Принципы вокально-хоровой работы в младшем хоре

Ерофеева Ольга Михайловна

Пение – это функция всего организма, а не только голосового аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_vokalno.doc31.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принципы вокально-хоровой работы в младшем хоре

 

Основные принципы вокально-хоровой работы одинаковы как для детей, так и для взрослых, как при индивидуальном, так и при коллективном (хоровом) обучении. Но учебный материал, педагогические приемы и пояснения для каждого возраста имеют свои различия.

Работа  по  распеванию строится  на  специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению. Материал для распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящихся педагогом.

Песенные отрывки находятся в примерном соответствии с вокально-хоровыми упражнениями, они полезны тем, что дают детям хорошую эмоциональную разрядку после сугубо технической работы над гласными и согласными.

Работа по распеванию проводится путем повторения упражнения по полутонам вверх - вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: в первом классе до ля первой октавы, во втором до первой — до второй октавы, в третьем  до первой — ре второй октавы.

В практическом использовании вокально-хоровых упражнений на  занятиях приходится иногда делать поправки к некоторым общеизвестным методическим положениям. Например, многие педагоги вполне обоснованно рекомендуют начинать распевание с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Понятие «примарный тон», или «примарный звук», относится обычно к голосам с нормальным диапазоном. Так, у детей с нормальным певческим развитием примарными звуками будут фа и соль первой октавы.

Но при поступлении в школу преобладающая часть детей имеет голос с маленьким  диапазоном, который содержит всего лишь три-четыре звука нижнего регистра, т. е. ми, ре, до первой и иногда си, си бемоль малой октавы (чаще всего такой диапазон встречается у мальчиков). Эти звуки многие дети воспроизводят довольно правильно в интонационном отношении, что свидетельствует о наличии у них музыкального слуха. Вместе с тем короткий диапазон голоса говорит о неразвитости певческого аппарата.

Применительно к таким голосам понятие «примарный» звук является условным, и начинать распевание со звуков фа и соль здесь бесполезно, так как они у детей отсутствуют.

Для того, чтобы не оставлять отстающих ребят без внимания и не лишать их перспективы развития, преподаватель иногда предлагает учащимся петь упражнения в объеме секунды или терции, начиная со звуков нижнего регистра, то есть с доре первой октавы.

Исполняя упражнения полутон за полутоном вверх, дети будут постепенно расширять диапазон своего голоса. Некоторые педагоги боятся применять такой способ распевания, полагая, что дети с нормальным диапазоном голоса будут «надсаживать» свой голос на звуках нижнего регистра.

Эта опасность существует лишь в том случае, если дети поют напряженно и крикливо. Тогда голос действительно «надсаживается», причем не только на нижнем, но и на всех регистрах и теряет свою эластичность и красоту. Опытные педагоги хорошо знают, какое гибельное влияние оказывает на неокрепший детский голос чрезмерно громкое или, как говорят, форсированное пение. Поэтому с самого начала занятий преподаватель обязан следить за тем, чтобы дети не пели крикливо, и постоянно внушать им, что такое пение не только некрасиво, но и вредно для голоса.

Однако педагог не должен впадать и в другую крайность, заставляя детей всегда петь только тихо. Увлечение тихим пением как постоянным приемом приводит к пассивности голосовых связок и к вялости звучания.

Не слишком громкое и не слишком тихое, но обязательно активное пение предохраняет голосовые связки как от вялости, так и от перенапряжения, а вместе с тем поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться от вредных для голоса привычек.

Одни дети не могут петь звуки среднего и верхнего регистров, но достаточно легко поют в нижнем, другие слабо ориентируются в нижних звуках, но правильно поют мелодию в среднем регистре. Учителю необходима большая гибкость и поиски такого метода воспитания детского голоса, который хотя бы частично помогал ликвидации у детей самых различных певческих дефектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что если в начале одна группа детей поет правильно только нижние, а другая только средние звуки, то со временем диапазон у тех и других непременно расширится и недоступные ранее звуки постепенно станут доступными,

В случае удачного подбора голосов в первом классе, когда все или подавляющее большинство детей обладает нормальным певческим диапазоном, можно упражнения на первую задачу начинать с более высокой тональности, чем та, какая предусмотрена в данном пособии, то есть примерно на тон выше. Однако упражнения с относительно широким диапазонам (квинта и даже кварта) следует исполнять попрежнему в До мажоре.