Рабочая программа ОП.015

Рабочая программа "Детский музыкальный фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.015_detskiy_muzykalnyy_folklor_izmenyon_.doc179.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Челябинский  педагогический колледж №1»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.15 ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Челябинск, 2019 г .


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной ОПОП и Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования   53.02 01 Музыкальное образование.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1».

Разработчик:

Булатова Алёна Сергеевна, преподаватель музыкальных дисциплин ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1

Эксперт:

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1  преподаватель высшей категории     Арсентьева Ирина Николаевна

               

Рекомендована Методическим советом ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» по рабочим основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.

Заключение Методического совета ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1».

Протокол № 3 от «20» октября 2019 г.

                                                 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.15. Детский музыкальный фольклор

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01. Музыкальное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.15 Детский музыкальный фольклор

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью курса является:

Практическое ознакомление с детским музыкальным фольклором.

Задачи курса:

Формирование представления о народной музыке как неотьемлемой части народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества;

- использовать лучшие образцы народного творчества для создания обработок, современных композиций на основе детского музыкального фольклора;

- исполнять произведения народного музыкального творчества на занятиях

- создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;

- инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- знание жанров отечественного народного устного и музыкального

- творчества, обрядов и народных праздников;

- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;

- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- знания музыкальной терминологии;

- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный

фольклор;  

- владение навыками записи музыкального фольклора;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

- задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях детского музыкального фольклора;

- детский репертуар песен, танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося  20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

15

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

-подобрать материал для детей ДОУ частушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, народные игры.

-Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Формирование устойчивого интереса к народному творчеству.

Подбор музыкального материала для детей дошкольного возраста на примере колыбельной

- Подбор дополнительного музыкального репертуара для игрового фольклора.

Знакомство с календарными и семейно-бытовыми

обрядами и приуроченными к ним песнями

Специфика жанра свадебных величальных, корильных обрядовых песен и причитаний.

- Подготовить образцы обрядовых песен осеннего периода (Семёнов день, Покров, Кузьминки). Особенности стилистики календарных песен

-Подготовить образцы обрядовых песен зимнего периода (святочные песни,колядки, таусени,  масленичные песни)

-Подготовить образцы обрядовых песен весеннего периода (весенние заклички, песни великого поста, пасхальные песни, «жаворонки», «кресты», духовные стихи Великого поста, окликальные песни, волочебные песни)

-Подготовить образцы обрядовых песен поздневесеннего и летнего периода (троичные хороводные песни,  купальские обрядовые песни, семицкие песни)

-Подбор репертуара детских песен для оркестра

-Составление   музыкального репертуара для ударных инструментов

-Создание оркестровых композиций для детей дошкольного возраста

-Составление музыкального репертуара для «шумовых» инструментов

-Подбор музыкальных композиций с различным темпом

- Подбор репертуара детских песен для игры на д.м.и

Инсценирование детских песен при помощи д.м.и.

Подбор музыкальных игр на д.м.и.

Подбор музыкальных композиций для ансамбля ложкарей и оркестра.

2

2

3

4

5

4

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины детский музыкальный фольклор.

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Вводная часть

Введение в предмет

17

Тема 1.1.

Фольклористика как наука

Содержание учебного материала

2

1

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников. Народное искусство.

2

Содержание детского фольклора. Задачи.

Лабораторные работы

Практические занятия

2

3

Примеры детского фольклора : потешки, пестушки , приговорки, считалки.      

4

Примеры детского фольклора: скороговорки, прибаутки, народные игры

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся подобрать материал для детей ДОУ частушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, народные игры.

2

Тема 1.2.

Детский музыкальный фольклор

Содержание учебного материала

3

1

Виды детского музыкального фольклора. Колыбельные

2

Знакомство с материнским фольклором.  «Вхождение» в народное искусство.

2

3

Знакомство с календарными жанрами.  Хороводные, шуточные и плясовые песни. Знакомство со всеми жанровыми группами  песенного и инструментального  фольклора

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

4

Народные колыбельные в семье и детском саду. Колыбельные русских и зарубежных композиторов. Подобрать примеры колыбельных для младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы. Интенсивное освоение  фольклорных традиций.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подбор музыкального материала для детей дошкольного возраста на примере колыбельной с использованием д.м.и.

2

Тема  1.3.

Народные песни, игровой фольклор, хоровод. 

Содержание учебного материала

2

1

Календарные песни. Свадебные песни, лирические песни.

Песенный припев, движения, театрализованное действо

2

2

Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

3

Фольклорная азбука. Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор в детском саду.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подбор дополнительного музыкального репертуара для игрового фольклора.

Познакомиться с календарными и семейно-бытовыми

обрядами и приуроченными к ним песнями

Освоить специфику жанра свадебных величальных, корильных обрядовых песен и причитаний.

3

Тема 1.4.

Обрядовые песни

Содержание учебного материала

2

1

Происхождение народного календаря. Назначение, связь  с солнцеворотом. Обряды и песни земледельческого круга, приуроченные к временам года. Осень. Изучение специфики жанра  зимних обрядовых песен и практическое освоение материала

2

Изучение специфики жанра  весенних обрядовых песен. Практическое освоение материала Изучение специфики жанра  поздневесеннего и летнего периода обрядовых песен  и практическое освоение материала.

Лабораторные работы

Практические занятия                        

3

Образцы обрядовых песен для детей ДОУ

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовить образцы обрядовых песен осеннего периода (Семёнов день, Покров, Кузьминки). Особенности стилистики календарных песен

Подготовить образцы обрядовых песен зимнего периода (святочные песни,колядки, таусени,  масленичные песни)

Подготовить образцы обрядовых песен весеннего периода (весенние заклички, песни великого поста, пасхальные песни, «жаворонки», «кресты», духовные стихи Великого поста, окликальные песни, волочебные песни)

Подготовить образцы обрядовых песен поздневесеннего и летнего периода (троичные хороводные песни,  купальские обрядовые песни, семицкие песни)

4

Раздел 2.

Игра на детских музыкальных инструментах

23

Тема  2.1.

Детский оркестр

Содержание учебного материала

5

1

Знакомство с инструментами и приёмами игры на них

2

2

«Мелодические» ударные инструменты

3

 Струнные щипковые инструменты

4

Пневматические язычковые инструменты

5

Электромузыкальные инструменты

Лабораторные работы

-

Практические занятия

3

Ударные инструменты

Шумовые(«ритмические» ударные инструменты)

Духовые инструменты

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подбор репертуара детских песен для оркестра

Составление   музыкального репертуара для ударных инструментов

Создание оркестровых композиций для детей дошкольного возраста

Составление музыкального репертуара для «шумовых» инструментов

Подбор музыкальных композиций с различным темпом

5

Тема 2.2.

Детское музыкальное творчество.

Содержание учебного материала

7

2

1

Игра на детских музыкальных инструментах

2

Творчество детей в игре на музыкальных инструментах. Детское музыкальное творчество.

3

Теория и методика обучения игре на музыкальных инструментах

4

Обучение дошкольников  игре на музыкальных инструментах

5

Индивидуальные занятия с детьми на д.м.и.

6

Ансамбль ложкарей.

7

Оркестр в детском саду

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников игре на д.м.и.

Обучение детей игре на д.м.и. в процессе музыкальных занятий

Игра детей на д.м.и. на праздниках и развлечениях

Детские музыкальные инструменты и самостоятельная деятельность дошкольников

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подбор репертуара детских песен для игры на д.м.и

Инсценирование детских песен при помощи д.м.и.

Подбор музыкальных игр на д.м.и.

Подбор музыкальных композиций для ансамбля ложкарей и оркестра

4

Раздел 3.

Детское музыкальное исполнительство

Тема 3.1.

Инструментальный фольклор

Содержание учебного материала

4

1

Элементарная музыкальная грамота.

2

2

Упражнения при обучении игре на д. м. и.

3

 Музыкальные инструменты и игрушки. Задачи.

4

 Сказка в музыке. Итоговое занятие. Педагогическая копилка.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) 

-

Всего:

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование:  парты, стулья, свободное пространство для практического материала, пианино, детские музыкальные инструменты

Технические средства обучения:  компьютер, колонки, интернет, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6)
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
  3. Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004 года).
  4. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
  6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
  7. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
  8. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
  9. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
  10. Народное музыкальное творчество (учебник, ответственный редактор О.А. Пашина) – С-Пб, 2005.
  11. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
  12. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
  13. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
  14. Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
  15. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
  16. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
  17. Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
  18. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
  19. Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  20. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
  21. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
  22. Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
  23. Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.

26. Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества;

-определять связь творчества профессиональных композиторов с народными истоками;

- исполнять произведения народного творчества, как песенного, так и инструментального.

- создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;

- создавать несложные оркестровые композиции;

- инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-основные сведения по русской традиционной культуре (народные инструменты) и обрядовой части традиционной культуры (семейные и календарные обряды);

-условий возникновения и бытования различных жанров народного музыкального творчества;

-специфики средств выразительности детского музыкального фольклора;

-умение применять теоретические знания в исполнительской практике;

Текущий контроль:

  • методом наблюдения.
  • Демонстрация  практических заданий.
  • устный опрос

Итоговый контроль:

дифференцированный зачет