Главные вкладки

    Геннадий Таран "Методические рекомендации к сборнику «Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих»". Серия "Мастер-класс"

    Таран Геннадий Викторович

    Издание содержит краткий набор необходимых элементарных сведений для обучения игре на гитаре. Доступное и лаконичное изложение теоретического материала делает возможным обучение даже не подготовленного ученика. Изложенный материал затрагивает основные этапы обучения: - вопросы элементарной теории музыки,  освоение нотной грамоты, изучение системы гамм и системы аккордов. Также содержит данные справочного характера в приложениях. Издание адресуется педагогам, учащимся детских музыкальных школ и студий, а также многочисленным любителям – гитаристам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

    Г. Таран

    «Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих»

            Идея создания сборника «Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих» возникла в результате поиска решения, казалось бы, самой простой проблемы – изучения учениками нот на грифе гитары. Для начинающих гитаристов - это рубеж, который не каждый смог преодолеть. Порой трудности в освоении этой задачи приводят к нежеланию продолжать обучение. Многие печатные нотные издания довольно поверхностно дают общие теоретические данные, не показывая их связи с практическим обучением  игре на гитаре. Или же теоретические сведения даны настолько сложно, что нужны разъяснения более опытных гитаристов. Предлагаемая работа -  попытка собрать в единую систему минимальные базовые знания, без которых невозможно дальнейшее профессиональное освоение игры на гитаре.

           Цель сборника – в лаконичной и понятной форме дать ученику базовый уровень общих теоретических знаний, необходимых на начальном этапе обучения игре на гитаре. По своему содержанию сборник выполняет задачи информационно-справочного характера и будет полезен как начинающему гитаристу, так и молодому преподавателю.

           Первый раздел сборника открывает тему по изучению нотной грамоты, которая необходима для профессионального обучения музыканта. Эти общие знания ученик обычно получает на уроках сольфеджио, но чтобы применять их на практике при игре на гитаре, нужно полученные знания адаптировать специально для освоения этого инструмента. Как и любой музыкальный инструмент, гитара имеет свои достоинства и недостатки и считается самым практичным для использования, и, в то же время, достаточно сложным для профессионального обучения. С помощью практических заданий и упражнений начинающий гитарист сможет быстро усвоить расположение нот на грифе гитары и изучить основы музыкальной грамоты.

          После ознакомления с нотами первой октавы можно начинать изучение гаммы до мажор во второй позиции. Многие преподаватели поверхностно относятся к изучению гамм на начальном этапе обучения, однако, изучая гаммы, ученик гораздо быстрее усвоит расположение нот на грифе и разовьёт технику обеих рук. Автор считает, что осваивать гаммы нужно на самом начальном этапе обучения. Раздел по изучению гамм – второй, и он наиболее важный при обучении игре на гитаре. Все ноты на грифе гитары выстроены в единую систему, которую можно понять в процессе изучения гамм, и приобретение знаний учеником по ориентированию на грифе происходит непосредственно при этом изучении. Современные издания очень мало уделяют внимание изучению гамм, некоторые - совсем игнорируют эту тему, и только серьёзные гитарные школы детально рассматривают изучение гамм. Но при этом дают материал очень сложно, и  чаще всего - в первых позициях. В итоге  ученики оказываются беспомощными за пределами пятого лада, совершенно не ориентируясь в определении нужных нот. И есть ещё одна особенность: в отличии от пианистов, гитаристы в музыкальных

    школах играют чаще всего три-четыре гаммы. Этот существенный пробел в знаниях очень замедляет развитие гитариста.                                          

            Предлагаемая автором система гамм совершенно проста. Достаточно выучить гаммы C- Dur (с тоникой на пятой струне) и G- Dur (с тоникой на шестой струне) в стандартной аппликатуре пальцев левой руки и продолжить движение тоник вправо по грифу – C – D – E – F  по пятой струне или – G – A – H по шестой струне и строить от них гаммы методом секвенций. Немного сложнее будет изучить минорные гаммы. Методика использования системы гамм в стандартной аппликатуре при игре на гитаре создана и обоснована на примере многолетней практики пианистов, которые используют «Таблицу гамм и арпеджио для фортепиано» более двухсот лет. Многие ученики начинают интересоваться современной рок и джаз музыкой, которая часто бывает создана на основе пентатоники и «блюзовых» гамм, поэтому в сборник включён раздел, связанный с этими гаммами. При дальнейшем курсе обучения игры знание пентатоники и «блюзовых» гамм помогут ученикам приобрести навыки импровизации на гитаре.

             Существует также система аккордов, которой посвящён следующий третий раздел пособия.  Принцип освоения аккордов в стандартной аппликатуре с «баррэ» тот же, что и при изучении гамм. Выучив аккордовую модель в первой позиции, передвигаясь по грифу, можно быстро построить любой нужный аккорд. Этому помогут навыки, которые ученик приобрёл при изучении системы гамм. Практика показала, что использование для обучения системы гамм и системы аккордов, способствует прогрессивному росту техники игры и существенному развитию учащегося.

            Рассмотрим более подробно каждый раздел пособия:

              (1.0 – 8.0) Современная дидактика исходит из того, что преподавание – процесс постоянный, и его движение не рассматривается как отдельный урок, хотя он и является основополагающим в процессе обучения. Однако этот процесс может протекать по-разному, в зависимости от особенностей преподавания, на него влияет целый ряд факторов: возраст ученика, его врожденные способности, его восприимчивость и активность, а также способности самого преподавателя. Педагогическое искусство состоит не в том, что преподаватель строго соблюдает план урока, а в его способности разрешать непредвиденные ситуации, возникшие на уроке, и притом ненавязчивым и интересным образом, так, чтобы это не навредило главной линии развития обучения ребенка.

              Изучая множество изданий для гитары был обнаружен существенный пробел в теоретическом изложении нотной грамоты для гитары. Практически нигде кроме таблицы расположения нот на грифе гитары и основ нотной грамоты нет никакой адаптации к инструменту. Обычно на уроках сольфеджио нотную грамоту изучают используя фортепианную клавиатуру, и ученику – гитаристу который только пришёл в музыкальную школу совсем не просто освоить расположение нот на грифе гитары.

              Простой пример – на уроках сольфеджио ноты начинают изучать в первой октаве, а в классе гитары обучение начинают с первой струны,

    на которой расположены ноты второй октавы. Часто приходилось сталкиваться с тем, что дети младшего возраста воспринимали ноты, изучаемые на уроках сольфеджио как какие-то одни ноты, а ноты для гитары - как совершенно другие ноты, таким образом в сознании детей не складывалась цельная картина нотной грамоты. Такая путаница негативно отражается на освоении предмета – многие слабые ученики просто не усваивают материал и даже известны эпизоды нежелания продолжать обучение. И именно поэтому преподаватель по классу гитары невольно становиться и преподавателем по теории музыки одновременно. Если ученикам старшего возраста можно легко и довольно быстро объяснить основы теории музыки, то с детьми помладше процесс изучения нотной грамоты занимает больше времени и педагог испытывает двойную нагрузку (обучение и игре на гитаре, и изучение теории музыки).

           Усвоение нотной грамоты в процессе обучения игре на гитаре затрагивает очень много процессов практической музыкальной деятельности: интонирование, ритмика, игра на музыкальном инструменте, музыкальные игры. Эти деятельности в разной степени помогают освоению нотных знаков, как обобщенных символов, они придают им конкретную и наглядную форму. И, наоборот, сами нотные знаки помогают осмысливать музыкальную деятельность, они как бы обобщают музыкальный опыт. Музицируя, ученик неизбежно сталкивается с устройством инструмента, расположением струн и ладов; манипулируя ими, он отличает различия их звучания и естественно входит в новый для него мир музыкальной азбуки. Внедрение музыкальных игр в практику позволяет, с одной стороны, наиболее полно реализовать игровой потенциал заложенный в ученике. С другой стороны, учебно-игровые ситуации способствуют тому, что с наименьшими временными затратами удается усвоить значительный объем конкретных знаний.

