ОТКРЫТЫЙ УРОК В КЛАССЕ АНСАМБЛЯ ПО ТЕМЕ: « РАСКРЫТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА В ПЬЕСАХ»

Кадырматова Ирина Михайловна

В настоящее время, наряду с коммуникативной функцией жанра, чрезвычайно востребована его педагогическая функция. Для образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Городовиковская  детская  школ  искусств»

Открытый урок в классе ансамбля по теме: « Раскрытие музыкального образа в пьесах»

Подготовила и провела преподаватель по классу фортепиано Кадырматова И.М.

           

                                        Городовиковск,4 декабря 2012г.

Фортепианный ансамбль как "один из самых парадных жанров музыки"  в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всём мире. Востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них: общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций прошлых веков; обилие высокохудожественных произведений композиторов XVIII-XX веков, неиссякающий интерес к жанру современных композиторов. Ввиду того, что фортепианный ансамбль становится любим и узнаваем массовым слушателем, известные пианисты-солисты всё чаще объединяются в ансамбли. Сегодня концертная и просветительская деятельность таких известных фортепианных дуэтов, как Брук – Тайманов;  Эден – Тамир; Бахчиев – Сорокина;Лебедева-Фисейская - Волохонович в немалой степени способствует  популяризации жанра. В наши дни происходит лавинообразное увеличение количества международных конкурсов и фестивалей фортепианных дуэтов.

 В настоящее время, наряду с коммуникативной функцией жанра, чрезвычайно востребована его педагогическая функция. Для образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин.

 «Если внимательно проанализировать,-писал- замечательный советский педагог В.Сухомлинский,- то, что в житейском плане называется счастьем и несчастьем , удачей и неудачей…..-всё это основывается на культуре человеческих отношений, на умении управлять своими желаниями, сообразуя и согласовывая их с желаниями других людей.» И , действительно , никто из нас не должен забывать , что рядом с нами находятся другие люди и что каждый поступок одного человека неизбежно отражается на окружающих. Воспитание культуры человеческих отношений,  культуры желаний Сухомлинский считает « исключительно важной задачей педагога ». Действительно совместное исполнительство развивает « культуру человеческих отношений », « культуру желаний ». Занятия в классе фортепианного ансамбля способствуют приобретению навыков коллективного творчества, расширяют музыкальный кругозор учащихся посредством нотной литературы, выходящей за рамки сольного фортепианного репертуара. Это фортепианные переложения в четыре руки хоровой, оперной, балетной и симфонической музыки разных стилевых направлений.

Также занятия в классе ансамбля формируют человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнёрства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Слова Роберта Шумана о том, что дуэты Шуберта "сближают души быстрее, чем любые слова"  прекрасно иллюстрируют эту мысль.

Помимо общих вопросов, связанных с интерпретацией, огромное значение приобретает единство приёмов звукоизвлечения, педализации, стремление двух партнеров изобразить одного, "четырехрукого пианиста". Синхронность звучания - один из главных показателей качества ансамблевой игры. Свобода непосредственного музыкального высказывания отнюдь не сковывается ансамблевым выступлением, но она должна быть  проявлена в меньших дозах, чем при сольной игре.

Здесь  учащиеся впервые сталкиваются с такими понятиями, как синхронность, тождественный штрих, динамическое равновесие, умение слышать партию партнера и свою в единстве и цельности  произведения, овладение  ансамблевой педалью и т.д. Формирование необходимых навыков ансамблевого исполнительства предполагает обязательное усвоение на практике учащимися таких понятий, как ауфтакт и внутридолевая пульсация. Владение этими навыками необходимо ансамблистам для точного совместного начала игры или вступления между разделами произведения, а также для достижения синхронности исполнения в медленных темпах и на паузах. Любой  фортепианный дуэт должен иметь свою систему определенных жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющую синхронно начинать произведение, грамотно показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п. Причем, такие жесты должны быть  незаметны публике.

 Приобретение всех этих навыков решается путём настойчивого изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения. Радость от совместного музицирования, живого общения между участниками ансамбля становится дополнительным стимулом приобретения новых навыков владения инструментом. В ансамбле ребёнок совместно музицируя, стремится к определённому совершенству в  исполнении своей партии.

 "Настоящий ансамбль - это близость во всём: близость индивидуальностей, этических установок, интеллектуальных уровней. Это - духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе". В этом вопросе не последнюю роль играет чувство состязательности ансамблистов, которое даёт максимальную концентрацию внимания, повышая качество уроков.

Иоганн Штраус. « Вальс» Фа-мажор.

 

Иоганн Штраус-сын ( 25 октября 1825, Вена — 3 июня 1899, Вена) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Johann Michael Strauss из Буды (часть Будапешта) был евреем. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами. Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. Но наперекор всему в 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Тем самым помогла своему сыну в становлении на пути к любимой профессии.

