КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА НА ТЕМУ: «Знакомство с шестиструнной гитарой и основными приемами игры на ней»

Махно Ирина Васильевна

Конспект мастер-класса будет полезен педагогам дополнительного образования и преподавателям музыкальных школ, обучающих детей игре на шестиструнной гитаре.  Материал  подобран  с  учетом  того,  что  на  мастер-классе  могут  присутствовать  участники,  знающие нотную грамоту,  но  не  владеющие  приемами  игры на  гитаре. Но, в большинстве своем,  рассчитан на тех,  кто  впервые  знакомится с данным инструментом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  учреждение  дополнительного  образования  

«Центр  внешкольной  работы  г. Зеленокумска  Советского  района»  

Профессиональные  пробы  молодых  специалистов

в  рамках  апробации  профессионального  стандарта  

«Педагог  дополнительного  образования  детей  и   взрослых»

КОНСПЕКТ   МАСТЕР-КЛАССА   НА  ТЕМУ:

«Знакомство  с  шестиструнной  гитарой  

и  основными  приемами  игры  на  ней»

Педагог  дополнительного образования

Махно  Ирина  Васильевна

г. Зеленокумск

2017г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ   МАСТЕР-КЛАССА  

 

Тема: «Знакомство  с  шестиструнной  гитарой  

и  основными  приемами  игры  на  ней»

Педагог:   Махно  Ирина  Васильевна

Дата проведения:  31.03.2017г.

Время проведения: 10.00-11.30

Место проведения:   кабинет  №  36   Центра  внешкольной  работы

Продолжительность мастер-класса:    1 ч. 30 мин.

Цель мастер-класса:

повышение профессионального мастерства педагогов-участников  мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер-класса:

  • обучение участников мастер-класса основным приемам  игры  на  шестиструнной  гитаре,   составляющим основу транслируемого педагогического опыта,  и способам достижения намеченных результатов;
  •  демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;
  •  популяризация его инновационных идей, авторских находок;
  •  оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  • понимание участниками сути  системы  работы  педагога-мастера;
  • практическое освоение  участниками начальных  навыков  игры  на  шестиструнной  гитаре в рамках транслируемого опыта;
  • активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
  • повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам обучения  детей  игре  на  шестиструнной  гитаре.

Оборудование:  

         -  гитары  -  акустические,  классические,  электрогитары; 

-  стойки  для  гитар;

-  подставки для  гитаристов под  левую  ногу;

-  пюпитры;

-  компьютер;

-  нотные  сборники,  самоучители  игры  на  гитаре;

- флэш-карта  с  видеозаписями  концертных  и  конкурсных  выступлений   обучающихся  объединения  «Золотые  струны»;

-  дипломы и  грамоты  творческого  объединения  «Золотые  струны».

Раздаточный материал:

-  таблицы  «Расположение  нот  на  грифе  гитары» (Приложение № 1);  

-  карточки   с табулатурной  записью  песни  «Кузнечик»  (Приложение № 2);

-  таблицы  основных  аккордов для  начинающих (Приложение № 3);

-  шестиструнные  акустические  и  классические  гитары;

- таблицы   «Устройство  шестиструнной  гитары  и  электрогитары» (Приложение № 4);

- листы  с  текстом  песни Олега  Митяева  «Как  здорово,  что  все  мы  здесь  сегодня  собрались» (Приложение № 5).

 

Ход мастер-класса

  1. Вводная часть:

          Здравствуйте,  уважаемые  коллеги!

Я,  Махно  Ирина  Васильевна,  педагог  дополнительного образования

муниципального  учреждения  дополнительного  образования  

«Центр  внешкольной  работы  г. Зеленокумска  Советского  района».  Руковожу  творческим  объединением  «Золотые  струны»  в  течение  12  лет.   Обучаю  детей  игре  на  шестиструнной  гитаре,  а  также  игре  в  вокально-инструментальном  ансамбле.  

Имею  первую  квалификационную  категорию.  До  своего  прихода   сюда  работала   музыкальным  руководителем   детского  сада,   а  также преподавателем  по  классу  гитары  в детской  музыкальной  школе.

   

          Предлагаю  вашему вниманию  мастер-класс  на  тему:  «Знакомство  с  шестиструнной  гитарой  и  основными  приемами  игры  на  ней»

Тема  мастер-класса  выбрана  не  случайно,  так  как  именно  первоначальное  знакомство  с  инструментом, обучение  правильной  посадке,  постановке  рук,  практическое  освоение    основных   приемов  игры,  первый  положительный опыт    является  основой  начального  этапа  обучения  и  дальнейшего  успешного  развития  техники  игры  на  гитаре.

