Мобильные технологии как средство развития мотивации учащихся

Хилькевич Елена Юрьевна

В современном мире передача и получение информации происходит беспрерывно и неизбежно, существует невероятное множество источников информации и общество становится все более зависимыми от информационных технологий. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mobilnye_tehnologii_kak_sredstvo.docx85.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мобильные технологии как средство развития мотивации учащихся

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качества...»

М.М. Поташник

В современном мире передача и получение информации происходит беспрерывно и неизбежно, существует невероятное множество источников информации и общество становится все более зависимыми от информационных технологий. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Электронные средства обучения постепенно и уверенно занимают свое место в образовательном процессе. Термин «мобильное обучение» (M-learning), появившийся в англоязычной педагогической литературе около 10 лет назад, в последнее время стал все чаще использоваться в нашей стране. В современном мире  практически у каждого учащегося общеобразовательной  школы есть мобильное устройство. Причем мобильными устройствами школьники пользуются не только для развлечения или получения разноплановой информации, но и для решения различных учебных вопросов. Появление специализированных приложений для  обучения в  последнее время стало рассматриваться как  возможность  использования таких мобильных приложений в общеобразовательном процессе. Поэтому основным преимуществом М-learning является индивидуальное обучение учащихся, которые самостоятельно выбирают содержание обучения с учетом своих интересов.

 Анализ мировых тенденций демонстрирует жизненную остроту применения в образовательной деятельности мобильных приложений для решения различных педагогических задач, организации удаленного доступа к общесетевым и специализированным ресурсам.

Есть еще один важный фактор, который подтолкнул нас к идее применения мобильных технологий на уроках музыки. Работая с коллективом детей, учитель должен понимать, что каждый ребенок – это уникальная Личность, требующая индивидуального подхода. Задача учителя – создать комфортные условия для развития, обучения, для продвижения вперед. Задача сложная, но существуют инструменты, которые  могут приблизить учителя к решению этой задачи. Инструменты, позволяющие давать детям вариативный материал и находить те формы работы, которые будут интересны учащимся и смогут мотивировать их к изучению учебного материала.

Основной целью применения мобильных технологий  считаем  формирование  мотивации к обучению, что означает  не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться. Среди задач хочется отметить:

  1. построение процесса обучения, основанного на активной деятельности учащихся;
  2. индивидуализация обучения и вариативность учебного материала;
  3. формирование у учащихся способности к самостоятельной постановке цели  и ее достижению.

При этом следует помнить, что применение мобильных технологий должно обеспечить заметное улучшение какой-либо стороны учебного процесса  и их внедрение  имеет смысл только при условии, что они дают явные преимущества перед традиционными подходами в обучении.

Использование мобильных технологий в учебном процессе – относительно новое веяние, поэтому практическая база в их отношении находится на стадии развития.

Существует огромное количество сервисов-конструкторов, которые помогают с помощью шаблона создать интересный интерактивный обучающий материал. Некоторые из них позволяют встраивать тесты на страницы другого сайта при помощи специального кода, некоторые генерируют уникальный URL каждого теста, который можно добавить в виде ссылки. Но главное — все они обладают широким выбором всевозможных типов вопросов и заданий. С помощью такого учебного материала возможно повысить мотивацию учащихся к изучению учебного материала.  Занятие это очень интересное, но, к сожалению, требующее много времени. Готовых материалов очень мало, поэтому   на одном из заседаний районного методического объединения  было предложено создать «банк» таких учебных материалов, которыми бы могли воспользоваться и коллеги.   «Плюсов» – несомненное множество, среди «минусов»  можно отметить только отсутствие сохранности результатов и подробной статистики, которая  отражается только у создателя учебного материала.

Итак,  BYOD (BringYourOwnDevise – «принеси свое собственное мобильное устройство») – одна из популярных тенденций, которая способствует развитию личности учащегося.  Требуется иметь мобильное устройство, имеющее выход в интернет и несколько программ, которые можно скачать в PlayMarket (устройства с операционной системой Android) или AppStore (устройства на iOS).

 Знакомство с примерами из «банка учебных материалов»  начнем, на наш взгляд,  с одного из самых интересных инструментов - сервиса EDpuzzle. Это бесплатный сервис для создания видеофрагментов с аудио и текстовыми заметками, вопросами и заданиями к ним. EDpuzzle интегрирован с Google-классом. За основу можно брать видео с YouTube, Vimeo, с платформ KhanAcademy, TED-Ed, LearnZillio, а также загружать со своего ПК.
На основе одного видео можно создать интерактивную викторину с открытыми вопросами или с выбором одного ответа из нескольких, дать голосовые комментарии и пояснения к видеосюжету или целиком его озвучить. Есть возможность создавать классы и отслеживать, кто из учеников просмотрел видео и как справился с предложенными заданиями. Есть мобильные версии сервиса для iPhone и iPad. 

В 6 классе при изучении темы «Баллада» можно дать такое задание: https://edpuzzle.com/media/59fc8db6e6e05940cbdf9738 (код cifeiwp).

