Конспект занятия на тему: «Сочинение музыкального произведения в простой 2-х частной форме - Песня».

Данный конспект может быть использован педагогами-музыкантами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_may-pesnyapub.doc374.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ  РАЙОН

Конспект занятия на тему:

«Сочинение музыкального произведения

в простой  2-х частной форме - Песня».

Составила: педагог дополнительного образования

Чичканова.Н.А.

ст.Кавказская

2016

Цель занятия: познакомить  обучающегося с основами композиции музыкальной пьесы - песни  в простой двухчастной форме.

Задачи:

1.Прослушать  музыкальное произведение в 2=х частной форме

–« Песня о весёлом ветре» И.Дунаевский.

2.Научить анализировать  пьесу двухчастной формы.

3.Изучить  этапы сочинения песни.

План занятия:

1.Знакомство с творчеством  композитора И.Дунаевского. Прослушивание его произведения - «Песня о весёлом ветре».

2.Анализ  двухчастной формы.

3.Работа над сочинением.

                                                     

Ход занятия:

Организационный момент. (1 мин).

Педагог: Сегодня мы  познакомимся с  творчеством И.Дунаевского и  с основами композиции в двухчастной форме - это песня.

Для начала мы послушаем его песню «Весёлый ветер» (звучит музыка).

Основная часть.(28 минут)

Педагог: Скажи, пожалуйста, какое настроение в этой песне?

Обучающийся: очень позитивное,весёлое.

Педагог: Ответь, пожалуйста, что характерно для песни, на какие части она делится? Может какие-то части повторяются?

Обучающийся: Да. Есть запев и припев, которые постоянно повторяются друг за другом.

Педагог: Чтобы сочинить песню, необходимо познакомиться с простой двухчастной формой.

Проста́я двухча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период.

Делится на репризную и безрепризную форму.

Безрепризная форма: (ab(по 8 тактов))

1 часть - Период;

2 часть - развивающая музыка, пропорциональная 1-й, не имеет признаков. В конце полная совершенная Каденция в главной тональности.

Репризная форма: (ab- период; а - половина (Ка1 bа1) предложения

1 часть - Период;

2 часть - вторая часть пропорциональна первой, но делится на две части: её первая половина развивающая, а вторая - реприза, повторение 2-го предложения периода.

 

Простая двухчастная форма чаще всего является разделом более сложной (например, первая или вторая часть в сложной трёхчастной форме, эпизод врондо, тема вариаций и др.), однако может существовать как отдельное произведение — в инструментальной или вокальной миниатюре. Пример такого использования этой формы — Багатели Бетховена, пьесы из «Альбома для юношества» Шумана, некоторые романсы, например «Сирень» Сергея Рахманинова и другие произведения. В вокальной музыке простая двухчастная форма часто используется как форма куплета.

Особенностью простой двухчастной формы является то, что у неё есть прототип в фольклоре (запев и припев, песня и инструментальный отыгрыш, сольный и групповой танец, женский и мужской танец). 

Куплетно-припевная музыкальная форма (реже «запевно-припевная» форма) — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок- и популярной музыке, основанная на чередовании двух мелодий - куплета и припева. При этом чаще всего куплет звучит с разным текстом, а припев с одинаковым. Схема куплетно-припевной формы АВ АВ АВ.

Педагог: Сейчас мы сделаем анализ песни И.Дунаевского.

Обучающийся выделяет фразы, предложения,

затем отмечает начало куплета и припев.

Педагог: Мы выберем стихи какого-нибудь автора.

Обучающийся выбрал стихи Е.Благининой «Огонёк».

Педагог: Сначала мы выберем лад, в котором будет написана твоя песня.

Обучающийся: Я хочу, чтобы  песня звучала в мажоре.

Педагог: Мы с тобой возьмём тональность До Мажор, в котором знаков нет, значит ты должен использовать белые клавиши. В конце нашей пьесы мы проставим нотку – До. и ещё мы должны выбрать размер - 2/4,3/4 или 4/4.

Обучающийся: я хочу выбрать размер 4/4.

Педагог: так как ты выбрал четверостишие (т.е. у нас 4 предложения в куплете) у нас должно получиться 4 музыкальных предложения.

Давай попробуем сначала подобрать мелодию на фортепиано и распеть её.

Обучающийся распевает стихи и подбирает на фортепиано свою мелодию.

 

Педагог: Ну, а теперь мы поработаем в нотной тетради. Расчерти 8 тактов.

Первые 4 такта - это наш куплет и следующие 4 такта - это припев.

Обучающийся выполняет задание.

Педагог: чтобы правильно ритмически написать песню, нужно её прохлопать со счётом.

Обучающийся прохлопывает, то что он записывает в тетради.

Педагог: Затем оформляются лиги, чтобы обозначить фразы.

Обучающийся проставляет легато.

Педагог на начальном этапе помогает оформить аккомпанемент левой руки. Если ребёнок обучается  более двух лет, он самостоятельно проводит гармонический анализ и подбирает аккорды для аккомпанемента.

Заключительная часть(1 минута).

Педагог: с какой формой мы сегодня познакомились?

Обучающийся: простой двухчастной формой - это песня.

Педагог: теперь ты сам можешь выбрать стихи какого-нибудь автора и сочинить на них песню.