Конспект занятия на тему: «Сочинение музыкального произведения в простой 2-х частной форме - Песня».
Данный конспект может быть использован педагогами-музыкантами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_may-pesnyapub.doc | 374.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Конспект занятия на тему:
«Сочинение музыкального произведения
в простой 2-х частной форме - Песня».
Составила: педагог дополнительного образования
Чичканова.Н.А.
ст.Кавказская
2016
Цель занятия: познакомить обучающегося с основами композиции музыкальной пьесы - песни в простой двухчастной форме.
Задачи:
1.Прослушать музыкальное произведение в 2=х частной форме
–« Песня о весёлом ветре» И.Дунаевский.
2.Научить анализировать пьесу двухчастной формы.
3.Изучить этапы сочинения песни.
План занятия:
1.Знакомство с творчеством композитора И.Дунаевского. Прослушивание его произведения - «Песня о весёлом ветре».
2.Анализ двухчастной формы.
3.Работа над сочинением.
Ход занятия:
Организационный момент. (1 мин).
Педагог: Сегодня мы познакомимся с творчеством И.Дунаевского и с основами композиции в двухчастной форме - это песня.
Для начала мы послушаем его песню «Весёлый ветер» (звучит музыка).
Основная часть.(28 минут)
Педагог: Скажи, пожалуйста, какое настроение в этой песне?
Обучающийся: очень позитивное,весёлое.
Педагог: Ответь, пожалуйста, что характерно для песни, на какие части она делится? Может какие-то части повторяются?
Обучающийся: Да. Есть запев и припев, которые постоянно повторяются друг за другом.
Педагог: Чтобы сочинить песню, необходимо познакомиться с простой двухчастной формой.
Проста́я двухча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период.
Делится на репризную и безрепризную форму.
Безрепризная форма: (ab(по 8 тактов))
1 часть - Период;
2 часть - развивающая музыка, пропорциональная 1-й, не имеет признаков. В конце полная совершенная Каденция в главной тональности.
Репризная форма: (ab- период; а - половина (Ка1 bа1) предложения
1 часть - Период;
2 часть - вторая часть пропорциональна первой, но делится на две части: её первая половина развивающая, а вторая - реприза, повторение 2-го предложения периода.
Простая двухчастная форма чаще всего является разделом более сложной (например, первая или вторая часть в сложной трёхчастной форме, эпизод врондо, тема вариаций и др.), однако может существовать как отдельное произведение — в инструментальной или вокальной миниатюре. Пример такого использования этой формы — Багатели Бетховена, пьесы из «Альбома для юношества» Шумана, некоторые романсы, например «Сирень» Сергея Рахманинова и другие произведения. В вокальной музыке простая двухчастная форма часто используется как форма куплета.
Особенностью простой двухчастной формы является то, что у неё есть прототип в фольклоре (запев и припев, песня и инструментальный отыгрыш, сольный и групповой танец, женский и мужской танец).
Куплетно-припевная музыкальная форма (реже «запевно-припевная» форма) — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок- и популярной музыке, основанная на чередовании двух мелодий - куплета и припева. При этом чаще всего куплет звучит с разным текстом, а припев с одинаковым. Схема куплетно-припевной формы АВ АВ АВ.
Педагог: Сейчас мы сделаем анализ песни И.Дунаевского.
Обучающийся выделяет фразы, предложения,
затем отмечает начало куплета и припев.
Педагог: Мы выберем стихи какого-нибудь автора.
Обучающийся выбрал стихи Е.Благининой «Огонёк».
Педагог: Сначала мы выберем лад, в котором будет написана твоя песня.
Обучающийся: Я хочу, чтобы песня звучала в мажоре.
Педагог: Мы с тобой возьмём тональность До Мажор, в котором знаков нет, значит ты должен использовать белые клавиши. В конце нашей пьесы мы проставим нотку – До. и ещё мы должны выбрать размер - 2/4,3/4 или 4/4.
Обучающийся: я хочу выбрать размер 4/4.
Педагог: так как ты выбрал четверостишие (т.е. у нас 4 предложения в куплете) у нас должно получиться 4 музыкальных предложения.
Давай попробуем сначала подобрать мелодию на фортепиано и распеть её.
Обучающийся распевает стихи и подбирает на фортепиано свою мелодию.
Педагог: Ну, а теперь мы поработаем в нотной тетради. Расчерти 8 тактов.
Первые 4 такта - это наш куплет и следующие 4 такта - это припев.
Обучающийся выполняет задание.
Педагог: чтобы правильно ритмически написать песню, нужно её прохлопать со счётом.
Обучающийся прохлопывает, то что он записывает в тетради.
Педагог: Затем оформляются лиги, чтобы обозначить фразы.
Обучающийся проставляет легато.
Педагог на начальном этапе помогает оформить аккомпанемент левой руки. Если ребёнок обучается более двух лет, он самостоятельно проводит гармонический анализ и подбирает аккорды для аккомпанемента.
Заключительная часть(1 минута).
Педагог: с какой формой мы сегодня познакомились?
Обучающийся: простой двухчастной формой - это песня.
Педагог: теперь ты сам можешь выбрать стихи какого-нибудь автора и сочинить на них песню.