ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в творческих объединениях МО «Эстрадное исполнительство» (19.12.16 г.)

Правило Елена Юрьевна

Совершенно не случайно нашим руководством организован Педагогический совет, который посвящен особенностям работы с Одаренными детьми. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Сегодня, как показывает практика, в нашем Центре творчества степень одаренности обучающихся внутри своего творческого объединения каждый педагог определяет самостоятельно. И, как правило, им используется простейший и знакомый всем нам - метод наблюдения.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности исследователя, т.е. педагога. А именно: его установки, интересы, психические состояния, жизненный и педагогический опыт. Нас, как хороших педагогов всегда «спасал» основной принцип: «Неталантливых детей не бывает». И мы работали…

Педагоги МО «Эстрадное исполнительство», думаю, впрочем, как  другие педагоги нашего коллектива, опирались на собственный опыт  и наблюдения за обучающимися. Каждый из нас знал, что для музыкантов истинная одарённость обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать». 

Время от времени, и чаще всего в начале учебного года, проводилось рядовое тестирование основных музыкальных способностей. Таким образом, процесс выявления одаренных детей представлял собой элементарные исследования, с использованием простейших приёмов.

В процессе подготовки к выступлению по данному вопросу, я ознакомилась с большим количеством материала, посвященного этой теме. И сейчас я с уверенностью, могу сказать, что приступая к работе с одаренными детьми, педагог обязан провести ряд специальных исследований, а затем регулярно (!) отслеживать различные изменения и особенности развития воспитанников.

А ведь процесс выявления Одаренных детей – очень кропотливый и серьезный, требующий специальной подготовки самого педагога для работы в данном направлении. Это огромный пласт работы, требующий грамотного и системного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ps_-_19.12.16_g.docx132.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

по теме:

«Особенности работы с одаренными детьми в творческих объединениях МО «Эстрадное исполнительство»

(19.12.16 г.)

Совершенно не случайно нашим руководством организован Педагогический совет, который посвящен особенностям работы с Одаренными детьми. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. 

  • ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Сегодня, как показывает практика, в нашем Центре творчества степень одаренности обучающихся внутри своего творческого объединения каждый педагог определяет самостоятельно. И, как правило, им используется простейший и знакомый всем нам - метод наблюдения.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности исследователя, т.е. педагога. А именно: его установки, интересы, психические состояния, жизненный и педагогический опыт. Нас, как хороших педагогов всегда «спасал» основной принцип: «Неталантливых детей не бывает». И мы работали…

Педагоги МО «Эстрадное исполнительство», думаю, впрочем, как  другие педагоги нашего коллектива, опирались на собственный опыт  и наблюдения за обучающимися. Каждый из нас знал, что для музыкантов истинная одарённость обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать». 

Время от времени, и чаще всего в начале учебного года, проводилось рядовое тестирование основных музыкальных способностей. Таким образом, процесс выявления одаренных детей представлял собой элементарные исследования, с использованием простейших приёмов.

В процессе подготовки к выступлению по данному вопросу, я ознакомилась с большим количеством материала, посвященного этой теме. И сейчас я с уверенностью, могу сказать, что приступая к работе с одаренными детьми, педагог обязан провести ряд специальных исследований, а затем регулярно (!) отслеживать различные изменения и особенности развития воспитанников.

А ведь процесс выявления Одаренных детей – очень кропотливый и серьезный, требующий специальной подготовки самого педагога для работы в данном направлении. Это огромный пласт работы, требующий грамотного и системного подхода. И одним наблюдением здесь не обойтись. А целенаправленная регулярная работа системного характера, на сколько мне известно, в области диагностики общей и специфической одаренности всех детей нашего МО не проводилась, думаю, что такая же обстановка и в других коллективах.

Чтобы более-менее с уверенностью говорить о том, есть ли в коллективе одаренный ребенок, педагогу необходимо изучить огромное количество литературы и целый список различных методик по выявлению этой самой «одаренности».

Понятно, что не каждой методикой воспользуется педагог дополнительного образования,  но «выборку» для себя из данного примерного списка сделать сможет. Я успела поверхностно ознакомиться лишь с 3-мя…  В своей работе готова приступить к применению 1 из них, об этом чуть позже…

*********************************************************************************************Банк методик диагностики одаренности:

1.  Анкеты для родителей учащихся:

·  «Способности моего ребенка»

·  «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А. И. Сизанова)

2.  Диагностика для классных руководителей

·  «Характеристика ученика»

·  «Шкала рейтинга поведенческих характеристик» (Дж. Рензули), определение познавательных, мотивационных, лидерских и других качеств личности одаренного ребенка.

·  Метод включенного наблюдения за одаренными детьми, используемый для определения выраженности способностей детей

·  Метод анализа продуктов деятельности одаренных учеников, применяемый с целью подготовки индивидуальных программ для учеников.

·  «Карта индивидуального ведения» ученика

3. Психологическая диагностика учащихся:

·  Методика оценки общей одаренности

·  Диагностика «Палитра интересов» (А. И. Савенков)

·  Методика «Карта одаренности»

·  Методика Йовайши (выявление художественной, умственной и технической одаренностей) 5-11 классы

·  Методика Торренса (уровень креативности) 5-11 классы

·  «Ваш творческий потенциал»

·  Определение творческих способностей Х. Зиверта

·  «Интеллектуальный портрет» (А. И. Савенков)

·  Методика АСТУР (К. М. Гуревич) (уровень умственного развития школьников) 5-7 классы

·  Диагностика уровня интеллектуального коэффициента (IQ) Айзенка. Ученикам разных возрастных групп предлагаются различные субтесты данной методики

·  Методика Алексеева «Стиль мышления» (8-11 классы)

·  Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (уровень психологической включенности личности в коллективную деятельность через уровень адаптированности)

·  Диагностика “эмоционального интеллекта” (Н. Холл)

·  Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова)

·  Диагностика структуры учебной мотивации школьника

·  Мотивация достижения

·  Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)

·  Направленность личности

·  Методика для изучения социализированности личности учащегося (М. И.Рожков)

·  Портфолио личностного развития

·  Конкурентоспособность личности

·  Профессиональное самоопределение

*********************************************************************************************

В данном списке предложены методики, которые помогают определить, что называется, «общую» одаренность ребенка или направления, в которых ребенок в наибольшей степени смог бы проявить себя.

Для мониторинга специальных музыкальных способностей так же существует масса интересных разработок, но для внедрения их в учебный процесс педагогу необходимо также тщательным образом их изучить, и на это потребуется немалое количество времени.

*********************************************************************************************Банк методик диагностики музыкальной одаренности:

Основоположниками тестирования музыкальных способностей являются:

  1. К. Сишор (автор первой системы измерения музыкальных сенсорных способностей, начиная с которого музыкальность стала рассматриваться с позиции чувствительности)
  2. К. Штумпф, Я. Квальфассер, Х. Винг, Н. Вистлер, Э. Гордон (методы оценки восприятия)
  3. А. Бентли, Л. Хелмсторм, Е. Гастон (разработавший тест музыкальности)
  4. Б. Чармелс и М. Мантуржевска (измерение интереса к музыке).

В России разработки методов диагностики музыкальных способностей и музыкальной одаренности принадлежат:

  1. Б. М. Теплову (1947)
  2. Ю. А. Цагарелли (1981)
  3. К. В. Тарасовой (1988)
  4. В. Г. Ражникову (1988)
  5. Т. В. Галкиной (1991)
  6. М. Старчеус (1992)
  7. А. Л. Готсдинеру (1993
  8. Л. Л. Бочкареву (1997)
  9. В. И. Петрушину (1997)
  10. М. Таллибулиной (2003)
  11. М. А. Кононенко (2004)
  12. Д. Кирнарской (2006)

Стоит отметить, что методики оценки специальных способностей, как правило, ориентированы на работу с детьми дошкольного возраста и подразумевают оценку музыкальных способностей, необходимых для обеспечения самоактуализации в условиях музыкальной деятельности целом

  1. Гетманенко А.О., Владышевская Т.Ф., Серый А.В. «Певческая карта» (2016)

«Певческая карта» представляет собой таблицу оценки специальных способностей как составляющих специального компонента музыкальной одаренности в области вокального исполнительства, определение уровня развития специальных способностей в области вокального исполнительства; выделение группы потенциально одаренных детей; разработка на основе полученных данных адекватных методов работы с одаренными детьми, а также выявление и поиск путей решения проблем падения качества детского пения.

*********************************************************************************************

Возвращаясь к практической стороне нашей темы, отмечу, что опрос педагогов нашего МО, показал, что по данным наблюдений в творческих объединениях выявлено следующее количество Одарённых детей.

Отмечу, что количество детей указано из бюджетных групп.

Ради интереса я попробовала провести частичное тестирование по методу «Певческая карта» обучающихся своего коллектива. Посмотрите, какие результаты у меня получились…

Оговорюсь, что точными подсчетами я не занималась, как это осуществляли авторы данной методики. К тому же мониторинг проведен частично, здесь исследование должно быть продолжено, т.к. еще не хватает двух составляющих: «мотивационного» и «творческого» компонентов. Но, в целом, если провести визуальный анализ, на диаграмме просматривается, что заявленное мною количество одарённых детей  - подтверждается. Так или иначе, приблизительное число «явно одаренных» в коллективе составляет – 7 человек. К группе, так называемой, «скрытой одаренности» относится 15 человек, из которых  10 обучающихся – уже близки к уровню «явно одаренных», а 5 из них – нуждаются в создании максимально комфортной обстановки и поиска различных форм работы, способствующих наиболее полному раскрытию их возможностей и способностей. Исходя из данного короткого исследования, думаю, не лишним будет сказать: что, наблюдения педагога в определенной степени имеют все же  немалый вес (раз цифры совпали), т.к. опыт работы с детьми позволяет педагогу безошибочно отличать в своей сфере деятельности наиболее ярких детей. Важно только во время зафиксировать эти наблюдения документально.

  • РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

«Дарование создать нельзя, но создать культуру и почву, на которой будут расцветать таланты, можно, а это во многом зависит от методов работы»

Эффективным условием в работе с музыкально-одаренными детьми является построение системы обучения в рамках:

  1. Личностно-ориентированного обучения,
  2. использование латентного обучения (В основе его лежит не освоение детьми теоретических основ музыкальной деятельности, а обучение посредством творческого занятия (музицирования, исполнения актерских этюдов, ролей, сочинения музыкальных фрагментов, работы над образом исполняемых произведений и т. д.). Творческая деятельность не только осуществляется ребенком самостоятельно, но и подразумевает активную деятельность педагога, включая в себя эмпирический метод (метод показа педагогом, основанный на подражании без подкрепления) как наиболее эффективный в воспитании основных навыков музыкальной деятельности.),
  3. методов, основанных на синестезии восприятия и направленных на формирование вокально-слуховой координации. 

Всё это мы используем в своей каждодневной работе.

В дополнительном образовании, и, соответственно, у нас в Центре ведущей, в нашем МО наиболее используемой в работе педагогической технологией является «Личностно-ориентированная», которая предполагает индивидуализацию содержания образования. Но можем ли мы сказать, что в нашей практике группового проведения занятий существует и используется реальные механизмы, позволяющие осуществлять индивидуализацию?  Да. Существуют, и наши педагоги стараются ее реализовать всеми возможными способами, хотя это и трудно.

В нашем МО используются различные формы работы с одарёнными детьми. А именно:

  1. Построение индивидуальных образовательных маршрутов.
  2. Индивидуальные занятия.
  3. Участие в творческих и научно-исследовательских проектах.
  4. Участие в конкурсах и олимпиадах.
  5. Планируем участие в ежегодной городской научно-практической конференции, хочется надеяться, что удастся осуществить задуманное.
  6. В работе используем информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры, компьютерные игры по направлению деятельности)
  7. Творческие и нестандартные задания.

Например, в этом году в моем творческом объединении «Театр песни «Ассоль» - началась реализация творческого проекта «Авторский дебют – новые имена». Для ребят, это задание является новым, никто из детей ранее не пробовал сочинять песни. Сейчас мы находимся на 1 этапе реализации – «подбор или сочинение стихов к песне», приступили к нему еще не все обучающиеся. Но, уже можно сказать, что, из тех, кто начал свою работу, большая часть все же пытается сочинять самостоятельно. Это задание кажется им сложным, но интересным. Для себя я считаю важным отметить, что более удачные варианты стихосложения принесли дети, чьи музыкальные возможности не на уровне «явной одарённости». В этом виде работы привлечены и родители, они помогают некоторым детям сочинить стихи. Я приветствую, т.к. это способствует объединению родителей и ребенка в рамках общего творчества.

  1. Важную роль в работе с одаренными детьми играет подбор репертуара. Песенный репертуар подбирается в зависимости от индивидуальности обучающегося и возраста. Он должен быть интересным и выполнять все педагогические задачи для каждого отдельного этапа обучения.

  • Поощрение одаренных детей:
  1. Участие в знаковых для ЦРТДЮ, города, области концертах и мероприятиях.
  2. Публикация на сайте ЦРТДЮ (методический кабинет)
  3. Поздравления победителей конкурсов вывешиваются в этом году регулярно на входе ЦРТДЮ.
  4. Баннер «Наша гордость» (личном сайте)
  5. В социальных группах педагогами выкладываются новости и фотографии победителей различных конкурсов и участников различных мероприятий.

  • ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
  1. На занятиях музыкальных дисциплин в нашем МО особенно остро стоит вопрос об индивидуальных занятиях, т.к. педагогу технически невозможно научить ребенка сольному пению или игре на музыкальном инструменте в группе. На данный момент, в нашем методическом объединении (если говорить о бюджетных группах) преимущество в виде индивидуальных занятий имеет «Вокально-эстрадный ансамбль» Гуцалюка Р.В., там достаточно небольшая группа, что позволяет педагогу уделять большее количество времени, нежели в других творческих коллективах нашего МО. В других коллективах полноценная форма индивидуального занятия реализуется на коммерческой основе. И очень грустно становится, когда одаренный ребёнок не имеет возможности получать более глубокие знания в связи с непростым материальным положением в семье.
  2. Часто, видя, что ребенок обладает яркими природными данными или в рамках образовательной программы творческого объединения он развил их до этого уровня, мы педагоги вынуждены направлять обучающихся в детскую музыкальную школу, т.к. именно там они получают возможность значительно расширять свои знания в области музыкальной грамоты. Не сделать этого мы просто не имеем права, т.к. у нас нет такой возможности, для этого в коллективе должно работать несколько педагогов. Все это приводит к риску – «утечки» одарённых детей. Иногда, такие решения, принимают и сами родители. Но, в моей личной практике, большая часть детей, которые успели проявить себя в родном коллективе, в нем остаются, и всеми силами пытаются совмещать обучение в двух учебных заведениях.  
  3. Следующей проблемой в работе с одарёнными детьми – является наличие различной степени психологических зажимов. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Одаренные люди - перфекционисты. И это необходимо учитывать в своей работе.

      В моем коллективе есть дети с великолепными данными, но с ужасными зажимами, неуверенностью в себе, страхом ошибиться. А это значит, что им в свое время не было уделено достаточное количество времени, что приходится восполнять и зачастую исправлять в рамках нашего Центра. И пришли эти дети не только из образовательных школ, где практически полностью отсутствует  индивидуализация обучения и существует усредненная оценочная мера успешности ребенка, с которыми не все дети справляются. Но среди них есть и те, кто учились или учатся  в музыкальной школе. И, на удивление, даже в музыкальной школе, этим детям не было уделено достойное внимание. Мало того, в некоторых из них, и вовсе не увидели, не рассмотрели одаренности… Школа слишком нетерпима к ошибкам, поэтому страх перед ними парализует одаренных детей, заставляет отступить перед трудностями, отказаться от своих стандартов, тогда как их стремления должны поддерживаться пониманием.

  1. В коллективе Куцевой Е.В. существует другая практика (в рамках своей специализации нам часто приходится делиться своими успехами и неудачами в работе): у Елены Владимировны была ситуация когда ребенок заболел «звездной болезнью». У этих детей отличные результаты участия в конкурсах, их в первую очередь просят выступить на ответственных мероприятиях, тем самым подчеркивая их значимость и незаменимость. На что, ответной реакцией ребенка – становится заносчивость, нежелание прикладывать усилия в обучении, т.к. он видит, что и без особых усилий – он лучший. Здесь педагогу приходится «прибегать» к различным видам воздействия, чтобы стимулировать дальнейшее обучение такого ребёнка.
  2. Отдельную проблему в работе с одарёнными детьми представляют их родители. Одаренные дети, чаще всего одарены не в одной, а в нескольких областях. Они повсюду востребованы, они «нарасхват». Соответственно, у ребенка остается мало времени на любимое дело, потому что преимуществом для родителей является все, что связано с общеобразовательной школой. Даже концерт в общеобразовательной школе для них важнее, чем в ЦРТДЮ, потому от их участия будет зависеть отношение учителей к их детям, и, соответственно, оценки по основным предметам.

Все это осложняется еще больше, если родители видят, что их ребенок одарен в разных сферах, и начинают его «пихать» во все кружки: дают ребёнку достичь первых значительных результатов и тут же «вырывают» его из процесса обучения под различными предлогами. «Потешили свое самолюбие и хватит, идем дальше!» Иногда для таких родителей не представляется неприемлемым, что ребенок может подвести коллектив и педагога. Они внушают ребенку, что «это педагог ничего не понимает в их личных проблемах». Для таких семей не общественно-значимых вопросов, они существуют по принципу «потребителей», к сожалению. В моей практике такой ребенок был. Девочка получила даже Губернаторскую премию, а ведь для этого работало несколько педагогов и сотрудников нашего Центра. В ответ на это она подвела коллектив, и номер, который готовился в течение полугода и должен был быть представленным на отчетном концерте, оказался под угрозой. Пришлось просить другого человека и за 5 дней его ставить заново …

  1. Еще одной проблемой в работе с одаренными детьми, является вопрос мотивации ребенка. Как показывает практика, дети приходят к нам, потому что хотят выступать. Небольшое количество концертных мероприятий, в которых могут проявить себя не только «явно одаренные обучающиеся», но и те, чья одарённость не полностью раскрыта. Хочу сказать, что иногда на свой страх и риск ставлю в концерты или везу на конкурсы еще «неоперившихся» детей, именно с целью – простимулировать их за хорошую работу. Иногда приходится просто «закрывать» глаза на некоторые неточности в интонации и на зажатость. Но, преодолев, эту ступень и первый страх перед сценой, они начинают «раскрываться».  У меня есть несколько примеров таких детей, которые в прошлом году пришли со слабыми на первый взгляд природными данными, а в этом году я уже отношу их к числу одаренных.

Знаю, что таким способом работает и педагог – Иванов А.Е. Он при каждой возможности предоставляет всем своим обучающимся выступить,  стимулируя тем самым преодоление психологических зажимов и проявлению творческих способностей.

1-2 ноября в Москве состоялась Международная конференция «Мотивационная одаренность: от отбора к развитию». Мероприятие собрало на своей площадке около 400 представителей всех регионов РФ, стран СНГ и США. Александр Попов, главный научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО) отметил, что «Вопрос работы с одаренными детьми - это вопрос национальной безопасности России»

Главный принцип российского образования заключён в понимании того, что каждый ребёнок одарён и способен преуспеть во всём. Об этом заявил Президент Владимир Путин, выступая с Посланием к Федеральному собранию России 1 декабря 2016 г.  

Раскрытие таланта ребёнка - успех всей России, - добавил он.

Важно отметить, что проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Поэтому даже если диагностика не выявила ярко-выраженных способностей, педагогу надлежит оставаться внимательным и  всеми возможными способами помочь «раскрыться» ребенку в рамках того творческого объединения, которое он посещает.

Правильная педагогическая позиция и организация процесса обучения являются важными условиями развития детской одаренности: «Если взрослый видит величие ребенка, то малыш и станет великим, а если педагог подчеркивает ничтожность, безличность малыша, то ничего, кроме ничтожности, взрастить ему не удастся».

Одаренность как правило связывают с творчеством как закономерным ее результатом. А так как мы работаем в Центре развития творчества детей и юношества, то можно смело гордиться тем, что мы открываем и развиваем Одарённости.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимост

Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность - поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

  1. Так, в качестве центрального компонента одаренности традиционно выделяется творчество (!), изучению проявлений и особенностей которого посвящены исследования отечественных и зарубежных авторов. А у нас Центр развития творчества, а значит Центр развития одаренности!!!

  1. Структура работы с одаренными детьми
  2. Звездная болезнь
  3. Высокая занятость-востребованность таких детей   общая и специальная одаренность неразрывно связаны.

  1. Отсутствие индивидуальных занятий (финансовая зависимость)
  2.  Отправляю заниматься в музыкальную школу…
  3. Пришли из музыкальной школы….
  4. Наличие психологических зажимов, мешающих проявлению одаренности…… (Бондарчук Соня, Ковалева Катя, Князева Катя)…
  5. Ранняя мотивация (участие в конкурсах) – стимуляция раскрытия одаренности ребенка (Середкина Мария)…
  6. ИОМ
  7. Процентное соотношение детей по одарённости в «Ассоль»…
  8. Педагогические технологии, способствующие проявлению одаренности детей

Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей каждого образовательного учреждения.

Современные подходы к работе с талантливыми детьми в России искали на Международной конференции «Мотивационная одаренность: от отбора к развитию». Мероприятие проходило 1-2 ноября в Москве и собрало на своей площадке около 400 представителей всех регионов РФ, стран СНГ и США.

Александр Попов, главный научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО) дал характеристику существующей в России системы работы с одаренными детьми. Ссылаясь на проведенные исследования, Александр Попов отметил, что единая система поддержки таких ребят в стране еще не сформирована, и большинство педагогов продолжает «натаскивать» школьников на решение определенного типа задач. По мнению эксперта, существующая система образования, не может в полной мере выявить и охватить весь потенциал одаренных детей в России - их гораздо больше, чем есть в официальных списках.

«Вопрос работы с одаренными детьми - это вопрос национальной безопасности России», - подчеркнул Александр Попов. 

Большинство спикеров конференции отмечали необходимость построения современной эффективной работы с одаренными детьми, делая акцент на мотивацию к практической деятельности. По мнению экспертов, талантливый ребенок - это не только тот, кто выигрывает конкурсы и олимпиады, но прежде всего тот, кто готов и способен включаться во «взрослые» виды практики и работать над практическими проблемами. Это молодой человек, который замахивается на великие цели неординарных проектов.

Творческие люди считаются открытыми для нового опыта, упор ными, не конформными (не склонными подчиняться общим нормам), а также интеллектуально и эмоционально независимыми. Они могут быть эмоционально неустойчивыми и импульсивными, но все же часто уверены в себе и имеют хорошее понимание собственного творческого потенциала и своих способностей. Они склонны к оригинальности и воображению в мыслях и действиях, в меньшей степени ориентирова ны на группу, больше сосредоточены на себе (интровертированы), чаще стремятся оставаться в одиночестве, чем средние люди. Последнее мо жет быть связано с тем, что некоторые творческие задачи требуют дли тельных периодов концентрации без перерывов. Творчески одаренные индивиды также имеют тенденцию в меньшей степени мотивироваться внешними наградами (высокими отметками, призами и общественным признанием) и значительно в большей степени руководствоваться лю бовью к напряженной творческой активности. Довольно часто от них требуется эмоциональная зрелость и даже мужество для преодоления препятствий на пути творческой самореализации.

Высокий творческий потенциал одаренных детей, возможно, чаще всего служит причиной возникновения их проблем в школе, связанных с отсутствием понимания. Способность видеть необычные и разнообразные связи и целостные образы (гештальты) требует воз можности самостоятельно исследовать материалы и идеи, «играть» с ними, думать «около» и не по правилам. Высказывания таких детей часто воспринимаются как не относящиеся к делу, а они сами – как чудные и странные, что глубоко ранит их, нуждающихся в понимании и принятии необычных направлений их мыслей. Творческая энергия, доминирующая в жизни таких детей, опре деляет независимость и нестандартность их поведения, неподчинение общим правилам и авторитетам. Они часто создают помехи на уроке, причиняют беспокойство учителю, их поведение подчас трудно пред сказать, их считают недисциплинированными, необязательными и не способными ничему научиться. Гибкость мышления связана с быстрым переключением мысли с одних аспектов и проблем на другие, с восприятием одной и той же проблемы с разных точек зрения. Она требует возможностей для 63 разных подходов к решению проблем, принятия учителем необычных результатов и открытого, непредвзятого их оценивания, но часто рас ценивается как неадекватное поведение, неуважение авторитетов и традиций.

Существующие на сегодняшний день теоретические и практические разработки, направленные на изучение музыкальной одаренности в области вокально-исполнительской деятельности, фрагментарны и не систематизированы. Вместе с тем, вокальное исполнительство выделяется среди других видов музыкальной деятельности прежде всего своей массовостью и популярностью среди детей: с каждым годом растет количество желающих обучаться по общеразвивающим общеобразовательным программам в области эстрадно-джазового пения, что вызывает необходимость совершенствования самого процесса обучения путем внедрения психодиагностических методик, а также создания специальных условий обучения, позволяющих не только выявить музыкальную одаренность на начальном этапе, но и определить перспективы ее развития в детском возрасте и в дальнейшей профессиональной деятельности. Важно отметить, что наряду с проблемой изучения музыкальной одаренности как феномена, актуальным является создание эффективного метода диагностики ее проявлений (особенно - в области вокального исполнительства), позволяющего проводить целостное изучение всех компонентов во взаимосвязи, определять динамику и перспективы развития, тем самым способствуя выработке принципов и условий организации обучения.

Творчество, определяемое как всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, материальные продукты) [22, с. 484], традиционно рассматривается в качестве атрибута одаренности.

Одаренность имеет врожденную природу. Ни труд, ни опыт не оказывают влияния на наличный уровень музыкальности, музыкальных способностей и музыкальной одаренности в целом, однако именно они детерминируют их развитие и формирование музыкальной одаренности как целостной системы

Как отмечает В. С. Мигаль, для становления одаренной личности решающее значение имеет не биологическая наследственность, а культурно- историческое наследование и деятельность

Стоит отметить, что музыкальная одаренность, являясь специальной, не имеет возможности реализации в условиях общеобразовательной школы. Ее развитие возможно лишь в системе дополнительного образования детей в условиях центров детского творчества, школ искусств (в частности – музыкальных школ), домов творчества и т.д. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени

выделены деятельностный подход, формирование внутренней мотивации, организация образовательного процесса при субъект-субъектных отношениях, рефлексия, возможность индивидуализации темпов прохождения учебных программ, их обогащение и углубление, соблюдение принципов «право на ошибку», «ситуация успеха», которые создают благоприятный морально-психологический климат, интегративный подход, опора на зону ближайшего развития

Отметим, что музыкальная одаренность традиционно рассматривается как одна из наиболее «ранних». П. Михель определяет возраст 5-6 лет как сензитивный в отношении развития голосовых и слуховых способностей. В. С. Юркевич отмечает, что сензитивным периодом развития музыкальных способностей является возраст до трех лет [205]. В этой связи разрабатываемые методы и программы обучения ориентированы, как правило, на работу с детьми дошкольного возраста (Н. В. Ветлугина, А. Н. Зимина, К. В. Тарасова,), либо являются инструментами организации работы в рамках профессионального обучения. При этом Н. Пэрн в рамках изучения узловых точек жизни – периодов, отличающихся особой чувствительностью организма, активностью душевной жизни, а также качественным отличием от других жизненных периодов - выделяет в качестве таковой возраст 12-13 лет. Следовательно, возникает необходимость разработки особых условий обучения вокально- исполнительской деятельности, способствующих актуализации потенциала музыкальной одаренности детей среднего школьного возраста. Кроме того, как отмечает Е. Н. Щебланова, детские потребности и способности изменяются с возрастом, поэтому необходим их непрерывный мониторинг для обеспечения соответствия между условиями обучения и индивидуальной траекторией развития ребенка [203, с. 165]. В этой связи проблема разработки специальных условий обучения вокально-исполнительской деятельности представляется в неразрывной связи с необходимостью организации и проведения диагностики музыкальной одаренности

При этом рассмотренные нами подходы позволяют выделить педагогические и психологические условиях организации обучения музыкально-одаренных детей. Педагогические условия включают в себя принципы, формы и методы обучения, а именно: − Принцип ускорения и усложнения (Т. М. Чурекова); − Принцип ориентации на личностное и духовное развитие (С. Судзуки); − Принцип интенсификации и индивидуализации (О. М. Молодых); − Формы обучения, ориентированные на использование элементарных первичных форм музыкальной деятельности (К. Орф); − Методы, обеспечивающие рост мотивации

Проблема выявления музыкально-одаренных детей связана с необходимостью разработки эффективных инструментов оценки каждого из входящих в состав одаренности компонентов

Каждый человек понимает одаренность по-своему на основе своих представлений и опыта.

Одна из точек зрения - подлинная одарённость проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Но, ни феноменальные способности, ни яркая неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одарённости, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами. 

Существуют три критерия оценки музыкальных способностей и одарённости. 

Первый из них – культурно-исторический. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определённые музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребёнка, подростка и даже взрослого. Одарённость выявляется на фоне этих условных предписаний. 

Второй критерий - возрастной или поколенческий. Изменяются условия жизни, развивается система образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего. 

Третий критерий - абсолютный. Для музыкантов истинная одарённость обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать». 

Во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одарённых детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет). Одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является наблюдение. 

Классификация видов одаренности

Критерий

Вид

Содержания понятия

Степень  сформированности  одаренности

Актуальная одаренность

Это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность

Это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще не сформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. 

Форма  проявления

Явная одаренность

Проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисты в области детской одаренности с большей степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком».

Скрытая одаренность

Проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем. Известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп. Идентификация детей с таким видом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми и т.д.

Широта проявления в различных видах деятельности

Общая одаренность

Проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступают в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.)

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребенка.

Особенности возрастного развития

Ранняя одаренность

Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте.

Поздняя одаренность

В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

      Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

      Для практика – это возможность и, вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка. 

Различают общую и специальную одарённость:

  • Общая одарённость представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.
  • От специфической одарённости (математической, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Главный принцип российского образования заключён в понимании того, что каждый ребёнок одарён и способен преуспеть во всём. Об этом заявил президент Владимир Путин, выступая с Посланием к Федеральному собранию России 1 декабря 2016 г.  

— Раскрытие таланта ребёнка — успех всей России, — добавил он.  

Чтобы эта цель была достижима, школьники должны уметь решать нестандартные задачи, ставить цели и добиваться их, считает Путин. 

— Школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой благополучной, интересной жизни, — отметил президент. 

глубоко мне приступив к подготовке к данному выступлению.

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата).

одарённость — врождённое свойство личности, а способность — приобретённое качество. Эти две категории не тождественны как в понятийном отношении, так и по существу. Врождённые свойства и дарования детей передаются по наследству, генетически предопределены, если не происходит мутации генотипа. Способности же приобретаются в результате жизнедеятельности, обучения и воспитания детей.

модель развития детской музыкальной одаренности детей среднего школьного возраста в условиях обучения вокально- исполнительской деятельности

"Из опыта работы с одарёнными детьми - вокалистами"


Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одарённых талантливых детей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальною одарённостью.


Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого года обучения по вокалу. На занятиях по вокалу при выполнении разных видов деятельности (пение, слушание и восприятие музыки, пластическое интонирование, игры - драматизации, ритмические упражнения), формируется комплекс способностей. Творческая активность воспитанников проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материала, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса. 
Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на занятиях по вокалом. Ансамблевое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало. 
Ведь пение не самоцель - песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей. В каждом своем воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром. 

Систематически отслеживаю и веду учёт проявившихся способностей ребёнка. Это необходимо делать не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, выбрать направление в сольном пении – эстрадный вокал, академический, или народное пение. 
Условия для развития одарённых детей: 
- использование современных образовательных технологий на занятии по вокалу; 
- индивидуальные образовательные маршруты; 
- отчётные концерты; 
- Интернет – ресурсы. 
Работа с одарёнными детьми ведётся по индивидуальным планам с перспективой на несколько лет и имеет личностно – ориентированную направленность. Вокально - хоровую работу провожу по адаптированной мною методике Н. А. Адулова по постановке певческого и разговорного дыхания, использую фонопедический метод В. В. Емельянова по развитию и тренингу голоса, методику вокально - хорового воспитания Г.А. Струве, Г.П. Стуловой, распевание с солистами - эстрадниками провожу по методике С. Риггза, секреты вокального мастерства (сольное пение) раскрываю по адаптированной методике Н.Б. Гонтаренко. 

В школе работает двух возрастная вокальная группа «Мелодия», кружок сольного пения и артистического мастерства для одарённых детей. В младшую группу принимаются все желающие, старшая группа - сформировавшийся коллектив, участник многочисленных концертных программ. 

Творческая атмосфера на занятиях, репетициях, создание ситуации успеха позволяет ребёнку по - настоящему передать свои чувства и переживания, постичь тайны вокального искусства, для этого стараюсь проводить занятия живо и увлекательно. С солистами провожу систематическую работу по постановке голоса и певческого дыхания, также идёт работа над пластикой, артистичностью, образностью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений. Большое внимание уделяю воспитанию в детях волевых качеств, высокой нравственной позиции, музыкального вкуса, воспитанию певческой культуры, культуры поведения на сцене – «быть настоящими артистами». 

Важную роль играет подбор репертуара. Песенный репертуар подбираю в зависимости от индивидуальности ученика, возраста. Репертуар должен быть доступным пониманию, должен расширять «интонационный багаж» учащихся, приучать их к восприятию современных, классических образов, гармонии и других средств музыкальной выразительности. Учитываю воспитательные задачи, вокально – технические возможности и интересы своих учеников. В работе стараюсь использовать малоизвестные школьной аудитории песни, фольклор, несложные произведения классики. В работе над развитием музыкальных способностей большое внимание уделяю распеванию и постановке голоса, развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции, мимики, тембрового слуха, дыхания, чистоты интонации, артистичности. 

Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости. Только многолетние совместные усилия учителя, учеников, их родителей, помощи администрации школы дают свои высокие творческие результаты.

Основоположниками тестирования музыкальных способностей являются К. Сишор (автор первой системы измерения музыкальных сенсорных способностей, начиная с которого музыкальность стала рассматриваться с позиции чувствительности), К. Штумпф, Я. Квальфассер, Х. Винг, Н. Вистлер, Э. Гордон (методы оценки восприятия), А. Бентли, Л. Хелмсторм, Е. Гастон (разработавший тест музыкальности), Б. Чармелс и М. Мантуржевска (измерение интереса к музыке). В России разработки методов диагностики музыкальных способностей и музыкальной одаренности принадлежат Б. М. Теплову (1947), Ю. А. Цагарелли (1981), К. В. Тарасовой (1988), В. Г. Ражникову (1988), Т. В. Галкиной (1991), М. Старчеус (1992), А. Л. Готсдинеру (1993), Л. Л. Бочкареву (1997), В. И. Петрушину (1997), М. Таллибулиной (2003), М. А. Кононенко (2004), Д. Кирнарской (2006) и др. Стоит отметить, что методики оценки специальных способностей, как правило, ориентированы на работу с детьми дошкольного возраста и подразумевают оценку музыкальных способностей, необходимых для обеспечения72 самоактуализации в условиях музыкальной деятельности целом, в то время как специальных инструментов оценки проявлений детей в вокально- исполнительской деятельности не существует. В этой связи с целью организации комплексной диагностики музыкальной одаренности детей среднего школьного возраста и проведения анализа специального компонента нами была разработана методика «Певческая карта», направленная на изучение особенностей проявления и развития музыкальных способностей в вокально-исполнительской деятельности. При разработке нами были учтены важность и необходимость ориентации на психофизиологические и возрастные особенности развития детей. «Певческая карта» представляет собой таблицу оценки специальных способностей как составляющих специального компонента музыкальной одаренности в области вокального исполнительства в опоре на включенные в нее параметры и с использованием специально разработанных уровневых дескрипторов.

Таким образом, в качестве параметров «Певческой карты» нами были выделены: 1. диапазон; 2. преобладающий регистр голоса; 3. качество интонирования; 4. вокально-слуховая координация; 5. звонкость и полетность; 6. степень свободы звучания; 7. вибрато; 8. музыкальная память;77 9. вокальный слух; 10. динамика; 11. дикция и артикуляция; 12. чувство ритма; 13. способность с исполнению многоголосий (в наше случае было выбрано двухголосие).

В этой связи вопрос выбора методов и приемов построения обучения одаренных детей является крайне важным. Как отмечает Е.Н. Щебланова, традиционное обучение сдерживает развитие таких детей, для полного раскрытия их потенциала необходимы специальные модификации программ и методов обучения в соответствии с их психологическими особенностями (уровнем одаренности, интересами, мотивационно-личностными характеристиками), иначе говоря, эффективность программ зависит от их соответствия потребностям и возможностям этой категории детей [203, с. 112]. Следовательно, задачей педагогического сообщества становится поиск специализированных видов творческой деятельности, подготовка творческих учителей, способных осуществить ее организацию и обеспечить повышение творческой активности одаренных детей.

Специфика социального заказа в отношении группы «одаренных детей» смещает акценты и ориентиры постановки задач обучения, подразумевая не только овладение знаниями, умениями и навыками в конкретных предметных областях, но и создание условий, способствующих личностному развитию, росту познавательной активности в соответствии со спецификой одаренности ребенка. Целью обучения и воспитания детей с признаками одаренности является обеспечение развития наличного уровня способностей и возможности их дальнейшей реализации во взрослой жизни, а основным принципом – поддержка проявлений индивидуальности, роста способностей, потенциала: «Дарование создать нельзя, но создать культуру и почву, на которой будут расцветать таланты, можно, а это во многом зависит от методов работы»

Одаренность является комплексным выразителем личности одаренного ребенка, что подтверждает важность и ценность применения личностно- ориентированного подхода в построении образовательного процесса

Личностно-ориентированный подход в обучении одаренных детей исключает авторитаризм отношений «учитель-ученик», подразумевает выстраивание «субъект-субъектной» модели, в которой педагог выступает в роли наставника, друга, старшего товарища. Любая образовательная организация, в которую попадает одаренный ребенок, должна быть психологической нишей, местом, где он сможет не только воплотить свои идеи, высказать взгляды, но и найти поддержку, помощь в трудных ситуациях, ведь «одаренный ребенок требует одаренного учителя» [152, с.135]. Правильная педагогическая позиция и организация процесса обучения являются важными условиями развития детской одаренности: «Если взрослый видит величие ребенка, то малыш и станет великим, а если педагог подчеркивает ничтожность, безличность малыша, то ничего, кроме ничтожности, взрастить ему не удастся»

        Гуцалюк Р.В. – 7/4

Бекмурзаев К.Т. – 22/5

Иванов А.Е. – 21/3

Правило Е.Ю. – 22/7; 21/7

Куцева Е.В. – 14/4