Теперь  - ваша  очередь  представиться,  так  как  я  должна  знать,  с  кем  мне  предстоит  заниматься  и  как  предпочтительнее  преподносить  вам  материал  по  данной теме.   (Участники  мастер-класса  представляются).

  1. Основная часть.

         Итак,   вначале  нашего   занятия   расскажу  немного  об  истории  гитары  и  разновидностях  гитар  в  настоящее  время.

          Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки. 

          Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э.   Это  -  киннор,  набла,  нефер,  цитра,  ситар,  кифара,  виуэла и др.  По  прошествии  веков  предшественники  гитары  имели корпус  различной  формы,  различное  количество  струн.      

          В  Средние века основным центром развития гитары была Испания.  К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. В Россию испанская гитара попала в XVIII веке, отчасти благодаря работавшим в России итальянским композиторам и музыкантам.

          С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара.  В течение XVIIIXIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер.

           Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими    (показываю  классическую  гитару).  Классическая гитара имеет шесть струн, пронумерованных от тонкой (первой) к толстой (шестой). 

           Из начала XX века с Американского континента  к  нам  пришла  акустическая  (эстрадная) гитара, в расцвет джаз и фолк музыки. Нужна была громкая гитара для игры на сцене. И на самом деле акустика звучит на много громче своего классики.  Акустическая  гитара – это  гитара  с большим  корпусом,  металлическими  струнами  и металлическим  стержнем (анкером)  в  грифе.

            В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара (показываю).  Громкость звука электрогитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.

           Наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты — электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения; англ. semi-acoustic guitar).

            Число  ладов  на  гитаре  - от 18 (классика)  до  36  (электро).

Число  струн - от 4 до 14 (или более,  индивидуальные  модификации)

          У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более качественных инструментов и, следовательно, более дорогих, корпус традиционно делается из красного дерева  или  палисандра, также используется клён. В современных гитарах используются стальныенейлоновые или карбоновые струны.

           Переходим к  практической  части.   Сразу  хочу  предупредить вас,  что  гитаристу  на первоначальном  этапе  приходится  преодолевать  болевой  порог,  так  как  любой  струнный  инструмент  требует  силы,  выносливости  и  гибкости  кистевых  мышц.  Но  со временем  кистевые  мышцы  укрепляются,  кожа  на  подушечках  пальцев  становится  тверже  и  болевых  ощущений  исполнитель  не  испытывает.

          Прежде  чем  вам  раздать  гитары,  коротко  расскажу  об  ее  устройстве  (Показываю  и  называю  части  гитары).

          А  теперь  обратите внимание  на  правильную  посадку  гитариста  (Показываю,  объясняю).  Ну,  что ж,  начнем  с  правильной  посадки.   Возьмите,  пожалуйста,  гитары.   Педагоги  берут  гитары,  принимают  правильную  посадку  (подхожу  к  каждому и  по  необходимости помогаю,  контролирую).

          Теперь  обратите  внимание  на  постановку  правой  руки  (Объясняю  и  показываю).  Поставьте  все  правую руку  на  корпус гитары  (Контролирую,  помогаю).

Левой рукой  пока  не  работаем.  Поставьте  ее  на  пятку  грифа.  

         Расскажу  немного  о  способах  звукоизвлечения  на  гитаре. Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает (показываю).  При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо и тирандо.

         Апояндо (от исп. apoyandoопираясь) — щипок  с  опорой, после которого палец опирается о соседнюю струну.

        При тирандо (исп. tirando — дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну, 

        После  показа  приемов  игры,  предлагаю  извлечь  поочередно  на  каждой  струне  звуки  приемами  тирандо  и  апояндо.  (Прослушиваю,  помогаю  каждому).  

         Я думаю, вам всем знакомо  понятие  «аппликатура».  (Рассказываю  об аппликатуре  правой  и  левой  руки  гитариста.  Раздаю  таблицы  с  аппликатурными  обозначениями).

         Одно из  правил  игры  на  гитаре  правой  рукой:  новый  звук  -       новый палец.  Чтобы  этому  научиться,  выполним  упражнение  на  чередование  пальцев.   (Педагоги  выполняют)

        Так  как  упражнение  на  чередование  пальцев  вы  освоили,  можно  приступить  к  левой  руке.  Вначале  -  немного  о  постановке левой  руки  (рассказываю,  показываю).

Теперь  выполним  очень  важное  упражнение  для  беглости  пальцев  -  «Ступеньки».

(Показываю  упражнение.  Педагоги  работают  над  упражнением.  Помогаю.  Прослушиваю  поочередно  всех  участников  мастер-класса).

         Со  способами  звукоизвлечения  на  гитаре  тирандо  и  апояндо  вы  познакомились.    Также  существует  много  различных  приемов  игры  на  гитаре,  такие  как:  арпеджиато,   вибрато,  гольпе, легато, трель,  пиццикато,  бой,  тамбурин,  тремоло,  флажолет  и  т. д.