Вальс построен в простой  двухчастной форме. В нём ясно слышны две самостоятельные темы, на которых построено развитие всей пьесы. Представляет сложность в техническом и ансамблевом исполнении. Темы порой звучат параллельно, вплетаясь как цветы в венок, что надо услышать и передать в исполнении. Вторая тема имитирует арию цыганского барона из второй по популярности после «Летучей мыши» оперетты Иоганна Штрауса» Цыганский барон», эта оперетта имела мировой успех. Штраус мечтал сочинить оперетту на национальном венгерском сюжете с близкой ему по духу богатой мадьярской народной музыкой.  Основная тема оперетты — тема человеческого достоинства и всепобеждающий любви, национальной гордости и стремлению к свободе. Это свободолюбивые и гордые смельчаки, которым противопоставлены богатые выскочки и правительственный чиновники.  В основе «Цыганского барона» — стихия песенности, ритмы вальса, польки, марша, чардаша. Огромную роль играют цыганские и венгерские мелодии и характерные для них ритмы. Главный герой Шандор Баринкай, сын богатого землевладельца, изгнанного из Венгрии. Вторая тема вальса напоминает припев из « Куплетов Баринкая»:

Хочу, друзья, всех вас обнять

Ведь я на Родине опять.

Как прежде ярки небеса!

Всё те же старые леса
И дальний водопад, звеня,

 Как сталь приветствует меня.

Всё также полдень зноем дышит.

Всё те же аисты на крыше.

Шатры, кибитки, балаган

Богатства пёстрые цыган

Что с незапамятной поры

Цыганских семей детворы,

Что  нам о будущем гадать

И о прошлом не мечтать.

Да, прошло много лет, я объездил весь свет,

Но нигде, верьте мне, не был счастлив вполне - 2 раза.

Генри Манчини « Розовая пантера».

Ге́нри Манчи́ни (англ. Henry Mancini, настоящее имя — Энри́ко Нико́ла Манчи́ни, 16 апреля 1924, Кливленд, Огайо — 14 июня 1994, Беверли Хиллз, Калифорния) — американский дирижёр и кинокомпозитор. Написал музыку почти к 500 фильмам и телесериалам, выпустил 50 альбомов, получил за свою музыку 4 премии «Оскар», 2 номинации на «Эмми» и 20 призов «Грэмми», включая награду «За жизненные достижения».

Воевал во вторую мировую войну. После войны работал в джаз-оркестре Гленна Миллера. Писать музыку для кино начал в 1952.

Одно из самых известных его произведений — «Moon River», лунная река.

Некоторые песни Манчини вошли в число популярных джазовых (свинговых) стандартов. Манчини прославился не только в качестве композитора, но и как аранжировщик-мастер различных оркестровых звучаний.

«Розовая пантера» (англ. The Pink Panther) — криминальная кинокомедия 2006 года. В фильме инспектор Жак Клузо   получает задание расследовать убийство известного футбольного тренера и кражу кольца с его руки с  огромным  бриллиантом «Розовая Пантера».

  Дрейфус, коммисар полиции,  всячески мешает в работе Клузо,  желая самому получить награду за раскрытие преступления.

 Клузо изначально продвигается очень медленно, регулярно попадая впросак. Бизу, лучший футболист команды застрелен в голову. Свидетелей больше нет. Считая, что подруга тренера  Зания  знает больше, чем говорит, Клузо следует за ней в Нью-Йорк, что ни к чему не приводит.

Вернувшись в свой родной городок, Клузо обнаруживает фотографию своего ареста в Интернете.  Увидев что-то важное на фотографии, он связывается с Понтоном, и они спешат в Елисейский дворец, пробравшись с помощью своей секретарши Николь в здание. Им удаётся предотвратить убийство Зании, выследив и арестовав настоящего убийцу, которым оказывается  помощник и близкий друг тренера.  Клузо также выясняет, что Зания зашила Розовую пантеру между тканями своей сумочки. По-видимому, тренер  отдал ей кольцо перед игрой, предлагая ей руку и сердце. По законам Франции кольцо теперь принадлежит ей. Клузо рассказывает, что именно фотография его ареста в аэропорту и натолкнула его на мысль о местоположении бриллианта, так как фотография также показала экран металлодетектора, пока под ним проезжала сумочка Зании . В итоге  Клузо всё же получает Орден Почётного легиона,а койка Дрейфуса в конце фильма  падает в Сену.

Музыка насторожённая, таинственная, в стиле джаза ,в ней  встречается полиритмия. В ней слышится хитроумное сплетение комбинаций, присущее детективному жанру.

 Так как обмен партиями "способствует углублённому пониманию ансамблевой фактуры сочинения", попробуем поиграть меняясь партиями. Следим за тем ,чтобы мелодия была слышна ясно, а вторая партия держала ритм без ускорений.  Для большей правдоподобности интерпретации включим в исполнение барабан.

Георгий Васильевич Свиридов « Военный марш».

Этот марш был написан к повести А.С.Пушкина « Метель» и звучит при возвращении победных русских войск в Москву. Написан в 3-х частной форме для двух фортепиано в 8 рук. Добиваемся интонаций радости, ликования при четком ритме и хорошей внутритактовой пульсации.

Очень хорошо представить звучания различных инструментов военного оркестра и съимитировать их при игре на фортепиано. Очень важны чуткий слуховой контроль, синхронность и слаженность ансамбля.

Процесс обучения в классе фортепианного ансамбля чрезвычайно сложен и многогранен. "Культура камерности требует от исполнителя превосходства интеллекта и строгой осмысленности, чтобы тем самым переводить музыку на высшие ступени познания, в область внечувственного, разумного содержания". Обилие высокохудожественного репертуара, более тесного профессионального и человеческого контакта учащихся определяет особую роль этого предмета  в становлении профессионального музыканта.