"МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО"

Шатунова Татьяна Вячеславовна

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности,  потребительству, возрождению в детях желания и потребности в  активной интеллектуальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_vospitanie_kak_odin_iz_faktorov.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шатунова Т.В.

г. Пыть-Ях

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК  ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО.

Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны как ночь души его движенья...
(В. Шекспир. Полное собрание соч. в 8 тт., т. 3, М., Искусство, 1958, стр. 300)

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности,  потребительству, возрождению в детях желания и потребности в  активной интеллектуальной деятельности.

Роль компонента эстетического воспитания  в развитии и всестороннем формировании личности трудно переоценить. Уже в древних трактатах  встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Сегодня образование - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний.

Трудно переоценить  влияние искусства, как важнейшего элемента красоты и формирования эстетического отношения к действительности на человека. Еще К.Д. Ушинский предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает". Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Но для того чтобы человеку раскрылись богатства чувств и мыслей, заключенных в произведениях искусства, необходимо воспитать понимание их образного языка.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию  эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, Школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

В наше время особенно актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из  первых проявлений музыкальности ребенка. К.Д. Ушинский писал: "Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце". Г.Рукавишников писал, что «дети, которые сначала учились петь, а потом играть на музыкальных  инструментах, достигают успехов в музыке быстрее, нежели те, которые пению не учились». Именно творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания учащихся.

Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. - и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.

Однако не всякое пение способствует развитию и охране детского голоса. Именно с той целью, чтобы пение не вредило здоровью, а шло ему на пользу, практические занятия в школе искусств построены с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка и носят здоровьесберегающий характер. Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах.

Известно, что ребенок, будучи в утробе матери, слышит различные звуки как внутреннего (при работе органов пищеварения, биения сердца матери и др.), так и внешнего происхождения. А это значит, что он способен слышать как шумовые, так и музыкальные звуки. Одни ему приятны, другие пугают. В этот период, период вынашивания ребенка до его рождения, женщинам рекомендуется слушать музыку как мелодичную, с богатой гармонией (классическую), так и простые народные мелодии и не рекомендуется слушать тяжелую музыку (рок, тяжелый рок и т.д.).  Очень полезно для формирования музыкальности ребенка в этот период развития слышать правильное (чистое, ладоустойчивое) пение. Это могут быть незамысловатые произведения детского музыкального фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, дразнилки и т.д.

Таким образом, музыкальное развитие ребенка начинается еще задолго до его появления на свет. Еще в пренатальном (дородовом) периоде развития, как и после рождения, ребенок познает различные звуки окружающего мира. Как известно, все дети отличаются один от другого степенью музыкальной одаренности, стилем познания, сферами интересов. Однако, независимо от уровня их способностей к пению, все дети любят петь. И это желание следует поддерживать у ребенка.

Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте? На этот вопрос можно ответить словами великого ученого И.П.Павлова о том, что каждый орган  человека устроен так, чтобы выполнять определенную функцию в организме, Т.е. конструкция и функция тесно взаимосвязаны. Значит, в процессе обучения пению можно влиять на формирование функционирования голосового аппарата, особенно в период бурного роста всего организма, т.е. в детстве. Следовательно, специально обучать пению, тренировать детский голос не только можно, но и нужно, чтобы вовремя направить его развитие в нужное русло. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе, личностно-ориентированные методы обучения и воспитания в условиях внешкольного учреждения, индивидуальная углубленная работа создают условия для развития детей, развития их вокальных способностей.

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса формирования гармонически развитой личности. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает, как средство развития личности, направленные на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде обитания. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому обучению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности,  положительно сказывается на результатах общего образования.

Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя, и тогда, став частью его души, она поселится в нем навечно.

Эстрадное пение, в наше время один из наиболее массовых видов искусства, без которого, практически, не обходится ни одно мероприятие, ни на телевидении, ни на концертных площадках города, ни один праздник, ни одно торжество. И поэтому в наши дни на концертной эстраде все большую популярность приобретает этот вид искусства.  К сожалению, качество исполнения зачастую вызывает справедливые нарекания, как о стороны специалистов, так и со стороны слушателей. Эстраду упрекают в бездуховности, в отсутствии профессионализма и вкуса. А может обществу стоит задуматься, в чем причина такого явления? Массовое искусство в последние годы фактически отдано на откуп коммерческим структурам, все мероприятия оцениваются не с точки зрения качества, а по степени доходности. Так что же тогда упрекать эстраду в том, что она выживает как может? Если перефразировать известную фразу из любимого мультфильма, можно сказать, что «для того, чтобы продать что-нибудь, нужно сначала купить что-нибудь…». Следовательно, для того, чтобы спросить с эстрады, нужно сначала повернуться лицом к действительности и реально помочь вырастить поколение грамотных, образованных музыкантов, которые принесут на эстраду будущего красоту слова, волнение чувств и вернут музыке её первоначальное предназначение – сделать нашу жизнь ПРЕКРАСНОЙ.

Список литературы:

  1. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
  2. Егоров А.. «Коллектив и личность» М.,1975
  3. Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966
  4. Андрианова Н.З.  Особенности методики преподавания эстрадного пения. – М., 1999.
  5. Блок М.  Насущные проблемы музыкальной педагогики. –М., 1964
  6. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Н. Б. Гонтаренко 2006
  7.         Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. ст., сост. и ред. Готсдинер А. – М., 1980