МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Махно Ирина Васильевна

В методических рекомендациях раскрывается  актуальность проблемы, формы, методы, приемы и этапы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в рамках ФГОС ДО,  подчеркивается  важность  создания  условий  для  детского музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii._2.docx41.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДОШКОЛЬНИКОВ

ИГРЕ НА  ДЕТСКИХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИНСТРУМЕНТАХ

В  РАМКАХ  РЕАЛИЗАЦИИ   ФГОС  ДО

                                                 Махно     Ирина    Васильевна

                                                  музыкальный     руководитель

                                                                 МДОУ «Детский сад № 20 «Калинка»

Содержание  методических  рекомендаций

  1. Актуальность  проблемы  по обучению дошкольников  игре  на  детских  музыкальных  инструментах в  рамках  ФГОС   ДО
  2. Цели и задачи  в  соответствии с  содержанием  ФГОС ДО
  3. Музыкальные  способности  детей  и  их  развитие  посредством  обучения  игре на  детских  музыкальных  инструментах
  4. Создание  условий   для   обучения  дошкольников  игре  на  детских  музыкальных  инструментах
  5. Формы,  методы  и  приемы   обучения  игре на  детских  шумовых и  музыкальных  инструментах
  6. Этапы обучения игре на детских  музыкальных  инструментах
  7. Мониторинг  знаний,  умений  и  навыков  игры на музыкальных инструментах
  8. Практическая  значимость  методической  разработки для  реализации  целей  и  задач  ФГОС  ДО.

  1. Актуальность  проблемы  по обучению дошкольников  игре  на  детских  музыкальных  инструментах в  рамках  ФГОС   ДО

Основы музыкальной культуры закладываются  еще в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты,  духовность,  приобретаются  знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.

Мир  музыкальных инструментов  богат  и  разнообразен.  И не всегда в  домашних  условиях   у  детей есть  возможность  услышать    их  звучание  «вживую».    Чаще они слышат  музыку  в  аудиозаписи.  Поэтому  перед музыкальным  руководителем  детского  сада  стоит  задача  по  ознакомлению  дошкольников с музыкальным искусством,   музыкальными  инструментами,   и  поиску  новых  путей,  современных  методов,  интегрированных  технологий   по   обучению  игре  на  детских  музыкальных  инструментах.

Во  время  обучения  игре на детских  музыкальных  инструментах  перед детьми открывается новый удивительный мир звуков, проявляется интерес к инструментальной музыке,  идет усвоение первичных представлений об  элементарной  музыкальной  грамоте,  обогащается активный словарь,  осуществляется овладение детьми навыками игры, развиваются музыкальные способности.  

Музыкальное творчество способствует зрительной, слуховой активности, развивает музыкальную память, расширяет восприятие в целом.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.  Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов,  учится  понимать и любить музыку.

  В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональной  отзывчивости, любознательности, активности.  Развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучение  игре  на  музыкальных  инструментах  способствует    развитию  мелкой моторики пальцев рук, проявлению  фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Этот  вид  деятельности  оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. 

Таким  образом,   проблема  обучения  дошкольников  игре  на  детских  музыкальных  инструментах  в  рамках  реализации  ФГОС ДО является  очень  актуальной.

  1. Цели и задачи  в  соответствии с  содержанием  ФГОС ДО

Цель обучения детей игре на детских музыкальных инструментах:

расширение  и  обобщение  представления дошкольников о  разнообразии музыкальных и шумовых инструментов в  соответствии с  содержанием  ФГОС ДО,  создание  благоприятных  условий  для  развития  музыкального исполнительского творчества   детей.  

Задачи обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в условиях ФГОС  ДО:

- познакомить  с  простейшими  приемами игры на музыкальных инструментах;

-  приобщать  к  игре на детских музыкальных и шумовых инструментах;

-  разучивать с детьми простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;

-  исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая общую динамику и темп;

- формировать   первичные  представления  об элементарной музыкальной  грамоте;

- побуждать  детей  к  самостоятельной  импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах;

-  воспитывать   у  детей  веру  в  свои  творческие  способности;

- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.

