консультация

Пивкина Юлия Михайловна

самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста  носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения. Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста – деятельность, которая возникает по инициативе ребенка в свободное от занятий время. Вопросы по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста рассмотрели Л. Н. Комиссарова, А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе и другие.

    В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают мелодии на музыкальных инструментах , исполняют пляски. Они могут организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурами, куклами).  А детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке – сыграть, спеть, станцевать или сочинить.

    В целом   музыкальная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается как самостоятельная, если ребенок  выполняет новые задачи или действует в незнакомой ситуации без посторонней помощи. Самостоятельная деятельность дошкольников предполагает косвенное руководство взрослого, но возникает по инициативе самих детей. Важность и ценность ее в том, что она позволяет перенести ЗУНы в повседневную жизнь ребенка, развивает творческое мышление, интерес к музыке и музыкальной деятельности, активность, самостоятельность дошкольников. Ее наличие свидетельствует об уровне музыкального развития ребенка, позволяет выявить наклонности и интересы, оценить уровень работы музыкального руководителя

    Источником   возникновения  самостоятельной музыкальной деятельности  являются музыкальные занятия. На них дети разучивают песни, игры, танцы, которые они впоследствии переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в  сопровождении  инструмента.  Но если  их будут учить петь без сопровождения, то они  смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.
Многие   ребята   любят   танцевать,   маршировать   под   музыку.
Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением. 
Другим источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность  детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы  в жизни каждого ребенка. Многие педагоги  отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют, играют, показывают свое творчество. 
   По классификации Н. А. Ветлугиной самостоятельная музыкальная деятельность детей  дошкольного возраста подразделяется на следующие виды:

1. музыкальные игры и танцы;

2. музыкально-дидактические игры;

3. игра на детских музыкальных инструментах;

4. слушание музыки;

5. пение.

    Игра – основной вид деятельности дошкольника. Музыкальные игры и танцы дети включают в сюжетно-ролевые игры. Дети часто играют в «музыкальное занятие» и «концерт». Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют между собой роли: воспитателя, музыкального руководителя и детей. В «концерте» дети - артисты выступают с различными музыкальными номерами с непременным участием ведущего, дети – зрители смотрят их выступления, аплодируют им.

    Музыкально-дидактические игры, которые дети используют в самостоятельной  музыкальной деятельности, способствуют развитию их музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, тембрового и динамического слуха. Например, игра «Музыкальное лото»,  различные угадайки и другие. В самостоятельной деятельности дети часто музицируют на музыкальных инструментах: металлофонах, бубнах, ложках, маракасах, индивидуально, а также объединяясь в небольшой оркестр (шумовой, мелодический или смешанный). Наконец, дети по своей инициативе могут слушать или петь полюбившиеся им мелодии.

    В методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста  выделяют три основные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей:

1.Индивидуальные самостоятельные упражнения детей в пении, в танце, и в игре на музыкальных инструментах;

2.Сюжетно-ролевые игры;

3. Музыкально-дидактические игры с игрушками и пособиями.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей дошкольного возраста  имеет косвенный характер, т. к. во-первых, педагог старается повлиять на музыкальные впечатления детей, во-вторых, педагог организует условия для самостоятельного музицирования , проявления творчества, в-третьих, педагог должен быть тактичным соучастником детских игр.

    Большое значение для успешной организации самостоятельной  музыкальной деятельности детей имеет создание  специальных условий: музыкально-развивающей среды. В распоряжении детей должны находиться музыкальные инструменты, настольные музыкально-дидактические игры, аудиозаписи детских песен, танцевальной музыки и музыки для слушания: классической, народной и современной.

    Таким образом, в группах ДОУ необходимо создавать музыкальные уголки и организовывать разные виды и формы самостоятельной музыкальной деятельности детей  в свободное от занятий время. Чем разнообразнее и насыщеннее будет  наполнена музыкально-развивающая среда, тем больше дети будут проявлять интерес к самостоятельной музыкальной деятельности .

Список  используемой  литературы:

1.Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Москва, «Просвещение», 1982.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №№   2/1993, 6/1996, 4/1998.

4. «Музыкальное воспитание дошкольников»  О.П Радынова, А.И Катинене,

 М.Л Палавандшвили , Москва « Академия», 2000 г.