Программа по дополнительному образованию

Пивкина Юлия Михайловна

Музыкальное ассорти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_assorti_3-4_goda.docx36.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1

Паспорт  программы

 3

2

Пояснительная записка

5

3

Учебно-тематический план

11

5

Содержание программы

13

6

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

23

7

Список литературы

25

8

Приложение

26

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Руководитель программы

Пивкина Юлия  Михайловна

Организация-исполнитель

МАДОУ «ЦРР- детский сад №3 »

Адрес организации

исполнителя

г.о. Саранск, Проспект Российской Армии, д.8

Цель программы

Развитие певческих способностей через организацию хорового и индивидуального пения.

Направленность программы

Художественно-эстетическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 Адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

-   Дети должны петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;

-  Проявление  навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

-   Дети могут петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него;

1. Пояснительная записка.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.

 В. Сухомлинский

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 3 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

 Новизна программы. Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки хорового исполнительства и  вокальной техники , а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

  Актуальность.  Наблюдая за детьми необходимо заметить, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная  активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы,  которая поможет в работе с детьми, для развития вокальных способностей.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для  их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ.

Отличительная особенность программы в том, что у детей появляется возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов,оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

 Педагогическая целесообразность программы.  Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОО вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

 При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста  программы:Бочев Б. «Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса», учебному пособию «Учим детей петь», автор С.И. Мерзлякова, « Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер.    Дополнительная программа соответствует требованиям:

 - Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

 - Конвенции о правах ребенка;

 - Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Состав хоровой студии формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Возраст детей, посещающих студию,- 3-4 года.

Работа вокально-хоровой студии строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия  проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.

    Цель данной программы 

– Развитие певческих способностей через организацию хорового и индивидуального пения.

 Задачи:

Развивающие:

 -Развивать умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

- Развивать музыкальный  слух;

 - Развивать умение различать звуки по высоте;

- Развивать  чистоту интонирования, правильного певческого    дыхания, артикуляции.

- Развивать умение петь, выразительно передавая характер песни.

Образовательные:

- Формировать  интерес к вокально- хоровому искусству.

 -Формировать  певческую культуру (правильно передавать мелодию    естественным голосом, без напряжения),

  - Формировать чувства ритма, музыкальность.

Воспитательные:

Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.

Принципы построения программы:

1.   Коллективная работа;

2.  Индивидуальная работа;

3.   Беседа;

4.   Распевание по голосам;

5.  Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6.  Дыхательная звуковая гимнастика;

7.  Артикуляционные упражнения;

8.   Игра на детских музыкальных инструментах;

9.   Музыкально-дидактические игры и упражнения.

 Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.

   Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.

Специфические принципы:

1.   Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.   Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.   Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.   Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Формы и режим занятий. 

     Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей: 

– во второй младшей группе – 1 раз в неделю по 15 минут.

Структура занятия.

1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 3-5 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).

 3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением .

Особенности слуха и голоса детей 3-4 лет

У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания.

Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми-си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Пение должно быть естественное, ненапряженного звучания.  Взрослые не должны допускать форсирования звука, как во время пения, так и в разговорной речи.

Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио – и телепередач, магнитофонных записей. Необходимо объяснить, насколько опасно позволять петь ребенку на улице в холодную, сырую погоду.

Ожидаемые результаты детей:

К концу года обучения дети должны уметь:

-   Дети должны петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;

-  Проявление  навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

-   Дети могут петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него;

Формы подведения итогов.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровыеситуации, викторины, концерт а также применяются диагностические методики.

Учебно-тематический план работы

Вторая младшая группа.

п/п

Наименование блоков и тем

Количество часов

Количество занятий

мин

Теория

Практика

I Блок «Введение»

1

Знакомство.

1

15

10

5

II Блок «Осень»

Детские эстрадные песни (с фортепианнымсопровожд)

5

75

25

50

4

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

75

25

50

III Блок «Зима»

7

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровожд

5

75

25

50

8

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

75

25

50

IV Блок «Весна»

2

12

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровожд

5

75

25

50

13

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

75

25

50

V Блок «Итоговый»

17

 Итоговое занятие

1

15

15

Всего

32

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.

      В организации художественно-эстетической деятельности, развитию самостоятельности    и    творчества    детей    используются     эффективные методы и приёмы.

     Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядные: (наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия).
Словесные: (беседа, объяснение, вопросы, художественное слово)
Практические: (игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание готовых изображений)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
Фронтальная: одновременная работа со всеми детьми.
Коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми.
Индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

Оборудование:   мультимедийное   оборудование,  проектор, экран, интерактивная доска.

Материалы: нотное приложение, аудиозаписи, видеозаписи.

     Реализация  программы  невозможна   без   программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды. Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных   искусств   и   художественной  деятельности, придание её развивающего и творческого характера.

Методы и приёмы диагностики

    Для достижения основной цели проводится обследование детей, которое проходит  в форме диагностики и строится  на основе коммуникативного подхода к развитию деятельности.

Цель проведения диагностики:

Выявить уровень эмоционально-выразительного исполнения песен, постановку певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Характер диагностики: естественный педагогический.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Пение.

Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. В пении использует мимику и жесты, умеет правильно передавать яркие интонации, связанные с развитием музыкального образа.

Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к вокально-хоровой  деятельности, но он довольно сдержан в эмоциях, недостаточно верно передает средства музыкальной выразительности – требуется словесная помощь взрослого. Затрудняется самостоятельно исполнять песни без музыкального сопровождения.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к  вокально-хоровой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Недостаточно хорошо овладел певческими умениями и навыками – не умеет правильно передать мелодию и ритм песни, отказывается петь индивидуально. Исполняет знакомые песни не эмоционально.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Вербов. Техника постановки голоса. - Государственное музыкальное издательство, 1961.

2. Д. Люш. Развитие и сохранение певческого голоса. – М. : Издательство ГИТИС, 1993.

3. Т. Ю. Амосова. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – М. : РИПОЛ классик, 2007.

4. Н. А. Фомина. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой--- Волгоградская Государственная Академия физической культуры. 2001 г.

5. С. И. Мерзлякова. Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор – музыка – дети. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

6. Л. Абелян. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие. - Москва «Советский композитор». 1989

7.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.

8. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.

9 . Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.

10. С. И. Мерзлякова. « Учим детей петь». Учебное пособие.

11. О.В. Кацер « Игровая методика обучения детей пению» Учебно-методическое пособие. Муз.палитра, СПб; 2005.