Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся на уроках музыки как ресурс эффективного введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Лобова Анжелика Алексеевна

   Цель: повысить уровень мотивации к исследовательской деятельности учащихся через тьюторское сопровождение проектной деятельности, как ресурса эффективного введения и реализации Федеральных  государственных образовательных стандартов.

        В рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов у педагогов возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности учащихся  как наиболее эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. 

       Уроки  музыки - благоприятное поле для развития интеллектуального и творческого потенциала учителей и учащихся,  это мастерская по созданию оригинальных проектов разнообразной тематики и  направленности. Учебный предмет предоставляет обширный материал для исследования и анализа, поэтому особым образом  планируется урочная и внеурочная деятельность, моделируются и используются разнообразные формы творческого сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutorstvo_lobova_a.a.doc98.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА ФУРМАНОВА

155523, город Фурманов, ул. Тимирязева, д. 10

ОГРН 1023701358702, ИНН 3705005211 / КПП 370501001

телефон (49341) 2-08-13; E-mail: Furmanov_sc10@mail.ru

   

Автор:

Лобова Анжелика Алексеевна,

учитель музыки МОУ СШ №10

г.Фурманова Ивановской области

Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся на уроках музыки

как ресурс эффективного введения и реализации

 Федеральных  государственных образовательных стандартов.

   Цель: повысить уровень мотивации к исследовательской деятельности учащихся через тьюторское сопровождение проектной деятельности, как ресурса эффективного введения и реализации Федеральных  государственных образовательных стандартов.

        В рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов у педагогов возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности учащихся  как наиболее эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. 

       Уроки  музыки - благоприятное поле для развития интеллектуального и творческого потенциала учителей и учащихся,  это мастерская по созданию оригинальных проектов разнообразной тематики и  направленности. Учебный предмет предоставляет обширный материал для исследования и анализа, поэтому особым образом  планируется урочная и внеурочная деятельность, моделируются и используются разнообразные формы творческого сотрудничества.

       Изучив инновационный опыт школ России,  при организации проектно-исследовательской деятельности на уроках реализуем на практике технологии тьюторского сопровождения и приходим к выводу, что ее использование  – огромная и значимая помощь в работе  педагога.

       В современном российском образовании институт тьюторства получает все более широкое распространение и практическое применение. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • основополагающие документы современного российского образования поддерживают системно-деятельностную парадигму и идеи индивидуализации образования;
  • ФГОС второго поколения призваны обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся,  обучение по индивидуальной образовательной программе на уровне среднего общего образования.

      Реализация индивидуального заказа на образование возможна при условии личностно-ориентированного (тьюторского) сопровождения учащихся по индивидуальной образовательной траектории в пространстве школы, обеспечения использования образовательных ресурсов за пределами образовательного учреждения. То есть технологии тьюторского сопровождения позволяют реализовать такие направления модернизации российского образования как

-выбор учащимися индивидуального учебного плана;

-введение моделей непрерывного профессионального образования;

-организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

-повышение мобильности профессионального образования.

       Таким образом, тьюторское сопровождение становится реальностью современного российского образования.

      Тьюторское сопровождение помогает определить индивидуальную траекторию саморазвития учащегося,  пробудить в учениках личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

         В ходе проектно-исследовательской деятельности работа осуществляется  в тесном сотрудничестве учителя и ученика, а не навязывается педагогом.   Роль учителя – организационная, это консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь учащимся.

        Чем отличается деятельность тьютора от деятельности учителя? Учитель на уроке реализует свои образовательные интересы и цели, задает нормы, содержание, маршрут и темп работы. Учитель-тьютор использует индивидуальный подход, то есть, работает с человеком реальным, осуществляя диагностику, коррекцию, обеспечивая достижение  единого образовательного результата.

        В основе работы тьютора лежит принцип индивидуализации. Тьюторское сопровождение всегда имеет индивидуальный, адресный характер, поэтому для каждого ученика определяется наиболее адекватная форма тьюторского сопровождения.  

       Тьютор работает с человеком возможным, обеспечивая создание особой образовательной среды, реализацию возможностей, достижение личного результата.  В отличие от учителя тьютор идет от интересов учащегося, помогая ему реализовать намеченные цели.

     Деятельность учителя-тьютора по организации проектно-исследовательской деятельности может быть многогранна, но в первую очередь, она должна создавать условия для создания открытого образовательного пространства для учащихся.

      Тьюторант (ученик)  представляет  тьютору свой познавательный интерес, рассказывая об истории возникновения интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос  ученика, интересы, склонности и обозначает перспективы совместной работы над проектом.  Задача тьютора – определить, что именно недостает ребенку для раскрытия познавательного интереса и оценить готовность,  способность ученика к саморазвитию, к созданию проекта, а также материально – технический потенциал школы  для практической реализации.  Используются  методики, которые помогают диагностировать познавательный интерес ученика. Определить интенсивность познавательных интересов можно с помощью анкетирования. В исследовании была использована анкета, которую предложил В. С. Юркевич. Активно используется метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса, методика для выявления поисковой активности,  тест «Порог активности». Данная работа предполагает исследование взаимосвязи познавательного интереса и поисковой активности у подростков.

       Консультативная помощь тьютора заключается в конкретизации задачи  и выбора метода ее решения. Успех достижения цели во многом определяется тем, что задача должна быть конкретной, локальной и достижимой: например, создание  проекта, подготовка к олимпиаде и д.р.

       Далее осуществляется  планирование совместной деятельности. Тьютор помогает определить цели и задачи предстоящей работы, составить план действий, разработать алгоритм, определить предмет информационного поиска в соответствии с темой.

       На данном этапе деятельности важно показать ученику разнообразные источники и образовательные ресурсы, которые необходимы для реализации цели.  Например, сочетаем образовательные ресурсы урока, неаудиторные занятия  в Музыкальной гостиной, участие в дистанционных олимпиадах по предмету, занятия в летней профильной смене «Зажги свою звезду». В качестве эффективного средства достижения поставленной цели на этапе поиска информации, формулировании темы  будущего исследования  оформляем дневник проекта или тематическое портфолио –  сборник  информационных материалов, предназначенных для дальнейшего анализа совместно с тьютором (материалы по истории изучаемого вопроса, фотографии, список музыкальных произведений и образовательных ресурсов,  перечень необходимого оборудования). В конце портфолио  по каждому пункту содержания темы учащийся получает соответствующую оценку за выполненный объем работы.

Вид работы

Результат работы

Оценка  за работу

Рекомендации

С учетом результатов рефлексии  или положительной динамики деятельности на основе данного типа портфолио можно  изменять проект или корректировать тему исследования.

       На этапе, когда учащийся выполняет проект, эффективны  групповые  и индивидуальные консультации.  На индивидуальных консультациях уточняется степень выполнения задания, диагностируются причины затруднений, даются рекомендации. Для того, чтобы тьюторская беседа была продуктивной, необходим принцип диалогичных отношений, при которых ученик может отстаивать на  равных иную точку зрения и принцип эмоционально комфортных отношений, что обеспечивает тьюторанту чувство успешности и  интеллектуальную самостоятельность.

      На групповых консультациях тьютор взаимодействует с малой группой, обсуждает типовые затруднения и ошибки, дает общие рекомендации. Данная форма тьюторского сопровождения возможна, если тьютор осуществляет сопровождение нескольких учащихся, которые имеют схожий познавательный интерес. Данная форма решает следующие образовательные задачи: мотивирует учащихся на развитие своего познавательного интереса, направляет на обеспечение обратной связи в группе, развивает умение вести диалог, способствует развитию навыков профессионального общения, то есть формирует коммуникативную компетентность. Позволяет организовать рефлексию деятельности и результата, организовать поиск коллективного решения проблемы.

         При создании проектов предоставляем полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя за собой функции контроля,  управления, коррекции.

         Итог работы -  презентация результатов проекта, что создает ситуацию успеха и внешней оценки,  способствует формированию адекватной самооценки, развивает умение анализировать свою деятельность, мотивирует на продолжение деятельности.  

         Учитель - тьютор помогает ученику организовать защиту проекта, подготовить презентацию, выступление, провести предварительное прослушивание.  В качестве консультантов привлекаем других педагогов школы, которые имеют опыт проектной деятельности. Они заполняют раздел отзывов в портфолио. Так же этот раздел заполняют учащиеся, которые производят оценку своих достижений и результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные одноклассниками, родителями и др.

       Выбор формы презентации обусловлен спецификой работы тьюторанта. В своей практике  использую такие формы презентации как устное сообщение во время тьюториала,  выступление на внеклассном мероприятии  или уроке, презентация на конференции или Дне музыки, творческий фестиваль или  концерт и т.д.

      Учащимися оформляется новый раздел проекта – презентационный. Он формируется на основе структурированного тематического материала, имеет статистические данные, схемы, таблицы, графики, используемые в работе.

После публичной презентации проекта должен состояться разговор с наставником, тьютором.   Организуется тьюторская консультация по итогам презентации работы ученика. Одним из способов  самооценивания может быть заполнение такой таблицы (параметры оценки задаются самим учащимся).

Таблица самооценивания 1.

Достоинства проекта

Недостатки

1.

1.    

 Роль тьютора заключается в подведении итогов, определении уровня личных достижений каждого ученика, обозначении точек дальнейшего роста и развития путем проведения индивидуальной и групповой консультации.  Групповая консультация позволяет организовать коллективное обсуждение защиты проекта. Так же оценивание можно провести по модели “ИТОГ”. Данная таблица может заполняться как индивидуально, так и в группе.

Таблица оценивания 2.

И         

Интересные моменты проекта. Что понравилось в нем особенно?

Т

Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже)

О         

Оценка проекта на основании собственных критериев

Г         

Главный вывод по всему проекту

    Возможно использование видеозаписи выступления с целью разработки критериев удачного выступления. Консультация завершается планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, формы работы (индивидуальная или групповая).

      Рефлексивный этап направлен на обсуждение учеником и тьютором своего пройденного пути и достигнутых результатов. На данном этапе востребовано портфолио достижений, которое включает оригиналы творческих работ, отзывы экспертов, сверстников,  лист успеваемость ученика, наградной материал.

         Как показывает практика,  наиболее востребованными и эффективными формами  тьюторского сопровождения, помимо индивидуальных и групповых тьюторских консультаций, являются тренинг, образовательное событие, тьюториал. Выбор конкретных форм, методов тьюторской работы строго индивидуален, обусловлен выбором тьютора, возрастными и личными  особенностями школьников, профессиональными предпочтениями самого тьютора.

        Во время тренинга тьютор работает с группой учащиеся, которые не только активно запоминают, но и применяют на практике свои знания. В тренингах используем методы и техники активного изучения: деловые  и имитационные игры, разбор ситуаций, групповые дискуссии. На занятиях активно используем коммуникативные тренинги,  так как  работа, например в хоре, требует формирования навыков сотрудничества, сплочения группы и доверия.

Активно на практике применяются  тренинги:

         Образовательное событие - форма тьюторского сопровождения учащихся, требующая тщательной подготовки и приуроченная к определенному событию в жизни школы, класса или города. Это может быть  праздник,  концерт, день Музыки. Ученики выступают главными действующими лицами,  проявляют свои способности, навыки, знания. Ученик во время образовательного события занимает позицию учителя, консультанта.  Работа с событием может быть выстроена по двум направлениям: организуют событие тьюторант или организуют тьютор. Практика убедила в эффективности данной формы тьюторского сопровождения, которая развивает позитивную мотивацию (ситуация успеха и признания ученика), способствует активизации образовательной деятельности ученика.

       Как показал наш опыт, наиболее эффективной формой  тьюторского сопровождения является  тьюториал - учебный тьюторский семинар, который предполагает активное обучение в группе, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся, заметно оживляет процесс обучения и активизирует  познавательную деятельность, помогает ученикам проявить творческие способности. В рамках районного методического семинара был проведен тьюториал «В мастерской композитора» - открытое занятие с применением методов интерактивного обучения, модельных и нестандартных ситуаций.  В роли ведущих тьюториала выступали старшеклассники, имеющие опыт в данной области знаний. На занятии осуществлялось активное применение теоретических знаний на практике. Формой проведения тьюториала стал квест. Учащиеся заочно побывали в гостях у композитора Степана Соснина, узнали о его творчестве, познакомились с его песней «Солнечная капель», разучили и исполнили ее с сопровождением музыкальных инструментов под руководством старшеклассников. Тьюториал получил дальнейшее широкое применение  в практике нашей работы.

      Благодаря тьюторскому сопровождению учащиеся  осваивают различные виды деятельности, а  проектная деятельность, где учитель выступает в роли тьютора, достаточно результативна. 

       В результате использования тьюторской технологии в рамках проектно-исследовательской деятельности  в методической копилке появились проекты на самые разные темы - исследование интересных фактов жизни композиторов, хоровых песен, симфоний, оперетты, а также инструментальной музыки, музыкальных инструментов различных народностей и истории их возникновения:

  • Активизация творческой деятельности музыканта-исполнителя на основе технических возможностей синтезатора.
  • Анализ ноктюрна cis-moll Ф. Шопена.
  • Вокалотерапия - лечение пением.
  • Детские дискотеки: за и против.
  •  Есть ли у симфонии будущее?  

     И многие другие интересные и познавательные проекты, которые способствуют активизации  уровня заинтересованности учащихся, развитию творческого потенциала,  мотивации к получению знаний.

        Мы уже делаем уверенные шаги в организации тьюторского сопровождения, следуя основным принципам этой работы, понимая, как  с одной стороны это сложно, с другой – эффективно, потому что  тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить запрос ученика, не ограничивая  самостоятельность, а расширяя его возможности и  возможности учителя.     

       В заключение следует отметить, что в современной системе образования речь идет о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, способных обеспечить сопровождение образовательной деятельности ученика. Таким образом, быть тьютором в рамках какого-либо учебного предмета, можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего, если занимаетесь самообразованием, не стоите на месте, а вместе с учениками идете вперед к достижению поставленной цели.

Литература

1.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии., 1982. №4.

2.Обухова Н. В. Сайт преподавателя ОУ СПО статья «Создание тематического портфолио»

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.,1979

 3. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения. Материал сайта http://festival.1september.ru

4. Корнеева, Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере IT и место в нем тьюторской позиции. http://www.thetutor.ru/distance/article002.html

5.Ковалева Т. М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения / Ковалева Т. М. // Завуч. - 2006. - N 8. - С.111-121

9.Материал сайта  «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»

Сопроводительное письмо

«Настоящим письмом гарантируем, что опубликование статьи Лобовой А.А. «Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся на уроках музыки  как ресурс эффективного введения и реализации Федеральных  государственных образовательных стандартов» в сборнике материалов конференции не нарушает ничьих авторских прав. Автор Лобова А.А. предупреждена, что несет ответственность за неправомерное использование в статье объектов чужой интеллектуальной собственности, объектов авторского права в полном объеме в соответствии с действующим законодательством РФ и подтверждают, что направляемая статья ранее нигде не была опубликована, не направлялась и не будет направляться для публикации в другие издания.

Также удостоверяем, что авторы согласны с утвержденными правилами подготовки рукописи к изданию».

 

  Лобова А.А……………………………………………