ВЫСТУПЛЕНИЕ на зональном научно-практическом семинаре «Методическое просвещение»-«Практика: некоторые вопросы проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческого объединения «Театр песни «Ассоль"

Правило Елена Юрьевна

Свое выступление начну с интересных фактов. В предстоящем 2017 г. в российском образовании будут отмечаться два юбилея:

ü 25-летие такого педагогического феномена как - дополнительное образование детей. Сам термин появился в начале 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании», когда внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.

ü А сама система дополнительного образования России в 2017 году отметит 100 лет, впервые решение о развитии внешкольного образования на государственном уровне было принято в ноябре 1917 года.

 

Дополнительное образование детей сегодня включено в систему непрерывного образования и является составной (вариативной) частью общего образования, поэтому подчинено общим (!) требованиями модернизации образования и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Сегодня ключевая цель развития дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях России определена его предназначением: стать значимой сферой социальной политики. Сфера дополнительного образования, фактически, является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего и создает особые возможности для развития образования в целом.

Система дополнительного образования детей всегда чутко реагирует на вызовы времени, внося изменения в содержание образовательных программ и организацию образовательного процесса.

В связи с этим во многих учреждениях образования на сегодняшний день ведется активная работа по обновлению содержания и механизмов реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ согласно современным требованиям.

 

Основные задачи дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ озвучивались неоднократно, и мы знаем, что существует ряд нормативных документов, в которых представлены ОСНОВНЫЕ  требования к структуре дополнительной программы.

 

Но, отбор содержания дополнительных общеразвивающих программ относится к компетенции образовательной организации и законодательством фактически не регламентируется. В связи с этим, перед педагогом открываются широкие возможности в вопросе планирования и построения образовательного процесса, исходя из своего личного опыта и наблюдений. Выбор технологий, методик, методов, форм и средств реализации программы - не ограничен.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на городском научно-практическом семинаре

«Методическое просвещение»

23.11.16 г.

«Практика: некоторые вопросы проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

творческого объединения «Театр песни «Ассоль»

с учетом основных тенденций и требований

современного Российского образования»

Свое выступление начну с интересных фактов. В предстоящем 2017 г. в российском образовании будут отмечаться два юбилея:

  • 25-летие такого педагогического феномена как - дополнительное образование детей. Сам термин появился в начале 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании», когда внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.
  • А сама система дополнительного образования России в 2017 году отметит 100 лет, впервые решение о развитии внешкольного образования на государственном уровне было принято в ноябре 1917 года.

Дополнительное образование детей сегодня включено в систему непрерывного образования и является составной (вариативной) частью общего образования, поэтому подчинено общим (!) требованиями модернизации образования и переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Сегодня ключевая цель развития дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях России определена его предназначением: стать значимой сферой социальной политики. Сфера дополнительного образования, фактически, является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего и создает особые возможности для развития образования в целом.

Система дополнительного образования детей всегда чутко реагирует на вызовы времени, внося изменения в содержание образовательных программ и организацию образовательного процесса.

В связи с этим во многих учреждениях образования на сегодняшний день ведется активная работа по обновлению содержания и механизмов реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ согласно современным требованиям.

Основные задачи дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ озвучивались неоднократно, и мы знаем, что существует ряд нормативных документов, в которых представлены ОСНОВНЫЕ  требования к структуре дополнительной программы.

Но, отбор содержания дополнительных общеразвивающих программ относится к компетенции образовательной организации и законодательством фактически не регламентируется. В связи с этим, перед педагогом открываются широкие возможности в вопросе планирования и построения образовательного процесса, исходя из своего личного опыта и наблюдений. Выбор технологий, методик, методов, форм и средств реализации программы - не ограничен.

Приступая к работе по проектированию своей образовательной программы, я выделила для себя приоритетные для себя направления, которые хотела бы учесть при ее составлении (здесь представлено несколько).

Далее, как и положено, к структурному ее описанию: принадлежности и направленности программы, ее актуальности, новизны, цели и задач, сроки реализации и т.д.

  • Театр песни – здесь как форма организации образовательного процесса. При такой форме работы принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятия. Но, вокальное исполнительство остается  основным видом деятельности в рамках данной программы.

  • Программа представлена 3 уровнями: стартовый, базовый, продвинутый… На данный момент творческое объединение работает по 2 уровням: стартовый и базовый. Поэтому именно о них немного поподробнее…
  • 1 этап  - Стартовый уровень - 1 год (1 год обучения), дети 6-9 лет.

«Стартовый уровень», на мой взгляд, является кузницей развития мотивации. Здесь важно не спугнуть ребенка сложностью предстоящей учебы и организовать образовательный процесс весело и интересно, чтобы ребенок хотел продолжать заниматься и с удовольствием «бежал» на занятия. Поэтому

  • Основной акцент при составлении содержания программы на данном этапе обучения я ставила на накопление певческого репертуара, и приоритетом в данном вопросе является – легкая запоминаемость музыки и текстов песен, яркие образы, что позволяет детям выучить большое количество песен, формируя в сознании ребенка успешность и востребованность.

Для каждого уровня программы  - составлен приблизительный список песенного материала, исходя из собственного опыта.

  • Хорошим вспомогательным и одновременно обучающим моментом является использование различных форм вокального исполнительства.
  • Различные упражнения проводятся в игровой форме, что упрощает процесс усвоения нового материала.    

Сохранность контингента групп «стартового уровня» в моем творческом объединении к концу года обычно составляет – 80-85 %.

  • 2 этап  - Базовый уровень - 3 года (3 года обучения)        , дети 10-16 лет.

На Базовый уровень обучения продолжают более способные воспитанники, обладающие высокой степенью развитой мотивации.

В разделе «Вокал» появляются новые музыкальные и специальные вокальные термины и понятия, вводятся темы, посвященные изучению истории и стилистике вокального искусства. В содержание программы вводится раздел «сценическое движение».

На данном этапе обучения обучающиеся:

  • пробуют себя в различных вокальных конкурсах, творческих и исследовательских проектах,
  • активно участвуют в концертной деятельности и социально-значимых проектах, проводимыми ЦРТДЮ и различными организациями города и области.

Сохранность контингента групп «стартового уровня» к концу года обычно составляет  приблизительно – 90 %.

Должна отметить, что в соответствии с письмом Министерства образования в содержание программ всех трех уровней введен обязательный раздел «Основы безопасности дорожного движения» в количестве 8 часов (ежегодно) с целью повышения безопасности детей на дорогах.

Основные технологии, принципы, методы и формы работы, использованные при составлении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр песни «Ассоль».

  • Педагогические технологии
  1. «Игровые технологии» используются не только в младших группах, но и в старших, например, в качестве тренинга.  
  2. «Технология без отметочного оценивания образовательных достижений (учебных успехов)» (Г.А. Цукерман)  – принципиально иной подход, позволяющий устранить негативные моменты в обучении в отличие от «отметочной» системы оценивания.
  • «Лесенка Успеха» - самооценка обучающимся собственных результатов в обучении.
  • Музыкальный ринг, представляет собой своего рода конкурс внутри творческого объединения.
  • Рейтинговая карта творческого объединения представляет собой комплексную характеристику личных достижений обучающихся на основе накопления баллов в течение учебного года.  Заполняется в конце учебного года и является одной из форм итогового контроля реализации образовательной программы.
  1. Технология «Создание ситуации успеха»:
  • Подбор репертуара в соответствии с возрастом обучающихся.
  • Концертная и конкурсная деятельность начинается уже с 1 года обучения.
  • На сайте нашего коллектива – работает баннер «Наша гордость».

  1. «Технология проектного обучения» (Блонский П.П., Шацкий С.Т.)
  • Творческие проекты: музыкальные спектакли, концерты, концертные номера.
  • Информационные – занятия в форме семинаров по темам «55-летие первого полета человека в космос», «Вокальная музыка». 
  • Социально-значимые проекты – «Счастливые дети надежды» - долгосрочный, реализуется уже второй год и пока довольно успешно. Основная цель его: социализация и развитие детей Особой заботы, а также воспитание толерантности  у подрастающего поколения в условиях учреждения дополнительного образования посредством вовлечения их в активную, совместно организованную деятельность. 
  1. Технология индивидуального обучения (адаптивная)  (Инге Унт, В.Д. Шадриков) 

В условиях моего творческого объединения, группы которого состоят из 10-12 человек, с каждым ребенком удается позаниматься индивидуально от 5  до 10 минут. Конечно, трудно уложиться, но, даже это количество времени дает свои результаты.

Успешность и необходимость использования данной «Технологии индивидуального обучения» доказывают высокие показатели участия 80% обучающихся в фестивалях и конкурсах в номинации «сольный вокал».

В данном направлении существенную помощь оказывает так же разработка и внедрение в процесс обучения «Индивидуальных образовательных маршрутов», и особенно актуальным оно является для детей так называемой «группы риска» - это одаренные дети, и дети Особой заботы.

  • Формы организации учебного занятия

Часто используются нестандартные формы проведения занятий – комбинированные, комплексные и интегрированные занятия, особенно у малышей. Смена деятельности положительно влияет на сохранение здоровья и повышает познавательный интерес.

Последнее интегрированное занятие  было проведено совсем недавно - 14.11.16 г. в рамках социально-значимого проекта «Счастливые дети надежды» совместно с «Клубом «Родник» (дети Особой заботы).

  • Методы и приемы

Приведу лишь 2 примера:

  • Приоритетным в своей работе с детьми младшего школьного возраста считаю использование «моторного компонента», так называемого «Двигательного метода активизации внимания и развития памяти».
  • Использую «Прием неосознанного запоминания»: Как правило, применяю его в конце занятия. Дети рисуют и слушают песню, иногда даже напевают, сами того не замечая. Это имеет большое значение для закрепления проделанной на занятии работы.

  • Процесс внедрения в образовательный процесс новых информационно-коммуникативных технологий и в моей работе дал свои положительные результаты.
  • Главное - повысилась активность обучающихся. Как пример:
  • Поиск информации для докладов к занятиям-семинарам.
  • Участие в обучающихся в Интернет-конкурсах и олимпиадах (участвовали в Интернет-олимпиаде по музыке).
  • Сайт коллектива позволяет детям позволяет  получать доступ к учебным материалам и образовательным играм он-лайн по направлению деятельности коллектива.
  • На Яндекс-диске коллектива, где находится архив с фото- и видеоматериалами всех мероприятий коллектива.
  • Интернет-технологии позволили повысить уровень общения с родителями обучающихся:
  • использование почтовой программы;
  • виртуальное общение (существуют группы нашего коллектива в Viber, WhatsApp).

  • Формы контроля результативности образовательной программы:
  • Учебно-методический отдел ЦРТДЮ регулярно проводит различные мониторинги. 
  • Помимо этого, мною ежегодно проводится «Анализ работы творческого объединения», который основан на сборе информации по выполненной работе  за весь учебный год и демонстрируется на итоговом родительском собрании в виде фото, видео-материалов, сканов различных дипломов, диаграмм по итогам анкетирования родителей и опросов обучающихся многое другое.
  • Финальной точкой этого мероприятия является представление, разработанной мною под свой коллектив, «Рейтинговой карты творческого объединения», где отражаются достижения каждого отдельного обучающегося по всем направлениям работы творческого объединения за учебный год.

Невозможно за короткое время выступления подробно раскрыть содержательную сторону всей программы. Я постаралась представить коротко наиболее яркие примеры различных форм и направлений работы в своем творческом объединении «Театр песни «Ассоль».

Подводя итог своему выступлению, еще раз хочу отметить, что в работе педагога дополнительного образования любой направленности поиск идей, проектирование и написание образовательной общеобразовательной развивающей программы является первичным звеном. Педагог не может приступить к работе, не определив «маршрут образовательного процесса» в рамках своего творческого объединения.

В современном образовании существует ряд нормативных документов, которые регламентируют порядок написания общеобразовательных общеразвивающих программ.  Но, как правило, это относится к структуре дополнительной программы. А содержательная ее часть все же сохраняет свою вариативность.

Изменения, происходящие в обществе и в государстве, влекут за собой изменения и в работе образовательных учреждений. Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт педагога, существует необходимость регулярного обновления содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Если педагог – активен, то постоянно появляются новые идеи и знания, которые хочется применить на практике…

Педагог дополнительного образования

Правило Е.Ю.