            На первый план выдвигается учебная деятельность, организуемая через игру, и посредством этой игры реализуемая. В музыкальных занятиях для детей нередко утомительно постижение нового теоретического материала – сведений из области музыкального языка. Но как бы то ни было, не нужно избегать музыкальных терминов. Напротив, такими словами как мелодия, такт, темп, аккомпанемент, ритм и др. нужно пользоваться систематически в процессе работы. Слова имеют громадное познавательное и практическое значение, но не нужно сразу давать детям много «определений», заучивание правил приносит больше вреда, чем пользы. Важно чтобы ученик сталкивался с любым явлением раньше, чем он узнает его название. Тогда новые слова и предметы станут для него названием знакомых вещей, он легко поймёт его значение и научится правильно пользоваться этим. Помня об этом, опытный педагог стремиться преподнести новую информацию, опираясь на зрительные и слуховые ассоциации, прибегая к игре. Понимая и используя в процессе обучения такие методы, преподавателю будет доступнее донести до ученика необходимые знания при изучении нотной грамоты. 

              На первом уроке автор знакомит ученика со словом и понятием «ноты»: это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Слова мы записываем буквами, а музыку – нотами. Графический «облик» нот запоминается детьми сразу – ведь это по-разному закрашенный и по-разному оформленный кружок – с палочкой, хвостиком и др., также нужно объяснить, что ноток всего семь,

    и они «живут» в «домике», состоящий из пяти линеечек – «этажей», которые считаются снизу-вверх, к этим пяти можно «надстраивать» и добавочные линейки, которые можно надставлять как сверху, так и снизу – на нотном стане или нотной строчке, на которой они записываются.

            Следующий этап – изучение длительностей нот. Предлагаем ученику игру «Паровозик» (нотки из «домика» отправились в путешествие) - нотная строка изображена в виде «паровозика», где сам «паровозик» – это первый такт с изображением скрипичного ключа и размером, и за ним прицеплены следующие такты-«вагончики». В «паровозике» едет большой и толстый «машинист»-половинная нота, которая занимает весь «вагон»-такт. Во втором такте-«вагоне» едут двое «молодых учеников машиниста» - четвертные ноты, которые «худее» «машиниста» в два раза. И так далее – третий такт-«вагон» едут четыре «пап или мам» - восьмые ноты, в четвёртом – восемь «ребят» - шестнадцатые ноты.  

            Параллельно этой игре предлагаем известную среди преподавателей игру «Разрежь яблоко» (начиная с «целого яблока» - целой ноты – «разрезаем яблоко» на «дольки»: половинные, четверти и т.д.). Все эти объяснения проводятся в игровой форме и будет правильным, когда ученик сам будет записывать эти примеры в нотной тетради.

            Далее проходит непосредственное изучение нот второй октавы, которые расположены на первой второй и третьей струне гитары. Для закрепления темы предлагаем ученику выполнить ЗАДАНИЕ № 1, которое исполнено в форме загадок. Далее выполняем ЗАДАНИЕ № 2, и продолжаем изучение длительностей нот: например, из выполненного ЗАДАНИЕ № 2  ноту ми  превратить в другую длительность, используя штили, и др.), и импровизируя, усложнять задание, задавать встречные вопросы, чтобы выяснить «пробелы» в изучении, и еще раз, если нужно, объяснить ученику как правильно.

           Новый этап обучения – это непосредственно запоминание нот на грифе гитары (3.0). Для этого нужно проигрывать простейшие «считалки-игралки» из двух нот, и одновременно их пропевать. Такое действие способствует механическому «мышечному» и графическому «зрительному» запоминанию расположения нот на грифе гитары. Также при интонировании развивается музыкальный слух ученика и происходит раскрепощение сознания – многие ученики, особенно старшего возраста просто стесняются петь, и им бывает трудно преодолеть этот психологический барьер. Далее можно приступать к освоению нот первой и малой октав (0.4-0.6) – при изучении нот первой октавы желательно освоить начальные навыки игры гаммы C-Dur (об этом подробнее будет описано в следующем разделе). В ПРИЛОЖЕНИИ ДЛЯ ТЕМЫ № 2 можно будет узнать несколько прогрессивных способов запоминания нот, а в ПРИЛОЖЕНИИ ДЛЯ ТЕМЫ № 7 –  

    более детально разобрать изучение понятия метра и размера. Тема (8.0) раскрывает широкое поле деятельности для творческой фантазии преподавателя. Автор приводит несколько примеров ритмических упражнений – от более простых к более сложным. На основе примеров из ЗАДАНИЯ № 9 преподавателям можно предложить ученикам самим придумывать подобные упражнения, записывать их в тетрадь и исполнять на уроках. Ритмические упражнения вносят неоценимый вклад в развитие начинающего гитариста.

