Первые шаги в обучении игре на фортепиано.

В своей разработке я рассказываю о сборнике пьес для начинающих пианистов Л. Шакировой "Здравствуй!", по которому работаю уже несколько лет. Он профессионально составлен, интересен и доступен даже для самых маленьких учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moudod_hshi.docx22.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МОУДОД ХШИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Преподаватель Алтунина А. Д.

Методическая разработка: «Первые шаги в обучении игре на фортепиано»   

 Ребенок сел за рояль. Начинается обучение игре на фортепиано…..

Пройдут  годы, и он может стать музыкантом или уйдет из музыкальной школы. Или проучившись семь лет, навсегда закроет крышку инструмента.                           Или полюбит музыку всей душой, не расстанется с ней никогда и приведет в музыкальную школу своих детей.

Мне кажется, что не последнюю  роль в данной ситуации, играет личность педагога, бережно ведущего ученика в волшебный мир музыки, которую любит сам и может научить этому доверяющего ему ребенка.

Маленький ребенок живет в мире сказок, игр, мире любимых животных и птиц. Эта особенность мироощущения должна быть определяющей в подборе репертуара для начинающих. В своей работе я использую разные сборники А. Николаева «Школа игре на фортепиано», А. Артоболевская

«Первая встреча с музыкой».  В них представлен высокохудожественный  учебный материал, но пьес для начального периода обучения представлено

мало, и переход от простых произведений к более сложным , происходит слишком резко. Наиболее подходящим сборником для малышей стал  «Альбом фортепианных пьес» Л. Шакировой. Основу его составляют короткие мелодии, народные попевки,  песенки и пьески, объем которых не выходит  за рамки четырех - восьми тактов, ведь  маленькому ребенку не хватает внимания на более длинные построения. Так же использованы произведения,  предназначенные для исполнения  педагогом совместно с учеником. При создании сборника автор  руководствовался принципом постепенности: от простого – к сложному. В работе с начинающими это один из важнейших принципов. Также важно развитие музыкального слуха, организация игрового аппарата. Не рекомендуется  форсировать формирование фортепианных, технических навыков у ребенка, когда он вынужден решать сразу много свалившихся на него, как снежная лавина, самых разных метроритмических, координационных , двигательных задач, что в конечном итоге может вызвать лишь охлаждение  и угасающий интерес к урокам фортепиано.

Принцип постепенности в занятиях облегчает совместную работу ученика и учителя, поэтому в отдельные разделы можно вынести следующие темы:

  1. Метроритм.
  2. Мелодическая азбука.
  3. Поочередное вступление обеих рук. Игра 2-3-м, 2-3-4-м пальцами.
  4. Исполнение 1-го и 5-го пальцев.
  5. Лига из двух нот.
  6. Басовый ключ.
  7. Легато.
  8. Стаккато.
  9. Игра одновременно двумя руками.
  10. Формирование элементарных навыков гармонизации.

Работа над каждой из перечисленных тем дает нам большой простор в выборе удобного учебного материала, в процессе музыкального развития детей с разной степенью одарённости. У некоторых  из них выявляются такие трудности, как слабо проявляющийся слух, плохая координация движений, неустойчивый метроритм, низкая работоспособность, рассеянное внимание.

  1. Метроритм.

В основе любого явление во Вселенной лежит определенный ритм. Подобно тому, как мы слышим свое дыхание и биение сердца, так и музыка не может существовать без равномерной пульсации. Именно поэтому важно развивать у ребенка внутреннее ощущение метра.

Поэтому - «погружение» ребенка в царство метроритмических упражнений и игр,  мне кажется важным и интересным не только в до нотном, но и в более поздних периодах обучения. Сначала он может это делать это при помощи хлопков в ладоши, притопов, ложек, деревянных палочек, треугольника, а потом и на рояле. При этом маленький исполнитель чувствует себя равноправным участником дуэта.

  1. Мелодическая азбука.

Далее необходимо познакомить ученика с разными простейшими мелодическими рисунками. Любую песенку или пьеску необходимо сначала спеть, а можно одновременно проиграть на инструменте, а затем проанализировать ее мелодический рисунок.

Необходимо фиксировать внимание ребенка на вариантах движения мелодии, своеобразных мелодических формулах: постепенное движение вверх, постепенное движение вниз, движение по мажорному и минорному трезвучию вверх и вниз, повторы на одном звуке, скачки. Все песенки желательно подбирать от любых нот. Это способствует быстрому освоению клавиатуры и формированию ладового слуха.

  1. Поочередное вступление обеих рук с применением 2-3-4 пальцев.

Необходимо контролировать свободу рук, следить за аппликатурой и отдельно выполнять упражнения для укрепления каждого пальчика.

  1. Использование 1-го и 5-го пальцев.

Мне кажется, что наиболее эффективным в работе с ребенком – привитие навыка осмысленного применения аппликатурных формул.

Мотив на основе секунды, всегда исполняются соседними пальцами

( 1-2, 2-3, 3-4,4-5), мотив в пределах терции- с пропуском одного пальца

(1-3, 2-4, 3-5), в пределах кварты (1-4, 2-5), в пределах квинты (1- 5).

Важно дать осознать ученику, что его руки становятся как бы «многоголосным хором», который научится « петь» на инструменте. Любой фортепианный прием должен соответствовать эмоционально-образному строю исполняемой музыки.

  1. Лига из двух нот.

Прием игры легато – наиболее сложный исполнительский прием,

 поэтому начинать его освоение необходимо на соединении двух нот. Хорошо услышать легато, представить, что  второй звук продолжает звучание первого. Вес руки из одного пальца плавно переходит в другой.

  1. Басовый ключ.

В основе изучения басового ключа лежит запись на двух нотных станах. Так ученик знакомится сразу с обоими ключами. Нота  ДО первой октавы располагается на дополнительной линейке между нотными станами, и являются центром и связующим звеном. Она может быть как в скрипичном ключе ( на 1-й добавочной линейке), так и басовом( на 1-й добавочной сверху).

  1. Легато.

При формировании навыка легато очень важно услышать и взять первый звук как зарождение фразы, объяснить ребенку, что этот звук дает энергетический импульс для целостного и образного воспроизведения фразы.

  1. Стаккато.

На первых порах, возможно, ограничится исполнением «детского» стаккато. Оно выполняется приемом отталкивания пальцев от клавиши. При этом после отскока руку нужно «освободить» и плавно  «приземлиться» к клавише.

  1. Одновременная игра двумя руками.                                                                                        

Одновременную игру двумя руками удобно начинать с пьес, идущих в симметричном, зеркальном движении, что соответствует строению пианистического аппарата, хотя зрительно ученику удобнее читать пьесы с унисонным движением.

  1.  Формирование элементарных навыков гармонизации.

С первых уроков желательно обращать внимание ребенка на элементарные теоретические понятия ( мажор, минор, главные ступени лада и т.д.)

Развитию ладово- гармонического слуха помогает подбор аккомпанемента к мелодии. На  раннем  этапе обучения дети легко аккомпанируют, используя три главные ступени лада: Т – D, позже T –S – D.

В заключении, хочу   сказать , что ребенка важно заинтересовать музыкой, как увлекательной игрой. Ненавязчиво воспитать музыканта любящего и умеющего ценить прекрасный мир  искусства.

Список литературы:

Л. Шакирова альбом фортепианных пьес « Здравствуй!»

А. Артоболевская « Первая встреча с музыкой!»  

Л. Баренбойм « Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»