Панорамный урок. Из опыта работы учителя музыки Лобовой А.А.«Компетентностно-ориентированные задания на уроках музыки как средство развития творческих способностей и личностного потенциала детей».

Лобова Анжелика Алексеевна

   Это урок – панорама  - как результат творческого воплощения, апробирования научной идеи, опыта руководителя международной общественной Лаборатории «Образование для Новой эры» Анатолия Гина.

   Я продемонстрирую использование методических приёмов на разных этапах урока, в том числе компетентностно – ориентированные задания, которые позволяют активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, способствуют развитию творческих способностей и личностного потенциала учащихся, а также позволяют смоделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учёта дополнительных возможностей изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2panoramnyy_urok.docx70.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

(Звучит песня «Урок музыкальный» в исполнении школьного хора «Вдохновение»)

      Уважаемые коллеги, здравствуёте!  Я предлагаю вашему вниманию Панорамный урок «Компетентностно-ориентированные задания на уроках музыки как средство развития творческих способностей и личностного потенциала детей».

   Это урок – панорама  - как результат творческого воплощения, апробирования научной идеи, опыта руководителя международной общественной Лаборатории «Образование для Новой эры» Анатолия Гина.

   Я продемонстрирую использование методических приёмов на разных этапах урока, в том числе компетентностно – ориентированные задания, которые позволяют активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, способствуют развитию творческих способностей и личностного потенциала учащихся, а также позволяют смоделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учёта дополнительных возможностей изучаемого материала.

       Первый этап  «Организация начала урока», его  задача  подготовить учащихся к учебной деятельности и создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.
Вашему вниманию предлагаю прием "Стихи". Рифмованное начало урока является одним из средств организационного момента. Послушайте стихи, которые помогут настроить детей на урок.

Этап

Задача

приём

результат

Организация начала урока  

Подготовка учащихся к работе на уроке  

 Стихи

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Поём  ноты на верхушке,

Слушаем и распеваем,

Ни минуты не теряем!

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Петь красиво начинаем.

С добрым утром.

Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А красиво распевать!

А теперь я предлагаю начать урок вместе со мной.

 Добрый день, добрый день!

Скажем дружно хором,

Слушать музыку и петь

Вы уже готовы?

Кто быстрее всех вдохнёт?

Вдох - выдох, раз – два,

А кто лучше пропоёт

Звук  «а»?

Шире ротик открывай,

С нами вместе запевай!

Звучит песня «С нами, друг!» Г. Струве

Музыкальное приветствие:

«Приветик», «Утро начинается», «Урок музыкальный», «Всюду музыка живёт», «С нами, друг», «Музыкальные страницы»

После исполнения создаю «ситуацию успеха»: Вы сегодня молодцы, спели песню от души!

Можно использовать простой приём «Мордашки! или «Смайлик». Дети видят внимание к себе и делятся этим с учителем.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм .

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

Предметные результаты:

осознание правильной певческой позиции при вокально-хоровой работе.

Личностные результаты:

положительная самоорганизация.

Подготовка к основному этапу урока.

Постановка  целей и задач 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений  

При подготовке к уроку  я нашла приёмы, которые помогут определять цели и задачи урока самостоятельно и совместно с учителем: "Ребус", "Анаграмма", притча,  «универсальный приём ТРИЗ с правом выбора или-или», прочитай слова по стрелкам. 

В начальной школе для данного этапа часто использую приём «Загадка». Послушайте загадку и определите тему урока.

Если вместе все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется…    Балет

 На уровне основного общего образования использую приёмы, связанные с «Ассоциациями». Послушайте слова

 

  А всё вместе – БАЛЕТ.

Коллеги, послушайте музыкальную загадку и определите тему урока.

Звучит песня А. Пугачёвой «Балет, балет, балет!».

Куда привела музыка? В балет.

Сегодня мы будем изучать тему - балет.

Что хотим  узнать?

Хотим узнать...