    Это способ практического овладения понятиями через действие и общение вне конкретных знаний. В игровой форме ученик получает ритмическую "партитуру", где каждая длительность воспринимается им не своем значении, а как графический символ, соответствующий продолжительности хлопка. При этом главная задача ученика – звуковое воспроизведение ритмического рисунка посредством хлопков ладошек и ударом ноги. Конечный результат – овладение ритмом, выраженным через знак (целая, половинная, четверть и т.д.) – для него не только не обозначен, но и не выявлен на уровне сознательного. Очень важна его фиксация в подсознании. Интересно в этой ритмической игре не столько осознание ритмических единиц от целой до восьмой, столько слуховая раскрепощённость ученика, его раскованность, синхронную координацию движений и  умение переключаться со своей "партитуры" на другие, ловко и быстро изменять заданную ритмическую сетку. Польза таких упражнений на начальном этапе обучения просто исключительна - у учеников развивается чувство ритма, пульсации, осваиваются простые размеры и соотношения длительностей.

              Второй раздел – тема (9.0): музыкальная гамма – по сути показатель технической подготовки ученика, при исполнении гаммы мы сразу можем определить слабые стороны развития игрового аппарата и поставить задачи для их исправления. Именно игра гамм способствует развитию музыкального и аппликатурного мышления гитариста, позволяет свободно ориентироваться на грифе и достигнуть более совершенного исполнения. Исполнение гамм на гитаре создаёт необходимую базу для исполнительской техники и развивает такие технические качества как точность и четкость звукоизвлечения, беглость, силу и выносливость, координацию движений обеих рук, независимость и самостоятельность пальцевых движений, вырабатывает аппликатурные привычки. Говоря современным языком, можно представить гриф гитары в виде матрицы, на которую накладываются определённые формулы – гаммы, последовательность нот в которых определена строгими законами теории музыки и физиологическим строением руки исполнителя.

              Многие преподаватели задают вопрос - так как же и когда нужно начинать изучать гаммы? Некоторые рекомендуют даже со второго года обучения, но в практике автора подготовка к изучению гамм начинается с первого урока. За основу принимаем фрагмент хроматической гаммы из пяти нот – обычно на первой струне – ноты (e,  f,  f#,  g,  g#) и ученик в медленном темпе приёмом «апояндо» проигрывает в восходящем и нисходящем порядке, при этом соблюдая правильную постановку левой руки на грифе. После достаточного освоения упражнения на первой струне, это же действие исполняем на остальных струнах -  2, 3, 4, 5, 6. По сути, ученик ещё не зная нот, не имея ни какого понятия о гамме, он уже начинает эту гамму осваивать. Это упражнение автор назвал «Четыре брата» и включил в  сборник «Первые шаги гитариста: репертуар для 1-2 года обучения». После подготовительного периода (обычно 3 - 4 урока) и после того как ученик освоит расположение нот на грифе гитары с помощью упражнений и заданий из первого раздела (1.0 – 8.0), можно приступать к изучению хроматической гаммы.

              Объяснив теоретическое построение гаммы и правильную аппликатуру пальцев, преподавателю необходимо несколько раз проиграть в различных темпах для демонстрации возможностей гаммы,

    при этом указывая на трудные места в исполнении. Обычно это переходы с одной струны на другую и движение пальцев при смене позиций на первой струне. У неподготовленных учеников вызывают трудности переходы пальцев с одной струны на другую, а именно -  открытые и закрытые (прижатые) струны в левой руке. Именно прижатые и открытые струны вызывают различные углы наклона пальцев в правой руке и пальцы теряют остойчивость и «скачут». Медленное и внимательное исполнение поможет исправить эту проблему, пальцы правой руки «запоминают» нужные движения и мышечная память позволяет играть эти места «ровно». Проблемным является переход кисти левой руки при смене позиции. При восходящем движении мизинец прижимает ноту g# и заканчивает I позицию. Все пальцы кроме указательного, который прижимает ноту f, немного приподнимаются над струной, и указательный палец одним резким быстрым движением выполняет скольжение на V позицию и прижимает ноту a. Таким же образом производим переход в IX позицию. При нисходящем движении опорным пальцем опять же является указательный – он выполняет скольжение на V позицию, но мизинец быстро ставится на VIII лад и при этом остальные пальцы нужно сразу поставить на соответствующие лады. Так же мы переходим и на I позицию. Благодаря изученному ранее упражнению «Четыре брата», освоение хроматической гаммы обычно проходит за 1 – 2 урока.

