«Раскрытие музыкального образа в пьесах старших классов»

Кадырматова Ирина Михайловна

Каждый педагог знает,как трудно играть фортепианные миниатюры П.И. Чайковского.Лёгкость их интерпретации – результат сравнительной доступности фактуры – не больше чем, иллюзия.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ ДОД «Городовиковская  детская  школа искусств»  ГРМО РК

         

«Раскрытие музыкального образа в пьесах старших классов»

 (методическая статья)

Преподаватель – Кадырматова И.М.

                                       Ноябрь ,  2013г.

Ещё немного о Чайковском.

Каждый педагог знает, как трудно играть фортепианные миниатюры П.И. Чайковского. Лёгкость их интерпретации – результат сравнительной доступности фактуры – не больше чем, иллюзия.

Ответить на вопрос, в чём же заключается сложность исполнения Чайковского, можно лишь проникнув в комплекс важнейших психологических устремлений, определивших его стиль,  доминанту его образного строя. Чайковский никогда не рассматривает явление однолинейно: в светлом нередко находит теневое, в волнении ещё большую его интенсивность, в грустной тоске – тревожную силу. Каждая эмоциональная ситуация вскрывается как конфликтная, со всеми заложенными в ней противоречивыми устремлениями. Композитор придерживается определённого принципа внутреннего развития. В начале пьесы обычно помещается краткий тезис – исходный психологический импульс, который сменяется музыкальным развитием, противоположным по эмоциональному смыслу. Начинается продолжительная борьба двух контрастирующих устремлений. Действие концентрируется на одном, важнейшем мелодическом обороте. Его развитие, чаще секвенционное, образует волну эмоционального подъёма. Она может быть единой по своему внутреннему дыханию, либо состоит из ряда мелких волн. Это своего рода душевная реакция на первичное состояние. В результате психологическая ситуация обогащается и круто отклоняется. Такое характерное обострение отчётливо просматривается в большинстве фортепианных пьес Чайковского.

Летят месяцы, сменяются зима и весна, лето и осень, однако в каждой пьесе – новелле из « Времён года» слышится тот же психологический лейтмотив – обострение.

Как ощущается первое дыхание весны? Наряду с хрупким,  осветвлённо  - чистым – боль, « слёзы о горе былом». Весна, как пробуждение неясных ещё чувств и дум, как надежда и ожидание, томительное и тревожащее. Первые, робкие ощущения весеннего света, дуновение тепла и нежности, а с другой стороны, безответная трогательная грусть.(«Песня жаворонка», «Подснежник»)

В пьесах П. И. Чайковского есть место и интимной грусти. Но никогда эта грусть столь щемяще не звучала как глухой осенью, когда замирает природа и человек, словно прощается с уходящим, в душе его  обрывается какая-то струна. Сначала музыка передаёт тихое покорное сожаление, грусть, тревожащую объединяющее общее осенне-печальное состояние. Как и всегда у Чайковского, это приводит к большому развороту действия, к кульминации, которая раскрывает грусть не как безраздельно пассивное, страдающее, а в остром волнении, в борьбе стремлений.

Щемящая тоска « Осенней песни». Мы по-разному погружаемся в бесконечную (казалось бы!) грусть « Осенней песни», сознавая, что ещё будет и радость и силы, или же наоборот, не ведая, навеки ли мы обречены этой беспробудной тоске либо она кратковременна. В « Осенней песне» мы прощаемся со всем, что было так дорого – хрупкой радостью

« Подснежника», « Белых ночей», жаром « Баркаролы».

Прежде всего о мелодии. Интонирование мелодии Чайковского ставит перед пианистом труднейшие задачи. Она сочетает в себе несколько казалось бы, противоположных свойств: большую хрупкость, тонкость, мягкость, сердечность с напряжённостью, устремлённостью, напористостью; широту общей линии с тончайшими непрерывными изменениями «голоса», его вибрацией. Настойчивое повторение одного интонационного оборота, - иной раз даже упор в один звук, а вместе с тем – необычный интервальный размах. Фраза Чайковского не знает расслабленности. Сила внутреннего развития, тяготения к кульминации, всегда резко выраженной, объединяет и властно подчиняет себе в едином сквозном устремлении мельчайшие интонационные изгибы. Его интонация – это интонация душевной борьбы, внутреннего конфликта, а не статики, не созерцания.

Мелодическое развитие ведёт к сложным процессам. Внутренняя напряжённость мелодической линии неизменно возрастает в первоначальной интонации, в которой часто не только заложена вся фраза; здесь возникает своего рода цепная реакция. Одна фраза стремительно подхватывает другую. В этом смысле пьесы композитора строятся на едином дыхании.

Весьма существенно значение и средних голосов. Как только начинается развитие, фактура расслаивается на два самостоятельных и вместе с тем крепко спаянных плана звучания. В одном из средних голосов  помещается мелодия, контрапунктирующая главной, словно спорящая с ней. Это способствует драматизации общего звучания (особенно, если учесть регистровое расположение).

Чтобы достичь большой внутренней насыщенности ведущего голоса, необходимо линию развития баса слышать как выразительнейшую мелодию. Басовый голос должен обладать не меньшей сочностью и глубиной, чем главный. Пианист, как нам кажется, имеет право проявить свою власть и над гармонией., обострить в моменты подъёма и сгущения эмоционального волнения гармоническую напряжённость, «сталкивая» крайние голоса в аккордах (особенно, в резко диссонирующих интервалах), выделяя средние звуки или, наоборот, создавая цельные плотные «духовые» комплексы.

Необходимо помочь ученику почувствовать приём обострения как особое качество, присущее всему строю музыки Чайковского. Приём этот у Чайковского рождён чутким и человечным восприятием мира. А переживаются эти чувства у композитора как конфликтные, обостряющие ощущение жизни, пробуждающее в душе могучие силы. Любое обострение в его музыке – это не только боль, несогласие, противление, но и средство обнажения драматизма. Из обострения вырастает и горячая взволнованность, и лирическая восторженность, множество ярких и утверждающих чувств. В минуты упадка духа оно помогает вернуть энергию, создаёт подъём внутренней напряжённости, Обострение есть признак жизненного динамизма, а не слабости и безволия. Тем самым оно обогащает наше представление о мире, делает его более многоцветным и оптимистичным. А отсюда вытекает и прямая задача педагога – научить детей видеть мир «глазами Чайковского», мир беспредельный, сложный, конфликтный. И подготовка сознания ребёнка  к восприятию подлинной глубины жизненных явлений, неоднозначности человеческих чувств, борьба с примитивными представлениями о Чайковском, с заземлённостью и прямолинейностью, трактовки его фортепианных пьес как преимущественно элегических есть одна из важнейших задач педагога.