Методическая статья Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.

Кадырматова Ирина Михайловна

Художественное воспитание ребёнка справедливо считается ответственным и сложным делом, требующим специальных данных и соответствующих знаний, потому что  речь идёт о приобщении ребёнка к миру музыки. Нередко самые первые впечатления от соприкосновения с искусством оказывают часто если не решающее, то во всяком случае очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика. И даже незначительные ошибки в этот период могут привести к особенно неприятным последствиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.21.83 КБ
Microsoft Office document icon Приложения 1-7 к методической статье Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.2.11 МБ
Microsoft Office document icon Приложения 8-10 к методической статье Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.1.99 МБ
Microsoft Office document icon Приложения 11-12 к методической статье Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.1.51 МБ
Microsoft Office document icon Приложения 13-15 к методической статье Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.1.82 МБ
Microsoft Office document icon Приложения 16-17 к методической статье Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.2.15 МБ
Microsoft Office document icon Приложения 18-19 к методической статье Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.2.09 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ ДОД «Городовиковская  детская  школа искусств»  ГРМО РК

Развитие музыкальных способностей учащихся через использование подтекстовки.

(методическая статья)

АвторКадырматова И.М., преподаватель по классу фортепиано Городовиковская детская школа искусств

gdhi2012@yandex.ru

2014г

Художественное воспитание ребёнка справедливо считается ответственным и сложным делом, требующим специальных данных и соответствующих знаний, потому что  речь идёт о приобщении ребёнка к миру музыки. Нередко самые первые впечатления от соприкосновения с искусством оказывают часто если не решающее, то во всяком случае очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика. И даже незначительные ошибки в этот период могут привести к особенно неприятным последствиям.

Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Развивая лучшие традиции передовых мастеров пианизма прошлого, боровшихся с системой рутинных принципов обучения, она призывает педагогов обращать с самого же начала внимание на эту сторону воспитания. Развивая ребёнка музыкально, мы способствуем развитию гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность учащихся младших классов – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства  (а через него  окружающей жизни и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. От природы все дети музыкальны. Но чем активнее общение с музыкой и музыкальнее становится ребёнок, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Особенно трудно бывает раскрыть музыкальный замысел композитора, сделать музыкальную речь доступной и родной. И вот, кажется, что уже всё сделано: выучен нотный текст, расставлены смысловые акценты, овладели ритмом,- а не звучит. Кажется, только дёрни за верёвочку – дверь и откроется. Но где же эта верёвочка? Осмыслить и понять, сделать радостным встречу с новым произведением, привить любовь к творчеству и к музыке – задача педагога.

Буква – слово – фраза – предложение (литература)

Звук – нота – фраза – предложение (музыка)

Как много похожего! Язык слов и язык музыкальных фраз! Выразить в звуке интонацию, выразительность фразы и в конечном итоге, музыкальную мысль. Неоценимую роль в этом нам даётподтекстовка, которая порой придумывается вместе с ребёнком прямо  на уроке. А порой,дети приносят на урок готовые тексты, сочинённые дома вместе с родителями.Работа на уроке становится творческой,  возрастает заинтересованность ученика,становится понятным и смысл изучаемого произведения. Многие ведущие педагоги прибегали к использованию подтекстовки  – А. Л. Артоболевская, Е. Хентова,  Е. Толкунова.Так как проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения, мне хотелось бы продолжить эту тему и поделиться своим опытом в этом направлении.

Во многих фортепианных сборниках даются самые простые небольшие пьески, неразрывно связанные с текстом – « На зелёном лугу», « Жили у бабуси», « Петушок» и др. Разучивая их, добиваемся того, чтобы они были спеты чисто, ритмично и выразительно. Если работаем над пьесой без слов, стараемся придумать слова, они могут быть совсем простыми и незатейливыми, главное сохранить характер музыки. Сам процесс сочинения текста  увлекает ребёнка, будит его фантазию. Процесс пения помогает юному музыканту осмыслить смысл пьесы и более  выразительно  её исполнить (приложение №№ 1-4).

В большинстве музыкальных произведений мелодия – важнейшее выразительное средство. « Пение на инструменте – одна из замечательных традиций русского и мирового музыкального искусства. Её нельзя сводить лишь к достижению напевности звука. Это понятие органически включает в себя одухотворённость исполнения, поиски в инструменте выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу» (Б.Асафьев) [2, 77].И задача педагога – научить « петь» на фортепиано, « петь» искренно и задушевно, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя. Эта работа начинается с первых шагов обучения. Ребёнок поёт песенку и пробует подобрать её по слуху – и уже на этом этапе надо  объяснить, что мелодия это не ряд обособленных звуков и что все они связаны между собой в единое целое. Это важно ещё и потому, что дети сначала воспринимают и исполняют мелодию «точечно» (подобно тому, как и читают они сначала по слогам). Для этого находим наиболее важные звуки, к которым движутся, «текут» все остальные звуки. Стараемся добиться в исполнении ученика единой звуковой линии, когда каждый единичный звук как бы « вытягивается» из предыдущего и образует единый «звуковой поток», что на нашем инструменте нелегко. «Нужно заставить забыть, что у рояля молоточки»,- часто повторял Дебюсси.