               После изучения хроматической гаммы можно приступать к освоению «Системы гамм». Изучать нужно именно систему, а не отдельные гаммы, и только в этом случае результат проделанной работы оправдает быстрое развитие исполнительского уровня ученика. Самая распространенная система изучения гамм в практике преподавания гитары действует по принципу прибавления знаков и ориентировки в кварто-квинтовом круге. Данная методика и сейчас существует во многих современных музыкальных школах. Однако, как показывает практика, изучение гамм по этой привычной схеме, руководствуясь кварто-квинтовым кругом, начиная с гаммы до мажор, последующие гаммы с бóльшим количеством знаков  для многих начинающих учеников становятся огромной проблемой, просто головоломкой, разрешить которую могут лишь самые внимательные. А в предложенной автором системе гамм используется принцип секвенций – повторения одной и той же формулы от следующей ноты - тоники. Достаточно выучить шесть (в рок-музыке их называют «боксы») аппликатурных формул, чтобы освоить 27 (почему именно 27 – именно мензура гитарного грифа классической гитары позволяет использовать такое количество) различных гамм построенных от нот натурального звукоряда (и это не предел – можно исполнять гаммы построенные от повышенных или пониженных тоник, но пришлось бы увеличить объём данного пособия). За основу построения гаммы используется тоника, расположенная на 5 (C, D, E, F) или на 6 (G, A, H) струне в натуральном мажоре. В мелодическом миноре мы наблюдаем тоники на 6 (a, h, c, d) и на 5 (h, c, d, e, f, g), и соответственно в гармоническом миноре – на 6 (f, g, a, h, c) и на 5 (h, c, d, e, f). Как мы видим, идет логическое последовательное  построение гамм от тоник, расположенных по звукоряду. Такое построение проще логически запомнить чем систему, построенную по принципу прибавления знаков.  

             От нужной тоники выстраивается гамма  в две октавы, в которой исключено использование открытых струн.

    Все ноты в гамме извлекаются только на прижатых струнах и это не случайно – так более целостно достигается быстрый темп исполнения. Формула гаммы достаточно компактна – используется всего одна смена позиции в восходящем движении и при возвращении в нисходящем движении на первоначальную позицию. Для примера сделаем разбор гаммы C- dur. С первичным построением гаммы мы ознакомились в разделе (4.0) при изучении нот первой октавы на грифе гитары. Но там изучалась гамма в одну октаву на II позиции, и там же была изображена диаграмма (бокс) этой гаммы. Сейчас рассмотрим гамму C- dur на две октавы и с переходом со II позиции на V и в обратном направлении. Главная особенность для левой руки при игре на гитаре – это «опорный» палец. При правильной постановке левой руки на грифе, большой палец левой руки выполняет роль «якоря» и удерживает вес кисти, а вот роль «опорного» пальца который будет стабилизировать положение остальных пальцев, должен выполнять один из четырёх оставшихся. Самый лучший вариант – это средний палец (2) – он почти всегда находится на против большого пальца и компенсирует силу движений  остальных пальцев. Но бывают моменты когда роль «опорного» пальца выполняет и безымянный палец (3). Итак, начинаем на II позиции играть ноту C (2), потом ноту D (4)  и пока не ставим палец (1) на ноту E – палец (4) не снимаем. Это нужно для того, чтобы не разрывалась мелодическая линия и гамма не звучала «скачками». Такой же принцип нужно практиковать на всех переходах со струны на струну. Продолжаем дальше – палец (2) - нота F, палец (4) – нота G. Переходим на 3-ю струну – начинается самый сложный этап – переход на V позицию. Итак, (1) палец на ноте A, палец (3) – нота H, приподнимаем палец (3) немного над струной и быстрым резким движением палец (1) скользит на V позицию на ноту C второй октавы и сразу ставим палец (3) на ноту D. Этот переход по 3-ей струне желательно отработать отдельно в восходящем и нисходящем движении. Все движения пальцев должны быть очень экономичными и при этом пальцы не должны высоко приподниматься над грифом. Продолжив движение, мы заканчиваем гамму на ноте С второй октавы и возвращаемся в нисходящем движении в тонику С первой октавы, при этом соблюдая все выше указанные правила.

            Когда ученик достигнет определённой свободы и подвижного темпа в исполнении гаммы C- dur, это и будет показателем, что он выучил формулу, и может продолжать дапее осваивать подобные гаммы на 5-й струне - D, E, F. Таким же образом нужно изучать гаммы и на 6-й струне. Отводя на изучение гамм по 5-7 минут во время урока, и по 2-3 урока на каждую гамму, можно изучить семь мажорных гамм и хроматическую гамму в течении первого учебного полугодия. Используя те же принципы как и при изучении гаммы C- dur, следует продолжать и изучение минорных и блюзовых гамм. Необходимые дополнительные сведения о строении гаммы и тональностях изложены в ПРИЛОЖЕНИИ ДЛЯ ТЕМЫ № 9.

             Третий раздел пособия (10.0-10.5) при использовании наглядных таблиц раскрывает тему «Система аккордов». Главное отличие и достоинство гитары среди других струнных щипковых инструментов – это возможность одновременного исполнения партии соло и партии аккомпанемента, и доступность исполнения полифонических произведений. Правда существуют некоторые особенности качества звучания, которые уступают фортепианному исполнению, но не смотря на это,

    гитара признана самым универсальным инструментом в мире. Существенный недостаток классической гитары – это негромкое звучание при сравнении с другими инструментами, и именно эта причина сдерживала продвижение гитары на концертные сцены, и оставляла инструмент в «тени» небольших камерных залов и салонов.  Но развитие звукоусилительной техники с успехом решила эту проблему, и в XX веке гитара становиться полноценным представителем музыкального мира.

              У гитары существует ещё один технический недостаток, который присутствует у всех струнных инструментов – это прижимание струны к грифу, и если при исполнении мелодии он практически незаметен, то при игре аккордов, особенно при смене одного аккорда на другой избежать разрыва мелодической линии и исполнения связного, «легатного» звучания способен только гитарист с хорошо развитой аккордовой техникой. Такому правильному  и  качественному исполнению аккордов способствует знание и осмысленное применение и внедрение в исполнительскую практику «системы аккордов».

             Автор изучил множество различных источников, но нигде не встретил подробного описания именно практического систематического использования аккордов или системы аккордов. Во многих изданиях встречаются только теоретические описания построения аккордов или какие-нибудь общие фразы и таблицы, и такое скупое освещение этой темы просто огромный пробел в этом важном вопросе. Предложенная автором система – попытка более подробно изложить принцип быстрого и правильного освоения аккордов начинающими гитаристами.

              Как известно, в построении аппликатуры первоначальных аккордов на грифе гитары  мы используем пальцы левой руки, и как правило в основном участвуют три пальца – указательный (1), средний (2), безымянный (3). Четвёртый палец – мизинец (4) – при игре первоначальных аккордов в основном используется при игре септаккордов или аккордов с добавлением  нот в басу. А вот при применении аккорда с «баррэ» указательный палец (1) выполняет роль верхнего порожка (или «каподастра»), пережимая струны на нужной позиции. В этом случае функции указательного (1) передаются среднему (2), функции среднего (3) – безымянному и функции безымянного (3) – мизинцу (4). «А какая разница?», - спросите вы. А теперь внимательно посмотрите на кисть левой руки: все пальцы – разной длинны, а мизинец короче почти на половину. Вот из-за этой разницы в размерах и возникают сложности при смене аккордов.

            Немного отступая от темы, хочется затронуть вопрос о «трёхпальцевом» и «четырёхпальцевом» стиле игры. Наблюдая концертные выступления рок-гитаристов, нетрудно заметить, что как правило почти все  они играют используя всего три пальца – (1, 2, 3), практически не применяя мизинец. Такой способ игры обусловлен применением  гитаристами кварто-квинтовых аккордов и меньшей по размеру мензурой грифа гитары, и обычно не профессиональным обучением игре на гитаре. Так  же это отличие заметно и у гитаристов которые занимаются самостоятельно, как их принято называть – «самоучек». Таких очень просто вычислить – предложите сыграть простейший аккорд Dm, и если он на ноту ре поставит вместо мизинца (4) безымянный палец (3), станет понятно, что гитарист не знаком с классической школой игры.