  1. Музыкальные  способности  детей  и  их  развитие  посредством  обучения  игре на  детских  музыкальных инструментах

Музыкальные способности – это,  прежде  всего, индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.

Наиболее благоприятного периода для развития       музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Изначально способности существуют в виде задатков и влечений.  Музыкальные задатки  у ребенка проявляются сильной,  устойчивой склонностью к  занятиям  музыкальной  деятельностью  или  в  повышенной  любознательности.  

В частности, уже в раннем возрасте можно определить, имеет ли ребенок музыкальные способности. Обычно музыкально одаренный ребенок  любит слушать музыку, быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, сочиняет свои собственные мелодии. А если он поет или играет на музыкальных инструментах, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.

Нет  детей  неспособных. Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем  ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.

Обучение  игре на детских музыкальных  инструментах  является  одним  из  видов  деятельности,  способствующей   развитию музыкальных  способностей детей,  таких  как:

-  чувство ритма,

-  звуковысотный  слух,

-  тембровый  слух,  

-  диатонический слух,

-  восприятие  музыки  и  эмоциональная  отзывчивость,

-  музыкальная  память.

Любое   исполняемое  произведение  имеет  свой музыкальный  размер,  во  время  игры  дети  учатся  слышать  сильные  и  слабые  доли  такта,   благодаря  этому тренируется  ритмический  слух.

Поступенное  движение  мелодии  вверх  или  вниз,   различная  высота  извлекаемых  звуков  способствует  развитию  звуковысотного   слуха.

Каждый  инструмент  имеет  свою  тембровую  окраску,  дети  учатся  различать  их  звучание,  таким  образом,  развивается    тембровый  слух.

Громкое  и  тихое  звучание  разучиваемых  песенок,  попевок во  время  игры,  постепенное  затихание  или  усиление  громкости   тренирует  диатонический слух.

Разучивание  разнохарактерных  пьес  в детском  оркестре   способствует  восприятию  музыки  и  эмоциональной  отзывчивости  на  нее.

Благодаря  тому, что дети обучаются приемам игры на детских музыкальных инструментах,  разучивают и  исполняют  простейшие  мелодии,  песенки,   получают  первичные  представления   об элементарной музыкальной   грамоте, получают  много  новых  знаний,тренируется музыкальная  память.

Чем  активнее  общение  ребенка  с  музыкальными  инструментами, тем  более музыкальным  он  становится,  тем  радостнее  и  желаннее  новые  встречи  с  музыкой.

  1. Создание  условий   для   обучения  дошкольников  игре  на  детских  музыкальных  инструментах.

          Богатство и красота звучания инструментов в исполнении  различных оркестров  побуждает  у  дошкольников  желание  самостоятельно  извлекать  звуки  из  доступных  музыкальных  инструментов,  подражая  взрослым  профессиональным  исполнителям.

Музыкальные  руководители  должны  использовать  те  возможности,  которые  доступны  в  дошкольном  учреждении:слушание  в  аудиозаписи классической  и  народной  музыки  в  исполнении разных  инструментов в  НОД и свободное время, просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки, видеопрезентаций,   игра  в  детском  оркестре,  рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп: ударных, клавишных, духовых, струнных.

Для успешного обучения  игре  на  детских  музыкальных  инструментах  и  развития музыкальных способностей необходимо, прежде всего,  создать  необходимые   условия.

         В  первую  очередь,  должна  быть  создана  благоприятная  музыкальная  среда,  то  есть,   наличие  детских  инструментов  в  музыкальном зале  и  в  группах,  музыкально-дидактических  игр,  музыкальных  пособий,  аудио-   и   видеозаписей,  соответствующих  возрасту  детей.  

         Во-вторых,    очень  важным  является  поддержание интереса к   музыкальной деятельности,  в частности,  к   музыкальным  инструментам  и  игре  на  них.

Такая деятельность всегда связана с  открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.  

