Доклад из опыта работы «Музыка как фактор, улучшающий эмоциональное состояние ребенка в период адаптации»

Махно Ирина Васильевна

В  докладе  представлен  опыт работы    по  адаптации  детей  1-й младшей группы  в  дошкольном  учреждении  с  помощью   музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад  из  опыта работы

«Музыка  как  фактор,  улучшающий  эмоциональное

состояние  ребенка  в  период  адаптации  ребенка»

Муз. рук. -  Махно И.В.

Дети  пришли  в  новый  детский  сад.   Кто-то  из  них  перевелся    из  другого  детского  сада,  кто-то  никогда  не  ходил  в  детский  сад  и,  поэтому  адаптационный  период  у  него  может  проходить  более  длительно.

   Чтобы процесс адаптации прошел более успешно,  сотрудники  детского  сада  прилагают  все  усилия,  чтобы  создать эмоционально благоприятную  атмосферу,  проводят  работу  с  родителями.

Прежде  всего,  необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности.

Музыкальные  занятия  в  детском  саду  способствуют  адаптации  детей,  так как позволяют  получать  положительные  эмоции.

Музыка в  детском  саду используется как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.

Ласковое обращение с ребенком  на  музыкальном  занятии,  спокойный  тон  взрослых,  помогает  быстрее  адаптироваться.

Очень важно единство требований воспитателей и музруководителя.

Многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье. 

В свои  заняти   включаю  музыкальные и творческие игры, развивающие слух, память, чувство ритма; упражнения для мелкой моторики, координации движений;  музицирование на детских  музыкальных  инструментах, обучение музыкальной грамоте, слушание музыки великих композиторов, а также пение, сольфеджио, танцевальные элементы и др. (в зависимости от поставленных задач).

Стараюсь  проводить   занятия проходят в увлекательной игровой форме, чтобы  они не утомляли  детей и не надоедали.  Положительные  эмоции  вызывают  у  детей  подвижные  музыкальные  игры.

          Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребёнка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

          Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

          Пение  -  один  из  видов  муз.  деятельности  на  занятии.  Пение в группах развивает способность работы в команде. Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.  

           Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний. Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

           Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.  Правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект.

           Музыкальные  занятия  способствуют  развитию  эмоциональности и чувственности,   воображения  и  способности выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.

          Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма. Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

          Огромную  роль на  занятиях  играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Дети  с удовольствием подпевают разные мелодии, вслушиваются в звучание музыкальных инструментов, играют на бубнах, ксилофонах, маракасах,

           Именно в дошкольный  возрастной период музыка начинает нести в себе не только эмоциональный фактор (радость, грусть, печаль, веселье), но и познавательный. Гармония, сосредоточенная в музыкальных произведениях, дает маленькому человеку возможность познать внутренний мир людей, где есть место образам, идеям, знаниям и мыслям.
          Как правило, такое понимание приходит неосознанно, нет никакого смысла вести серьезные разговоры с дошкольником, объясняя ему всю психологическую глубину моральных переживаний. Достаточно простой беседы, построенной на обмене мнениями по поводу того, что чувствует тот или иной герой музыкального произведения, стал бы сам ребенок дружить с этим героем, захотел бы помочь ему или, напротив, решил бы, что нужно отговорить того от какого-либо неправильного поступка. Ребенок, способный нарисовать в своем воображении образ, навеянный музыкой, в будущем обязательно научится очень тонко и психологически грамотно воспринимать переживания других людей и свои собственные. И пусть это произойдет позже, уже в зрелом возрасте, но, тем не менее, богатство музыкального мира, его гармония и эстетическая красота, знакомая человеку с раннего детства, обязательно сыграет свою положительную роль в формировании чуткой и духовно тонкой личности.

          Музыку  применяют  в  лечебных целях с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.
Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.
Музыка, влияя на ребенка,  рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь.   Музыка  положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах. Существуют три фактора воздействия музыки на организм человека:
•психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);
•физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);
•вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).
         Представители классической отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.
         По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д.   На  музыкальных  занятиях  дети  слушают,  поют  и  танцуют  под  разнохарактерную  музыку.
         В  группах  воспитатели  также  могут  включать  детям  для  слушания  релаксационную,   расслабляющую  и    успокаивающую      музыку,  которую  можно   слушать  в      удобной,    приятной обстановке.   Даже самые активные шалунишки, слушая музыку,  успокаиваются и расслабляются.  Можно использовать      спокойную музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.  
          Таким  образом,  посредством    
музыкальных  занятий  мы  доставляем  удовольствие  детям и,  занимаясь с ними музыкой,  помогаем  быстрее  адаптироваться  в  новом  детском  саду,   делаем   их жизнь лучше и счастливее!