В 5 классе, при изучении  темы  «Романс»  - https://edpuzzle.com/assignments/59fc6e8be6e05940cbdeccf6/watch (код  gakgoon).

В 7 классе, рассказывая о Гершвине - https://edpuzzle.com/assignments/59fe3c9aa3159140ce8a2de7/watch (код ateurla).

LearningsApp – сервис для создания интерактивных тренажеров и дидактических материалов на основе шаблонов. Создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Learningapps.org позволяет в режиме онлайн создавать и использовать интерактивные задания самых разных видов: викторины, вставка пропусков в текст, кроссворды и игры с буквами на составление слов, пазлы, подобрать пару и многое другое. Шаблон «Аудио/видеоконтент» дает возможность создания интерактивного видео: к видеоролику можно прикреплять текстовые комментарии, викторины, кроссворды – словом, любые игры, созданные на платформе LearningsApp. Есть возможность для учителя создать класс, чтобы следить за ответами школьников. Интерактивное видео можно встроить на страницу сайта или блога.

Данные викторины можно использовать при обобщении  раздела «Музыка русских композиторов XIX века»:

https://learningapps.org/display?v=pfp9ukk9517 «Балеты русских композиторов»

https://learningapps.org/display?v=p0djed5pa17 «Русские композиторы 19 века».

Один из первых сервисов-конструкторов, заработавших на территории России – Сlasstools.net  - это бесплатный сервис для создания различных образовательных игр, диаграмм, викторин, которые можно вставить на сайт или блог, сохранить в интернете, использовать в учебной и воспитательной работе с учениками. Много интересных шаблонов. Один из самых интересных и сложных, развивающих логическое мышление – DIAMOND 9, в котором нужно расположить карточки в порядке приоритета.

http://www.classtools.net/widgets/diamond9_2/7Jtk7.htm  (7класс, тема «Симфония») - нужно правильно собрать фразу: «Музыкант стремится выразить в симфонии все, ради чего живет человек на свете: стремление к счастью, справедливости и добру, гармонии во всем».  

Замечательный ресурс Quizlet,  - самое большое онлайн-сообщество учеников и учителей в мире! Его цель очень проста – помочь ученикам усваивать и запоминать нужный им учебный материал, а учителям – находить и использовать новые средства обучения. В Quizlet множество увлекательных материалов, созданных пользователями со всего мира, которые можно изменять и использовать на свое усмотрение. В качестве инструмента запоминания Quizlet позволяет зарегистрированным пользователям создавать «наборы» терминов, настроенных для собственных нужд. Эти множества терминов затем могут быть изучены в нескольких режимах. На наш взгляд, этот ресурс может быть особенно интересен учителям иностранных языков, так как дает массу возможностей для расширения словарного запаса. Учебный материал, используемый на уроках музыки в 5-7 классах: https://quizlet.com/237188010/flash-cards/ - «Музыкальный театр».

Еще один интересный инструмент - Quizizz join. Удобен тем, что во-первых, при запуске теста в классе учащиеся отвечают на вопросы, двигаясь в своем темпе и независимо от скорости ответов других участников. Во-вторых, выполнение теста, созданного в Quizizz можно запланировать. А это значит, что его можно предлагать в качестве домашней работы. В-третьих, есть возможность убрать параметр «время» и тогда ученик может подумать над вопросом, не переживая об убегающих секундах. Также, это дает возможность во время ответа на вопрос прочитать параграф учебника, главу книги или найти нужную информацию в интернете.

Данный Qr-kod приведет по  ссылке https://quizizz.com/admin/quiz/59ef7b202a3b3d1700b65df4?from=quizEditor к викторине «Певческие голоса» (6 класс). Код игры – 280383.

Cервис Kahoot   так же предназначен для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Созданные в  Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса. При желании учитель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который  представляет учитель. Ученики оцениваются по двум параметрам сразу: нашел правильный ответ и как скоро в сравнении с одноклассниками. Варианты ответов представлены геометрическими фигурами.

Тест «Сценическая музыка» (7 класс)

https://play.kahoot.it/#/k/c5f4a857-5100-4972-91be-45f9003352fd

Подводя итоги, хочется отметить, что мобильные технологии развиваются очень быстро, появляется много интересных инструментов, но, несмотря на все плюсы, не всегда целесообразно их применять во время урока. На наш взгляд, приведенные выше примеры учебных материалов эффективнее вынести за рамки урока и давать учащимся в  качестве домашнего задания и, возможно, по желанию. Не все родители согласны с применением мобильных технологий по разным причинам: нет смартфона или планшета, нет возможности подключить интернет, боязнь испортить зрение, а так же возможность, что вместо выполнения учебной задачи, ребенок будет тратить время на развлечение.

Но, несмотря на эти минусы, мобильные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка, оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развить самостоятельность, творчество и критическое мышление. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности смартфонов и планшетов здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Таким образом, работу с мобильными устройствами необходимо продолжать и дальше, чтобы добиться поставленной цели.