Каждый инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона – тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебаний металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. Для применения в работе ДОУ музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям: быть хорошо настроенными; иметь определенный чистый тембр; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; обладать простой конструкцией; обладать простой конструкцией; быть прочными, пригодными для частого использования в быту.

Успешное  овладение  игрой на  детских  музыкальных инструментах   укрепляет   положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

В  наше  время   музыкальному  руководителю не  обойтись  без  активного   использования  в своей  работе    современных  информационных технологий. Это  является еще  одним  из  условий  успешного  обучения  дошкольников   игре   на  музыкальных  инструментах.

Также   музыкальные  руководители  активно  используют  в  своей  работе печатные  источники  информации  в  электронных  СМИ    и   звуковые  файлы,  в частности,  коллекции  плюсовок  и  минусовок  песен  для  детей  дошкольного возраста.

Одним  из  обязательных  условий  обучения   является  использование  в  работе  доступного  возрасту  и  понятного  музыкального  материала.

Совместная   работа  с воспитателями, с детьми и  их родителями   оказывает  большую  помощь  в  работе.

Организация  детского  оркестра  из  наиболее  способных  дошкольников  является  результатом  знакомства  с  шумовыми  и  музыкальными  инструментами.

Одним из  условий  положительной  динамики  обучения  игре на  инструментах являются  открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление детского  оркестра на утренниках и развлечениях.

  1. Формы,  методы  и  приемы   обучения  игре  на  детских  шумовых и  музыкальных  инструментах

 На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра  на  шумовых  инструментах,  игра в оркестре, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Апробированные  на  практике  методы обучения  приемам  игры  применяются  в  зависимости  от  подбора  детей  по  музыкальным  способностям  в  данном  учебном  году:

-    метод пения мелодии по нотам со слоговыми названиями ступеней (до, ре, ми, фа и т.д.);

-  метод  чтения мелодии при игре на инструменте по цифрам,  которыми обозначается   соответствующая  клавиша  или  пластина  на  металлофоне.   Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой 2 и т.д.;

-  метод  чтения  мелодии  по  цветовым  обозначениям,  которыми обозначается   соответствующая  клавиша  или  пластина  на  металлофоне.  Например,  нота  «до»  -  синим  цветом  и  т. д.

-    метод  обучения  игре  по  слуху,   рекомендуется  для  музыкально  одаренных  детей,

- метод  демонстрации;

-  метод   объяснения;

-  метод  упражнений;

- самостоятельная  работа.

Наиболее  действенны   следующие  методы и приемы – это  демонстрация игры на различных музыкальных  инструментах, показ приемов игры и способов  звукоизвлечения  на  них, словесное  руководство  (рассказ, объяснение, беседа), а  так  же  применять  метод  презентационного  показа.

Например, рассказ о  музыкальных  и  шумовых   звуках  или  знакомство с музыкальным  инструментом, можно сопровождать  мультимедийными  презентациями: «Музыкальные  и  шумовые  звуки», «Ударный  инструмент – барабан», «Царь-колокол», «Звонкий  бубен»  и  другие. Показ  презентаций  должен  длиться  5 - 10  минут. Полученные  детьми  теоретические  знания  о  музыкальных  инструментах, а также  примеры  приёмов  звукоизвлечения  на  этих инструментах,  дети закрепляют  с  помощью  музыкально-ритмических  игр  и  упражнений. Например, попросить  детей  найти  музыкальные и шумовые  инструменты  в  музыкальном  зале,    и  сыграть  на  них  ритмический рисунок   своего  имени. Или  попросить  ребят  изобразить  дождь  с  помощью  различных  инструментов.

Понятия         элементарной  музыкальной грамоты    закрепляются 

работой в индивидуальных альбомах. Здесь  дети распределяют  шумовые  и  музыкальные  звуки  на  листе  бумаги, графически  изображают,  сколько  звуков прозвучало, крещендо  и  диминуэндо,  распределяют  звуки  по  высоте, рисуют  ноты  на  нотном  стане. Таким  образом,  дошкольники  получают  азы  элементарной  музыкальной  грамоты.

