Интегрированный урок в "Вокальном классе"

Пачганова Татьяна Владимировна

Конспект открытого интегрированного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx36.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               Автономное учреждение профессионального образования

                           Ханты-Мансийского автономного округа Югры

                    «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

                                       

Открытый  интегрированный урок

профессиональный модуль ПМ.03 «Педагогическая музыкальная деятельность»

МДК 03.01.  «Вокальный класс»

  для специальности среднего профессионального образования    

53.02.01 «Музыкальное образование»

Тема 1 раздела урока: «Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом» (Лозко С. И.);

Тема 2 раздела урока: «Приобретение навыков разбора школьной песни с использованием ИКТ» (Пачганова Т. В.).

                                       Преподаватель: Лозко Светлана Ивановна

                                  Концертмейстер: Пачганова Татьяна Владимировна

                                 Студентка 536гр. 1курса: Орлова Татьяна

                                       

2017 год

                            Технологическая карта занятия  

Курс: 1 

Группа: 536, студентка Орлова Татьяна 

Дата проведения: 21 февраля 2017г., 12.50.

Тема 1 раздела урока: «Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом» (Лозко С. И.);

Тема 2 раздела урока: «Приобретение навыков разбора школьной песни с использованием ИКТ» (Пачганова Т. В.).

Цели занятия

- организация деятельности студента по овладению новым учебным материалом; формирование профессиональных компетенций (ПК.3.1-3.4), необходимых для организации и проведения занятия по развитию певческой профессиональной деятельности; 

- формирование ПК при разборе школьной песни;

- формирование умений и навыков по использованию теоретических знаний во время работы над вокальными произведениями; 

- воспитание  устойчивого интереса и понимания сущности, социальной значимости своей будущей профессии;

- воспитание желания работать в коллективе, взаимодействовать с сокурсниками, педагогом; 

- активизация познавательной деятельности; 

- развитие и постановка артикуляционного аппарата посредством отработки правильного произношения дикционных оборотов в вокально-тренировочном материале.

Задачи:

Образовательные:

- обучение правильному певческому дыханию;

- чистота интонации, умение передавать мелодию, четкий ритм;

- закрепление понятия «вокальная дикция» и «артикуляция»;

- углубление и закрепление теоретических знаний учащегося;

- правильное произношение скороговорок, текста в изучаемом произведении;
- формирование выразительного исполнения через певческую артикуляцию, дикцию.

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического   репертуара  вокального, хорового и инструментального жанров.

ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым  коллективом.

ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.

ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей   обучающихся.

Развивающие:

 - развитие певческого и артикуляционного аппарата;
- развитие дикционные навыков;

 - формирование вокальных и творческих способностей студентки;

- развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения произведений: творческое самовыражение, вокальная индивидуальность, умение раскрыть музыкально- эмоциональный образ произведения;

- развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности

- развитие нижнереберно-диафрагмального дыхания;

- развитие вокального слуха;

- активизация артикуляционного аппарата.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и   нестандартных  ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

Воспитательные:

- способствовать формированию культуры пения, как эстетической потребности, как части общей художественной, духовной культуры;

- способствовать формированию интереса к сольному пению, концертным выступлениям, творческому самовыражению, реализации духовно-творческого потенциала.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей  будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Вид занятия: профессионально-ориентированный. 

Тип урока:  интегрированный  

Методы обучения: беседа, использование учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение детской песни и вокального произведения;  

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (рассказ, объяснение, диалог);

- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ-исполнение педагогом и воспроизведение услышанного и увиденного студенткой, просмотр видеозаписей);

-эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для студентки слов, определений описания вокальных приемов).

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

- побуждение к самоконтролю;

- проговаривание текста песни «нараспев»;

- поощрение с целью стимуляции  интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции.

Внутрипредметные связи:  

Теоретические основы методики развития основных вокально-технических навыков и приемов и их использование в вокальных упражнениях.

Межпредметные связи

сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, русская литература, методика музыкального воспитания, информатика;

обеспечивающие: с психологией, педагогикой. 

обеспечиваемые: с педагогической практикой в детском саду и школе.

Материально-техническое обеспечение урока:

- типовой учебный класс;

- фортепиано;

- музыкальный центр;

- флэш карта;

- ноутбук;

- зеркало.

Наглядные средства:

- презентация по теме, видео материал.

- наглядные –  наглядно - иллюстративный, показ, ИКТ;

- словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

- практические  –  упражнения, практические задания;

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии: личностно-ориентированная развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологи.

Исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на занятии.

Проектируемый результат: знание физиологических особенностей голосового аппарата. Знание приемов артикуляционной гимнастики. Осознание необходимости развития певческого артикуляционного аппарата Формирование навыков выполнения упражнений, направленных на развитие

артикуляционного аппарата. Студентка должена иметь устойчивый интерес к выполняемым ею упражнениям, распевкам, вокальным произведениям; уметь эмоционально-выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить учебный материал; уметь применить на практике навыки работы при разборе школьной песни.

В соответствии с ФГОС СПО студент должен: 

Знать: 

- основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;

- специфику голосообразования в пении и в речи;

- правила охраны и гигиены голосового аппарата;

- методические основы работы над детским песенным репертуаром;

 -основы вокальной техники: певческое дыхание, дикция, вокальная орфоэпия, различные приемы звукоизвлечения, высокая позиция звука, опора звука на дыхании;

 - закономерности и средства художественного исполнения вокальных    произведений.

Уметь: 

- исполнять вокальные произведения на хорошем вокально-техническом и художественном уровне;

- исполнять детские песни под собственный аккомпанемент;

- читать с листа разнообразный вокальный репертуар и точно интонировать вокальную партию;

- проводить анализ и самоанализ вокальной деятельности;

- использовать методические приемы, навыки, умения в вокальной  работе;

-анализировать песенный репертуар дошкольного и школьного возраста;

- преодолевать вокально-технические трудности при работе над вокальными произведениями.

                                               Структура урока

1 раздел:

1.​ Организационный момент: сообщение темы, целей и задач урока - 2 мин.

2. ​Распевание: дыхательные, дикционные, артикуляционные упражнения - 5 мин.

3. ​Работа над вокальными произведениями - 10 мин.

4.​ Закрепление учебного материала, итоговое исполнение произведений- 6 мин.

2 раздел:

5. Разбор игры и сольного исполнения детской (школьной) песни под собственный аккомпанемент - 14 мин.

6. Закрепление – 5 мин.

7.​ Подведение итогов урока (уровень освоения ЗУН и формирования ПК), выставление оценок - 2 мин.

8.​ Задание на дом - 1 мин.

                                         Ход урока

Лозко С. И.:

1. Объявление темы, цели и задач 1 раздела урока.

2. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1) Элементы дыхательной гимнастики А Стрельниковой (Приложение № 1).

2) Распевание: упражнения. Вокальные навыки – «певческая установка» (развернутый ответ студента), дыхание, дикция, артикуляция.

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов); упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных       навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления студента, используя скороговорку «Сыворотка из-под простокваши…» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д. Подвести студента к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной  задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокальных произведений:

 Г.Гендель, «Dignare». 

Цель: овладение учебным материалом: добиться ровного, красивого по тембру и вибрато звучания на всем диапазоне. Также важна артистичность исполнения, использование музыкальных средств выразительности, динамических оттенков. В процессе работы над сольной партиией, перед студенткой были поставлены определенные задачи, а именно: правильная передача художественного образа; внимание пропеванию фразировки и ритмических нюансов в соответствии с замыслом, логических ударений (акцентов), кульминации. Также развитие и закрепление вокальных навыков: прикрытый звук с опорой на дыхании, высокая позиция звука, обращения особого внимания на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата студента.  

Для этого хорошо использовать артикуляционную гимнастику В. В. Емельянова. (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит   дикцию. В процессе работы студент вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат»). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».  Используя образное мышление, воображение студента, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

        

Муз. Г.Бойко, сл. В.Викторова «Дело было в Каролине».

Цель: артистично передать смысл произведения, чисто и ровно по позиции проинтонировать скачки на октавы, хроматизмы и модуляционные ходы мелодии, оформить хорошее легато, передать нюансы в начале каждого куплета.  Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Поэтому задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести студента к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения четкого ритма, дикционной активности голоса при разных нюансах, подчеркивая джазовый стиль исполнения. Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата студента. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

4. Закрепление учебного материала, итоговое исполнение произведений.

Пачганова Т. В.:

5. Объявление темы, цели и задач 2 раздела урока.

Тема: «Приобретение навыков разбора школьной песни с использованием ИКТ».

1). Вступительная беседа по теме работы:

*   Роль учителя музыки в школе.

* Роль учителя музыки – аккомпаниатора при работе с исполнителями-вокалистами и исполнителями-коллективами.

Работа учителя музыки - аккомпаниатора (концертмейстера) - нелегкая работа. Аккомпаниатор должен обладать всеми качествами, требуемыми от исполнителей-вокалистов – артистизмом, умением владеть собой на сцене, а сверх того, еще рядом других специфических качеств, как умение транспонировать, читать с листа, обладать быстротой реакции и находчивостью, чтобы во время выступления предотвратить любую возможность, «аварию» со стороны солиста.

Как научиться хорошо аккомпанировать?

Прежде всего, научиться хорошо играть на фортепиано. Хорошее владение инструментом – первое качество, которым должен обладать концертмейстер. Чем выше пианистическое мастерство, тем выше квалификация концертмейстера. Концертмейстер должен обладать не только пианистическим мастерством, но и высокой музыкальной культурой. Квалифицированный концертмейстер – это музыкант-эрудит. Ему совершенно необходимо хорошее знание гармонии, музыкальных форм, знание музыкальной литературы различных эпох. Эти знания помогут глубже проникнуть в художественное содержание произведения, понять стиль и характер исполнения. Особенно важны эти знания в работе с детьми, где деятельность концертмейстера носит не только педагогический, но и музыкально-просветительский характер.

Важным качеством концертмейстера является знание основ вокального исполнительства. Концертмейстер должен не только слышать все интонационные погрешности певца, но и уметь определить (по звучанию голоса) их причину. Для этого необходимо выработать в себе вокальный слух, т.е. умение определять по звучанию голоса правильность звукообразования у певца-солиста.

Все эти качества сродни тем, которыми должен обладать всякий, кто избрал педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. Постоянно умножать и совершенствовать свои знания и мастерство, щедро делиться ими с другими, не рассчитывая на громкий успех и немедленное признание – таковы задачи концертмейстера, таковы задачи и учителя музыки. И тем, кто любит свое дело, свое искусство, вознаграждение непременно приходит.

Таким образом, высокая исполнительская и коммуникативная культура концертмейстера способствует эффективности учебно-воспитательной работы в творческом коллективе школы, развитию креативных способностей детей и поддержанию их мотивации к творческой деятельности. Профессионализм концертмейстера не только развивает художественный вкус, музыкально-образные представления, исполнительные и ансамблевые навыки детей, но и способствует высокой результативности творческого коллектива школы.

2). Одним из ведущих видов деятельности учителя музыки в школе является работа над вокально-хоровой работой. Работа над школьной песней предполагает от учителя профессиональных знаний методики и серьезной  пианистической, вокальной и дирижерской подготовки. Перед работой (знакомством, разучиванием) с детьми школьного возраста песен, учитель музыки должен самостоятельно сделать основательный разбор произведения.

Цель разбора песни – раскрытие идейно-художественного содержания, определение всех средств выразительности. (По ходу изложения студенту теоретического материала, на примере песни «Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, этот материал закрепляется игрой на фортепиано). 

Последовательность разбора:

  • Название. Авторы музыки и текста. Часто в самом названии раскрывается основной образ произведения, определяющий стиль и характер исполнения. Таким примером является песня «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот» – просмотр видео, исполняет солистка с оркестром).
  • Указание темпа и метронома. Исполнение в темпе, не соответствующем авторскому указанию, может до неузнаваемости изменить произведение (и не только песню).
  • Ключи.  Необходимо внимательно проверить ключи во всем произведении, нет ли их смен. Выработка такого правила сослужит в будущем хорошую службу при чтении с листа, где такая ошибка может явиться непоправимой.
  • Определение тональности всего произведения, а также встречающиеся ладотональные изменения (в песне «Улыбка» меняется тональность в запеве (C dur – радостно, ярко) и припеве (c moll – нежно, мило).
  • Размер и его изменения, если они есть. Какой ритм является преобладающим, его изменения на протяжении песни (в «Улыбке» размер – перечеркнутый ключ -    -, это значит, что песню нужно исполнять не на счет «4», а вдвое меньше – быстрее, на «2»).
  • Характер произведения, настроение, звуковая окраска. Прочитать  все авторские ремарки, относящиеся к исполнению, характеру звучания, общему настроению произведения. Динамические и агогические нюансы (в «Улыбке» динамика от mf до p).
  • Вступление и заключение, все соло фортепиано (или, иначе говоря, прелюдия, постлюдия и интерлюдия). К этому следует отнестись с особым вниманием. От того, как будет сыграно вступление, даже если оно состоит из одного аккорда и, соответственно, заключение, зависит судьба всей песни, даже не очень сложной. В этих частях аккомпанемента нужно показать характер и настроение. В заключении «досказывается» мысль вокально-поэтического текста. Очень важны и интерлюдии, которые соединяют все части песни в единую целостную форму (в «Улыбке» уже во вступлении звучит главная мелодическая линия и явно слышно настроение и характер песни, заключение звучит на f, тем самым подчеркивается главная мысль песни – о ценности дружбы между людьми).
  • Разбор вокальной партии. Рекомендуется прочесть стихотворный текст, чтобы понять смысл песни, а также обратить внимание на сложные слова. Далее текст пропевается с мелодией, расставляется дыхание.

Вокальная музыка неразрывно связана со словом, с живой человеческой речью. Проникновение в круг образов стихотворения, в его речевые интонации является непременным условием для создания осмысленного аккомпанемента.

  • В фортепианной партии обратить внимание на звуки, имеющие особо важное значение для аккомпанемента (басовые звуки, кульминационные звуки; звуки, важные в гармоническом и ритмическом отношениях). Также следует продумать педализацию.

После тщательного разбора партии аккомпанемента можно приступить к репетиции с исполнителями (или солистом). Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (В.Шаинский, сл.М.Пляцковского «Улыбка»). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

(Просмотр видеозаписи детского вокального и хореографического ансамблей, исполняющих песню «Улыбка» - анализ, вывод о том, что при хорошей подготовке песни, ее можно исполнять и с солистами, и с ансамблями, и с хорами, привлекая для яркости восприятия хореографические детские коллективы, что дает стимул и желание детям активно работать в периоды тщательной, кропотливой работы над песней).

6. Закрепление.  В результате разбора произведения учащийся добивается: кантилены в исполнении, грамотного прочтения нотного текста, осмысленной фразировки, понимания художественной идеи композиции. Студентка самостоятельно исполняет всю песню, анализируя после, отмечая «+» и «-».  

 Уровень освоения ЗУН и формирование ПК:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров;

ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом;

ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей;

ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся).

                                       

7. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

8. Домашнее задание. Самостоятельное закрепление  навыков, полученных на уроке. В Интернете найти  записи исполнения лучшими вокалистами арии Г.Генделя «Dignare», сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова произведения В.Бойко «Дело было в Каролине», выразительно декламируя в певческой позиции («Артист на сцене»), продумать несколько исполнительных планов этого произведения. Закрепить навыки разбора школьной песни «Улыбка».

Литература:

1. Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. – М.: Издательский дом «Классика- XXI», 2008. – 100 с. – (Серия «Секреты фортепианного мастерства»).

2. Голубев П.В. Советы молодым  педагогам – вокалистам./ П.В. Голубев – М., Музгиз,  1962.

3. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» - Москва, Музыка. 1968 г.

4. Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

5. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Спб. 1996 г.

6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В. Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.

7. Зебряк Т. «Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

8. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. /  В. П. Морозов – М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского,  Центр «Искусство и наука», 2002. – 496 с.

9. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

10. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для сопрано. Музыкальное училище I-II курсы. / Сост. П. Понтрягин. -  М.: Музыка, 1970.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Мы делаем по 32 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения: Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки). Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже их) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез. "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.   «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

Приложение №3. 

Скороговорки

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

а) На дворе трава, на траве дрова.

    Не руби дрова на траве двора.

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

    Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп;

    Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

е) От топота копыт, пыль по полю летит.