«Эстрадное самочувствие исполнителя во время концертного выступления»

Шатунова Татьяна Вячеславовна

Сегодня я хочу уделить внимание теме, актуальной для всех ансамблей и сольных исполнителей,  от начинающих до великих мастеров. Столь же актуальна она и для меня лично. Это «Самочувствие исполнителя во время концертного выступления».

Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки артиста, когда на суд публики выносится результат его многочасового напряженного труда.

Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Выступление дарит артисту особое состояние-вдохновение. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Городской округ Пыть-Ях

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методический доклад из цикла

«Основные особенности и  направления в работе с ансамблем»

На тему: «Эстрадное самочувствие исполнителя во время концертного выступления»

Подготовила:

Преподаватель специализации

«Эстрадное пение»

Шатунова Татьяна Вячеславовна

Пыть-Ях

2016 г.

Сегодня я хочу уделить внимание теме, актуальной для всех ансамблей и сольных исполнителей,  от начинающих до великих мастеров. Столь же актуальна она и для меня лично. Это «Самочувствие исполнителя во время концертного выступления».

Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки артиста, когда на суд публики выносится результат его многочасового напряженного труда.

Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Выступление дарит артисту особое состояние-вдохновение. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей.

В то же время, исполнитель испытывает сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Ему  нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность - утвердить себя как артиста. Великие музыканты и педагоги считали одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания в нужное русло.

Степень волнения зависит во многом от типа исполнителя, его нервной организации. Так, известно, что одни любят выступать в больших залах, с большим количеством слушателей, и играют в таких условиях лучше. Такие исполнители относятся к музыкантам экстравертного типа. Выступая, они испытывают, не волнение и панику, а скорее эмоциональный подъем, настрой на успех. Бывают же исполнители другого склада: они чувствуют себя в больших залах дискомфортно, им они предпочитают небольшие залы с малым количеством слушателей- это интроверты. В публичном исполнении они испытывают большие трудности. Яркие представители первого типа- Ф.Лист, А.Рубенштейн, с.Рихтер; второго- Ф.Шопен, М.Балакирев.

Также острота волнения связана с возрастом исполнителя. Так, например, дети, по большей части, с удовольствием выступают перед посторонними. Но, становясь подростками, они начинают испытывать страх перед публичными выступлениями. У них появляется чувство ответственности и растет взыскательность к себе.

На примере своих учащихся, могу заметить, что большое значение имеет также то, выступает исполнитель как солист, или в ансамбле. Распределение ответственности между несколькими «ансамблистами» снижает остроту переживаний.

Известно, что у волнения, есть причины. Мне бы хотелось привести основные  из них:

«Нечистая совесть»- боязнь не столько слушателя, сколько недоученного произведения. На мой взгляд, любая мелочь способна повлиять на степень волнения исполнителя. По мнению Н.А.Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы выступления. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены в том, что программа полностью готова.

Еще одна причина может корениться в неправильно подобранной программе для выступления. Для публичного показа следует отбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Использовать его сильные стороны. Слабые же стороны обязательно обнаружатся на сцене.

Следующей причиной можно назвать «Боязнь забыть» Память. Как говорил С.Савшинский,- «не совсем ясно, толи боязнь забыть порождает волнение, толи волнение разрушительно действует на память».

Память нужно постоянно развивать и укреплять. Так же нужно опасаться «механической памяти». Для музыкантов, например, отличный способ избежать этого- научиться петь или играть с разных мест, исполнять фрагментами, заниматься без нот и текста. И если исполнитель сможет ,закрыв глаза, представить нотный текст или текст песни то это может помочь в борьбе с волнением перед выступлением. Особую роль так же играет регулярность выступлений. Обязательно нужно увеличить их число.

Еще один фактор усиливающий волнение- это необычность условий, в которых происходит выступление. Ярко освещенный зал, большое количество зрителей, акустика- все это может создать нетипичную обстановку. Для смягчения этого влияния, следует до концертного выступления создать «эстрадоподобную» обстановку. Перед конкурсными выступлениями я часто практикую со своими учащимися «создание конкурсной обстановки». Полная отработка  произведения, со всеми мелочами, жестами и движениями на сцене. То есть не следует заострять свое внимание только на технической части исполнения. Необходимо так же заняться общим поведением исполнителя во время выступления. От выхода на сцену до поклона исполнителя. И это им  действительно помогает.

Бывает так, что причиной волнения становится ощущение собственной не полноценности, неуверенности в себе. У каждого музыканта должна быть вера в себя и в собственные силы. Педагогам важно найти «золотую середину». Подчеркивая способность и умелость ученика, не перехвалив его.

Не менее важно то, что исполнитель во время подготовки концерта и во время его, будет сконцентрирован на исполняемом произведении, а не на публике. Можно мысленно представить себе пустой зал, забыть о слушателях, исполнять для себя.

Так же для успешного выступления важно в день концерта придерживаться определенных рекомендаций:

Накануне вечером чуть раньше лечь спать, хорошо выспаться и лучше заняться своими делами, погулять, отдохнуть. Заниматься в этот день много не стоит. И не обязательно играть произведение целиком, лучше оставить целостное исполнение до выступления.

Еще несколько моих личных советов:

Перед выходом на сцену сделать несколько глубоких вдохов выдохов. Сердцебиение приходит в норму, я чувствую себя гораздо спокойнее.

С учащимися мы практикуем мысленную отдачу волнения преподавателю. Мы же прекрасно знаем, что мысли материализуются. Вот и мы нашли свой способ избежать волнения, ну или хотя бы загасить его.

Перед выступлением нужно мысленно начать свое исполнение «про себя». Таким образом, начать в нужном характере гораздо легче.

А если обратиться к народным средствам, то я слышала, что «действенным средством против волнения в определенной мере является сахар. Необходимо за 10-15 минут съесть 5-6 кусков быстрорастворимого сахара, который можно запить небольшим количеством воды. Действие сахара основано на том, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который при стрессе испытывает спазмы. Это приводит к восстановлению большого и малого кругов кровообращения, а так же к нормальному питанию мозга.

В заключении могу добавить, что волнение - обязательный компонент концертного выступления, именно оно порой повышает эмоциональный тонус исполнителя, и открывает второе дыхание, дает необычный творческий подъем, раскрывает индивидуальность исполнителя! Главное следить, чтоб волнение не повлияло на качество исполняемого произведения!