Наглядные методы применяются в совокупности со словесными и практическими методами обучения.

Метод обучения складывается из совокупности приемов.

Приемом обучения принято называть составные части метода, которые ведут к достижению частных задач. 

На каждом виде музыкальных инструментов  играют по-разному. Нужны специальные приемы, без которых просто невозможно будет сыграть красиво  и  правильно.  Поэтому, подавляющее большинство музыкальных  руководителей, использует индивидуальный подход к каждому дошкольнику, особенно, если впоследствии этот ребенок  будет играть в оркестре.

Специальные  приемы используются для  извлечения  звука  и для      овладения     игрой  на  ударных   инструментах:  бубне,  барабане, 

колокольчике,  деревянных  ложках,  палочках,  маракасах,  треугольнике, кастаньетах,  трещотках,  тарелках. Звук на ударных инструментах извлекается ударами палочками или рукой по звучащему телу инструмента. Эти  приемы  музыкальный  руководитель  показывает  наглядно  и  отрабатывает с каждым  ребенком.  Также  при  игре  на  инструментах,  имеющих  звукоряд,  таких  как:  металлофон,  ксилофон,  аккордеон,  детский  синтезатор,   применяются  приемы  показа,  как  правильно держать  инструмент,  музыкальный  молоточек,  сжимать  и разжимать  мех  на  аккордеоне,   извлекать  чистый  и  красивый  звук  и т. д.

  1. Этапы обучения игре на детских  музыкальных  инструментах

Обучение  игре  на  детских  музыкальных  инструментах  требует  времени,  терпения  и  поэтапной  работы:

1 – слушание, запоминание мелодии;

2 - пропевание мелодии (попевки);

3  -  прохлопывание  ритмического рисунка  попевки;

4– разучивание  мелодии (попевки).

5 – исполнение попевки  индивидуально  на  каждом  инструменте;

6 -   исполнение попевки в  оркестре;

7 - исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.

Обучение игре на музыкальных  инструментах  начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки. Уже  во  2-й  младшей  группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчиках, знакомятся с металлофоном.

Игра на музыкальных  инструментах может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

  1. Мониторинг  знаний,  умений  и  навыков  игры на музыкальных инструментах

Мониторинг  знаний,  умений  и  навыков  по  практическому  освоению  приемов  игры  на  детских  музыкальных  инструментах  проводится  в  начале  и  конце  учебного  года  по  следующим  критериям:

  1. Имеет сформированную потребность к игре на инструментах;
  2. Может контролировать качество исполнения музыки на инструментах;
  3. Может самостоятельно озвучить небольшие стихи и сказки, выбирать для этого инструменты  (в рамках ФГОС);
  4. владеет   простейшими  приемами игры на музыкальных инструментах;
  5. умеет играть простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
  6. имеет первичные  представления  об элементарной музыкальной  грамоте.

Критерии диагностики:

Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.

Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.

Низкий уровень: нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.

8. Практическая  значимость  методической  разработки для  реализации  целей  и  задач  ФГОС  ДО

Таким образом, использование музыкальным  руководителем  детского сада методической  разработки позволяет:

-  достичь результата с помощью различных методов, приемов  и форм  музыкальной деятельности на каждом этапе обучения  игре  на  детских  музыкальных  инструментах, а также провести системный анализ.

-   развивать творчество детей через игру на детских музыкальных и шумовых инструментах, используя ряд мероприятий, позволяющие углубить и обобщить представления дошкольников о  разнообразии музыкальных и шумовых инструментов.

Поработав над темой, можно сделать вывод, что важно поддерживать проявляющуюся   склонность   к  инструментальному  исполнительству и создавать соответствующие условия для развития музыкальных способностей.  

       Проведение каждого занятия по  обучению  игре на инструментах требует от музыкального  руководителя   не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь дошкольников  и одновременно направлять их во время занятия  к  достижению поставленной цели.

Музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей навстречу.