         Мы  сейчас  познакомимся  из  основных  приемов  игры  -  арпеджио  или  перебор.  Я  сейчас  вам  покажу  8-мизвучное  прямое  арпеджио.

(Педагоги  вначале  на  деке  гитары  пробуют последовательно  переставлять  пальцы  p, i, m, a, e, a, e, m, i.   После  этого  отрабатывается  упражнение  на  арпеджио).

        Я  думаю,  пора  дать  отдых  рукам.  Положите  пока  гитары.

Сейчас  предлагаю  вам  посмотреть  видеозаписи  некоторых  концертных  и  конкурсных  выступлений  обучающихся  объединения  «Золотые  струны».  

(Педагоги  на  компьютере  смотрят  видеозаписи.  Показ  комментирую)

         Обучающиеся  объединения  «Золотые  струны»  принимают  участие  в  концертных  программах  различных  тематических  мероприятий  ЦВР,  выездных  концертах   в  воинскую  часть,  женскую  колонию,  дом  престарелых,  дом  милосердия,  духовно-просветительский  центр  «Ковчег»,  музей,  детскую  и центральную  городскую  библиотеку.  Также  успешно участвуют  в  различных  очных  и  дистанционных  конкурсах.

        Перед  вами  грамоты,  благодарности,  дипломы,  вы  можете  с  ними  ознакомиться.  

       Дети  исполняют    музыку  и  песни  на  различную  тематику,   различных  жанров.  Это  и  военные  песни,  и  эстрадные,  народные,  бардовские,  романсы, а  также  из  рок-репертуара.  В  вокально-инструментальном  ансамбле  дети  играют  не  только  на  бас,  соло  и  ритм-  гитарах,  но  и  на  синтезаторе,  баяне,  гармони,  скрипке,  саксофоне.  В  объединении  есть  дети,  которые  закончили  музыкальную  школу  или  обучаются  там.  Конечно  же,  я  не  позволяю  им  забыть  инструмент,  на  котором  они играли  в  музыкальной  школе.  Предоставляю  возможность  разучивать  партии  для  ансамбля,  например,  на  гармони,  синтезаторе.  Аккордеониста  и  гармониста научила  играть  на  баянах,  они  играют  дуэтом,  выступают  на  концертах.   Обучаю  желающих  игре  на  ударной  установке.  Наиболее  способные  и  одаренные  дети  сочиняют  свои  песни,  учатся  импровизировать,  подбирают  песни  по  слуху.  

Задавайте  свои  вопросы,  если  что-то  интересует.

          Ваши руки  отдохнули.  Теперь  можно  продолжить  наши  занятия  на  гитаре.  

          После  освоения  8-мизвучного прямого арпеджио  я  знакомлю  детей  не  с нотами,  а  в первую  очередь,  с  табулатурой.  Это  -  альтернативный  способ  записи  произведений  для гитары.

         Табулатуры (они же табы) - это удобная схематическая  запись гитарных партий. Она гораздо удобнее классической нотной записи. На нотной записи 5 линеек и нужно думать, где на гитаре берется эта нота.

          Табулатура представляет собой 6 линий, обозначающих струны, причем первая (самая тонкая) изображена сверху, а шестая, соответственно, снизу. Ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям. 

           На табулатурах нужный лад обозначается арабской цифрой. Цифра 0 соответствует открытой (не зажатой) струне, символ «x» соответствует приглушенной (не звучащей) струне. Длина ноты характеризуется количеством свободных символов между нотами (то есть, проще говоря, количеством дефисов «-»).

.           С  нотами  при  групповом  методе  обучения  знакомлю  позже  с  той  целью,  чтобы  дети  не  потеряли  интерес  к  обучению. Я  вам  сейчас  покажу  таблицы  «Расположение  нот  на грифе  гитары»,  обратите  внимание,  что  на  грифе  гитары  нет такого  же  легкого  октавного расположения  нот,  как  на  фортепиано,  баяне, аккордеоне.  Изучать  гриф  гитары  приходится  длительное  время  путем  многократных  повторений  во  время  игры  пьес,  гамм,  упражнений.    Судя  по  своему  опыту  работы,  обучение  по  нотам  требует  индивидуального  обучения  и  больших  затрат  времени,  чем  при обучении  с  помощью  табулатуры  и  аккордовой  техники.  

           Сейчас вам  представится  возможность  в  этом  убедиться.  Не  зная  нот,  вы  сейчас  сможете  быстро  разобраться  с  табулатурой  и  сыграть  мелодию  знакомой  детской  песенки  «В  траве  сидел  кузнечик».

