Открытый урок .Работа над артикуляцией. класс аккордеона

Киселева Елена Александровна

Методическое сопровождение образовательного процесса- основа педагогической деятельности, ориентированной на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

открытого урока по специальности

 

класс аккордеона, преподаватель: Киселева Е.А.

уч-ся 6 класса Чжан-Ден-Шин Ефим

Дата проведения: 17.02.2018г.

Тема: «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на аккордеоне»
Тип урока: комбинированный


Цель урока:  развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Задачи:

Образовательная

  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими учащемуся приобретать собственный опыт музицирования;
  • добиться разнообразия приемов звукоизвлечения в различных видах мелкой пальцевой техники;  

Развивающая

  • развитие творческих способностей ученика в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

Воспитательная

  • формирование музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  • формирование у лучших учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Межпредметные связи:

Теория музыки. Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал», «Аккорд. Классификация аккордов. Трезвучия. Обращения трезвучий». «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация»  «Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки». «Тональность ми минор». «Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты»

Зарубежная музыкальная литература. Тема: «Зарубежная музыка конца XIX — начала XX века». «Основные стилевые направления западноевропейской музыки XX века».

Внутрипредметные связи:

- штрихи

- способы звукоизвлечения

- динамика

Форма занятия: индивидуальная

Используемые технологии: Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

Методы обучения:

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

 • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). 

Материально-техническое оснащение:

Аккордеон для учащегося, аккордеон для педагога, пюпитр, компьютер, презентация Word, фонограмма-минус; 

ноты: Дж.Коломобо.,Т.Мурена.«Indifference»(Равнодушие)   Вальс-мюзет. Обр. В. Семенова.

План занятия:

I. Организационная часть

           1.Подготовка материалов, инструментов, оптимальная посадка-2мин

           2. Слово преподавателя (информация о целях и задачах, методах работы)-5мин.

     II. Основная часть.

          1.Рефлексия предыдущих результатов работы (исполнение пьес)-3мин

          2. Работа над произведенияем-15мин.

   III. Заключительная часть

          1. Вовлечение в процесс музицирования под фонограмму-3 мин.

          2. Подведение итогов. Домашнее задание- 2 мин.

Ход занятия:

1.Организайионная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Поздравляю всех с праздником Белого месяца, а так же с Масленицей. Всех вам благ, здоровья и удачи! Разрешите начать наш открытый урок по теме «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на аккордеоне».

Детские музыкальные школы призваны воспитывать творчески активного человека, развивать художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать игре на инструменте. На данный момент у нас  стоит проблема обучения интонированию и артикулированию музыкального материала.

  Интонация — многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминируемого(определяемого) человеческого сознания .

Артикуляция — способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних; одно из средств, с помощью которых может быть осуществлена фразировка.

Понятие «артикуляция» пришло в музыку из науки о языке, где говорится об артикулировании слогов, о степени ясности их расчлененности при выговаривании слова.

Для развития вышеуказанных навыков, используется педагогическая модель, которая базируется на трех компонентах: теоретическом, технологическом, творческом.

Теоретический компонент включает в себя необходимые теоретические знания (основные приемы звукоизвлечения, применение их на практике, штрихи, динамика, исполнительская терминология); исполнительские образцы.

Технологический компонент включает в себя необходимые умения и навыки для воплощения композиторского замысла посредством исполнительского аппарата, а также самоконтроль. В его основе лежит моторная функция артикуляции.

Творческий компонент отражает проявление творческой активности учащегося как основы художественной деятельности, умение применять на практике полученные знания, находить новые решения в интерпретации произведения.

Термин «штрих» в переводе с немецкого «strich» - это черта. В баянной методике существует множество определений понятия «штрих».

Ф. Липс предлагает такую формулировку: «Штрих – обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».

М. Имханицкий считает, что «штрих – это характерная деталь артикуляции, определяющая в ней меру связности – раздельности и акцентности – беакцентности каждого из сопряженных между собой звуков».

Рассмотрим эти штрихи, приемы артикуляции и интонирования на музыкальном примере: жанр музета, Вальс «Равнодушие», в обработке В.Семенова.

