Фёдор Иванович Шаляпин - великий оперный певец

Никифорова Ирина Марковна

Презентация к уроку музыки "Фёдор Иванович Шаляпин- великий оперный певец"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федор Иванович Шаляпин Выполнила: Учитель музыки МАОУ школа № 79 им Н,А,Зайцева Никифорова И.М .

Слайд 2

Фёдор Иванович Шаляпин — русский оперный и камерный певец В разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Слайд 3

Фёдор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в городе Казани. Отец Иван Яковлевич Шаляпин (1838-1901) и мать Евдокия Михайловна Шаляпина, урожденная Прозорова (1845-1891) были выходцами из государственных крестьян Вятской губернии, но в момент рождения сына отец уже работал помощником писаря Ильинского волостного правления Казанского уезда. Он хотел и сына пристроить к какому-то делу – если не к писарскому, то хотя бы к надежному ремеслу. Но судьба распорядилась иначе – Федору Шаляпину было суждено стать оперным певцом, славу которого еще никому не удалось затмить. Отец Ф. Шаляпина

Слайд 4

Федора рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а затем у токаря. Вскоре семье Шаляпиных удалось устроить Федю в городское четырехклассное училище, которое он окончил с похвальной грамотой.

Слайд 5

В 1885 году Шаляпин с отличием оканчивает 6-е городское начальное училище . Отец устраивает Федора на работу писцом в ссудную кассу банкирской конторы “Л.А.Печенкина и К°”.

Слайд 6

Уже в детском возрасте у Федора обнаружился красивый голос (дискант), и он часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика.

Слайд 7

В 1883 году он в первый раз попал в театр. В тот знаменательный день давали «Русскую свадьбу» П. П. Сухонина. Посещение театра решило судьбу Федора Ивановича Шаляпина. Он стремился попасть сюда едва ли не на каждый спектакль.

Слайд 8

В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

Слайд 9

Совсем юным он нанимается в увеселительный хор Серебрякова, где происходит его встреча с Максимом Горьким. Горького в хор на тот момент приняли, а Шаляпина нет. Не познакомившись друг с другом, они расстаются. Однако позднее в Нижнем Новгороде в 1900 году они подружатся на всю жизнь.

Слайд 10

Поступление в 1889 году в драматическую труппу В. Б. Серебрякова Шаляпин считал началом своей артистической карьеры . Вначале на должность статиста. 2 сентября 1884 года состоялось первое выступление Шаляпина в качестве статиста в опере “Жизнь за царя” в городском театре.

Слайд 11

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

Слайд 12

Мемориал Ф. Шаляпина в Уфе В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского. Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

Слайд 13

Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например, Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах.

Слайд 14

Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Опера М. Глинки «Руслан и Людмила»

Слайд 15

Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх. В роли Сальери в опере Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери»

Слайд 16

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля. Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире. Мариинский театр

Слайд 17

В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иоанн Грозный) в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»). С 1918 года — художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

Слайд 18

В его репертуар входило до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. В число шедевров вошли: «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Роберта Шумана, «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Двойник» Ф. Шуберта. А также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень». Творческий путь Федора Шаляпина глубоко народен, так как истоки его – это сама русская песня.

Слайд 19

На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира (Англия, Америка, Канада, Китай, Япония, Гавайские острова). С 1930 Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. В роли Галицкого в опере А. Бородина «Князь Игорь» В роли Досифея в опере М. Мусоргского «Хованщина»

Слайд 20

В 20-30-х им было сделано около 300 грамзаписей. «Люблю граммофонные записи..., - признавался Шаляпин, - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни.

Слайд 21

Оказавшись в эмиграции уже на склоне лет, Шаляпин тосковал по России, потерял жизнерадостность и оптимизм, не пел новых оперных партий, часто болел. В мае 1937 врачи поставили ему диагноз - лейкемия, через год он скончался.

Слайд 22

До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином, он не принял иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось: прах певца был перевезен в Москву, и 29.10.1984 г. захоронен на Новодевичьем кладбище.