"Эти разные марши"-занятие по музыкальному воспитанию детей

Номаль Инга Юрьевна

Данное занятие знакомит воспитанников с музыкальным жанром - маршем, развивает способности понимать и чувствовать "язык" музыки и живописи, а также формирует творческую деятельность через взаимодействие различных видов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_domisolka.docx25.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по музыке

Категория участников: младший школьный возраст

Тема:  Эти разные марши

Цель: формирование творческой деятельности воспитанников через взаимодействие различных видов искусства.

Задачи:

  1. познакомить воспитанников с музыкальным жанром - маршем;
  2.  развивать творческое воображение и ассоциативное мышление, умение создавать собственные сказочные и фантастические образы средствами изобразительной деятельности, пластики движений, словесного творчества;
  3. развить способности понимать и чувствовать «язык» музыки и живописи;

Тип занятия: усвоение новых знаний

Форма проведения занятия: интегрированное (музыка, хореография, театр)

Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, продуктивный, мотивация и стимулирования

Педагогические технологии: игровая, педагогика сотрудничества и здоровьесберегающая технология

Музыкальное оформление:

1. Г. Гладков фрагмент из мультфильма «Бременские музыканты»

2.  Р. Шуман «Марш»

3. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома

4. Спортивный марш

5. Г. Свиридов «Военный марш»

8. К. Сен-Санс фрагмент «Королевского марша львов»

9. А. Жилинский пьеса «Мышки»

Оборудование: музыкальные инструменты: бубны, барабан, колокольчики;

Подготовительная работа:

  1. Работа с литературой.
  2. Подбор музыкального оформления.
  3. Подбор иллюстраций.
  4. Оформление наглядного материала.
  5. Написание конспекта

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Вход детей под музыку марша ….

Педагог: - Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, что это была за музыка, под которую вы вошли в класс? Почему вы так решили?

Воспитанники:  Марш.

II. Изучение нового материала.

Педагог: Сегодня  мы с вами поговорим о марше и их разновидностях.          И тема нашего занятия: «Эти разные марши».

А для чего нужна такая музыка, что такое марш?

Воспитанники:  Это музыка, под которую хочется шагать.

Педагог: Верно. В переводе с французского языка «марш» означает «движение вперёд», «шествие». Какой же чаще всего характер у марша?

Воспитанники:  Бодрый, чёткий, торжественный.

Педагог: Каждый из вас не раз слышал музыку марша. Вспомните, когда и где это было.

           (ответы детей)

Педагог: Да, совершенно верно! Марши звучат на физкультурных занятиях. Идут войска на параде, и опять звучит музыка марша. По радио и телевидению часто можно услышать чёткие звуки марша. А герои мультфильмов? Вспомните, например, как бодро с песней шагает войско в мультфильме «Бременские музыканты», давайте посмотрим и послушаем.

(просмотр фрагмента из мультфильма  «Бременские музыканты» - марш       Г. Гладкова)

Педагог: Сегодня мы подумаем о том, чем отличаются друг от  друга  марши и на каких музыкальных инструментах можно исполнять марш?

Предлагаю  послушать  марш   немецкого композитора Роберта Шумана (показ портрета композитора) и сказать какая в нём музыка.

(слушание  «Марш» Р. Шуман)

Воспитанники:  музыка в нём бодрая, громкая.

Педагог: Как вам кажется, это маршируют настоящие, взрослые солдаты  или игрушечные?

(ответы детей)

Педагог: Да, так могут шагать и игрушечные солдатики. Какой  марш для игрушечных солдатиков вы знаете?

Воспитанники:  «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

Педагог: Правильно.  Давай вспомним эту музыку. А вы скажете, чем же отличается музыка  марша  Р.Шумана  от  музыки  П.Чайковского?

(звучит  «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского)

Педагог:  Чем же отличается музыка одного  марша  от музыки другого?

(ответы детей)

Педагог: Музыка марша  Чайковского звучит более легко, отрывистыми, высокими, звонкими звуками. Здесь представляешь себе, как маленькие солдатики ровными рядами шагают своими деревянными ножками. А в «Марше» Р.Шумана  звуки такие же лёгкие, высокие?

(ответы детей)

Педагог: Конечно, в этом марше музыка более громкая. Как будто это идут солдаты не деревянные, а сделанные из металла.

Этот марш написан для одного музыкального инструмента – фортепиано. Сейчас мы с вами послушаем марш, который исполняет не один инструмент, а целый оркестр. А давайте вспомним, что такое оркестр?

Воспитанники:  Это большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.

Педагог:  Послушайте внимательно следующую музыку в исполнении оркестра и скажите, что вы представили, какую картинку бы вы нарисовали. А ещё постарайтесь придумать название этому маршу.