II. Основная часть.

Невозможно говорить о французском аккордеоне без упоминания того жанра, который известен как своей славой, так и своей дурной репутацией: Мюзет. Одни французы его обожают, другие — презирают. Этот жанр для многих иностранцев является синонимом Парижа, концентрированным выражением «парижского образа жизни».

Ефим, расскажи нам пожалуйста, что ты знаешь о музете?

Слово «мюзет» (от старофранц. muse — дудка) происходит от названия инструмента, который олицетворяет традиционную французскую музыку. Его успех был настолько велик, что он дал название популярному танцу при дворе Людовика XIV и Людовика XV.

Разновидность волынки, инструмент состоял из нескольких труб и мешка, наполнявшегося воздухом с сильным звуком, и приводился в движение левой рукой исполнителя.

Постепенно в ХХ веке мюзет (волынка) уступил свое место аккордеону.

Балы- мюзет имели большой успех в «Безумные годы» (1900-1914), но уже к концу Первой мировой войны жанр мюзет приобрел ту форму, в которой известен и поныне. Появились новые танцы: вальс-мюзет, ява (жава), пасодобль, фокстрот.

Традиционные танцы сменились современными ритмами. Мюзет стал отождествляться с музыкой цыган и манушей, гитары начали аккомпанировать аккордеону.
Появились аккордеонисты-виртуозы. Одними из самых известных были Жозеф Коломбо, Эмиль Каррара, Герино (цыган, которому аккомпанировал сам Джанго Рейнхард), Адольф Депранс, Винсент Марсо, Гус Визёр, Тони Мурена.

А сейчас, Чжан-Ден-Шин Ефим, 6 класс исполнит нам  Вальс-мюзет «Indifference» (Равнодушие)    Джакомо Коломобо, Тони Мурена. Обр. Вячеслава Семенова.

Спасибо. Ефим, как ты думаешь, что не хватило тебе для идеального концертного исполнения данного произведения? Я предлагаю тебе еще раз обратить внимание на артикуляцию и интонации, от их особенностей и зависит стилистика в сочинениях авторов разных эпох, индивидуальность исполнения.

Баян и аккордеон — удобный музыкальный инструмент для изучения артикуляции. На нем можно исполнять моно- и многоголосную музыку, он обладает такими качествами, как протяженность звучания, подвижная громкостная динамика. Однако динамический параллелизм в звучании многоголосия является недостатком баяна, который осложняет процесс интонирования многоголосия и дифференцирования по громкости линеарных пластов звукового потока.

 Именно этот недостаток позволил обратить внимание на средства регулирования масс звучности по вертикали и горизонтали — синхронные, асинхронные, штриховые. Критерий связности — раздельности является для баяна и аккордеона очень важным. Основное свойство инструмента — певучесть, так как мех (своеобразные легкие) за счет возможности достаточно долгого дыхания позволяет добиться тонких проявлений музыкальной экспрессии, которая необходима нам во 2 части Вальса-мюзета. А что бы услышать в 1 части красоту , изысканность мелодии, нужно сначала дифференцировать звучание аккомпанемента в левой руке.

Далее, идет тщательная работа над произведением, с доведением каждой детали до предполагаемого слухового образца: отработка аккомпанемента в левой руке, освоение приема «Бросок» и «короткий нажим», «нажим на пол кнопки». Отработка стабильного, ровного аккомпанемента. Тренаж технически сложных мест; синхронность исполнения.

Что бы играть французский мюзет, нужно обладать достаточно развитым техническим аппаратом, который будет способен выполнить данную музыкальную задачу. Так как это сочинение относится к виртуозным пьесам. В вальсе представлено большое штриховое многообразие, которое не возможно исполнить без хорошей артикуляции, достаточной слитностью или расчлененностью звуков.

В начале пьесы в мелодии автор использует арпеджио. Ошибки в арпеджио чаще всего возникают при перемене позиции руки. Это обычно случается из-за медленного переноса руки в новое положение и неумение мыслить позиционно. Данные повторяющиеся мелодические отрезки нужно разнообразить за счет различных интонаций и артикуляции. А это влечет за собой и разнообразие динамических оттенков. Иначе, исполнение становится однообразным, не интересным. На первый план здесь выходит очень важный вопрос – воспитание у ученика самоконтроля, требовательности к себе, как необходимых качеств совершенствования. 

