, оптимистическое настроение. Исполнение маршей Покрассов духовыми оркестрами производит неизгладимое впечатление. Мелодия песни "Москва майская" - одна из самых удачных и лучших мелодий о Москве. Наряду с мелодией И. Дунаевского "Моя Москва" "Москва майская" неизменно исполняется как в вокальном, так и в оркестровом варианте на любых мероприятиях, посвящённых чествованию Москвы. "Москва майская" стала ключевой музыкальной темой советского праздника 1 мая - Международного дня солидарности трудящихся. Основные темы творчества Покрассов — Революция, обновление мира, молодость и ярость, интенсивное и успешное строительство новой жизни, воспоминание о героизме и блестящих победах первых армий Советского правительства в Гражданской войне, рождение и воспитание нового человека, защита Родины, непобедимая мощь Красной Армии.

ПЕСЕНКА ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ. А вот что добавлял к истории ее создания сам автор стихов в своих знаменитых дневниках «Разные дни войны. 1941—1945 г.г.».

Передав 12 февраля 1943 года в Москву корреспонденцию о взятии нашими войсками Краснодара, он получил по военному проводу встречную телеграмму — перебраться с Северо-Кавказского на Южный фронт, чтобы поспеть к освобождению Ростова. Добираться туда ему пришлось в февральскую распутицу, на чужой машине — «виллисе», принадлежавшем члену Военного совета.

«Шофер, как всякий чужой, взятый «напрокат», да еще шофер большого начальства, да еще взятый в длиннейшую и грязную дорогу, с необходимостью возвращаться обратно по этой же дороге, невзлюбил меня, — пишет Симонов. _ А у меня настроение тоже было скверное — я паршиво себя чувствовал, разбаливался. Чтобы преодолеть это неважное душевное и физическое состояние, я стал сочинять корреспондентскую песню. Сочинял я ее всю дорогу до Ростова чуть ли не двое суток. «Виллис» был открытый. Было холодно и сыро. Лихорадило. Сидя рядом с водителем, я закутался в бурку и вытаскивать из-под бурки руки не хотелось, поэтому песню сочинял на память. Написав в уме строфу, начинал ее твердить вслух, пока не запомню. Потом начинал сочинять следующую и, сочинив, чтобы не забыть предыдущую, повторял несколько раз

подряд вслух обе. И так до конца песни. И чем дальше сочинял ее, тем длинней был текст, который я каждый раз повторял…

Так мы ехали и ехали, пока наконец не добрались до штаба Южного фронта, находившегося в Батайске, точнее — фронтового корреспондентского пункта «Красной звезды».

Шофер, как только мы приехали, попросил разрешения отлучиться и мгновенно исчез. А вскоре после этого в нашу корреспондентскую компанию забрел доктор, работавший в санчасти штаба фронта, и, едва успев посидеть с нами несколько минут, стал расспрашивать меня, как я доехал и как себя чувствую. Я сказал, что немного аспирина на ночь глядя, пожалуй, не помешает, а в остальном чувствую себя хорошо. Но он не сразу удовлетворился ответом, а еще некоторое время продолжал допрашивать меня о самочувствии..

Как потом под общий смех выяснилось, мой хмурый водитель явился в санчасть с сообщением, что с ним с Северо-Кавказского фронта ехал сюда сумасшедший подполковник, который чуть ли не двое суток подряд все время разговаривал сам с собой. Посещение врача было результатом этой шоферской бдительности.

Мы долго потешались над этой историей в тот вечер и, выпив положенные сто граммов, хором, на мотив «Мурки», впервые пели сочиненную мною песню. Кстати сказать, только тут, вечером, уже спев ее по памяти, я впервые записал ее на бумагу«.

Между прочим, именно на этот мотив Константин Михайлович напел мне «Корреспондентскую застольную», когда я расспрашивал его об истории рождения этой песни. И так же поют ее до сегодняшнего дня, вспоминая военные дороги, журналисты-фронтовики, ничего не имея против той мелодии, которую сочинил на симоновские стихи композитор Матвей Блантер. И тут уж ничего не поделаешь. Пусть поют, на здоровье.

7 «А» класс. Баллада о гитаре и трубе.

В качестве идеи для песни была взята история  оживших инструментов гитары и трубы.

Песня также удостоилась  внимания многих исполнителей (Эдуард Хиль, Елена Камбурова)

  муз. Ян Френкель

 Слова: Юрий Левитанский.

Для дополнения: Песня «Темная ночь» видеофрагмент http://www.norma40.ru/chd/tyomnaya-noch.htm

 Картина «Два бойца» снималась в сорок втором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов.

Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.

С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь...» И над детскими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затемненных городах эта песня очень помогала ждать.

А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят...»

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку — то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую — брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами...