Стилистические особенности творчества Клода Дебюсси

Пачганова Татьяна Владимировна

Материал к выступлению на научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-prakt._konferenttsiya_debyussi.docx44.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АУ СПО «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

Факультет «Искусств и культуры»

Научно-практическая конференция

«Изучение и внедрение в исполнительскую программу студентов музыки современных композиторов»

Раздел «Зарубежные композиторы - детям»

Тема выступления «Стилистические особенности творчества Клода Дебюсси»

Подготовили:

Пачганова Т.В.,

 концертмейстер высшей     категории;

                            Костылева К., студентка III курса

2013 год

Содержание

        

1.   Импрессионизм в искусстве Франции конца XIX- начала XX  веков.

  1. Особенности творчества Клода Дебюсси.
  2. Методические рекомендации беседы для старшеклассников.

      

Цель представленной работы: расширение художественного и музыкального кругозора учащихся средних общеобразовательных учреждений, приобщение их к миру искусства, музыки, эстетики, приобщение к красоте и гармонии.

Наглядные пособия: 1. Портрет К. Дебюсси;

                                        2. Картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца»,

                                                            О. Ренуар «Девушка с веером» (1881г.);

                                        3. Фортепианная пьеса «Девушка с волосами цвета льна»

     

1.Импрессионизм в искусстве Франции конца XIX – начала XX веков

        Импрессионизм - один из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти XIX века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами.

        Термин impresssionisme произошёл от французского слова impression «впечатление». Так назвал свою картину К. Моне – «Впечатление. Восход солнца»

        Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению – К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега. Стремясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты освободились от традиционных правил, они создали новый метод живописи. Суть его состояла в передаче внешнего впечатления света, тени рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал максимальным выражением самого принципа живописности. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно – как изображает. Объект становился только поводом для решения чисто живописных «зрительных задач, поэтому импрессионизм первоначально имел ещё одно, позднее забытое название – «хроматизм» от греческого chroma – «цвет».

        Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок, и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Из мастерских они выходят на пленэр (pleinair -«вольный воздух»).

        Для творческого метода импрессионистов характерна краткость, этюдность. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Импрессионисты считали, что реальность - это меняющиеся световые ощущения. Так как эти ощущения всё время меняются, художники работали над тем, чтобы уловить эти исчезающие мгновения. Они достигали совершенно невиданных до этого времени эффектов передачи бликов, мерцаний, игры светотеней, светлых, гармоничных, красочных созвучий. К 80-90-м годам XIX века художники-импрессионисты становятся исключительными мастерами передачи освещения, тумана, игры воды, неба, облаков и т.д. Основная тема их творчества – Франция, её природа, быт, люди.

        Настоящим   откровением   в   полотнах   художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские устремления раскрылись во всём своём

разнообразии и богатстве нюансов и оттенков (К. Моне «Белые кувшинки» 1889г., К. Писсарро «Осеннее утро в Эраньи» 1897г., А. Сислей «Снежный пейзаж с охотником» 1873г., О. Ренуар «На берегу озера» ок. 1880г.). Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык.

        

        Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х - начале 90-х годов XIX века. Также, как и в живописи, проявился прежде всего в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому, что на первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний. Явление, непосредственно подготовившее музыкальный импрессионизм - это современная французская поэзия и живописный импрессионизм. Свою музыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении». Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионисты вместе с тем охотно обращаются к жанрам программной музыки, к народным танцевальным и песенным образам, в них они ищут пути обновления музыкального языка.

        В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, к музыкальному импрессионизму, в разной мере, относятся такие крупные французские композиторы, как П. Дюка, Ф. Шмитт, Л. Обер, Ш. Кеклен (в раннюю пору творчества), Ж.-Роже-Дюкас, М Равель, но самым ярким представителем является Клод Дебюсси.

        Как и художники-импрессионисты, представители музыкального импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу (например, такие симфонические произведения как «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море» К. Дебюсси, фортепьянная пьеса «Игра воды» М. Равеля). Близость к природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса, способны по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, взывать к жизни новые звуковые приемы.

        Другая сфера музыкального импрессионизма - фантастика. Композиторы обращаются к образам античной мифологии, к средневековым легендам («Шесть античных эпиграфов» для фортепиано в 4 руки, «Флейта Пана» для флейты соло К. Дебюсси и т.д.); они обратились к миру грёз, к сверкающим звуковым пейзажам, открывая новые возможности поэтической звукописи и новые средства музыкальной выразительности.

        Важную роль в формировании импрессионистической музыки играло сохранение и развитие классических традиций, унаследованных от предшествующих эпох. Дебюсси очень интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых мастеров его восхищало богатство их музыкальных средств, где, по его мнению, можно найти нечто важное для развития современного искусства. Так, изучая музыку Палестины, Орландо Лассо, Дебюсси находит много ладовых возможностей, обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадратности. Всё это помогло ему в создании собственного музыкального языка.

        Тонкость «схватывания» настроения, детализация письма импрессионистов в музыке была бы невозможна без усвоения гениальной   звуковой  техники   и миниатюрализма   «Прелюдий», «Ноктюрнов», «Этюдов» Ф. Шопена, которого Дебюсси боготворил с детства.  Колористические  находки  Э. Грига,  Н.А. Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М.П. Мусоргского нашли оригинальное продолжение в творчестве Дебюсси, его увлечение Вагнером способствовало поискам новых гармонических средств и форм.

        Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы - зарисовки, на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра, где преобладала речитация с красочно-изобразительным аккомпанементом, в фортепианной музыке появляется свободная миниатюра, для которой характерно значительно большая свобода развития, чем в романтической миниатюре, а так же постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает форме пьес характер импровизационности, а также способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.

        Таким образом, термин импрессионизм  позднее стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг музыкальных явлений рубежа XIX-XX  веков, как во Франции, так и в других странах Европы.

        Живописный и музыкальный импрессионизм выросли на почве национальных традиций. В творчестве художников и композиторов-импрессионистов обнаруживается родственная тематика, колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж. Есть общие черты и в художественном методе живописного и музыкального импрессионизма - стремление к передаче первого, непосредственного впечатления от явления.  Нельзя не отметить тяготение импрессионистов к миниатюрным формам; всё это вытекало из их основного художественного метода, они ценили мимолетность, быстротечность живых впечатлений. Поэтому живописцы обращаются не к крупной композиции или фреске, а к портрету, этюду; музыканты - не к симфонии, оратории, а к романсу, оркестровой или фортепьянной миниатюре. Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств музыкальной выразительности. Так же как и в живописи, поиски музыкантов, главным образом Дебюсси, были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь, на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуры и инструментовки, выросла роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористических начал.

        Оркестр у Дебюсси очень оригинален и своеобразен. Он отличается изяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставляет различные тембры инструментов и различные способы звукоизвлечения. Его оркестр поражает тембровым разнообразием, переливчатой звучностью и красочностью колорита. Так, свои симфонические эскизы «Море», композитор писал в приморском городке на берегу Атлантического океана, запечатлевая «с натуры» нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. С живописью его роднит и стремление создавать радостное, ласкающее искусство, доставляющее людям наслаждение. Дебюсси очень любил природу, о ней он говорил как о высшем источнике вдохновения, считал близость к ней - критерием творчества. Он выступал за создание особого вида музыки на открытом воздухе, которая способствовала бы слиянию человека с природой. В этом тоже видна взаимосвязь с художниками-импрессионистами, которые отказались от работы в ателье и вышли на пленэр - под открытое небо, на воздух, где им открылись новые живописные мотивы, а главное - иное видение форм и красок. Роднясь с поэтами и художниками, музыканты искали свой путь в новом направлении. Они заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического восприятия; в обиход вошли определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.

        Импрессионизм сыграл огромную роль в развитии культуры. В живопись он привнес новые открытия в области техники и композиции - работа на пленэре, тонкая наблюдательность, живописность, светлый тон, пренебрежение деталью ради колорита. Из-за своеобразной живописной манеры поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей и зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, ощущения воздуха, легкость и невесомость предметов.

        Интерес к творчеству импрессионистов в наше время не исчезает. И сегодня картины художников-импрессионистов, музыка Дебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью заложенной в них чувств, силой, смелостью и необычностью выразительных средств: гармонии, фактуры, формы, мелодики.

     

2.Особенности творчества К. Дебюсси

        Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле, в предместье Парижа. Его отец хотел, чтобы сын служил в морской пехоте, мать занималась ведением хозяйства в доме, и оба они не возражали, когда воспитанием Клода занялась его тетка. В семь лет мальчик начал заниматься игре на фортепиано и уже в десять лет поступил в консерваторию, где проучился (по разным причинам)

двенадцать лет.

        В шестнадцать лет Дебюсси начал сочинять, преимущественно в жанре песни и романса, а к середине 1890-х годов наступила творческая зрелость композитора, оформление его оригинального стиля – музыкального ипрессионизма.

        Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных музыкантов-новаторов: Листа, Грига, композиторов русской школы: Бородина, Мусоргского, Римского–Корсакова. В стремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт её классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, что отечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальной культуры.

        Дебюсси необычайно любил природу. Для него она была своеобразной музыкой. «Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнообразной, которая раскрывается нам с таким изобилием», - говорил композитор [4, стр. 227].

        Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

        С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепианной игре у профессора Мармонтеля (это был известный французский пианист-педагог). Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д'Энди и другие.

        Уже в те годы молодой Дебюсси обращал на себя внимание тонкой выразительностью своего исполнения и прекрасным качеством звука.

        В ранний период творчества рядом с вокальными (романсы) и симфоническими произведениями Дебюсси появляются сочинения для фортепиано. С наибольшей отчетливостью самобытные черты индивидуальности композитора проявились в двух «Арабесках» - E-dur и G-dur(1888г.). В них характерен уже художественный образ, который предполагает изящество и «воздушность» композиции. Типичны для последующего стиля Дебюсси прозрачные краски, красота и пластика мелодических линий. В 1890г. Дебюсси создает свой первый фортепианный цикл - «Бергамская сюита», состоящую из четырех частей: Прелюдия, Менуэт, «Лунный свет» и Пасспье. Здесь уже отчетливо видны две тенденции, которые станут типичными для последующих циклов композитора: опора на жанровые традиции клавесинистов и тяготение к пейзажным зарисовкам. Используя жанры старинной музыки, Дебюсси трактует их свободно. Он смело применяет гармонический язык и фактуру нового времени.

        С 1901г. сочинения для фортепиано следуют одно за другим без перерыва. Дебюсси отдает им лучшие минуты вдохновения. «Сюита для фортепиано» - это уже вполне зрелый цикл Дебюсси. Он состоит из трех пьес - Прелюдии, Сарабанды и Токкаты. В этом цикле у Дебюсси больше, чем где-либо в его фортепианной музыке, проявились черты классицизма. Они сказываются не только в выборе жанров, но и в строгости музыки, ясности формы каждой пьесы и гармоничной симметрии всего цикла.

        В сериях пьес, написанных вслед за «Сюитой для фортепиано», усиливаются программно-изобразительные и импрессионистские тенденции.

        1903 год ознаменован появлением фортепианного цикла «Эстампы». Любопытно само заглавие «Эстампы». В «Ноктюрнах» для оркестра название музыкальной пьесы трактовалось в живописном аспекте. Теперь пьесы получают название из терминологии живописи и графики. В своих произведениях Дебюсси воплощает эмоцию-настроение в слиянии с живописными впечатлениями, стремится названием дать толчок восприятию слушателя, направить его воображение. Отсюда и тяготение к живописным заглавиям. И впоследствии композитор пользуется такими названиями как «Эскизы», «Картины».

        В течение трех лет (1910-1913 г.г.) исполняются и опубликовываются два тома «Прелюдий» - в каждом по 12 пьес, в которых в полной мере проявился импрессионизм Дебюсси. В прелюдиях  предстают:

   пейзажи – «Паруса», «То, что видел западный ветер», «Ветер на равнине», «Вереск», «Шаги на снегу», «Холмы Анакапри», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Туманы», «Мертвые листья», «Терасса, посещаемая лунным светом»;

  портреты – «Девушка с волосами цвета льна», «В знак уважения С. Пичвику эск. П.Ч.П.К.», «Генерал Лявин - эксцентрик»;

  легенды – «Ундина», «Танец Пека», «Феи – прелестные танцовщицы», «Затонувший собор»;

  произведения искусства – «Дельфские танцовщицы», «Канопа», «Чередующиеся терции», «Ворота Альгамбры»;

   сцены – «Прерванная серенада», «Менестрелли», «Фейерверк».

Уже чтение заголовков этих красочных пьес – почти музыка, но интересен тот факт, что композитор разместил названия пьес не в начале, а в конце каждой прелюдии, предлагая слушателю самому составить представление о музыке и лишь затем сравнить его с авторскими ассоциациями.

        Цикл из 24 прелюдий – своеобразный итог эволюции стиля композитора: многоцветье, извлекаемое композитором из черно-белой клавиатуры, вобрало в себя и оркестровый опыт. (Дебюсси предпочитал сочинять сидя за роялем, это приводило и к обратному влиянию – фортепианной музыки на оркестровую).

        «Прелюдии» - это энциклопедия искусства Дебюсси, потому что здесь он достигает высшего мастерства образно-звуковой характеристики, в мгновенном «схватывании» впечатления во всей его изменчивости. В прелюдиях проявляются такие черты импрессионизма как фиксирование мимолетных впечатлений от каких- либо характерных явлений действительности, передача внешнего впечатления света, тени, цвета, а также этюдность и картинность, фиксирование различных состояний природы и т.д.

              Фортепианная музыка Дебюсси очень красива, интересна, и в силу этого очень популярна как у слушателей, так и среди исполнителей.

        

              В основных сочинениях Клода Дебюсси:

Опера “Пеллеас и Мелизанда”

3 балета (“Игры”, “Камма”, “Ящик с игрушками”, два последних в виде клавиров)

5 кантат (в том числе “Весна”, “Блудный сын”, “Дева-икзбранница”)

Оркестровые сочинения (симфоническая сюита “Весна”, “Маленькая сюита”, Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”, 3 триптиха - “Ноктюрны”, “Море”, “Образы”)

Фантазия для фортепиано с оркестром

Рапсодия для кларнета с оркестром

Фортепианные циклы (“Бергамасская сюита”, “Для фортепиано”, “Эстампы”, “Образы”, “Детский уголок”, 24 прелюдии, 12 этюдов, “Шесть античных эпиграфов” для фортепиано в 4 руки “, “По белому и черному” для двух фортепиано”), программные пьесы (“Остров радости”, “Маски”), другие сочинения для фортепиано

87 песен и романсов на слова французских поэтов

“Песни Шарля Орлеанского” для хора a cappella

Камерно-Инструментальные сочинения

Музыка к мистерии Г.д’Аннунцио “Мученичество святого Себастьяна”

                     

              новаторство   заключалось в том, что в его музыке произошла «эмансипация звука», освобождение его от пут классической функциональной системы  (а через это – от многовековой традиции театрального драматизма), выдвинувшее на первый план «прелесть», самоценность звуковой краски. Красота, спасающая мир, в его музыке получила убежденного поклонника и умелого Мастера: оркестр Дебюсси великолепен, гармонические оттенки свежи, мелодические линии непринужденны, а форма увлекает слушателя в свои живописные лабиринты. Он, как и художники-импрессионисты или их собратья из поэтического цеха, стал певцом идеально-прекрасного, стремившимся воплотить «чистую духовность» вне рамок грубо-материального или примитивно-психологического. В духе времени ценность человека он соизмерял в первую очередь с эстетическими категориями, а не с этическими законами добра и зла. Эта идея «искусства для искусства» проистекала также из традиционного французского «эстетизма» - культа рафинированно-прекрасного, из тяготения к изящности, тонкости, изысканности. Служение красоте сочеталось у него с полным отсутствием интереса к социальной проблематике, поэтому эмоциональный тонус его сочинений тяготеет к непосредственности, лиризму, прихотливости эмоции, мечтательности, очарованности и прелестью мгновения. «Искусство – самая прекрасная из иллюзий», - говорил Клод Дебюсси. Его «бархатная музыкальная революция» - смелый прорыв в будущее, а он сам, по словам Лорки, - «лирический аргонавт, открывший Новый Свет в музыке».

        

3.Методическиекие рекомендации бесед для старшеклассников

        Тема «Импрессионизм и творчество Дебюсси» интересна, необычна и довольно сложна, поэтому предлагается для проведения внеклассных занятий по музыке и на уроках МХК в старших классах. В предлагаемой главе представлены методические рекомендации и последовательный план занятия, на которые следует ориентироваться учителю:

  1. Что такое импрессионизм.
  2. Импрессионизм и фортепианное творчество  К.Дебюсси.

     

        Цель: познакомить детей с творчеством К. Дебюсси и таким явлением французской культуры прошлого века как импрессионизм, его основными представителями.

             Форма проведения занятий - беседа.

             Основные задачи:

                   1. расширить кругозор учащихся, воспитать музыкальный и       художественный вкус, активизировать восприятие, развить воображение и образность мышления. Этому способствует создание поисковых ситуаций, постановка проблемных задач, творческие задания;

2. формирование определенных художественных знаний, развитие творческой фантазии школьников, обучение анализу художественных и музыкальных произведений, развитие музыкального интереса.

        Наглядные пособия: портрет композитора  К.Дебюсси; портреты художников К.Моне, О.Ренуара, К.Писсарро, А.Сислея, Э. Дега; репродукции картин: К.Моне «Впечатление. Восход солнца»1872 г, «Белые кувшинки» 1899 г, «Руанский собор вечером» 1894 г, «Руанский собой в полдень» 1894 г, а также фотография Руанского собора, О. Ренуар «Девушка с веером» 1881 г.

             Музыкальный материал: К.Дебюсси -  прелюдия «Девушка с волосами цвета льна».

Содержание занятия

                       Учитель начинает беседу с определения импрессионизма, рассказывает о первой выставке «независимых художников», непосредственно об ее участниках. Эти художники изобрели новый живописный метод. Важно обратить внимание на то, что они были своего рода революционерами в живописи и всех этих различных художников объединяла борьба с академизмом и консерватизмом в искусстве. Учитель предлагает ознакомиться с картинами художников-импрессионистов.

Вопросы учащимся:

     1.Что необычного в живописи импрессионистов?

     2. Какие живописные жанры привлекали художников-импрессионистов?

     3. Чем привлекает нас их искусство?

     4. Как бы нарисовал Руанский собор художник-реалист?

        Учитель может предложить учащимся следующие творческие задания: 

сравнить фотографию Руанского собора и картину К.Моне «Руанский собор в полдень» или «Руанский собор вечером». Определить к каким художественным жанрам обращались художники-импрессионисты.

        После того как учащиеся получили общее представление о живописном импрессионизме, можно переходить к рассказу об импрессионизме в музыке и его виднейшем представителе -  К. Дебюсси, остановившись на биографии композитора и перечислении жанров, в которых он работал, обратив внимание  на особенности фортепианного творчества. Следует обратить внимание школьников и на то, что хотя К. Дебюсси и искал новые пути для воплощения своих идей, он очень трепетно относился к наследию отечественных музыкантов XXVIII века (Рамо, Куперен), высоко ценил традиции. Важно отметить и то, что К. Дебюсси был одним из величайших певцов природы в мировом музыкальном искусстве. Он запечатлел её самые различные образы, в разные времена года, часы суток, при различном освещении, при разной погоде. Это мы можем видеть на примере таких произведений, как «Сады под дождем» из «Эстампов» для фортепиано, а также в прелюдиях: «Туманы», «Вереск», «Ароматы и звуки, кружащиеся в вечернем воздухе» и т.д. (всего 24 прелюдии), где в полной мере проявился импрессионизм композитора.

             К.Дебюсси привлекала фортепьянная миниатюра. Значительное отличие импрессионисткой миниатюры от романтической - в большей свободе развития. Далее педагог говорит об особенностях мелодики, гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры и т.д. - все это придает произведению импровизационность и постоянную смену музыкальных впечатлений. Учитель предлагает прослушать прелюдию К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», после чего задает ряд вопросов:

1.  Понравилась ли вам музыка?

2.  Какими музыкальными красками написана эта музыка?

3.  Какой характер этой музыки?

4.  Чем привлекает эта музыка?

5.  Как бы вы изобразили образ этой девушки?

                В заключение занятия, чтобы закрепить полученные знания учеников, рекомендуется задать следующие вопросы:

1. Какие характерные черты и особенности импрессионизма?

2. Назовите основных представителей художественного импрессионизма?

3. Какие особенности фортепьянной музыки К. Дебюсси вы можете назвать? (стремление к постоянной изменчивости образов жизни, большой интерес к музыкальным зарисовкам различных движений и т.д.)

4. Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки?

     Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к прослушанной прелюдии «Девушка с волосами цвета льна».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Таким образом, затронув вопросы импрессионизма как важного, значимого и интересного направления в искусстве, педагог приобщает учащихся к миру живописи и музыки. Знакомство с лучшими образцами этого  течения повысит  их образовательный уровень, расширит кругозор.

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.Д. Французская фортепьянная музыка конца 19 - начала 20

веков.- М.: Издательство академии наук СССР, 1961.

2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века.- М.:

Знание, 1986.

3. Власов В.Г. Стили в искусстве в 3-х т. T.I - С. Пб.; Кельна, 1995.

4. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983.

5. Музыкальная литература зарубежных стран. Вьш.5/ Ред: Б. Левик. - 5-е изд.

- М.: Музыка, 1984.