          (Раздаю  листы  с  табулатурой  песни.  Педагоги  ставят  листы  на  пюпитры  и  разбирают  самостоятельно  и  с  моей помощью  пьесу.  Затем  поочередно  исполняют  ее,  сравнивая  свои  успехи  с  исполнением  других).

          В последние несколько лет широкое распространение получили табулатуры, созданные с помощью специальных программ — редакторов табулатур (Guitar ProTuxGuitarReaper  TabEditor  plugin  и аналогичного  ПО). Их преимущество в том, что помимо расширенного инструментария написания табулатур (раньше музыкантам приходилось довольствоваться текстовыми редакторами при написании табулатур на компьютере), они обладают возможностью одновременного проигрыша нескольких табулатурных дорожек с помощью MIDI-синтезатора.  С  помощью  вышеперечисленных  программ  можно  разучивать  табулатурные  партии.

          Теперь  руки  должны  немного  отдохнуть.  А я  вас  пока  вкратце  познакомлю  с  программой  объединения  «Золотые  струны».

          (Знакомство с  программой.  Предлагаю  затем задать  интересующие  вопросы  по  программе).

           После  знакомства  с  основными  способами  и  приемами  игры дети    приступают  к  изучению  основных  аккордов.  Конечно же, с наиболее легких  для  исполнения.  И  вас  я  тоже  сейчас  познакомлю  с  буквенно-цифровыми  обозначениями  аккордов,  их  записью,  постановкой  на  гитаре.  

          (Раздаю  листы  с  аккордовыми  таблицами.  Показываю,  объясняю  постановку  пальцев  на  разучиваемые  аккорды.  Педагоги  пробуют  правильно ставить  пальцы  на  аккорды  и  извлекать  чистый  звук  на  каждой  струне).

Пожалуйста,  задавайте  интересующие  вас  вопросы.  (Ответы  на  вопросы  педагогов).

  1. Заключительная часть.

          Я  думаю,  вы  узнали  для  себя  много  нового  и  полезного  практического  и  теоретического  материала.  

          Вы  хорошо  потрудились,  познакомились  с  одним  из  видов  арпеджио,  которое  может   применяться  при  исполнении  лирических  песен.  Научились  читать  элементарную  табуляцию,  с  помощью  которой  самостоятельно  сможете  разобрать  и  другие  музыкальные  пьесы.  Ознакомились  для  начала  с  аккордами  Em,  Am.   Аккордов  существует  большое  количество.   Конечно же,  освоение  игры  на  любом  инструменте  помимо  музыкальных  способностей  требует  времени,  терпения,  усидчивости  и  большого  желания.  И  тогда  результат  непременно  будет  вас  радовать.

          И в заключение  нашего мастер-класса  я  предлагаю  спеть  под  гитару  известную песню Олега  Митяева  «Как  здорово,  что  все  мы  здесь  сегодня  собрались»  (Раздаю  листы  со  словами  песни,  исполняю  на  гитаре,  все  поют).

Спасибо  за  внимание!

- таблицы  «Расположение  нот  на  грифе  гитары» (Приложение № 1);  

-  карточки   с табулатурной  записью  песни  «Кузнечик»  (Приложение № 2);

-  таблицы  основных  аккордов для  начинающих (Приложение № 3);

-  шестиструнные  акустические  и  классические  гитары;

-  таблицы   «Устройство  шестиструнной  гитары  и  электрогитары» (Приложение № 4);

-  листы  с  текстом  песни Олега  Митяева  «Как  здорово,  что  все  мы  здесь  сегодня  собрались» (Приложение № 5).

 

                                                                                                   Приложение № 1.

Таблица  «Расположение  нот  на  грифе  гитары».

C:\Users\1\Desktop\расположение нот на грифе гитары6.jpg

Приложение № 2. Карточка   с  табулатурной  записью  песни  «Кузнечик».

Табы (табулатура) мелодии

"В траве сидел кузнечик"

-5-0-5-0-5-44--4-0-4-0-4-55-5-0-5-0-5-44-4-0-4-0-4-5--5-7-777-7-8-888-88-7-5-4-55

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение № 3.  Таблица  основных  аккордов для  начинающих.

Картинки по запросу таблица основных аккордов

Приложение № 4. Таблица   «Устройство  шестиструнной  гитары  и  электрогитары».

Картинки по запросу устройство гитары картинки

Картинки по запросу устройство гитары картинки

Приложение № 5.  Текст  песни Олега  Митяева  «Как  здорово,  что  все  мы  здесь  сегодня  собрались»

Олег Митяев - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

    Am               Dm            E7               Am

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

         Am              Dm            G               C

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

        A7              Dm            G7                        C      A7

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

      Dm          Am             E7         F     

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

         A7             Dm               G7                     C      A7

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

      Dm          Am             E7         Am

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!..

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:        

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!  / 2 раза

И все  же,  с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. -

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.      

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!    / 2 раза