Будем уметь…

Сможем поразмышлять…

(На доске в коммуникативной форме записывается план – проект будущих учебных  действий)

Отгадайте загадку и узнаете, как называется балет.

Юный наследник – храбрый урод, Войско солдатиков в бой поведёт: "Эй, моё войско! Вперёд, смелей! Будет повержен король мышей!

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.  

Организация процесса открытия нового знания, выбор метода разрешения проблемной ситуации.

Метапредметные результаты:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и размышлять., определение целей и способа действий

Личностный УУД:

-формирование интереса к музыкальным занятиям.

Усвоение новых знаний и способов действий  

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения  

На данном этапе использую следующие приёмы: «Удивляй», «Вопрос к музыке», ТПК – творческий портрет композитора, УМШ – учебный мозговой штурм, доклад, деловая игра «МК» - мастерская композитора, «Музыкальная шкатулка», приём «Да – нетка» -  для знакомства с новым композитором  задавайте вопросы, на которые я могу дать однозначный ответ "Да" или "Нет», кроссворды

Остановимся на приёме «Удивляй»,  между первыми шагами в музыке и титулом «великий русский композитор» очень много всего необычайно интересного, много того, чего дети пока не представляют. Мне кажется, что в изучении биографий композиторов учащимися, учителю необходимо делать акцент на том, КАК человек становится на путь профессионального музыканта. Сравнивать биографии композиторов, находить удивительные для понимания учеников факты, делающие образы композиторов ближе, понятнее

Например: родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал "оболтуса" Петю: « - Ах, Петя, Петя, какой позор променял юриспруденцию на дудку!»
Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую квартиру.
- Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?
- Да, - еще более оживился Чайковский, - просто замечательная, такая уютная, такая маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! - и расхохотался...

Для дальнейшей работы над новым материалом использую групповые формы работы. В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда 'Один обучает многих), парную, индивидуальную. Чаще всего использую групповую организацию учебных занятий (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет своё задание в общей цели). Напоминаю о распределении ролей в группах.

Например: составить ТПК (творческий портрет композитора) П.И.Чайковского:

  1. составить «кластер» из информационной справки о жизни  композитора
  2. составить список самых известных музыкальных произведений композитора, разгадав анаграммы
  3. соотнести годы и события  биографии композитора

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий  Этап первичного закрепления

Предметные результаты:

использование необходимых средств музыкальной выразительности для сочинения музыки, соответствие характера и образа музыки.

Познавательные УУД:

-знакомство с новым музыкальным материалом,

поиск отбора необходимой информации,

- моделирование изучаемого содержания

Регулярные УУД:

-умение слушать и анализировать;

-умение сравнивать, видеть общее и различие;

-умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД:

-умение выслушивать мнение товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

- распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Задание1.

Задание 2: Квартет, фантазия, балет, опера, сюита, концерт, симфония,
романс, кантата, увертюра.

Задание 3: Годы и события в жизни П. И. Чайковского
1. 1840 г.; 2. 1859 г.; 3. 1862 г.; 4. 1866 г.; 5. 1891 г.; 6. 1893 г.

Первичная проверка понимания  

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция  

Проверка выполнения групповых заданий, « Составь буклет», «Взаимоопрос»,  «Лови ошибку», «Внести дополнение», кроссворды 

Кроссворды рассчитаны как на самых маленьких любителей музыки, так и на знатоков творчества композитора.

Думается, эти разнообразные приёмы  послужат хорошим подспорьем учителю для проведения юбилейных уроков, предметных недель, олимпиад и других мероприятий, а также скрасят досуг каждому любителю музыки.

Как правило, на этом этапе происходит слушание музыки или  знакомство с новым музыкальным материалом, при котором использую следующие приёмы анализа музыки: «Цветик – семицветик», таблица средств музыкальной выразительности, «Графический рисунок мелодии», «Если бы я был композитором», остановимся на нём подробнее.

C:\Users\ALEX\Downloads\1341230681_sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.gif

Например:

В балете – сказке свершилось чудо: Щелкунчик превратился в прекрасного юношу – принца. Он берёт за руки Мэри, и они танцуют па-де-де.

Откройте музыкальный словарь и прочитайте, что такое па-де-де (танец вдвоём). 

Если бы вы были композитором, какая у вас родилась музыка для танца? Какие средства музыкальной выразительности вы бы использовали  для музыки?

Работаем в группах, заполните таблицу.

Прошу провести обмен ответами, слушаем музыку, оцениваем работу - рефлексия

Фрагмент видео из балета «Щелкунчик»,  прошу подготовить ответ: способна ли музыка оказывать на человека  воздействие, какое?  - рефлексия

И кружатся в воздухе
Разные цветы.
Облака на небе -
Смеются от души.
Ветерок тихонько
Подлетел к окну.
Разбросал цветы
На нотные листы.
Так вот и родился
"Вальс цветов".
Радуются люди -
-Как же он ХОРОШ!!!

Музыка Чайковского восхищает разнообразием красок, композитор нашел богатые и точные выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грез и сновидений.

По окончанию этого этапа рекомендую проводить физкультминутку или музыкальную паузу, желательно с музыкой изучаемого композитора.

Например: великий русский композитор П.И.Чайковский написал всего 3 балета, но каждый из них можно назвать балетом-сказкой, и все они вошли в сокровищницу мирового балетного искусства. Вспомним их названия…

В балете после действий наступает антракт, и я решила за хорошую работу подарить  подарок: исполнение «Танец маленьких лебедей» Волков Егор из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

Метапредметные результаты:

Сотрудничество в поиске и выборе информации

Формулировка вопросов  и способов действий для организации деятельности

Коммуникативные УУД: 

- управление поведением партнёра точностью выражать мысли,

- оценка действий товарищей

Познавательные УУД:

- построение логического ответа

Регулятивные УУД:

-контроль и коррекция ответов, оценка выступлений

Закрепление знаний и способов действий  

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации  

На данном этапе использую: опрос по цепочке, блиц – опрос, игру, театрализацию, «Да – нетка», деловая игра «компетентность» -развитие творческого стиля мышления, её цель кратко и чётко выражать свои мысли (по одному предложению )

Например, «Рефлексия по цепочке»:  Сегодня мы подробно познакомились с композитором П.И.Чайковсковским и его балетом – сказкой «Щелкунчик». Скажите по одному предложению по цепочке об этом балете и музыке П.И. Чайковского

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Личностные результаты:

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

эмоциональный отклик

Метапредметные

результаты:

развитие речевых навыков (К),

организация групповой деятельности (Р).

Обобщение и систематизация знаний  

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей  

Урок музыки – урок специфичный, часто после нового материала учитель переходит к музыкально – творческой деятельности учащихся, применяет следующие приёмы: игра в оркестр, «фрак дирижёра», составить синквейн к слову «балет», тренировочная проверочная работа.

Коллеги, предлагаю вам задание «составить программу концерта композитора».

Личностные результаты:

основа для самовыражения (авторство); развитие музыкально-эстетического вкуса.

Контроль и самопроверка знаний  

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции  

Устный программируемый опрос (один ответ из нескольких предложенных), взаимоопрос, идеальный опрос «Светофор», свои примеры

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения  

Метапредметные результаты

Контроль, осознание усвоенного материала, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Подведение итогов занятия

 

Анализ и оценка успешности достижения цели  

Представление результата работы в форме проекта -  буклета,

Рефлексия: Роль «подводящий итоги».

Исполнение песни «Чайковский»

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения  

Личностные

Самоопределение и самооценка работы,

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  Рефлексия

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей  

Три уровня д/з: обязательный, тренировочный, творческий, особое задание (лучшие ученики получают особо трудное задание), творчество работает на будущее (разработка дидактических заданий)

При выходе из класса прошу оставить нотку в кармашке  на «Листе самооценки»:

Получил удовольствие

Ничего не понял

Удивился

Узнал что-то новое

Научился

Растроился

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития