Статья на тему: "Некоторые аспекты музыкального развития одаренных дошкольников в ДОУ: проблема формирования навыков чтения с листа у начинающих музыкантов - пианистов"

Шугарова Оксана Александровна

Данная статья является попыткой проанализировать дополнительные возможности работы с талантливыми детьми дошкольного возраста в ДОУ по музыкальному воспитанию с целью их дальнейшего творческого развития и формирования навыка чтения нот с листа как сложного и необходимого процесса при дальнейшем обучении игре на музыкальном инструменте. В статье содержится основная характеристика навыка чтения с листа, психофизиологических и возрастных особенностей детей-дошкольников, описание особенностей работы по данному направлению, а также даны примеры поэтапного освоения навыка, учитывая широкие возможности занятий в дошкольный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2019.docx39.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №73 присмотра и оздоровления

Красногвардейского района Санкт – Петербурга

Статья на тему: «Некоторые аспекты музыкального развития

одаренных дошкольников в ДОУ: проблема формирования

навыков чтения с листа у начинающих музыкантов – пианистов»

Музыкальный руководитель:

Шугарова Оксана Александровна

Санкт – Петербург

2019


Некоторые аспекты музыкального развития

одаренных дошкольников в ДОУ: проблема формирования

навыков чтения с листа у начинающих музыкантов - пианистов

Музыкальное развитие дошкольников в ДОУ ориентировано на всех детей, посещающих детский сад, строится по определенной системе, ведется по нескольким направлениям: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах, творческие игры и импровизации. В процессе занятий дети вовлекаются в музыкальную деятельность – знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры, историей их создания, композиторами, интонируют мелодии, развивают певческие навыки, слуховую сосредоточенность, динамический и тембровый слух, ритмическое чувство, пластику и навыки ритмичного движения под музыку, активно проявляют свои творческие способности через простые импровизации движений, мелодий, ритмических рисунков. Поэтому значение музыкальных занятий для всестороннего развития ребенка трудно переоценить. Кроме того, педагог имеет возможность в процессе всех видов музыкальной деятельности выявлять талантливых и одаренных детей. При индивидуальной работе с такими детьми необходимо создать предпосылки для дальнейшего развития музыкальных навыков, выявить оптимальное направление для будущей реализации музыкальных способностей – танцевальное, певческое, инструментально-исполнительское.

 В данной статье мы будем говорить о важности подготовительного периода обучения маленьких музыкантов (на примере музыкантов-пианистов) и о формировании навыка чтения с листа, как важнейшего элемента их воспитания.

Подготовка к чтению нот для музыканта также необходима, как и подготовка к беглому чтению книг для любого будущего школьника. Именно в дошкольном возрасте создаются благоприятные предпосылки для наилучшего усвоения и развития всех элементов навыка чтения с листа. В этот период у педагога есть возможность наиболее увлекательно и разнообразно построить свою работу по подготовке, применяя разные приемы и технологии, формы работы и виды деятельности.

Чтение нот с листа с давних времен входило в комплекс навыков и умений, необходимых профессиональному музыканту. «Известно, что в XVIII веке и более ранние времена музыканты – не только профессионалы, но и «просвещенные любители» - и исполняли, и импровизировали, и сочиняли музыку. Исполнитель был одновременно и композитором; создатель музыки был в то же время и интерпретатором» /2, с.243/

К началу XXI столетия московские педагоги-пианисты характеризуют чтение с листа как способность, обладающую статусом художественной деятельности. «Это означает: чтение музыки с листа есть акт ее интерпретации…» /31, с.126/. При этом авторы подчеркивают художественно-эмоциональный компонент как основу всей системы.

Значение искусства чтения с листа в современной музыкальной педагогике сложно переоценить: владение им позволяет в короткие сроки знакомиться с широким кругом нотной литературы, быстрее овладевать новыми музыкальными произведениями, свободно музицировать (в том числе и в ансамбле), расширять музыкальный кругозор.

Цель данной статьи – привлечь внимание к возможностям развития навыков чтения с листа у музыкально одаренных детей начиная с дошкольного возраста.

Основные идеи, лежащие в основе статьи:

  • в работе по музыкальному развитию в системе ДОУ необходимо выявлять музыкально одаренных детей и в индивидуальной работе с ними способствовать формированию предпосылок освоения навыков чтения с листа как неотъемлемой части воспитания будущего музыканта;
  • навыки чтения с листа ёмкие, включающие все стороны развития музыкальности и необходимы для полноценного воспитания музыканта – и профессионала, и любителя;
  • способность игры с листа является сложной, высокоорганизованной системой, основанной на взаимодействии зрения, слуха и моторики;
  • чтение с листа, как и все другие навыки, требует последовательного и направленного педагогического воздействия с применением определенных технологий.

Данная статья может послужить основой для создания методической разработки по воспитанию навыков, а также может послужить вспомогательным материалом в практической работе с детьми до 7 лет.

Анализируя историю развития фортепианной педагогики на протяжении нескольких столетий, можно отметить, что навыки чтения с листа приобретают особенно важное значение как основа творческого развития и свободного музицирования в конце XX века. Появляются различные методики интенсивного обучения, в которых авторы опираются на серьезные психологические, научные исследования, прогрессивные методические разработки разных стран и т.д. Анализируя их, можно выделить ряд принципов, лежащих в основе обучения:

  • развитие творческого начала, индивидуальности каждого ребенка;
  • опора на жизненный (и музыкальный) опыт ребенка;
  • занятия должны приносить радость и развивать ребенка интеллектуально и эмоционально;
  • обучение должно проходить в увлекательной форме;
  • усложнение задач обучения должно быть постепенным и т.д.

Навыки чтения с листа – сложный комплекс, для овладения которым необходимо развитие и налаженная работа психофизиологических систем и пианистических навыков. Овладение навыками, как отмечают многие педагоги-пианисты, возможно в любом возрасте. Однако, в более зрелом возрасте уже сформировались стереотипы – зрительные, двигательные, слуховые – что может мешать наиболее качественному освоению навыков. Тогда как в дошкольном возрасте (6-7 лет) ребенок более открыт к восприятию новых задач, способен к быстрому усвоению. Самое важное в овладении навыками свободного чтения нот – это донотный период обучения, подготавливающий и настраивающий сложные психофизиологические системы (слуховую, зрительную, двигательно-моторную к дальнейшей работе).

Именно дошкольный период, связанный с музыкальными занятиями в ДОУ, является наиболее плодотворным в подготовке к развитию навыков чтения с листа

В этот период активизируются воля, внимание, память и т.д. Он не имеет четких возрастных границ. Можно сказать, что ребенок с самого рождения готовится к занятиям в процессе своей обычной деятельности – через общение, постепенное расширение своего жизненного пространства, творчество вместе со взрослыми, игру и т.д. При этом важно отметить, что благоприятные факторы – степень одаренности, активная творческая деятельность родителей или их домашнее, любительское музицирование, любознательность ребенка, и, конечно, музыкальные занятия с педагогом в ДОУ.

Как правило, способности, заложенные в 5-7 лет, в дальнейшем можно лишь при правильном подходе и чутком отношении педагога и родителей развить в устойчивые качества. Поэтому возраст до 7 лет можно считать первоосновой всего последующего развития.

Донотный период обучения охватывает все дошкольное детство ребенка. При воспитании навыков чтения с листа необходимо учитывать особенности данного возраста.

Так, большинство педагогов и психологов отмечают ролевую игру в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста. Поэтому развитие всех основных навыков в донотный период качественно и эффективно проходит в игровой форме – ребенка с педагогом, ребенка с родителями, ребенка с остальными детьми (т.е. в группе).