Слышание процесса зарождения, жизни и затухания звука. « Каждый последующий звук как бы выливается из предыдущего, берёт эстафету инесёт её дальше до конца фразы»,-говорил К. Н. Игумнов. Этот психический акт мастерски выполняется вокалистами, поэтому стараемся больше петь в кантилене (приложение №№ 5 – 7). Не может не затронуть маленькое сердце пьеса  Ф.Рюигрок « Горе куклы». Искренни и слова к этой пьесе, придуманные самим ребёнком (приложение № 8).

Разыгрывая диалог между мамой и сыном в  пьесе Р.Шумана « Первая потеря», – легче уловить интонационную связь мелодии и подголосков, услышать долгий звук, построить кульминацию (приложение № 9).

Технические трудности нередко отталкивают ученика от занятий и вместо того, чтобы игра становилась всё лучше и совершеннее, часто наблюдаешь   обратный процесс. Не секрет, что мало кто из детей любит отрабатывать трудные места. Первая встреча с пассажами,  параллельным движением обеих рук, работа над мелодией и ритмом в середине пьесы – всё это отталкивает детей от занятий. Проговаривая же слова с мелодией, заинтересовывая ребёнка через текст, легче преодолеваешь эти трудности, например  в пьесе С.Майкапара « Пастушок»(приложение № 10).

С помощью подтекстовки можно решить вопросы по преодолению трудностей и в конструктивных произведениях. Так в « Этюде» C-durК.Черни( приложение № 11) сталкиваешься с необходимостью чёткой и ровной игры 32-х нот.

В медленном темпе идёт осмысленное интонирование, проявляется логическая завершённость разделов, преодолевается скованность во время игры, появляется свобода и непринуждённость в исполнении. Музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, проявляется и эмоциональное воздействие текста в ходе работы.

Каждый педагог знает, как трудно порой бывает научить ребёнка слышать полифонию, слышать каждый  голос – его « цвет». Добиться певучести, выразительности каждого из них, будь то хотя бы самая простая пьеса как

« Щебетала пташечка»  Н. Руднева или, посложнее-А.А. Александрова « Кума»(приложение №№ 12 -13)

 Следует заметить, что учителя  литературы иногда  используют музыку на уроках для того, чтобы ещё более выразительно передать поэтический образ литературного произведения. Нам, музыкантам, он тоже  необходим.  Музыкальное развитие, построенное по аналогии с литературным, упрощает работу по раскрытию музыкального  содержания  пьесы. Проведение мелодии в разных регистрах, акцентирование 1-ой доли мелодии, как сильной доли марша, не схоластичное, а услышанное, умение тихо исполнить окончания фраз. Эти навыки мы приобретаем благодаря словесному       тексту в пьесе А. Берлина « Марширующие поросята»

( приложение № 14).

Развитие образного мышления, раскрытие тембровых красок в музыке, подход к кульминации – осмысленный и подготовленный, работа над драматургией пьесы, в пьесе Ю.Виноградова « Танец медвежат»  

 ( приложение № 15).

Подтекстовка помогает и в работе над более сложными пьесами.

«Воспитывая в процессе работы над мелодией интонационный слух учащихся, необходимо приучать  их все более тонко слышать ладотональные тяготения, различать  выразительный смысл опорных звуков, вводных тонов, альтераций »(А. Алексеев) [2,83]. Поиск певучего звука, мягкой интонации в пьесе С. Майкапара « Колыбельная» (приложение № 16).

С самых младших классов необходимо приобщить ребёнка к высокому искусству, используя опыт великих мастеров, постараться заложить те нравственные критерии, которыми он будет жить в своей последующей жизни.  «Сеять доброе, разумное, вечное» ( Д.Б.Кабалевский)

П.И. Чайковский. Трилогия – « Болезнь куклы»,  « Похороны куклы»,

 « Новая кукла» (приложение №№ 17-19)

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод:

Работа на уроке с подтекстовкой активизирует урок, наполняет творчеством и поиском, и в конечном итоге непринуждённо развивает музыкальные способности ученика. Является ещё одним действенным способом для решения задач на развитие чувства ритма ученика, т.к. подтекстовка позволяет усилить воздействие  при параллельном включении слуха, речи и движения. Чёткость в произношении текста благотворно влияет на ровность игры, даёт  возможность добиться качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, поработать над артикуляцией звука. Улучшает музыкальную память ученика, повторение музыкального текста становится не машинальным, а более желанным и осмысленным.

Поэтичность  словесного текста помогает ученику в раскрытии замысла композитора, даёт тот эмоциональный заряд, какой необходим для хорошего исполнения музыки.

Список используемой литературы:

1.А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»

2.А.Алексеев « Методика фортепианной игры»

3.Г.Г.Нейгауз «Искусство фортепианной игры»

4.Я.Мильштейн « К.Н.Игумнов»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: