Орнаментика в произведениях И.С.Баха

Андреева Вера Анатольевна

Работа предназначена для помощи учителям-музыкантам в работе над произведениями И.С. Баха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ornamentika_v_proizvedeniyah_i.s.baha_.doc827 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Тема: "Орнаментика в произведениях И.С.Баха"

        Выполнила: Андреева В.А., преподаватель МХС "ВИТА"

        Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Учебное значение баховского клавирного наследия особенно велико по той причине, что инструктивные клавирные произведения не являются в творчестве Баха серией менее значительных пьес небольшой трудности. К числу инструктивных принадлежат крупнейшие клавирные произведения Баха.

        Огромное выразительное средство музыки Баха – орнаментика. "Старинная музыка усыпана украшениями. Несмотря на различные названия, даваемые им, - украшения, мелизмы и т.д., орнаментика - это не какие-то дополнительные бантики или разукрашивания, которые можно принять или отвергнуть по своему капризу. Ноты, из которых они создаются, - это тоже музыка, и они должны быть вмонтированы в ткань так, чтобы стать одним целым с музыкальным текстом. Мелизм несет то же выразительное начало, что и основные ноты, в самой гуще которых он стоит." (В. Ландовская).

        Орнаментика - это та область интерпретации клавирной музыки барокко и, в частности, Баха, которую не обходит ни одно исследование, посвященное стилистическим проблемам исполнительства. Как правило, всякое обсуждение этой темы начинается с обзора источников баховского времени, посвященных исполнению различных украшений. Существует более двухсот книг и таблиц по орнаментике, которые были написаны в XV11 - XV111 веках, то есть в то время, когда эти источники могли так или иначе влиять на творчество Баха или отражать его практику. Особое значение имеют таблицы и трактаты Жана Анри д'Англебера (1689), Г. Бёма (1690), К.Ф.Фишера (1696), Ш. Ф. Дьюпара (1710), Франсуа Куперена (1713) и Готлиба Муффата (1735 - 1738), И.И.Кванца (1752), К.Ф.Э.Баха (1753), Ф.В. Марпурга (1755).

         Таблицу расшифровки целого ряда украшений сам Бах вписал в “Нотную тетрадь Вильгельма Фридемана (1720), старшего сына композитора.        

        Сама по себе эта таблица интересна как документ. К сожалению, для практических целей таблица не столь полезна, так как она охватывает только усредненные случаи, ничего не проясняя относительно тонкостей орнаментирования. Вероятнее всего, Бах намеренно не входил в большие детали, поскольку его таблица была написана в помощь девятилетнему мальчику, для которого излишние подробности не столько прояснили бы, сколько еще больше бы затруднили проблему.

        Необходимо также помнить о смешении двух школ в творчестве Баха - французской и итальянской, что имеет для нас такие неприятные последствия, как использование композитором различных названий и обозначений одного и того же украшения. В связи с этим целесообразно обратиться к таблице Э. Данрейтера.

        

        Как известно, во времена Баха различали обязательные украшения, которые должны были записываться самим композитором, и произвольные, которые должны были добавляться самим исполнителем. Сам Бах, однако, не слишком придерживался этого метода. С одной стороны, он пропускает многие обязательные украшения, такие как трели в каденциях, -их должен добавить сам исполнитель; ставит украшение только при первом проведении фразы, оставляя за исполнителем право вводить их всякий раз, когда фраза проводится вновь. С другой стороны, он выписывает довольно много произвольных украшений, причем основными нотами, не доверяя интерпретациям исполнителей. Здесь необходимо обратить внимание на то, что  Бах дает нам яркие примеры того, как он преобразовывал собственную запись, когда снабжал украшениями, записанными основными длительностями первоначальный вариант пьесы (Les agrements de la тёте Sarabande во второй и третьей Английских сюитах), или изменял фигурации в медленных частях произведений других композиторов, когда создавал их транскрипции (например, концертов Вивальди). Из этого, как правило, делался один только вывод: эти варианты с выписанной орнаментикой являются образцами для расшифровки украшений в тех случаях, когда она указана лишь знаками.

         Обратимся к анализу двух проблем, которые должны быть прояснены прежде, чем обратиться к конкретным украшениям, - проблемы вспомогательных нот, то есть звуков, которые вовлекаются в состав подавляющего числа украшений и проблемы параллелизмов, то есть нежелательного возникновения параллельных квинт и октав (а порой даже прим!) при той или иной расшифровке украшения.
Что касается первой из перечисленных проблем, то вспомогательные ноты баховских украшений, как правило, должны быть диатоническими. Параллелизмы. Интересно, как сам Бах в таких случаях выходит из положения. В двухголосной Инвенции f-moll имеется группетто, при исполнении которого если играть традиционным образом, возникают параллельные квинты(пример b). Эта Инвенция имеется также в авторской записи в "Нотной тетради Вильгельма фридемена Баха". Здесь расшифровка этого украшения выписана основными длительностями (пример с). Известна также версия Форкеля этого эпизода (пример d). Совершенно очевидно, что в вариантах с и d Бах и Форкель стремились избежать параллельных квинт при расшифровке украшения Баха.

http://www.maykapar.ru/bkscd/ornam2.jpg

        Рассмотрим кратко наиболее распространенные мелизмы, встречающиеся в произведениях Баха. Форшлаг(или апподжиатура) обычно расшифровывается за счет длительности основного звука. Допускается в отдельных случаях исполнение этого мелизма и за счет предыдущего тона. Интересно расшифровываются трели. Обычно они исполняются с верхнего вспомогательного звука. С основного тона трель играется в исключительных случаях:

  • когда в мелодии перед нотой, над которой стоит украшение, только что звучал верхний вспомогательный тон;
  • когда в мелодии важно сохранить ход на выразительный интервал;
  • когда долгая трель стоит над органным пунктом, чтобы сохранить гармоническую основу;
  • когда произведение начинается с трели.

Украшением заполняется, как правило, вся длительность. Допускается исполнение трели самыми медленными длительностями, которые не должны сливаться с ритмическим рисунком другого голоса.

Нахшлаг – это заключение трели. Нахшлаги следует исполнять преимущественно тогда, когда они выписаны композитором в нотах или указаны графически в самом изображении мелизма.

Мордент перечеркнутый всегда исполняется за счет того звука, над которым он поставлен. Состоит из трех звуков: основной – нижний вспомогательный – основной. Будет ли ход вниз на тон или полутон – зависит от строения господствующего в данном эпизоде лада.

Мордент неперечеркнутый следует рассматривать как короткую трель( пральтриллер). Украшение, как правило, должно состоять из четырех звуков, начинаясь с верхнего вспомогательного звука. Исполняется этот мелизм и в виде трехзвучного варианта: основной – верхний вспомогательный – основной. Этого следует придерживаться, когда перед нотой, над которой написан неперечеркнутый мордент, уже стоит в тексте верхний вспомогательный звук. Иногда подвижный темп и требование отчетливости также склоняют исполнителя к трехзвучному варианту мелизма.

Группетто большей частью исполняются так: верхний вспомогательный – основной – нижний вспомогательный – основной.

Наиболее полно, с большим количеством примеров вопросы орнаментики в музыке Баха рассматриваются в следующих работах: Э.Даннрейтер "Орнаментика у И.С.Баха", У.Эмери "Орнаментика Баха", Э.Бодки "Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха", Л.И.Ройзмана "Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов".

Хочется отметить, что большинство современных музыковедов, предметом изучения которых стала орнаментика, потратили много сил на собирание таблиц значков и их расшифровок. Но никто из них не сказал, как эту расшифровку интерпретировать- ведь таблица украшений с их расшифровкой подобна полотну, на которое нанесен рисунок для вышивки. Но какой будет трель- долгой или короткой? С какой силой должна быть подчеркнута первая нота? Должен ли мордент стать простым или двойным? Как распределять ноты в звуковом пространстве? Какова их длительность? Будут они медленными или быстрыми? Ответы на все эти вопросы придется искать самому исполнителю. Значок, даже с расшифровкой, обозначает только природу украшения. Исполнение же остается на выбор музыканта.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орнаментика Баха

 Уолтер Эмери ; пер. с англ. и вст.статья А.Майкапара. - Москва : Музыка,   1996.  - 159с. 

2. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха

Эрвин Бодки ; пер. с англ. и вст.статья А.Майкапара. - Москва : Музыка,   1993.  - 389с.

3. Орнаментика у И.С. Баха

Эдвард Даннрёйтер ; редактированный перевод фрагмента книги "Музыкальная орнаментика" М. Толстобровой (статья из книги "Как исполнять Баха"). - Москва: Классика - XXI, 2006

4. О музыке

Ванда Ландовска ; пер. с англ. А.Майкапара. - Москва: Классика - XXI, 2005.

5. История фортепианного искусства

А.Д. Алексеев. - Москва : Музыка,   1988.

6. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе

И. Браудо. - Москва: Классика - XXI, 2004.

7. Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов

Л.И. Ройзман. - Москва, 1965.