(звучит «Военный марш  Г. Свиридова)

Педагог:  Можно представить, как мимо трибун ровными рядами идут солдаты, проходит конница, цокая копытами, тяжело движется военная техника. Где мы можем услышать такой марш?

Воспитанники:  на военном параде.

Педагог:  Какое название вы бы дали такому маршу?

Воспитанники:  «Военный марш» (показ иллюстрации)

III. Физ.минутка

Педагог:  Скажите, а как называются марши, которые звучат на соревнованиях, на олимпийских играх?

Воспитанники:  «Спортивные марши».

Педагог:  Сейчас мы с вами немного отдохнём, разомнёмся, почувствуем себя олимпийскими чемпионами. А что делают многие спортсмены, прежде чем они станут чемпионами?

(ответы детей)

Педагог:   Правильно, они много тренируются, делают физические упражнения. Сейчас каждый из вас придумает и покажет по одному упражнению для чемпионов. Остальные внимательно смотрят и повторяют. Но делать мы это с вами будем под ритм музыки спортивного марша.

(дети по очереди  показывают упражнения под музыку спортивного марша)

Педагог:  А теперь мы перенесёмся с вами…. Послушайте,  где может звучать такая музыка?

(звучит «Выходной марш» из кинофильма «Цирк» И. Дунаевского)

Воспитанники:  в цирке

Педагог:  А как вы думаете, для чего нужен такой марш в цирке?

(ответы детей)

Педагог:  Музыка циркового марша как бы рисует нам картину шествия цирковых артистов. Обратите внимание, как звучит оркестр? Почему?

(ответы детей)

Педагог:  Оркестр звучит громко, торжественно, празднично.

Вы когда-нибудь были в цирке? А каких цирковых артистов можно там встретить? А какие животные выступают на арене цирка?

(ответы детей)

Педагог:  Сейчас  прозвучат два отрывка из музыкальных произведений,  две музыкальные загадки. Пожалуйста, вслушиваясь в музыку, попытайтесь движениями передать характер изображённых здесь зверей. Попробуйте отгадать, кого хотел показать нам композитор.

(звучит фрагмент «Королевского  марша  львов» К. Сен-Санса, дети передают движениями характер зверей)      

Педагог:  Своими движениями вы правильно передали характер этого животного. Опишите его.  Как  вы думаете, кто это?  (Лев)

(ответы детей)

Педагог:  Это произведение так и называется «Королевский марш львов». Музыка, написанная для оркестра и двух фортепиано, низкими, мерными звуками передаёт нам гордую,  важную поступь этого животного. Иногда в музыке слышны устрашающие звуки рычания. Но вот музыка  меняется, вдруг появились высокие звуки в исполнении фортепиано. И лев уже не кажется нам таким грозным и важным.

Теперь послушайте другую музыку. Каких животных рисует эта музыка?

(звучит пьеса «Мышки» А.Жилинского)

Педагог:  Вы правильно почувствовали, что эта музыка передаёт нам движения маленьких симпатичных животных. Они осторожно идут на своих тоненьких лапках, потом вдруг быстро перебегают и замирают, испугавшись случайного шороха. Конечно же, это мышки. Музыкальное произведение так и называется «Мышки». Почему вы решили, что это идут не большие звери, а маленькие, робкие мышки?

(ответы детей)

Педагог:  Правильно, мелодия этого марша звучит высоко, отрывисто, то замирая, то быстро устремляясь вперёд.

В этих маршах замечательно передаётся характер и настроение героев. В одном – важное, гордое, величавое, а в другом – суетливое, робкое, пугливое. В этих пьесах нет слов, да они и не нужны. Музыка без слов звучит очень ярко и выразительно.

Теперь предлагаю поиграть в театр. Кто из вас хочет быть артистом? Хорошо, а остальные – зрители. Артисты сейчас будут двигаться под музыку. Зрители же попробуют догадаться, кого изображают артисты, каких животных.

(дети играют в театр, показывая движениями и жестами загаданного животного под музыку)

IV. Итог занятия

Педагог:  Сегодня мы с вами говорили о марше.  Назовите мне, какие бывают марши?

(ответы детей)

Педагог:  Военные, спортивные, праздничные, цирковые и даже «игрушечные». Слушая музыку и сравнивая её, мы  узнали, что марши бывают разные, и как много композиторов используют марши в своих произведениях.

Сейчас я раздам вам рисунки, подпишите каждый из них. В названиях используйте слово «марш». Например, «Марш футболистов» и т. д.

Музыку какого характера вы сочинили бы для этих маршей?