Занимательные факты о музыке эпохи Возрождения для начальной школы.

Татьяна Яценко

Музыкальная эпоха Возрождения - это новаторское искусство. Именно в эту эпоху зародилась светская музыкальная культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epoha_vozrozhdeniya.docx14.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занимательные факты о музыке эпохи Возрождения.

Эпоха: Возрождение

Время: с XV-XVII век

Особенности:

• музыка становится более доступной, светской, музыкантов становится больше.

• Музыка разделилась на 3 жанра: вокальные произведения, виртуозные пьесы с импровизациями, танцевальные произведения.

Музыкальные достижения эпохи:

• Музыкантов, которые сочиняли музыку, стали называть композиторами.

• В XV веке был изобретен станок, на котором можно было печатать ноты.

• Появились сборники нот для домашнего музицирования.

• На музыкальных инструментах стали играть не только мужчины, но и женщины. Любимым женским инструментом стала лютня.

• Появляется полифония.

• Появился новый жанр светской музыки – мадригал.

• Открылись музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах.

Имена эпохи:

• Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

• Орландо Лассо

• Клаудио Монтеверди

• Джезуальдо ди Веноза

Странности эпохи:

• Главным городом итальянского возрождения был Рим. Но ни один знаменитый художник, скульптор, композитор или музыкант Ренессанса не родился в этом городе.

• Если кавалер эпохи Ренессанса снимал шляпу перед дамой левой рукой – это значило, что он приветствует даму от всего сердца.

• Новые струнные смычковые инструменты итальянцы прозвали виолами, что в переводе означает «фиалка». Виолы делали из ценных пород деревьев, украшали золотом и перламутром. Поэтому на этих инструментах могли играть только очень богатые люди.

• Художники эпохи Возрождения часто изображали ангелов с музыкальными инструментами в руках. Так они подчеркивали божественное происхождение музыки.

• Самая высокая похвала для всех произведений искусств эпохи Возрождения была «божественный». «Божественной» считали музыку итальянского люниста и композитора XVI века – Франческо да Милано. Между прочим, песня «Город золотой», знакомая многим взрослым, была создана именно на мелодию этого композитора.

• В эпоху Возрождения во Франции появился … шансон. «Шансон» в переводе с французского языка означает «песня». Ренесансный шансон – это светская песня, которую исполняли несколько голосов (многоголосная песня).

Почему в эпоху Возрождения дорого платили за уроки учителям танцев?

Потому что в моду вошли балы, а на балах надо было хорошо танцевать. Учителя танцев обучали своих подопечных не только движениям, но и придворному этикету, декламации (красиво говорить) и даже помогали с выбором фасона платья, чтобы кавалер или дама эффектно смотрелись на балу. Учителей танцев часто называли «преподаватель изящных манер».

Почему самым популярным песенным жанром был мадригал?

Потому что в эпоху Возрождения людей очень волновали их чувства и любовные переживания. Многие поэты Ренессанса сочиняли лирические стихи любовного характере. Говорят, о любви проще спеть, чем прочитать стих. Поэтому и появились песни о любви, о чувствах, о переживаниях – мадригалы. Мадригал считали серьезным, утонченным жанром светской музыки.

Почему и как появилась полифония?

Потому что церковная музыка продолжала развиваться, усложняться. В эпоху Средневековья в храмах исполняли 3-х и 4-хголосные произведения. Но в этих песнях и органумах главным был один голос. Слово «полифония» произошло от греческих слов «полис» - «многочисленный» и «фоне» - «звук», «голос». Полифония – это музыкальное произведение, в котором несколько голосов и все они равные – главные.

Почему в эпоху Возрождения появились первые музыкальные ансамбли?

Потому что стали печатать нотные сборники разных произведений и песен - музыка стала более доступной. Появились не только композиторы, профессиональные певчие и музыканты, но и музыканты-любители. Музыканты-любители виртуозно играть не умели, но им нравилось исполнять музыку не по одиночке, а вдвоем (дуэтом, втроем (трио) или вчетвером (квартетом) – так музыкальные произведения звучали более эффектно.

Словарь

Виртуоз – талантливый музыкант, который отлично играет на музыкальном инструменте самые сложные произведения.

Виртуозные пьесы – эффектные произведения, которые обычно исполняются в быстром темпе.

Полифония – звучание двух и более голосов или мелодических линий.

Мадригал – любовная, лирическая песня, которая исполняется на родном (материнском) языке.

Месса – музыкальная часть католического или протестантского богослужения в исполнении хора и органа. Мессы могут исполняться не только в церквях, но и на концертах.

Мотет – многоголосное музыкальное произведение.

Магнификат – хвалебная песнь на текст слов девы Марии из Евангелия.

Регент – дирижер церковного хора.

Кантор – певчий католической церкви.

Капельмейстер – управляющий хором или оркестром или и тем и другим (дирижер).

Инквизиция – институт Римско-католической церкви, который разыскивал и наказывал врагов церкви.

Светская музыка – музыка для Света – обыденная, мирская, а не духовная (церковная).