К шести годам ребенок становится более самостоятельным, у него активно развивается самооценка и оценка своей роли в коллективе. Психологи утверждают, что основными ценностями в шестилетнем возрасте становятся:

  • отношение к себе окружающих;
  • общение;
  • деятельность.

Мотивация становится шире – особое место занимают мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений во взрослыми. Возрастает познавательная потребность и интерес к новым видам деятельности – труду, конструированию и т.д. Исходя из этого, можно подчеркнуть важнейшую роль педагога и родителей на этом этапе обучения. Также, игра в ансамбле (с педагогом или с другим ребенком, участие в оркестре на музыкальных занятиях ДОУ) будет способствовать развитию личности ребенка и навыков игры с листа.

К 6-7 годам у ребенка уже есть определенный жизненный и музыкальный опыт, запас конкретных знаний, на что следует опираться в занятиях по развитию навыка чтения с листа. Например, С. И. Савшинский отмечал: «Не существует ребенка, который не имел бы никакого музыкального опыта. Предысторию музыкального развития следует искать в младенчестве…. К моменту начала обучения у ребенка уже есть определенный запас музыкальных впечатлений, он поет, как умеет, танцует и марширует под музыку» /29, с.10/.

Но в 6 лет мышление ребенка все еще остается по преимуществу образным, опирается на реальные действия. Поэтому игровые приемы и «занимательную форму чтения» ( по формулировке Д.Эльконина) еще нельзя полностью исключить из обучения.

Кроме того, внимание ребенка в этом возрасте еще не устойчиво, а неспособность произвольного переключения внимания (так необходимого при воспитании навыков чтения с листа) ведет к дезорганизации и полному нарушению функционирования цепочки «слышу – играю», «вижу – слышу – играю». Поэтому воспитание гибкости внимания необходимо. Педагог должен ставить четкие, конкретные задачи перед ребенком и добиваться их целенаправленного выполнения.

Конечно, «подготовка к прочтению нотного знака зрительно, внутренним слухом и моторно-осязательно» /41, с.148/ проходит ряд этапов, и «скорость» этого процесса зависит от индивидуальных особенностей, «внутреннего темпа» ребенка.

К семи годам углубляется стремление к умственной деятельности, но еще не воспринимается простое «сообщение нового знания». Поэтому на данном этапе важно создать атмосферу сотрудничества; система задач должна усложняться постепенно: все элементы (слуховой, двигательный, зрительный) должны быть осознаны ребенком до конца.

Итак, хотя навыки чтения с листа возможно воспитать в любом возрасте, наиболее эффективно и качественно процесс их формирования протекает в раннем возрасте. Основополагающим для дальнейшего развития навыков является донотный период, охватывающий дошкольное детство ребенка – с самого рождения до 6-7 лет. В 6-7 лет происходит переход к освоению клавиатуры и нотной графики. От качества обучения на этом этапе зависит последующий успех в развитии навыков.

Качествами, которые способствуют развитию навыков у детей в донотный период можно считать живость и образность восприятия, богатство ассоциативного мышления, потребность в общении, стремление к самоутверждению, самооценке и социализации.

Осложняют же работу по воспитанию навыков такие качества как неустойчивость произвольного внимания, недостаточно развитое абстрактное мышление и воля, неспособность к комплексным действиям, импульсивность и т.д.

При подборе методов и приемов работы по воспитанию навыков необходимо максимально опираться на первые, стараясь не злоупотреблять вторыми.

В связи с этим работа по формированию и развитию навыков чтения с листа должна строиться под чутким наблюдением педагога и проводиться с самых первых занятий. Развитие навыков должно строиться на основе музыкального опыта ребенка и на доступном ему, высокохудожественном материале. Задачи обучения необходимо выдвигать по принципу постепенного усложнения. Все задания и упражнения на первоначальном этапе должны подкрепляться наглядными методами (карточки, картинки, показ педагога, прослушивание звукозаписи и т.д.) и игровыми технологиями.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте в процессе музыкального развития ребенка в ДОУ необходимо выявлять музыкально талантливых и одаренных детей, способствовать развитию их музыкального кругозора и творческих способностей в индивидуальной и подгрупповой работе, способствовать развитию интереса и любви к данной деятельности. Это должно послужить основой для дальнейшего формирования узкоспециальных навыков чтения музыкального текста – необходимой составляющей развития профессиональных качеств музыканта.

В рамках индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми в ДОУ не стоит задача воспитания пианистов. Но в этот период, с помощью грамотно построенной систематической работы, возможно создать оптимальные условия для наилучшего развития всех сторон музыкальности детей.

Подготовительный период освоения навыков чтения с листа включает донотный и период начального освоения нотной записи.

Целью донотного периода является подготовка слухового, зрительного и двигательного аппаратов для работы по нотной записи.

На данном этапе обучения важно наладить работу звена «слышу – совершаю действие».

Трудно переоценить значение этого периода. Именно в это время зарождаются основные музыкальные навыки, систематизируются внутренние слуховые представления на основе уже имеющегося музыкального опыта ребенка, начинают формироваться основные двигательные, слуховые – ладовые, ритмические, мелодические – стереотипы, налаживается прочная взаимосвязь между слухом и движением.

Донотный период, в свою очередь, может подразделяться на произвольный этап, не входящий в процесс обучения игре на инструменте, и этап начала систематических занятий.

Именно первый донотный период, не входящий в систему обучения игре на инструменте, дает огромные возможности для творческого подхода к выбору форм и методов развития музыкальных способностей ребенка-дошкольника в системе ДОУ. Этот период может охватывать довольно значительный возрастной отрезок от самого рождения до 6-7 лет. Это как раз то самое время, когда ребенок посещает детский сад и имеет возможность систематически развивать свои первоначальные музыкальные задатки в разнообразных формах деятельности. Ребенок накапливает определенный слуховой и двигательный опыт, расширяет музыкальный кругозор, в соответствии с уровнем своего психического и физического развития, интересами, окружающей его обстановкой.

Прежде всего важно заинтересовать ребенка музыкой, играть с ним. «Игра на фортепиано содержит те же элементы, что и всякая другая игра»,- подчеркивал Г.Нейгауз /42, с.283/. Во многом успех зависит ти творчества, инициативы и импровизации педагога. В игровых ситуациях проще активизировать внимание детей, сформировать новые знания и навыки на основе жизненного опыта. Ребенок легче осваивает новый для него мир озвучивания своих слуховых представлений, уже имеющихся у него в жизненном «багаже», опыте. Педагог должен опираться на этот багаж. /29, с.15/

Так как элементарные зрительные, слуховые и двигательные навыки даны каждому от рождения, задача педагога развить их во взаимосвязи, не нарушая естественных эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка.

Из-за отсутствия зрительной опоры на нотный текст в донотный период мощным источником развития можно считать голос и ритм (т.е. слуховое и двигательно-речевое восприятие). Следовательно, все обучение должно строиться на видах деятельности, имеющих в своей основе звуко-ритмический элемент.

Одним из простейших методов воспитания ритмического начала является ритмизация детских стишков (элементы логоритмики). Важно, чтобы ребенок осознал, что музыка – искусство временнОе, у нее есть «пульс». Уже на этом этапе можно использовать ритмический ансамбль между педагогом и ребенком, ребенком и родителями, подгруппой детей и солистом. Через несколько занятий, когда ребенок освоится в новом для себя виде деятельности – ритмические хлопки, шлепки, простукивания, шаги и т.п. – можно подключить в занятия вокальную импровизацию на те же стихи. Возможно применять различные варианты музыкальных игр-диалогов, «эхо», «перекличка», «вопрос – ответ» с разным сюжетом. Варианты подобных игр позволяют проявить творчество педагогу и детям. С помощью таких игр возможно освоение первоначальных простейших элементов музыкальной грамотности (понятие тембра, регистра – «Мишкин вопрос» и «Зайкин ответ», развитие ладового чувства, ощущения тоники и квинты и т.д.).