Во второй части вальса лирическая тема представлена в аккордовом изложении, и у нас шла работа над овладением аккордовой техники. Для Ефима-это достаточно трудная задача, так как у него «узкая кисть», короткое расстояние между пальцами, не эластичные мышцы.

 Аккорды следует «брать» пальцами как всё, что мы берём в руку, не напрягая при этом тыльной стороны кисти (она отдыхает) с упругим «рессорящим» запястьем. С обязательным «дыханием» руки, обеспечивающим слитное исполнение, приемом «нажим», шрих «легато». 

Обращается внимание на то, что пальцы располагаются на клавиатуре, кончики пальцев чутко осязают поверхность клавиш; свободная и мягкая кисть вместе с предплечьем, следуя за мелодической линией, помогает работе пальцев. Сила пальцев распределяется равномерно.

В данной части на первый план выходит умение интонировать и слышать многоголосие. Основной прием артикуляции в данной теме основан на удержании ведущего голоса, более плотном его проведении, нежели подголоски, которые исполняются более слабым нажимом, немного укорачивая длительность звучания.

Технический аппарат следует развивать, опираясь на следующие принципы:
1)гибкость и пластичность движений
2)связь и взаимодействие всех участков исполнительского аппарата при ведущих живых пальцах
3)целесообразность в экономии движений
4)управляемость техническим процессом
5)звуковой результат как итог работы


III.Заключительная часть

Сегодня мы попробуем исполнить небольшой отрывок Вальса под фонограмму. Так как данный вид исполнительства очень востребован и популярен в наше время. Он дает возможность раскрепоститься, воспитывает ритмическую устойчивость, стабильность исполнения.

Работа над артикуляцией и интонациями, над формированием рациональных движений занимает много времени, т.к. любое исполнительское движение требует тщательной проработки. Поэтому Ефиму предстоит ещё много тренироваться, чтобы достичь желаемой свободы движений, независимости пальцев, желаемой артикуляции. Цель урока достигнута, тема урока раскрыта в полном объеме. Благодарю ученика за работу, ставлю оценку «отлично» и прощаюсь с ним до следующего урока.

Домашнее задание: добиваться качественного исполнения Вальса-мюзета за счет различных приемов артикуляции и различных интонаций.

Методическая литература:

  1. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. - М.: Издатель Владимир Катанский,2008
  2. Говорушко П. Основы игры на баяне.- М. - Л., 1969.
  3. Егоров Б. к вопросу о систематизации баянных штрихов. // Баян и баянисты. – 1984. - №6.
  4. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. РАМ им. Гнесиных, 1997.
  5. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1998.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «МУЗЫКАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ им. Д. АЮШЕЕВА»

670002, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская 28 «а» тел (ф): 8 (3012) 44-32-24, 44-32-69 ИНН 0323098554, КПП 032601001 e-mail mgl2002@mail.ru

_______________________________________________________________________

Протокол обсуждения   открытого урока

ФИО преподавателя: Киселева Елена Александровна

Дисциплина: Специальность (аккордеон)

Класс: 6

Учащийся: Чжан-Ден-Шин Ефим

Дата проведения: 17.02.2018г.

Тема: «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на аккордеоне»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:  развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Задачи:

Образовательная

  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими учащемуся приобретать собственный опыт музицирования;
  • добиться разнообразия приемов звукоизвлечения в различных видах мелкой пальцевой техники;  

Развивающая

  • развитие творческих способностей ученика в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

Воспитательная

  • формирование музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  • формирование у лучших учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Межпредметные связи:

Теория музыки. Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал», «Аккорд. Классификация аккордов. Трезвучия. Обращения трезвучий». «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация»  «Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки». «Тональность ми минор».

Зарубежная музыкальная литература. Тема: «Зарубежная музыка конца XIX — начала XX века». «Основные стилевые направления западноевропейской музыки XX века».

Внутрипредметные связи:

- штрихи; способы звукоизвлечения; динамика; история создания произведения.

Форма занятия: индивидуальная

Используемые технологии: Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

Методы обучения:

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). 