    Многие гитаристы, применявшие ранее «трёх пальцевый» стиль игры, заметив более широкие возможности при игре четырьмя пальцами переучились играть по-новому. Яркий тому пример – гитарист с мировым именем Ричи Блекмор. Начиная своё обучение в раннем возрасте у случайных учителей, он отлично научился играть тремя пальцами… И только после окончания заочного отделения Лондонской  консерватории в 1967 году по классу скрипки, он начал использовать классическую аппликатуру постановки пальцев левой руки, в которой используются все четыре пальца.

             Начинать изучение первоначальных аккордов следует с последовательности аккордов в тональности a-moll. Автор рекомендует разучивать аккорды с изучения  этюда  «Квадрат №1» (представлен в сборнике «Первые шаги гитариста: репертуар для 1-2 года обучения»), в котором использована последовательность  Am/ Dm/ E/ Am/. И вообще, аккорды лучше изучать не в отдельности, а системно, по последовательностям изображённых в «ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЕ АККОРДОВ НА ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ» (10.0) и (10.1), с разрешением в тоническое трезвучие (в таблицах представлены наиболее используемые тональности, в дальнейшем при достаточном развитии ученика можно предложить ему самостоятельно создать свои последовательности). Такое системное изучение аккордов в последовательностях развивает у начинающего гитариста гармонический слух и способность самостоятельного подбора аккомпанемента по слуху.

             Для примера рассмотрим «Квадрат № 1». При исполнении этюда особое внимание нужно уделить левой руке. Техника перестановки аккордов - очень непростой приём, и требуется много времени для его освоения. Пальцы (1), и (3), которые прижимают струны на нотах c и a в аккорде (Am) одновременно приподнимаются над струнами и одним движением переставляются на струну ниже на ноты f, d и a (аккорд Dm). В этот момент добавляется ещё и палец (4) на ноту d. Очень важно контролировать процесс перемещения пальцев, чтобы они не «переползали» с ноты на ноту, а ставились одним чётким движением. В данной последовательности опорным пальцем будет указательный (1), он используется в построении всех аккордов.  Таким же образом нужно переставлять пальцы и для аккорда (Em) через две струны вверх и возвращение в тоническое трезвучие (аккорд Am) на одну струну вниз. Полезно будет отработать перемещение аккордов –Am/ Dm/ E/ Am/ только левой рукой, и при достижении чёткой смены аккордов подключить игру правой рукой. Для проигрывания аккордов и созвучий на соседних струнах правой рукой применяется комбинированный способ звукоизвлечения, когда большой палец извлекает звуки приемом «апояндо», скользя со струны с опорой на нижнюю басовую струну и  действует независимо от других пальцев, а три остальных пальца играют приемом «тирандо». При этом защипление струн должно производиться как бы по направлению к более тонкой, нижней струне, не задевая соседнюю струну. Все пальцы округлены, и запястье, достаточно приподнятое над струнами, напоминает купол. И какими бы сложными и быстрыми ни были движения пальцев, кисть не меняет своего основного положения, двигаясь вместе с пальцами и направляя их движение. При такой технике игры кисть правой руки с помощью большого пальца имеет постоянную опору на басовых струнах, что придает ее движениям уверенность и точность.  И самое важное при игре аккордов  – добиваться ровного звучания всех извлекаемых нот пальцами (i), (m), (а). Звуки должны быть одинаковой силы звучания, и ни один из звуков не должен «выстреливать» на фоне других. Процесс изучения аккордовой техники трудоёмкий и долговременный и добиться желаемых результатов можно используя примеры из издания «Первые шаги гитариста: репертуар для 1-2 года обучения» или других нотных источников.        

                Что же представляет из себя «Система аккордов»? Всё очень просто и доступно – мы знаем, что построение аккорда начинается от тоники расположенной в басу, а из опыта полученного в результате изучения «Системы гамм» мы отлично усвоили расположение нот на пятой и шестой струнах. При изучении примеров из (10.3) мы поймём сам принцип построения «Системы аккордов» а наглядные таблицы представлены в (10.4) и (10.5). Как мы видим, в системе применяются стандартные аккорды с "баррэ". Это один из основных технических приёмов, он считается сложным для освоения, но  знание и применение гитаристом системы аккордов в стандартной аппликатуре с "баррэ"  обширно раскрывает границы технических и художественных возможностей при игре в  различных позициях на грифе гитары. Применение приёма «баррэ» считается одним из самых трудных   приемов игры не только в гитарной практике, но и вообще в музыкальном исполнительстве. Многие неподготовленные учащиеся воспринимают этот приём как акробатический трюк и даже с опаской относятся к «выворачиванию» пальцев. Но всё достигается путём длительных тренировок, и изучать приём «баррэ» нужно с самых первых уроков.

                 Изучение следует начать с  самого простого упражнения (назовём его «подготовительным») для выравнивания указательного пальца – (замечено, что практически у всех учеников указательный палец левой руки слегка согнут во внутрь) оказывается очень коварным и чтобы правильно играть упражнение, следует заниматься не менее месяца, а иногда и двух. Итак, начнём: указательным пальцем левой руки нужно прижать сразу все шесть струн на первом ладу. При этом палец ложится прямо на порожек лада так, чтобы полностью его прикрыть. Палец выпрямлен как можно ровнее и находится в вертикальном положении перпендикулярно грифу гитары. В этот момент большой палец правой руки начиная с шестой струны опускается вниз, играя ноты (f , h b, d #, g #, c, f). Вот здесь и скрыт подвох – как правило ноты  (d #, g #, c)  просто не звучат, и зазвучат не очень скоро – всё зависит от интенсивности занятий. Дальше точно так же играем на II, III, IV, V, VI, VII, VIII ладах возвращаемся в обратном направлении.  

              Принцип «системы аккордов» довольно прост - в нём  используется такой же принцип «секвенций» стандартных моделей аппликатуры пальцев  левой руки как и при игре гамм, но отличается тем, что роль верхнего порожка гитары  выполняет указательный палец левой руки. Исходя от расположения этого пальца, остальные  пальцы выстраиваются в определённом порядке средний (2) – нота (g #) безымянный (3) – нота (h) и мизинец (4) – нота (e) прижимая на струнах ноты аккорда E. Для  наглядного примера будем использовать аккорд E без "баррэ" на I позиции, но указательный  палец не будет использован в построении аккордовой модели, так как он будет задействован  в следующем аккорде F для приёма "баррэ". Теперь, когда мы выставили аккорд E на первом ладу, передвигаем аккорд на один лад вправо и в это же время ставим указательный палец на порожек первого лада. В итоге у нас получился аккорд F в стандартной аппликатурной модели. Передвигая по позициям грифа эту готовую аккордовую модель F, мы выбираем нужный нам аккорд ориентируясь на тонику, которая находится на  шестой струне (или минор Em – Fm). Такие же действия мы применяем при использовании тоники на пятой струне, но аккордовая модель уже A – Hb (B) (или минор Am – Hbm, и септаккорды A7 – Hb7, E7 – F7). После закрепления пройденного материала и зная правила построения аккордовых последовательностей (самая простая: T, S, D, T) можно предложить ученику задания по созданию новых последовательностей. Так же в ПРИЛОЖЕНИИ ДЛЯ ТЕМЫ № 10 автор предлагает упражнение для закрепления приёма «баррэ» из последовательности Am/ G/ F/ E,  которая используется в испанском танце «Сальвадор».

              В заключительном разделе «ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ТЕМЫ № 2 – № 10» (11.1 – 12.0) содержатся дополнительные сведения по пройденным темам, которые закрепляют полученные знания. В сборнике раскрыты две самые важные темы в базовом обучении игры на гитаре – «Система гамм» и «Система аккордов». Внедрение этих систем в музыкальное мышление гитариста кардинально изменит принцип обучения игры на гитаре и ускорит достижение желаемых результатов.

                                                                                        Таран Геннадий Викторович

            По вопросам и консультациям, а также приобретению изданий:

    «Первые шаги гитариста: практическое пособие для начинающих»,

    «Первые шаги гитариста: репертуар для 1-2 года обучения»,

    «Король Артур. Сюита для гитары»

    обращайтесь по адресу: taran_66@mail.ru