На основе двигательно-звуковой импровизации происходит и знакомство с основами простейших музыкальных форм – одночастной, 2-х и 3-х частной, а также, с основными музыкальными жанрами – песней, маршами, танцам -полькой, вальсом и т.п.

Через несколько занятий (точное их количество должно определяться для каждого ученика индивидуально) можно переходить к подготовке двигательного аппарата к игре за инструментом. Эта работа в ДОУ возможна только в индивидуальном порядке и как дополнительный кружок.

Наиболее важным в этой работе будет подготовить двигательный аппарат к воспроизведению внутренних слуховых представлений ребенка на клавиатуре. Здесь танцевальные импровизации для неподготовленных детей особенно важны – они помогут укрепить мышцы, освобождают от зажатости.

Упражнения, развивающие правильную посадку за инструментом, также должны проходить в игровой форме и сменяться достаточно часто (из-за быстрого переключения внимания ребенка с одного вида деятельности на другой). Некоторые методические разработки предлагают такие игры на собранность и расслабление, сидя за инструментом, как «Солдатик и медвежонок», «Новая и сломанная кукла». Для развития умения ребенка контролировать напряжение и освобождение отдельных частей аппарата можно использовать упражнения-игры наподобие «Заводной куклы» или «Робота», когда расслабление происходит постепенно – от пальцев, кистей, предплечия…до туловища и головы.

От развития и укрепления более крупных мышц происходит постепенный переход к работе с локальными группами – даются упражнения на развитие мягкой кисти. Например, «Подснежник», когда рукаплавно опускается и поднимается подмузыку, «Морские волны» и т.д., основ staccato («Мячик»), плавных, последовательных ( сустав за суставом) вертикальных и горизонтальных движений руки («лифт» и «машинка»).

Наиболее сложной и трудоемкой можно считать развитие мышц пальцев – от простого равномерного движения в различных комбинациях («Марширующие гномы», «Паучок», «Краб»), в дальнейшем можно подключать игру двумя руками разными пальцами. Позже осваиваются упражнения по передаче звуков мелодии от пальца к пальцу, от руки к руке («Паучки пошли в поход»).

Одним из интересных приемов, развивающих тактильное ощущение кончиков пальцев является «Игра в прятки» - ребенок убирает обе руки за спину ладонями вверх, а педагог дотрагивается сначала до одного, позже до нескольких одновременно кончиков пальцев. Ребенок должен угадать и назвать номер пальца.

Такие игры просты, интересны, могут проводиться и дома, с участием родителей, и в группе, с участием других детей.

После проведенной подготовки двигательного аппарата, возможно начинать игру на инструменте. Самое главное, чтобы при выполнении задания ребенок сначала услышал внутренним слухом то, что он хочет исполнить.

Продолжительность донотного периода зависит от внутреннего темпа ребенка, особенностей слуха, моторики, врожденного чувства ритма.

Таким образом, подчеркнем еще раз, что насыщенные и разнообразные по своим форме и содержанию музыкальные занятия в ДОУ дают возможность и создают предпосылки для развития музыкальности детей, для формирования навыка чтения нотного текста с листа как неотъемлемой части игры на музыкальном инструменте.