Материально-техническое оснащение:

Аккордеон для учащегося, аккордеон для педагога, пюпитр, компьютер, презентация Word, фонограмма-минус; нотный материал: Дж. Коломобо.,Т.Мурена.«Indifference» (Равнодушие)   Вальс-мюзет. Обр. В. Семенова.

Урок был проведен с Чжан-Ден-Шин Ефимом, учеником 6 класса(12 лет), обучающимся  по дополнительной общеразвивающей программе, 7-летнего срока обучения.

ХОД ОБСУЖДЕНИЯ:

Киселева Е.А.: Тема выбрана не случайно, критерий связности — раздельности является для баяна и аккордеона очень важным, так как работа над артикуляцией дает возможность преодолеть динамический параллелизм в звучании многоголосия. Что  является недостатком баяна, который осложняет процесс интонирования многоголосия и дифференцирования по громкости  при исполнении темы в правой руке и аккомпанемента в левой руке. На данную проблемы нам указал обратить внимание профессор РАМим.Гнесиных, академик М.И. Имханицкий. Поэтому, сегодня мы и представили данную работу над артикуляцией. Ефим с задачей справляется, хотя и испытывает определенные трудности. Поставленные цели и задачи урока  считаю достигнутыми. Хотя, имело место волнение,  как с моей стороны и, конечно,  самого ученика.

Зубрицкая Н.Г. (зав.отделением):  Структура урока соответствует его типу, цели и задачам. Все этапы были взаимосвязаны между собой. По плану урока время было распределено рационально. Темп урока был оптимален для учащегося данного возраста, формы работы разнообразен, что не маловажно в заинтересованности учащегося. В течении урока учащийся был внимателен, заинтересован. Психологическая атмосфера урока была благоприятной, доброжелательной и спокойной.  Цель урока считаю достигнутой. Поставленные задачи реализованы.

Шелковников А.А (преподаватель МГЛ): Урок понравился, цели и задачи были понятны. Приемы и методы,  используемые в работе, были обоснованы, логичны, понятны ученику и мне, как педагогу. Понравился наглядный материал: мультимедийная презентация. Что, несомненно, повышает эффективность преподавания на уроке Планируемые результаты, считаю, достигнуты.

Янькова А.Н. (преподаватель МГЛ): Содержание урока соответствует учебной программе. Объяснительно-иллюстративные методы: объяснение, беседа, презентация, практический показ на инструменте осуществлялись профессионально. Небольшой совет: использовать в работе различные регистры, для активации слухового контроля во время работы над артикуляцией.

Мусихин В.Ф. (преподаватель МГЛ, профессор ВСГАКИ):

Хотелось бы уточнить происхождение «Мюзет», и  насколько  правильно написано слово в транскрипции? (Ефим сделал уточнения, педагоги посмотрели в сети Интерет, что действительно в слове «Мюзет» используется одна буква «т»)

В процессе данного  урока, необходимость работы, на данном этапе, над аккомпанементом я не услышал. А рекомендовал бы вам обратить внимание на интонирование основного мотива, и переноса основного интонационного акцента на второй такт. И вам, как преподавателю, во время урока обратить внимание на свою речь, артикулированию, внятному произношению слов. В целом, урок соответствует требованиям ФГТ, этапы урока соответствовали содержанию. Ученик адекватно отвечает на вопросы.

Киселева Е.А.: Благодарю, уважаемые коллеги за ваши комментарии, замечания  и оценки. Надеюсь, что в дальнейшем, принимая все вышесказанное, я смогу достигнуть высокий результатов в своей педагогической деятельности. Спасибо за внимание. До свидания.

          Мусихин В.Ф. (профессор ВСГАКИ):______________________________

          Зубрицкая Н.Г. (зав.отделением): ________________________________

           Шелковников А.А (преподаватель ):________________________________

           Янькова А.Н. (преподаватель):__________________________________

          Киселева Е.А.: (преподаватель):_________________________________



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

ФИО преподавателя: Киселева Елена Александровна

Дисциплина: Специальность (аккордеон)

Класс: 6

Учащийся: Чжан-Ден-Шин Ефим

Дата проведения: 17.02.2018г.

Тема: «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на аккордеоне»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:  развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Задачи:

Образовательная

  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими учащемуся приобретать собственный опыт музицирования;
  • добиться разнообразия приемов звукоизвлечения в различных видах мелкой пальцевой техники;  

Развивающая

  • развитие творческих способностей ученика в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

Воспитательная

  • формирование музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  • формирование у лучших учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Межпредметные связи:

Теория музыки. Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал», «Аккорд. Классификация аккордов. Трезвучия. Обращения трезвучий». «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация»  «Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки». «Тональность ми минор».

Зарубежная музыкальная литература. Тема: «Зарубежная музыка конца XIX — начала XX века». «Основные стилевые направления западноевропейской музыки XX века».

Внутрипредметные связи:

- штрихи; способы звукоизвлечения; динамика; история создания произведения.

Форма занятия: индивидуальная

Используемые технологии: Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

Методы обучения:

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). 

Материально-техническое оснащение:

Аккордеон для учащегося, аккордеон для педагога, пюпитр, компьютер, презентация Word, фонограмма-минус; нотный материал: Дж.Коломобо.,Т.Мурена.«Indifference»(Равнодушие)   Вальс-мюзет. Обр. В. Семенова.

Урок был проведен с Чжан-Ден-Шин Ефимом, учеником 6 класса(12 лет), обучающимся  по дополнительной общеразвивающей программе, 7-летнего срока обучения.

За время его обучения в МГЛ сменилось 4 преподавателя. Ученик с хорошими музыкальными данными, дисциплинирован, работоспособен, отзывчив. Занимается с интересом, с хорошей мотивацией. Эмоционален, наизусть учит долго, проявляет интерес к детальной работе. Много и с удовольствием выступает на концертах. но, есть проблема: не стойкое чувство ритма. Работали над расширением технических исполнительских приемов, стилистикой произведений. Работали над выработкой контрастной динамики. Лауреат и дипломант различных Международных конкурсов. «На крыльях таланта-2018» –лауреат III ст. Со стороны родителей оказывается постоянная поддержка и контроль.

В процессе организации и проведении урока были соблюдены гигиенические условия урока. Урок проводился во второй половине дня, в учебный день, не загруженный предметами общеобразовательного  цикла.

В иерархии целей урока доминирующим являются воспитательные и развивающие цели,  системно – деятельностный подход, так как на уроке идет формирование деятельности учащихся (теоретическое и практическое).  На уроке осуществляется деятельностный подход к обучению. Урок воспитывает, развивает личность учащегося.

Исходя из образовательных целей и планируемых результатов, выбирала вид урока: комбинированное занятие, которое включала элементы  традиционного урока, объяснительно-иллюстративные методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные, практические.

Содержание урока соответствует учебной программе, материал, рассматриваемый на уроке, построен на проблематике и дополнительных источниках. Этапы урока соответствуют целям, задачами и содержанию занятия. Для эффективности содержательного компонента урока использовались показ педагога на инструменте, мультимедийная презентация, игра под фонограмму « - ».

Значимость обучения интонированию и артикулированию музыкального материала обусловлена тем, что это средства, с помощью которых может быть осуществлена фразировка, без которой не возможно звуковое воплощение музыкальной мысли. А в свою очередь, критерий связности — раздельности является для баяна и аккордеона очень важным. Динамический параллелизм в звучании многоголосия является недостатком баяна, который осложняет процесс интонирования многоголосия и дифференцирования по громкости линеарных пластов звукового потока. Поэтому, в работе над произведением на уроке обращаем особое внимание на артикуляцию и звуковую дифференциацию в левой и правой руке исполнителя.

Эффективность преподавания на уроке повышалась:

-  с помощью заданий развивающего характера, дифференцированным подходом к обучению,

- адекватностью наглядного материала и ТСО,

- тем, что на уроке ведется учет индивидуальных особенностей учащихся.

- педагогическим тактом преподавателя.

Уровень активности ученика был достаточен, Ефим реагировал на все мои замечания, с охотой добивался нужного результата.

Урок проведен на основе пройденного теоретического и практического материала. В данном уроке я показала комплексную работу на уроке специальности, которая проходит систематически на каждом уроке.

Затрудняли проведение урока неуверенность в своих знаниях и «учительских силах», новый педагогический коллектив, так как был большой перерыв в моей  деятельности, как преподавателя музыкальной школы.