Библиография:

  1. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика// Проблемы музыкального мышления: сб.ст. под ред. М.Г.Арановского. – М.: Музыка, 1974, с.90-128
  2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.: Музыка, 1969
  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.Л.-М.,1973.
  4. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. - М.: Просвещение, 1964.
  5. Брянская Ф.Д. Навык игры с листа, его структура и принципы                                                                                                                                            развития//Вопросы фортепианной педагогики: сб. ст. под ред.В.Натансона. Вып.4.-М.:Музыка,1976,с.46 - 62.
  6. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые  годы обучения пианиста. Автореферат по диссертации на соискание    степени  кандидата искусствоведения. - Л.,1972.
  7. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. - М.,1960.    
  8. Веспреми Л. Чтение нот // Ребенок за роялем. Педагоги - пианисты  социалистических стран о фортепианной методике: сб. ст. под ред.   Я.Достала.М.:Музыка,1981,с.82- 87.
  9. Выготский Л.С. Психология искусства. Ред. М. Г. Ярошевский.-          М.:Педагогика,1987.
  10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 тт., т.4.Детская   психология, под ред. Д.Эльконина.-М.:Педагогика,1984
  11. Галич В.О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и      фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах//Вопросы фортепианной педагогики: сб. ст. под ред. В.Натансона.Вып.4.-М.:Музыка,1976,с.31 -  45.
  12. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие. - М.:Музыка,1978.        
  13. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального  восприятия// Проблемы музыкального мышления: сб. ст. под ред.М.Г.Арановского.-М.:Музыка,1974,с.230 - 251.                          
  14. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. - М.:Аквариум,1996.
  15. Доман Г. и Дж. Как научить ребенка читать. - М.:Аквариум,1996.
  16. Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. Вопросы фортепианной педагогики: сб. ст. под ред. В.Натансона.Вып.3.-М.:Музыка,1971,с.68-76.
  17. Лезер Ф. Рациональное чтение. Более быстрое и основательное. - М.:Педагогика,1980.
  18. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М.:Музыка,1982.
  19. Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся// Вопросы фортепианной педагогики: сб. ст. под ред. В. Натансона. Вып. 3.-М.:Музыка,1971,с. 39 - 67.
  20. Майкапар С. Как работать на рояле. Беседа с детьми.-Л.:Музгиз,1963.
  21. Мальцева Е. А. Основные элементы слуховых ощущений// Сборник работ физиолого-психологической секции. Вып.1. – М.: Музыкальный сектор, 1925.
  22. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.:Музыка,1977.
  23. Милич Б. Опыт обучения детей дошкольного возраста// Ребенок за роялем. Педагоги - пианисты социалистических стран о фортепинной методике: сб. ст. под ред.Я.Достала.-М.:Музыка,1981,с.275 - 283.
  24. Морозова С. Н. Далекое - близкое.(Б. Л. Яворский о музыкальном воспитании детей)//Музыкальное воспитание в школе. Вып.16.-М.:Музыка,1985,с.14 - 19.
  25. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -                 М.:Музыка,1972.
  26. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. -   М.:АРКТИ, 1997.                                                                
  27. Петрушин В. И. Музыкальная психология. Изд.2.-М.:ВЛАДОС,1997.
  28. Рябов И. М., Мурзина Е. И. Воспитание и обучение в ДМШ. Фортепиано.1 класс. Методическое пособие для педагогов. - Киев: Музiчна Украiна,1988.
  29. Савшинский С. И. Детская фортепианная педагогика//Вопросы фортепианной педагогики: сб. ст. под ред. В.Натансона. Вып.4.-М.:Музыка,1976,с.3 - 30.
  30. Соколов М. Ансамбль для начинающих//Там же, с.208 – 215.
  31. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Уч. пособие для студ. высш. уч. заведений/под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой.-М.: ВЛАДОС, 2001.
  32. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.-М.,1947.
  33. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования:Уч.пособие.-СПб.:Образование,1994,ч.2.
  34. Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся//Вопросы фортепианной педагогики: сб. ст. под ред. В. Натансона. Вып.3.-М.:Музыка,1974,с.3 - 38.
  35. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. Изд.2.-М.: Совершенство,1998.
  36. Хольцвейссиг К. Игра в четыре руки//Ребенок за роялем.  Педагоги - пианисты социалистических стран о фортепианной методике: сб.ст. под ред.Я.Достала.-М.:Музыка,1981,с.200 - 208.
  37. Цыпин Г.М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы// Музыкальное воспитание в школе. Вып.16.-М.:Музыка,1985,с.65 - 74.
  38. Чтение и письмо по системе Д.Эльконина.-М.:Просвещение,1993.
  39. Шарон А. Музыкальный психофизиологический этюд в помощь музыкантам.-СПб,1909.
  40. Эльконин Д. Как учить детей читать.-М.:Знание,1976. 
  41. Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или Я - детский педагог.-СПб,1996.
  42. Янжурова З. Первые шаги//Ребенок за роялем. Педагоги - пианисты социалистических стран о фортепианной методике:сб. ст. под ред.Я.Достала.-М.:Музыка,1981,с.283 – 294.

Рекомендуемая нотная литература для работы с детьми:

  1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. - М.:Сов. композитор,1985.
  2. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей: Помощь педагогам и родителям.-М.,1998.
  3. Альтерман С. 40  уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Тетради  I и II. -СПб.: Композитор, 1999.
  4. Андреева М.П. От примы до октавы. -М.:Кифара,1994.
  5. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Уч. пособие.- М.: Российское музыкальное издательство,1996.
  6. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста.-М.:Российское музыкальное издательство,1996.
  7. Ах, вы сени мои, сени. Маленькие пьески для маленьких детей. Фортепиано. Сост. А. Веселова, Л. Якимова. – СПб.: Союз художников, 2001.
  8. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии в 6 тетрадях. – СПб.: Композитор, 1997.
  9.  Геталова О. Секреты Дилидона. Нотная грамота для маленьких музыкантов. Рабочая тетрадь – раскраска. – СПб.: Композитор, 2000.
  10.  Геталова О., Визная И. В музыку с радостью.-СПБ: Композитор, 1997.
  11.   Гнесина Е. Фортепианная азбука.- М.:Сов. композитор,1976.
  12. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Уч. пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет. – СПб.: Композитор, 1999.                                                                                
  13. Кончаловская Н. Нотная азбука. - М.:ОЛМА - ПРЕСС,1997.
  14. Литовко Ю. Кошкин дом. Фортепиано. Маленькие пьески для маленьких детей. Сост. А. Веселова. – СПб.: Союз художников, 2001.
  15. Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах ДМШ.-Л.:Музыка,1970.
  16. Маленькому любителю музыки: Альбом фортепианных пьес для детей. Сост. С.Ляховицкая.-Л.:Музыка,1978.                        
  17. Малыш за роялем: Уч. пособие. Сост.И.Лещинская,В.Пороцкий.-М.:Сов.композитор,1986.
  18. Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. Пьесы для начинающих    .      пианистов. – СПб.: Композитор, 1994.
  19. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  20. Начальный период обучения игре на фортепиано. Методическая         разработка для преподавателей ДМШ и детских школ  искусств.Ред.С.Р.Гуляева.-М.,1989.
  21. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и  их родителей. Учебник-сказка. Ч. I и II.- СПб.: Композитор, 1999.
  22. Первые шаги маленького пианиста: Песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых двух лет обучения. Сост. Т. Взорова, Г. Баранова, А.Четвертухина.-М.:Музыка,1985
  23. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., ТопорковаИ.Г., Щербинина С.В.-Ярославль: Академия развития, 1998.
  24. Тургенева Э.,Малюков А. Пианист - фантазер: Уч. пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. Ч.1.-М.:Сов. композитор, 1987
  25. Фортепианная тетрадь юного музыканта: Для 1-2 года обучения. Сост. М.Глушенко.Вып.1.-Л.:Музыка,1988.
  26. Фортепианная школа Ляховицкой для начинающих. – СПб.: Композитор, 1997.
  27. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития.-М.,1994.